1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    @TheMadLynx, большое спасибо за наводку, с WDM-драйверами всё работает! В инструменте, вынесенном в панель управления, теперь меньше разделов, в т. ч. отсутствует DOS-BOX. Также теперь нет Legacy-устройства, как в прежнем драйвере. Но при этом во всех играх нормально работает и звук (220/5/1), и GM (330). Проверил на Duke Nukem 3D, Doom 2 и Shannara.

    P. S. Интересно, что звук с этой Genius 128XG чистейший, фонового шума в наушниках вообще не слышно. Надо будет сравнить с YMF718 и AWE64, когда добуду шнуры нужной длины и подключу системник к "Амфитону".
    --- добавлено 11 июл 2020, предыдущее сообщение размещено: 11 июл 2020 ---
    В дополнение к WDM-драйверам поставил PowerYMF 2.0.1 + Extended Bank большего размера, с которым качество звучания должно приблизиться к DB50XG. Правда, сходу на бюджетных наушниках разницу я не особо заметил.
     
    Колючий, MAN-biker и TheMadLynx нравится это.
  4. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    868
  5. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Шести, т.к. пустой контакт будет посередине, а не с краю. Можно взять готовый провод от spdif in+out брекетов фирмы ASUS. Я использую именно такой от ASUS. Ключ там, где нужно.
    aa1.amlimg.com_ODcyOTgzMWJiN2ZkODMzZTA3NjJhMGQ5YjNiMzY3ODZ1bX81026904f5ed1b81b0ffbc8801b2579f9.jpg
     
    MAN-biker нравится это.
  6. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    868
    Пять - минимум. Шлейф можно разделить на две части в разъемах.
    Шесть будет удобнее.

    Планку от Asus видел только на фото.
    При стоимости 100-350 рублей за саму планку и 300-350 за доставку совсем не интересно.
    Её бы по прямому назначению использовать...
     
    Последнее редактирование: 12 июл 2020
  7. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    А, ну если охота совсем глубокого секаса, тогда да.
    Ну разумеется, шесть удобнее! Настолько удобнее, что сажать на иглы надо один раз, а не два. Настолько удобнее, что держаться будет крепче. Настолько удобнее, что дополнительный контакт не стоит ничего, даже в копейках. Следовательно, настолько удобнее, что шесть - целесообразно.
     
  8. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    868
    Учитывая, что я разделывал провода, паял и устанавливал по одиночке десять контактов... =)
    Хорошо. Внесу изменение.

    Про планку Asus тоже добавлю, если вы не против.
     
    Последнее редактирование: 12 июл 2020
  9. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Я не про первый вариант! Там как раз пять, да! И в центральный контакт затычку ещё.
    Я про второй вариант, где без пайки сажается единый шлейф. Там шесть вместе надо брать.
     
  10. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    868
    Все правильно.
     
  11. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Протестировал больше игр под Windows 98, используя WDM-драйвера для Yamaha 724 и выключив в диспетчере устройств вторую карту (ISA). Пришёл к выводу, что этот вариант подходит для относительно поздних DOS-игр, примерно 1994 года и выше.

    Звуковые эффекты и General MIDI воспроизводятся в Doom 2, Rise of the Triad, Duke Nukem 3D, Shannara. В последней музыка очень приятно играет, даже захотелось снова пройти этот замечательный квест.

    FM синтеза нет вообще - ошибок игры не выдают, просто музыки не слышно. С другой стороны, мне он при использовании этой карты и не нужен.

    Со старыми играми - Wolfenstein 3D, Magicland Dizzy, Prince of Persia, Kyrandia 2 - по разному. В первых двух вообще не воспроизводятся никакие звуки, в PoP - только звуковые эффекты, в Kyrandia 2 есть музыка GM при старте (надпись Westwood), но когда начинаешь игру, она вылетает.

    В общем, результат с WDM-драйверами нахожу удовлетворительным. Во всяком случае не было критических ошибок с последующим зависанием ОС и перезагрузок, характерных для стандартных драйверов под Windows 98 (yamaha_dsxg_driver.exe). Жаль только, что с Kyrandia 2 так ничего и не получилось.
     
    Последнее редактирование: 13 июл 2020
  12. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    У Кирандии 2 нет EXE-шника под винду? Вроде был же ж какой-то и драйверы в игре под винду были.
     
    Revolter и Yuriy_X нравится это.
  13. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Кстати, да, в CD-версии есть исполняемый файл MAINWIN.EXE (в дискетной - только HOF.EXE). Надо попробовать.
     
    Последнее редактирование: 13 июл 2020
    Revolter нравится это.
  14. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    С этого нужно было и начинать.
     
  15. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Да, Windows-версия работает, правда только музыка General MIDI. При запуске выдаёт "Digitized samples unavaliable -- VWWSD.386 not found", хотя этот файл есть в папке с игрой. Больше не захламляю эту ветку, буду писать в отдельную тему о Kyrandia 2.
     
  16. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Да ладно, одним мусорным сообщением больше, одним меньше... эта ветка не заметит. Она самая захламлённая на форуме уже не первый год.
    Всё правильно, а в описании сказано "не меньше пяти" применительно к варианту со шлейфом.
     
  17. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Насколько помню, этот файл VWWSD.386 должен быть в системной папке винды.
     
  18. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Приехала, наконец, Dreamblaster X2, моя первая дочерняя звуковая карта.
    Специально для использования с ней заказал ASUS I-A16C и пока она в пути, подключил X2 к единственно доступной карте с WT-разъёмом - ESS 1868.
    В целом результат понравился, хотя после эмулятора Yamaha S-YXG50 и настоящей YMF724 чувствуется некоторая ненатуральность звуков. Особенно слабоватой X2 со стандартным банком показалась на одной из моих любимых мелодий в Duke Nukem 3D, которая играет на уровне Dark Side (E2M8).
    После загрузки неофициального банка "Roland GM.dxb" звук, на мой вкус, заметно улучшился в Duke Nukem 3D, Doom 2, Kyrandia 2 и Shannara. Не знаю, насколько X2 в этом вариант близок к натуральному Roland, но мне понравилось. По ощущениям - лучше, чем AWE64, но хуже, чем Yamaha DS XG.
    --- добавлено 14 июл 2020, предыдущее сообщение размещено: 14 июл 2020 ---
    Его там не было, но если его скопировать туда, то ничего не меняется.
     
    MAN-biker нравится это.
  19. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Примеров звучания на SC-55 любых известных мелодий полным-полно, так что сравнить нет проблем.

    Винда какая, напомни. 9х?
    В общем, нужно, чтоб у тебя не просто был файл "C:\WINDOWS\vwwsd.386", а чтоб ещё в
    "C:\WINDOWS\SYSTEM.INI" была строка в секции [386Enh]:

    [386Enh]
    device=vwwsd.386


    Ну и обязательный ребут винды.
     
    Последнее редактирование: 14 июл 2020
  20. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Уже нашёл ролик в youtube со всеми мелодиями из Duke Bukem 3D. По сбалансированности X2 уступает и SC-55, и DS XG, конечно. Пока, по первым ощущениям, General MIDI у Yamaha 724 чуть мягче, у Roland SC-55 (из ролика) чуть звонче. При этом при прослушивании MIDI с обеих карт ни разу не было ощущения, что где-то звук не подходит. Не могу сказать того же про X2 со стандартным или роландовским банком, равно как и про AWE64. Думаю, чуть позже всё же раскошелюсь на DB50XG.
    Windows 98 SE. Сделал, теперь нет сообщения об отсутствии файла. Но звук так и не появился - ни звуковых эффектов (кроме воспроизводимых средствами General MIDI), ни речи.
     
    Goblinit нравится это.
  21. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Потому, что оно звучит как и должен звучать "эмулятор" с банками SF2 - так себе. Потому я и писал уже много раз, что весьма сомнительный девайс за свои деньги.
    А вот DB50XG хоть и не востребована в играх как таковая, но все же звучит очень достойно. А если играть XG - вообще эталон.

    В сетапе игры-то чего навыставлял? Тест проходит?
    Кстати, там и звуковые эффекты через МИДИ весьма достойные, но вот речь да, без "digitized" делать нечего.
     
  22. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Для music и sound effects - General MIDI / Sound Canvas, для digitized samples - Sound Blaster Pro / 16. Пишет, что всё хорошо и сохраняет настройки. Да, эффекты достойные, но некоторые из них воспроизводятся только через SB. Например, звуки при появлении котла или книги рецептов.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление