1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Ох, лучше бы я этого не говорил. Короче говоря, там надо заморочиться с настройкой всех компонентов. Если на Ямахе есть TTL выход, прямо внутри системника завести его на вход Live 2-пиновым шнурком. Где находится этот вход, зависит от ревизии Live. Выход от CDROM завести на CD_SPDIF Live тоже 2-пиновым шнурком, этот вход есть почти на всех Live, очень редко когда не распаян. "Реверснутые выходы" означает поменять местами фронт и тыл, тогда тыловой выход можно использовать в качестве фронтального, и это хорошо, т.к. у него отдельный очень хороший ЦАП от Филипс, а не AC97. Можно CDROM взять в аналоге обычным 4-пиновым шнурком и завести на CD_IN Live, тогда можно для Ямахи не искать цифровой вход, а использовать свободный CD_SPDIF.

    Поменять местами фронт и тыл можно только в драйвере KX. Если EAX не востребован, рекомендую kx драйвер, версию 3536. SF2 использовать умеет без проблем, но в досовских играх (как GM) я не пробовал. А в чистом досе всё просто, любой вход направляется на любой выход.
     
    Yuriy_X и MAN-biker нравится это.
  4. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Не думал, что с этой Yamaha будет столько сложностей. Уже третья конфигурация (на базе Acorp 5ALI61), на которой Genius 128XG (YMF724) в Windows 98 с последними VXD-драйверами так же чудит, как и на предыдущих двух.

    Совершенно разные конфигурации: 430HX + Pentium MMX 200 МГц, VIA Apollo Pro 133T/686B + Pentium III-S 1133 МГц, ALI ALLADIN M1543C/M1542 + K6-2 400 МГц. На каждой из них при обращении к ресурсам, выделенным Legacy-устройству, приложения вылетают с ошибкой, на последней - синий экран.

    Интересно, это какое-то моё проклятие или с этими драйверами под Windows 98 у всех не работает звук в DOS-играх? Можно было бы предположить, что это проблема конкретного экземпляра карты, но у меня их две.
     
  5. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Вообще-то, мне всегда казалось, что работа дос-звука под виндой - бонус, а не фича. Т.е., работает - повезло. В норме игаем в дос-игры - используем перезагрузку в дос.
     
    2Rain и MAN-biker нравится это.
  6. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    @Goblinit, в случае с YMF724 целая закладка в настройках (DOS-BOX) намекает, что это фича. А перезагрузка в DOS, к сожалению, лишает поддержки General MIDI.
     
  7. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    868
    Звуковая карта на микросхеме Yamaha XG YMF7xx, доработка SB-Link

    Пытался найти фото с видимыми номиналами резисторов... Наткнулся на такое =)
    zvukovaya-yamaha-sm724-na-chipe-ymf740c-v-3-9900336.jpg
    Похоже, про R110 и R111 забыли... И подключены они к земле, можно и так... За разъемом, т.е. на резисторах еще и провода висят.
    Веселые разработчики.
    Как и пользователи. =))
     
    Последнее редактирование: 19 июл 2020
  8. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    Вот моя: R44 и R47

    img049.jpg

    Открывать нужно в оригинальном разрешении (стрелка в правом верхнем углу окна полноэкранного просмотра), тогда будут чётко видны номиналы.
     
  9. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    868
    @TheMadLynx, можете тестером проверить подключение резисторов: к первому или ко второму контакту U10 они подключены?
    Безымянный.jpg
     
  10. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    @Strannik_, на третьей, к пяти вольтам подтягивают.
     
    MAN-biker нравится это.
  11. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    868
    Спасибо.

    Странно, что к третьей, без стабилизации. Это же YMF754-R, у неё питание 3.3 В. А стабилизации на подтягивающий резистор нет.
    Такое чувство, что взяли отдельную шикарную плату и всерьез порезали до состояния "от дядюшки Ляо".
     
    Последнее редактирование: 19 июл 2020
  12. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    Получил свою дримку, и как обещал, записал популярные игры с ее звучанием.
    Кстати, у кого есть такая, проверьте в Doom. На записи слышно как проскакивают фантомные ноты.

    а также пару игр на Yamaha DB50XG

    --- добавлено 24 июл 2020, предыдущее сообщение размещено: 24 июл 2020 ---
    Также записал звук с Pine Vivaldi PT-202, но у нее оказался неисправен один канал, и звук идет только из одного. Пока пытаюсь разобраться в чем дело.
    Ну, такая себе карточка. Звезд с небес не хватает.


    Сейчас думаю, может заказать еще Dreamblaster S2, его послушать?
     
    Последнее редактирование: 24 июл 2020
    Yuriy_X, 1q2w3e, Колючий и ещё 1-му нравится это.
  13. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    Кстати, интересный факт, многие креативовские карты, имеют отверстие чтобы зафиксировать в них дочку от Ямахи :)
     

    Вложения:

    • CT2940 SB16.jpg
      CT2940 SB16.jpg
      Размер файла:
      733,4 КБ
      Просмотров:
      113
  14. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    ТОЛЬКО от Ямахи? Может оно по СТАНДАРТУ было предусмотрено? И что, к примеру, у Roland SCB-55 другие положения отверстий для крепления?
     
  15. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    Ну может еще от Роланда.
    Таких больших плат делали немногие производители
     
  16. R4kk00n Benched arcade playa

    R4kk00n

    Модератор

    Регистрация:
    28 мар 2005
    Сообщения:
    9.286
    Они просто со временем миниатюризировались
     
  17. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    А зря. Большую плату держать в руках приятней. Сейчас конечно новоделы не отстают по качеству, но из-за размеров чувствуется некая непотребность и недоверие.
    Короче как всегда, «раньше было лучше»
     
  18. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Интересно, зависание нот происходит из-за несовместимости звуковой карты с дочкой? Как можно узнать заранее, какую карту лучше выбрать для конкретной дочки? Только методом перебора?
    --- добавлено 24 июл 2020, предыдущее сообщение размещено: 24 июл 2020 ---
    @Jccwu, ещё можно добавить X2 с банком Roland GM.dxb. Мне он понравился больше оригинального, хотя и чудит в Dune 2.
     
  19. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    Сомневаюсь что существует такое понятие как совместимость звуковой карты с дочкой. На wavetable пришел сигнал, его обработала midi плата, и выдала обработанный уже минуя звуковую обвязку. Я так себе это представляю.
     
    MAN-biker нравится это.
  20. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Как тогда объяснить, почему с X2 + ASUS I-A16C виснут ноты и возникает 10-секундная задержка в Duke Nukem 3D при смене мелодии, а с X2 + ESS 1868 всё нормально?
     
  21. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Может там с SysEx'ами хрень происходит какая-то при передаче, одна нормально их передаёт, другая - нет, да и вообще, не факт, что у них что на вход прилетело, корректно вылетает на выхлоп.
     
    Yuriy_X нравится это.
  22. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    Тут надо более тщательней разбираться. Попробовать например другую дочку, с той же платой. Может дело в самой игре, а не железе.
     
    Yuriy_X нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление