1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. 2Rain

    2Rain

    Регистрация:
    24 фев 2019
    Сообщения:
    937
    Не понятно. Может и аккуратно феном ноги прогрели и вытащили...
     
  4. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Ага, карта а раздербан, а ей копеечные конденсаторы и епромку феном аккуратно выпаивают, с выдерживанием температуры, чтоб на текстолите следов не осталось. И флюсом не пользуются (не моют железки после распая).
    Следы будут явные. Если их нет - значит так было с завода.
     
    MAN-biker нравится это.
  5. 2Rain

    2Rain

    Регистрация:
    24 фев 2019
    Сообщения:
    937
    Как минимум пары кондёров в обвязке усилителя не хватает. При этом нет следов выпаивания. Есть мнение, что выпаивал профи.
     
  6. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    Есть мнение что их там и не должно быть
     
    Последнее редактирование: 22 сен 2020
  7. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Что именно они делают и важны ли они для работоспособности карты? Не заменены ли они каким конденсатором большей ёмкости в другом месте? Или не выброшены нафиг нашими китайскими братьями по разуму во имя экономии пары центов? Ну и профессионал обычно ценит своё время и не будет аккуратно и бесследно что-то выпаивать с донора, после чего ещё его отмывать от флюса. Не надо множить сущности. Для начала пройдись стёркой по ISA разъёму карты.
    --- добавлено 22 сен 2020, предыдущее сообщение размещено: 22 сен 2020 ---
    ЗЫ. Если сравнивать фото карт, то можно заметить, что у тебя профессионал ещё зачем-то в иной конфигурации перепаял 2 блока резисторов: R36 - R39 и R44 - R48.
    Не ленивый профессионал попался...
     
  8. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    штатно там все, ничего не перепаивалось
    впаять два кондера и проверить, но сомневаюсь что поможет, ибо карта не инициализируется. Если unisound не увидит, то труп. Кондеры в обвязке усилителя на это влиять не должны.
    Этой карте и драйвера в досе никакие не нужны, и инициализация. Wolf3d должна увидеть ее с лету.
     

    Вложения:

    Последнее редактирование: 22 сен 2020
  9. 2Rain

    2Rain

    Регистрация:
    24 фев 2019
    Сообщения:
    937
    качнул unisound...
     
  10. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    А для чего вообще епиром на звуках ставили?
     
  11. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    @Goblinit, звуковая карта, с точки зрения системы, представляет собой несколько устройств: FM-синтезатор, MPU-401 совместимый порт для MIDI, Game Port, порт IDE, PCM-кодек, который, в свою очередь, тоже может быть реализован как два или более устройств (SB-совместимый, WSS-совместимый и т. п.). Если карта поддерживает Plug and Play, то будет ещё одна сущность - порт конфигурации устройства.

    Все эти сущности нуждаются в своих собственных ресурсах, которые должны быть назначены из списка поддерживаемых сочетаний. А какие-то устройства могут быть не задействованы, но тогда и ресурсы им не нужны. Всё это порождает множество возможных конфигураций. Например, на саундбластерах можно отдельно выключить FM-синтез от основного кодека, а на ямахах - нельзя. Вот как раз различные варианты допустимых конфигураций и хранит EEPROM, чтобы пользователь в утилите инициализации мог выбрать, какие устройства на звуковой карте задействовать и какие ресурсы им назначать. Потом эта выбранная конфигурация помечается в EEPROM как активная и её может прочитать PnP БИОС или винда (винда, кстати, и все другие возможные конфигурации читает, не только активную), чтобы фактически выделить карте требуемые ресурсы.

    Если есть EEPROM и PnP БИОС включен в соответствующий режим, то после однократной настройки звуковой карты активная конфигурация будет считываться автоматически при каждой загрузке и ресурсы карта получит ещё до запуска ОС. То есть, в этом случае не нужно запускать утилиту-инициализатор из ОС после каждой перезагрузки, а только для изменения активной конфигурации. Если же на карте нет такой EEPROM, то PnP звуковую придётся инициализировать при каждом запуске не поддерживающей PnP операционки.
     
    Последнее редактирование: 23 сен 2020
    Goblinit, MAN-biker, Колючий и 2 другим нравится это.
  12. 2Rain

    2Rain

    Регистрация:
    24 фев 2019
    Сообщения:
    937
    No PnP soundcard detected.

    Труп, короче.
     
  13. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Да, 99,999%. Ни на одной матери, построенной на 440, не замечены проблемы звукокарт. Разве что косяк бивисописателей, о котором я упоминал выше. Но на ASUS это не похоже.

    Но чтобы удостовериться на 100%, нужно накатить винду.
     
  14. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Нашёл у себя карточку SB Live! CT4670 Value. Как я понял, неплохой вариант по многим критериям. Думаю, можно ли её применить на основном компьютере с Windows 10 x64? Есть шансы раздобыть под неё какие-нибудь модифицированные драйвера? На EAX и т. п. не рассчитываю, достаточно стереозвука.
     
  15. 1q2w3e

    1q2w3e

    Регистрация:
    5 ноя 2019
    Сообщения:
    122
    надо проверить на другой мат.плате, у меня тоже с 1868F было "No PnP soundcard detected." на одной плате, на другой все хорошо
     
    MAN-biker нравится это.
  16. 2Rain

    2Rain

    Регистрация:
    24 фев 2019
    Сообщения:
    937
    На 440BX хорошо в режиме DDMA зарекомендовала себя PCI звуковая плата Diamond Monster sound MX400. Cравнивал с Live! 5.1 SB0220. Плата от Креатива похуже в DOS.
    Если планируется использование ПК только в DOS и(или) Win98, отличный вариант.
    MX400.jpg
    --- добавлено 2 окт 2020, предыдущее сообщение размещено: 2 окт 2020 ---
    Сейчас жду две ISA платы:
    1) SoundBlaster Vibra 16C CT4180
    2) ESS AudioDrive ES688F

    Первую поставлю в сборочку вместо MX400.
    А вторую на древний 386DX40. Или на 486DX2-66.

    В прилагаемой табличке не нашёл MX400.
     

    Вложения:

    Последнее редактирование: 2 окт 2020
    Колючий и Revolter нравится это.
  17. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    А чем понравилась MX400? General MIDI в Windows 98 нормально работает? Ещё стоит Ямаху 724 (или выше) попробовать, если попадётся. Она обычно копеечная.
    Первая - поздняя неудачная карта с одинаковым Low DMA и High DMA, которая обычно часто попадается на радиобарахолках. Из-за этого в Duke Nukem 3D и Rise of the Triad приходится DMA вручную в INI прописывать (потому что через SETUP в обеих играх назначить High DMA, равным 1, невозможно). Пользоваться стоит только за неимением ничего лучшего.
     
  18. 2Rain

    2Rain

    Регистрация:
    24 фев 2019
    Сообщения:
    937
    Так оно и есть, неимение. :) Спасбо за информацию. Если руками проблема решается - нет проблем.
    --- добавлено 3 окт 2020, предыдущее сообщение размещено: 3 окт 2020 ---
    Я пока в чистом DOS гонял. Понравилась эмуляция SB Pro.
    Особенно наглядно МХ400 наказал Лайва в "Prehistoric-2". На Лайве слушать это невозможно.
    Некоторый дискомфорт вызывает отсутствие DOS-микшера. У меня подключены колонки без крутилки громкости. Если в DOS-игре нет регулировки громкости, слушать тогда приходится очень громко.
     
    Последнее редактирование: 3 окт 2020
    Yuriy_X нравится это.
  19. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Да, в целом карта годная. После ESS1868 мне звук показался значительно чище, а проблема с одинаковыми Low и High DMA решается. В крайнем случае в тех играх, которые знают SB16, можно выбирать SB Pro.
    А у MX400 и MX300 драйвера для DOS одинаковые? А то у меня лежит Diamond MX300, думаю тоже попробовать. Я её в DOS и не слышал.
    Купите на али простой усилитель рублей за 1000-2000 с крутилкой и забудьте про эту проблему.
     
    MAN-biker нравится это.
  20. 2Rain

    2Rain

    Регистрация:
    24 фев 2019
    Сообщения:
    937
    Нет. Это абсолютно разные чипы. И даже если посмотреть табличку (вкладывал выше), МХ300 не умеет DDMA.
     
  21. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Да, действительно, между MX300 и MX400 вообще ничего общего. Я почему-то думал, что MX400 - это тоже Aureal, а он вообще на базе чипа ESS сделан.
     
  22. Teron Lifeslayer Malkavian

    Teron Lifeslayer

    Регистрация:
    14 ноя 2004
    Сообщения:
    7.603
    Насколько я помню, в плане FM, поздние ESS чипы не особо лучше эмуляции от Creative.
     
    Revolter нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление