1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Как это "не востребована"? Как таковая на первом месте была у 90% пользователей General MIDI звука в играх (плебейский AWE не в счёт). Остальные 10% были: полтора гурмана Роланда и обладатели более дешёвых дочек Dream от Даймондов и Тартлов (Канкан), потом Фиджи/Пиннаклы, ну и всякие Рио-Шмио, и совсем редкая Корг, настолько редкая, что её можно совсем не считать.
     
  4. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    Думаю, речь не о распространении среди пользователей, а о том, что нет жесткой необходимости именно в этом железе для того, чтобы получать удовольствие от игр. Я, в общем, с этим согласен. Дочка звучит, имхо, слишком "серьезно" для тех игр, в которых используется. Речь идет, в общем, о вкусах, и, в этом смысле, DB50XG неким стандартом, годным для всех и каждого, я бы не назвал.
     
  5. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    @Thomas Wolfe, а что бы назвал таким стандартом?
     
  6. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    Ничего. Здесь ранее много говорили о роланде и принципе "сбалансированности". Я в этом лагере. Но, подчеркиваю, - на мой взгляд, никаких стандартов именно в плане того, чтобы подходило всем, не существует.
     
    Yuriy_X нравится это.
  7. 1q2w3e

    1q2w3e

    Регистрация:
    5 ноя 2019
    Сообщения:
    122
    я поймал такой же баг запуская игры с MUNT =( проблема решилась замедлением процессора (Celeron 412Мгц)
     
    Последнее редактирование: 15 июл 2020
    Thomas Wolfe нравится это.
  8. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Нет, у меня совсем иное, ощущение, что синтезатор не справляется с потоком.
     
  9. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Так и не удалось получить звук на YMF724 (Genius 128XG) под Windows 98, кроме двух игр - Doom 2 и Duke Nukem 3D - в обеих всё без проблем. При этом GM работает без проблем везде. В этой связи назрел вопрос - а можно ли сигнал General MIDI с Ямахи перенаправить на ISA-карточку ESS 1868, например, соединив выход Ямахи с линейным входом ESS?
     
  10. 1q2w3e

    1q2w3e

    Регистрация:
    5 ноя 2019
    Сообщения:
    122
    а можно уточнить какие игры проблемные и конфигурацию ПК (частоту FSB и CPU)?
     
  11. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Везде, кроме двух вышеупомянутых игр, нет звуковых эффектов и FM. Конфигурация - Gigabyte GA-6VTXE, Pentium III-S 1133 МГц (FSB 133 МГц), 512 Мб памяти. Ранее проводил аналогичные опыты на ASUS P 1-XP55T2P4 с Pentium MMX 200 МГц - с VXD-драйверами были те же проблемы.
     
  12. 1q2w3e

    1q2w3e

    Регистрация:
    5 ноя 2019
    Сообщения:
    122
    в Heretic тоже?
    вообще звук PCI более проблемный для DOS игр
    я нехило потанцевал с бубном с Aureal Vortex одно время
     
    Последнее редактирование: 16 июл 2020
  13. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    А наколь тебе вообще эта Yamaha (ну и все нюансы с ней) ессли у тебя есть ISA на плате, это решение больше для тех у кого нет ISA на плате. Хотя на YMF724 должно норм работать, я даже Dune II на ней играл с норм звуком. Да и кажись ты недавно купил Dreamblaster II, вставил SB совместимую карту навесил дочеркой Dreamblaster II, что еще надо.
     
    Последнее редактирование: 16 июл 2020
    MAN-biker и 1q2w3e нравится это.
  14. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    @Yuriy_X, драйвера поставили те, что нужно, в которых активный dosbox со всеми опциями? Ну, и, вроде как, желательно, иметь стандартные установки для irq и dma. Также проверить нет ли каких левых записей, скажем, в config.sys
     
    MAN-biker нравится это.
  15. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Heretic не проверял, скорее всего, с ним (а также Hexen и Strife) будет всё нормально.
    Поэтому и хочу использовать для обычного звука беспроблемную ISA, а для MIDI - PCI YMF724.
    --- добавлено 16 июл 2020, предыдущее сообщение размещено: 16 июл 2020 ---
    На мой вкус, General MIDI у Yamaha 724 звучит получше. А при установке PowerYMF с четырёхмегабайтным Extended Bank, по идее, вообще не сильно отличается от DB50XG. Соответственно, для игр, которые нормально работают в Windows 98, можно использовать ISA (SB ) + YMF724 (GM), для остальных - ISA (SB ) + X2 (GM).
     
    Последнее редактирование: 16 июл 2020
  16. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Соединив таким образом вы перенаправите всё, что выводит ямаха. Если у вас вдруг просто не работает аналоговый выход, то и перенаправить его тоже так не получится.
    Если хоть что-нибудь с её аналога вы слышите, выход исправен. Но если вы не слышите с него миди, то нечего и перенаправлять :)
     
  17. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    С этим как раз на Ямахе всё в порядке, поэтому удалось вывести General MIDI с её линейного выхода на линейный вход ESS 1868. Даже неплохой звук выходит, правда работает только правый канал. Попробую другой шнурок применить.
     
    Последнее редактирование: 17 июл 2020
  18. 1q2w3e

    1q2w3e

    Регистрация:
    5 ноя 2019
    Сообщения:
    122
    если вход моно, то будет не очень, можно все источники звука в отдельный аппаратный микшер, а уже с него на колонки/наушники
     
    MAN-biker нравится это.
  19. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Ещё ASUS I-A16C едет, она вроде посерьёзнее бюджетных ESS. Может, с ней результат будет лучше. А бывают простые аппаратные микшеры - с парой входов и одним выходом?
     
  20. 1q2w3e

    1q2w3e

    Регистрация:
    5 ноя 2019
    Сообщения:
    122
    я бы смотрел в сторону Behringer Xenyx 502 или аналогичные, у меня такой же только Tapco MIX50
     
    Yuriy_X нравится это.
  21. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @1q2w3e, никакое там не моно на входе. Моно дало бы идентичный звук в обоих ухах, а не в правом. Да и вообще линейного моновхода на звукокартах я в целом не припомню. Там или шнурок битый, или вход на ESS битый, или настройки баланса на входе сбились.
    @Yuriy_X, наконец-то здравое решение. Я его ждал, но не озвучивал. По опыту знаю, что говорить о подобных вещах кому бы то ни было совершенно бесполезно. Каждый открывает для себя Америку самостоятельно. Кстати, если на этой ss7 системе предполагается звук EAX, то в качестве микшера и в досе с моим микшером, и в винде с VxD драйвером рекомендую Live. Если EAX не предполагается, но лишнего слота не жаль, то тоже рекомендую, но уже с kx драйвером и обязательно с реверснутыми выходами. Ямаху и CDROM соединять с Live исключительно цифровым способом, это повысит качество на выходе. ESS воткнуть в Line In.
     
    Yuriy_X и MAN-biker нравится это.
  22. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    @LANRUS, EAX для меня особого интереса не представляет, но ради чистоты звука можно и поставить. Какая-то SB Live! у меня есть. Вот только вчера выяснилось, что под Windows 98 у меня теперь вообще нет звуковых эффектов и FM даже при использовании исашной ESS1868. Буду продолжать тестирование на новой конфигурации (Acorp 5ALI61, AMD-K6-2 400ARF, 64 Мб памяти), сейчас как раз её настраиваю.
    По поводу микшера немного запутался. SB Live! будет принимать сигналы с YMF724 (цифровой) и ESS (аналоговый)? И что значит реверснутые выходы?
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление