1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.902
    На мой взгляд ретрогейминг сейчас имеет две формы: одна про тестирование, коллекционирование, щупанье и разглядывание "больших, красивых" плат, которые потом лежат на полках или перепродаются другим коллекционерам, а другая - про удовольствие от запуска старых игр на настоящих, старых ПК, где не требуется ни эмуляции, ни форумных патче-фиксов под очередную Висту. И новодел существует как раз для этого второго лагеря, т.е. ищущих конкретный функционал, не существовавший в коммерчески реализованном виде, чтобы применять его на практике.

    Поправьте, если не так.
     
    Последнее редактирование: 27 июл 2020
    Goblinit, Oleg Krylov и MAN-biker нравится это.
  4. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Ковыяние ретрожелезяк - это ковыряние ретрожелезяк. Ретрогейминг - это играть в старые игры. Желательно ещё на старом железе (тут происходит пересечение с ковырянием). Но можно и в DOSBox, PCem и т.д.

    Для ретрогейминга нужна максимально беспроблемная платформа с самыми обычными и распространёнными железками. Иногда имеет смысл нечто уникальное, для поддержки чего-то особенного. Тогда выплывают вуды, AWE и т.д. В остальном - плевать. Берём i440BX, какой-нибудь камень из семейства P6, исашный SB клон на каком ESS1869, GeForce 4 MX и вперёд.
    А вот уже в моём случае интересно поковыряться. Потому берём что-то на чипсете SIS, камень Cyrix III, Trident Blade 3D, звук пострашнее и вперёд пытаться понять, на что была пригодна такая конфигурация. Параллельно что-то старое при этом проходя (можно и несколько разных игр, сравнивая, что и как на разном железе). Это уже не совсем ретрогейминг.
     
    Goblinit, MAN-biker, Revolter и 2 другим нравится это.
  5. Oleg Krylov

    Oleg Krylov

    Регистрация:
    7 апр 2008
    Сообщения:
    361
    С BX, в принципе, согласен. Хотя что-то типа 5x86 на SP4, (там турбо есть), можешь играть от 386 до "недопентиума" и те же вуду и овечка - в самый раз! И ДОС не сильно ругается, (главное в биосе дырку между памятью включить), и 9х нормально встает и работает. А ковыряние - это другая опера, Там железо знать нужно. Я таких оченно уважаю! Но с Вашей стороны, "потрахаться" с таким железом, тоже интересно, может в "детстве, юности, - что-то пропустил, недопонял... P.S. Dos-Box и PC Em, IMHO - это суррогат, как резиновая женщина! (Живая лучше! :D)
     
    Колючий нравится это.
  6. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Позвольте не согласиться, далеко НЕ ВСЕГДА!
    Скажем, если придётся выбирать между такой "женщиной" и, к примеру, какой-то из малышек RealDoll производимых Abyss Creations, я предпочту вторую.
    картинки
    И это только внешний фактор, ещё она не пилит мозг, не забирает зарплату, и так далее...

    Кстати, ну когда уже?
     
    Последнее редактирование: 28 июл 2020
    2Rain нравится это.
  7. 2Rain

    2Rain

    Регистрация:
    24 фев 2019
    Сообщения:
    937
    @MAN-biker, да уж... И нашёл же ты "реальную шкуру"! :crazy:
    Спасибо, на неделю от эрекции свободен.
     
  8. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    Ну, в качестве аналогии, то он привел в пример звуковую карту ESS самого нижайшего уровня (картинка толстухи), так сказать затычка ценой в бутылку жигулевского. Но ведь есть и покрасивше девочки, если вы понимаете о чем я))
    В данном случае, я выбираю самоудовлетворение :D
     
    MAN-biker нравится это.
  9. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Я так понимаю, речь про Memory Hole что-то там для OS/2?
    Не просветите, в чём польза опции без OS/2, возможно я что-то пропустил?
     
  10. Oleg Krylov

    Oleg Krylov

    Регистрация:
    7 апр 2008
    Сообщения:
    361
    "Memory Hole 15-16mb. en/dis" на некоторых матерях немного другой диапазон. "Полумух" тут не при чем. Это у ДОСа проблема с памятью больше 16 мб.
     
  11. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Это какие же?
     
  12. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    868
    В конце 16-го мегабайта BIOS выделяет участок памяти для периферийных устройств. Аналогично тому, как это сделано в конце первого мегабайта. Образуется "дырка". Используется некоторыми сетевыми картами.
    Когда в системе нет устройств, использующих этот участок памяти, рекомендуется закрыть эту "дырку" в BIOS, чтобы память оставалась линейной, без разрывов.
     
    Последнее редактирование: 28 июл 2020
    MAN-biker нравится это.
  13. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Опять в огороде бузина, да что ты будешь делать...
     
  14. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.902
    В том-то и шутка, что звуковые карты ESS, начиная с 1688 - это чуть ли не лучшие SBPro-клоны, практически безупречные: совместимость с играми выше чем, у фирменных SB16 и авешек, а FM-синтез звучит настолько близко к OPL3, что непосвящённый человек и не отличит, к тому же у них нет никаких проблем с зависанием нот и тому подобного, дочерние MIDI-платы работают без каких-либо заморочек, и драйвера у неё всю жизнь не в пример кривативам легковесные, удобные и незаметные.

    От какой-нибудь чисто коллекционерской AWE32 глючной ревизии с CQM'ом впридачу, или полурабочего GUS Extreme, любая такая "затычка" мокрого места не оставит по универсальности :) Их именно, что в коробках на полке лучше хранить и хвастаться периодически другим собирателям звуковых карт, не выходящим за пределы Doom и Duke3D.
     
    Последнее редактирование: 28 июл 2020
    Uka, TheMadLynx, LANRUS и 2 другим нравится это.
  15. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    @Revolter, и мерседессы ржавеют, но никто из-за этого на жигулях не ездит.предложи человеку аве32 и есс на выбор. Думаю гадать не надо, что человек выберет.
     
  16. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.902
    @Jccwu, смотря какой человек, это же очевидно. Мне лично важно, чтобы был звук во всех играх, плюс ПК я предпочитаю компактные и в качестве волнового синтеза у меня уже есть излюбленная дочерняя плата, поэтому я пользуюсь ESS'ами, а AWE32 для меня - ну, подставка под стол, наверное, неплохая, чтоб не качался, если у него одна нога короче остальных (например).
    --- добавлено 28 июл 2020, предыдущее сообщение размещено: 28 июл 2020 ---
    А в чём именно AWE32 - мерседес, а ESS - жигуль, по вашему мнению? В поддержке 16-битного звука? В возможности проигрывать сторонние банки MIDI-инструментов в Windows? И если это так, неужели оно стоит мучений с лопатообразными размерами, засирающими тебе весь ДОС драйверами, капризным WT-коннектором, и врождённой шумностью выводов, если копеечная SB Live сделает всё то же самое, но местами даже лучше?
     
    Последнее редактирование: 28 июл 2020
    dante1 нравится это.
  17. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    AWE это скорее запорожец. И, как запорожец, стоила ещё 15 лет соответственно своим потребительским качествам и моральному устареванию - копейки. А уже потом, вопреки этим факторам, но на какой-то ностальгической бузе - снова поднялась. Как и запор.
     
    Revolter нравится это.
  18. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.902
    @дядя Лёша, ну, кстати, в отличие от Запорожца и всяких инвалидок типа Оки, у AWE32/64 есть целый набортный WT, который может хоть кому-то нравиться (мне нравился) %) Но его эээ своеобразность едва ли может объяснить их "популярность" и цену...
     
    Последнее редактирование: 28 июл 2020
  19. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    Ну блин, хаять аве можно сколь угодно, но ставить их в один ряд с ESS, а то и ниже, вы меня извините конечно.
    Что-то я не вижу желающих расстаться с аве по 150-250р как с ESS
     
    Последнее редактирование: 28 июл 2020
  20. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Объясняется это просто. Карты с каким никаким, хоть каким-то WT синтезом всегда ценились. Обычные SB16 без AWE части тоже относительно недороги, сопоставимы с ESS приличной сборки. Бренды здесь ни при чём. Так же и некоторые карты ESS/Crystal/кто угодно, имеющие приличный WT, хоть Dream, хоть что угодно, тоже всегда в высокой цене, сопоставимы с AWE, порой и дороже. Так что не надо нести чушь про "дешманский" ESS.
    --- добавлено 28 июл 2020, предыдущее сообщение размещено: 28 июл 2020 ---
    Ставить AWE в один ряд с ESS попросту идиотизм. В один ряд с ESS можно ставить SB16 или SB Pro. В один ряд с AWE ставить другие WT.
     
  21. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    Ну чего, на блошинках довольно нередкое явление, в отличии от тех же AWE32
     
  22. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    Есть конечно исключения, но таких исключений единицы.
     

    Вложения:

    • Снимок.JPG
      Снимок.JPG
      Размер файла:
      132,1 КБ
      Просмотров:
      137
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление