1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Как бывший владелец лампового радиоприёмника размером с немаленький ЭЛТ смотрю на ваше пискоьмерство с недоумением.
     
    Revolter и MAN-biker нравится это.
  4. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Прям как возня археолога над артефактом и выяснение исторического "факта". А настоящий интересный факт в том, что стандарт WaveBlaster введён самой Creative, когда дочки от Ямахи ещё даже в проекте не было.

    The Wave Blaster port was adopted by other sound card manufacturers who produced both daughterboards and soundcards with the expansion-header: Diamond, Ensoniq, Guillemot, Oberheim, Orchid, Roland, TerraTec,[1] Turtle Beach,[2] and Yamaha. The header also appeared on devices such as the Korg NX5R MIDI sound module, the Oberheim MC-1000/MC-2000 keyboards, and the TerraTec Axon AX-100 Guitar-to-MIDI converter.

    Объяснить очень просто, у этих педерастов кривативов самая небрежная реализация MPU-401 UART из всех производителей. Ни у кого эта тема не лагает, только у Креатив! Нормальная работа над ошибками проделана только к выходу AWE64, но на них нет разъёма "с отверстиями под Ямаху". Сейчас активно идёт работа над проектом AWE64 Legacy с претензией на "самый-самый бластер", это AWE64 с 28мб на самой плате, разъёмом WB, настоящим OPL3 YMF262 и даже вторым каналом MPU с прошивкой от HardMPU. Но будет дорого.
     
    Goblinit, MAN-biker и Yuriy_X нравится это.
  5. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    я ведь не обобщил это на всю категорию продуктов, а лишь только про конкретные вещи.
    Я просто только вчера этом узнал, мне было интересно, но совсем забыл что в природе еще есть креативовские вейвбластеры.
     
    Последнее редактирование: 25 июл 2020
  6. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Да можно и про конкретные. Те же радиоприёмники.
     
    MAN-biker нравится это.
  7. R4kk00n Benched arcade playa

    R4kk00n

    Модератор

    Регистрация:
    28 мар 2005
    Сообщения:
    9.286
    Я бы послушал что-нибудь, записанное через дочернюю карту Oberheim...

    Но похоже, что у них только разъёмы на двух моделях клавиатур были, а собственных карт не было
     
  8. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Любопытно. А есть где подробнее?
     
    Oleg Krylov нравится это.
  9. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
  10. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    Ничего у меня не проскакивает (дочка на ямахе 718).
    Уже сто раз перетирали. Давайте в сто первый ещё: Sound Blaster 16 Bugs and Deficiencies Summary \ VOGONS
    Читаем первый пункт - это и есть те самые дефектные звонкие ноты.

    Насколько я знаю, в дюке всё ещё лагает GMidi с нормальным качеством звука. Так что криативы я считаю непригодными для использования с GMidi в принципе, от слова совсем.
     
    MAN-biker и Yuriy_X нравится это.
  11. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    А дорого это сколько 50-100-500-1000$?
     
  12. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Пока что что-то в район 300$.
     
  13. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    На "Полигоне призраков" писали про $300.
     
  14. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    а подешеветь может?, как на примере аналогичного изделия для олдскульной картинки для ретроконсолей OSSC, по началу тоде стоил за 200, потом пошло на конвеер теперь можно купить в пределах 100
     
  15. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Не думаю.
    Там в распай идёт донор (обычно CT4520 + SIMM72 FPM модули). Компоненты всё же хорошие закупаются. Ну и сборка, похоже, тоже ручками.
    Потому серия по определению не станет большой и само производство будет не долгим.
     
    MAN-biker нравится это.
  16. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Кто то его покупать будет, я так прикинул если продать все свое хламье, а есть: SB16, AWE32 новый в коробке со всеми дискетками и бумажками, SB32, Turtle Beach Tropez +, 2 разные модели AWE64 не голд. Думаю если все продать то нашкребется 300 даже больше, ведь если иметь такую самоделку то все перечисленное выше уже ненужно, я не коллекционер, а практик сотня разных карт мне ненужна. Да и еще не нужно будет разрываться между мощностью ПК: например какой то Tualatin 1400 мамке с одним ISA или Athlon 2500+ на такой же мамке, где думаешь что воткнуть в этот один слот. AWE64 но без дочки или SB клон с дочкой но без AWE синтеза. Или немощный комп но 2-3 слота иса, а с етим поделием можно выбрать максимально мощную конфигу и побоку ско там ISA слотов 1 или 4)
    --- добавлено 25 июл 2020, предыдущее сообщение размещено: 25 июл 2020 ---
    Еще бы GUS в одну карту вмантулить вообще лепота была бы, илино он не шибко то и нужен?
     
    Последнее редактирование: 25 июл 2020
  17. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Там за основу взята AWE64 и частично перепроектирована (проектированием занималась не за копейки сторонняя контора).
    Просто так добавить гуся будет очень нетривиально.
     
  18. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    В какую "ОДНУ"? ГУСь и есть ОДНА карта.
    И ты его со всякими "бластерами"-то не равняй (да и с другими GM-синтами), ибо это "особенная" штучка (из серии как какая-нить "Innovation SSI-2001", которая, впрочем, почти никому не нужная по факту).

    Или ты имел в виду, что к этому "супербластеру" на борт ещё и ГУСя запаять?
     
    Последнее редактирование: 25 июл 2020
  19. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Да именно это имел ввиду
     
  20. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @TheMadLynx, эмуляция GM на EMU8K? Да, лагает. Не путаем тёплое с мягким. Я имею в виду порт MPU, и там ничего не лагает. На AWE64 выход с него присутствует только на GamePort. Разъём WB просто отсутствует как таковой.
    @dante1, такая работа тоже скоро начнётся. Я активно сейчас принимаю в ней участие, просто как соглядатай. Мы долго спорили, из чего делать кусок SB Pro, вроде пришли к общему знаменателю. Точнее, я победил :) Кто делает карту и из чего, не расскажу, т.к. не получал такого разрешения. Открою одно: ни один гусь при изготовлении не пострадает, GF1 будет зашит в ПЛИС. Так что гусёвый кусок будет наподобие HardMPU. Наверное, тоже будут из досбокса код вытягивать, не знаю. Карта будет покачественнее, чем гусь экстрим.
    AWE64Legacy я тестировал совсем сырую, один из первых прототипов. Очень классная карта, могу рекомендовать. Я не скрываю от разработчиков, что лично мне AWE64Legacy не нравится, но тесты провёл добросовестно, "в поте лица", дабы помочь выявить и ликвидировать её детские болезни. На самом деле хорошая карта будет! Подробностей тоже не раскрою, полномочий нет. Пусть инициатор почина сам отвечает на вопросы, связанные с этим проектом.
    --- добавлено 25 июл 2020, предыдущее сообщение размещено: 25 июл 2020 ---
    Открою ещё один секрет. <...> Да ну на фиг, слишком болтаю сегодня. Ещё обидятся на меня. Всё, больше ничего не расскажу.
     
    Последнее редактирование: 25 июл 2020
    AzzA1984, MAN-biker и dante1 нравится это.
  21. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Жадина:blum:
     
    MAN-biker нравится это.
  22. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Просветите, пожалуйста, какие банки для AWE64 (простая, CT4520) доступны для этой карты с дополнительной памятью? Есть ли среди них какие-то действительно стоящие, существенно улучшающие качество и главное, сбалансированные? Например, полностью идентичные по звуку какой-нибудь Yamaha или Roland.

    Спрашиваю, потому что миди у CT4520 по умолчанию нравится не везде. Например, заглавная тема Duke Nukem 3D прямо слух режет. Слушаю её на S-YXG50 или YMF724 - и уши радуются. Думаю, что есть смысл добавить новоделанную память для этой карты, чтобы использовать более качественные и сбалансированные банки. Вопрос в том, существуют ли они.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление