1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    Я не путаю. У меня нет под рукой такой карты, чтобы проверить лично, но народ с вогонс утверждает, что лагает. Я проверял на других вариантах SB16. Наличие гребёнки для дочки здесь ни при чём. Лагает музыка из-за кривой работы MPU-суррогата, который во всех исашных SB эмулируется через DSP, в то время как даже у самого сраного клона это будет отдельный кусок кремния (читай, отдельное устройство) в микросхеме.

    Поэтому проект этот с легаси64 решает всего один важный вопрос - экономит один ISA-слот, куда следовало бы поставить карту с нормальным MPU интерфейсом. В остальном смысла нет. Вот если бы его сделали полностью на современных компонентах, которые доступны новыми в свободной продаже - тогда другое дело.
     
    Последнее редактирование: 25 июл 2020
    MAN-biker нравится это.
  4. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    @Yuriy_X, любые sf2 банки до 28Мб.
    Хороших игровых десяток найдётся точно.
     
    Последнее редактирование: 25 июл 2020
    Yuriy_X нравится это.
  5. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @TheMadLynx, я не сталкивался, не буду врать тогда. А вот про MPU ты невнимательно прочёл. На карту установлен HardMPU:
    :) Да я было написал, потом стёр. Если бы эти проекты принадлежали мне, тогда другое дело. Там несколько интересных вещей есть, гораздо более интересных, чем AWE64Legacy. Прежде всего мне эти проекты импонируют тем, что не идут на поводу у масс, и при этом художественный вкус их создателей намного более утончённый, чем у пипла на вогонс. Ведь не секрет, что дизайном и функционалом карты Legacy в определённом смысле рулят потенциальные покупатели на основании опросов.

    Ладно, расскажу, что в планах ещё один проект AWE64 с полноценным цифровым выходом. Но он под большим вопросом, потому что с комплектующими для него прям совсем беда. Ну и он не начнётся, пока не будут завершены все текущие. А текущих у них много. Например, вышеупомянутый комбо SB+GUS только-только в разработке пока. А совсем скоро появятся аналоги... впрочем, не буду нескромным. Это целых СЕМЬ разных карт на разных DSP. Среди них, например, полноценный клон AWE32, имеющий на борту раздельные YMF262 и YMF289, а также целую кучу входов-выходов на плате для внутренней коммутации с другими картами без кучи висячих проводов вне системника. Эта куча разъёмов также будет служить для пользовательской настройки роутов внутри карты. Т.е., например, хочется, чтобы звук шёл так - YMF289digital>EMU8kdigital>SB16>analog - пожалуйста. Хочется взять отдельно (на другую карту, на внешний микшер) YMF262>analog, SB16>digital - пожалуйста. Из интересного ещё на ней будут два разъёма WB, а разъём GamePort будет на отдельном выкидыше, как у Аудиджи. Разработчики не думают о запихивании самого актуального в одну плату, они сторонники использования ISA-райзеров. И я в этом тоже абсолютно солидарен.
    --- добавлено 25 июл 2020, предыдущее сообщение размещено: 25 июл 2020 ---
    Хватит откровений, пожалуй.
     
    Последнее редактирование: 25 июл 2020
    Menkau_ra, MAN-biker и dante1 нравится это.
  6. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    Да, но в первом абзаце я писал про оригинальные бластеры. А про легаси64 во втором абзаце как раз и упомянул, что она экономит один слот ISA за счёт наличия своего HardMPU.
     
    MAN-biker нравится это.
  7. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Кому как. Я, например, вообще на это чихаю. Есть куча SBpro клонов с нормальным MPU UART. А для Intelligent Mode есть SoftMPU. Те полторы игры, которые с ним не заработают из-за EMM/QEMM, я, может быть, никогда в жизни и не видел. SB16-совместимый бластер у меня второй, гусь третий, ради всяких-разных WT четвёртый слот задействовать можно, пятый. Сколько слотов на мамке, мне тоже чихать. Ведь есть райзер.
     
  8. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Да, кстати, список таких игр есть, которым ОБЯЗАТЕЛЬНО нужен "Intelligent Mode" и которые не могут быть запущены с использованием SoftMPU?
     
  9. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Я вот тоже не понял. Он на современных компонентах. Весь аналоговый тракт переделан. Это не доработка доноров, это полностью новая разводка.
     
  10. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Проблема только в том, что ДОНОРЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ, а это плохо.
     
  11. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Вовсе не обязательны. Пишут пока хватает.
     
  12. 2Rain

    2Rain

    Регистрация:
    24 фев 2019
    Сообщения:
    937
    .@Goblinit, слова "хватает" и "не нужны" противоречат друг другу. Неважно, кто именно мародёрит авешки - в любом случае происходит каннибализация. Что делает в итоге оригиналы всё менее доступными. Offtop
    Это всё равно, что из-за дефицита красок для художников барыги зачастят в Третьяковку, там шпателями насдирают красок с картин, разбавят нефрасом, а потом будут толкать "рефарбишед" краски новому поколению "художников".
     
    MAN-biker нравится это.
  13. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Бред написал, сам-то понял это?
     
  14. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    И здесь очнулись защитники бюджетной, наклёпанной колоссальным тиражом CT4520, как про Legacy (спустя год) по ссылке узнали. Классика с местным колоритом. Филиал призраков, не иначе.
     
    LANRUS нравится это.
  15. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    Фиг с ним, с мародёрством. Сама идея делать что-то новое на древних компонентах порочна в корне. Взяли дефективный криатив и обвешали его костылями, чтобы скрыть дефективность. Когда, на самом деле, надо было делать свой собственный SB16-совместимый клон полностью с учётом современных достижений электроники за последние 25 лет и на широко доступной компонентной базе. Тогда и стоил бы он раз в пять меньше.
     
    Последнее редактирование: 27 июл 2020
    Yuriy_X, MAN-biker и dante1 нравится это.
  16. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Ещё как важно! Если это проделывают пустоголовые рукожопы без чувства прекрасного, то каннибализация и есть. А если это проделывают люди с чётким понятием, что и как надо сделать, то я очень их приветствую! Прежде всего от того, что они ликвидируют в конструкции карты кривативовское раздолбайство, не иначе. Другими словами, они из говна конфетку делают, да ещё и прокачивают по максимуму.
    Это самая распространённая ревизия, пруд пруди, так что исторической ценности в 4520 особой нет. Они их скупали везде, где находили оптом подешевле. А что, лучше будет, если все эти экземпляры всплывут через n лет у разных барыг по конским ценам? Которые даже не вложат в них ничего, кроме стремления навариться.
    Глупости. Они не подобны барыгам, они продают вложенный труд (очень большой), продукт значительных интеллектуальных усилий.

    Да, деньги немалые. Но оцените её функционал в одном ISA слоте, и прикиньте, сколько разных карт+контроллеров+памяти и по каким ценам да в разных местах вам придётся искать, чтобы покрыть такой функционал, и сколько ISA слотов вам нужно, и как вы будете из-за этого ограничены в выборе материнки, если не хотите колхозить высокий кейс с райзером. Здесь же вы платите один раз, будете уверены, что товар этот проверен, в лучшем виде, из новых самых лучших комплектующих обвязки. Сколько можно помои лить на людей, которые талантливо, со вкусом, рационально прикладывают руки к поделиям, дабы сделать их лучше? Вот что задевает народ, я не пойму. Прямо как ворчание стариков в беседке. Я и сам старик, и сам ворчун, но ТАКОГО я не понимаю.

    Лично я не собираюсь покупать сей девайс просто потому, что набор его возможностей не входит в сферу моих интересов, и только. Я и сам к некоторым очень удачным проектам приложил руку и, думаю, имею полное моральное право так сказать. Уверен, что ребята на меня не обидятся. Просто это моё субъективное мнение о карте, связанное с моими личными хотелками. А так, объективно, карта эта прекрасна, и одним своим существованием подчёркивает, какие же кривативы козлы! Всё, что выходило "из-под пера" купленной ими EMU, они приводили в конечном продукте в самое дешманское состояние. А цены на всё это были не маленькие! Да ещё этот проприетарный разъём вместо SIMM, призванный содрать ещё как можно больше деньжат. Да ещё и убрали WB гребёнку, куда ни погляди, никакого юзер-френдли. В жопу такую историческую ценность и такую раритетность, одно позорище сплошное. Всё, что ценного есть на этих картах, это их DSP CT8920, и правильно парни их сдувают, чтобы установить на нормальные платы.
    --- добавлено 27 июл 2020, предыдущее сообщение размещено: 27 июл 2020 ---
    Есть рациональное зерно и в этом. ПЛИС. Сейчас очень популярна продукция фирмы Altera. Но ведь это потребует серьёзного программирования, качественной эмуляции целых DSP. Задача на порядок сложнее. Но имеет преимущества, т.к. можно эмулируемый DSP снабдить любым дополнительным функционалом, как требующим специальной поддержки в драйвере, так и не требующим. Тут уж кто во что, как говорится.

    Насчёт дефективности CT8920 (единственное, что берётся с платы 4520), соглашусь частично только в части того, что там DAC не внешний, а встроен в DSP. И это не даёт возможности выбора. Всё, что остаётся, это только грамотно собрать выходной каскад. И то, "дефективность" сомнительная. В остальном где там дефективность? Обычный нормальный AWE64 чипсет.
     
    Goblinit и дядя Лёша нравится это.
  17. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    В долгосрочной перспективе, Альтеры и прочие не переведутся никогда, а вот проприетарные "Кривативовские" чипы - ещё как.
    Потому дербанить старые карты, используя их как доноры, такое себе. Впрочем, вполне оправданное на данный момент (чтобы не геморроиться с вышеописанным по разработке абсолютно нового клона и программирования чипов).
     
    1q2w3e нравится это.
  18. 2Rain

    2Rain

    Регистрация:
    24 фев 2019
    Сообщения:
    937
    Да ладно, я только начал. :rolleyes:
     
  19. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    Люди, как раз, молодцы, раз что-то делают и получается в результате лучше, чем было.
    Объективно, она экономит один ISA-слот. Но криатив - козлы, согласен полностью =)
     
    dante1 и MAN-biker нравится это.
  20. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    да там тираж планируется до сотни штук. При такой цене я думаю вообще в половину меньше. Так что популяция карт сильно не пострадает, а только вырастет в цене.
    Я вот не настолько фанат звука, чтобы отдавать двадцатку денег за переделанный новодел.
    С моей точки зрения, это переходит границы ретрогейминга, когда тебе интересны именно вещи которые были в то время, а не работа над ошибками производителей.
     
    Последнее редактирование: 27 июл 2020
    2Rain и MAN-biker нравится это.
  21. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Как показывает коллективный опыт, вся эта ретрожелезячная вакханалия прошедшей декады к ретрогеймингу отношения почти не имеет, давно вещь в себе, а ретроигры это тесты звука, графики и скорости в случае с процессорозависимыми. Так что всё нормально, оно само по себе довольно интересно. Зачем ещё какие-то игры?
     
    Колючий и MAN-biker нравится это.
  22. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    Ну, в понятие ретрогейминга я и вкладываю смысл различных тестов звука и графики. Но это не умаляет смысла написанного выше. Будет очередная железка, которую купившие ее послушают, поиграют, и уберут на полку.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление