1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. 2Rain

    2Rain

    Регистрация:
    24 фев 2019
    Сообщения:
    937
    Поставлю-ка я МХ400 к туалерону на Asus TUSL-C. Раз уж там ISA не отгрузили.
     
  4. 2Rain

    2Rain

    Регистрация:
    24 фев 2019
    Сообщения:
    937
    Сейчас боролся с зависанием игры Prehistorik-2. Всё перекопал. Виновница - звуковая карта Vibra16c ISA CT4180. Без неё - всё замечательно (хоть и через PC-speaker). Стоит просто воткнуть (даже не загружая для неё ничего в config.sys и autoexec.bat) - при запуске игры звук пропадает, а при нажатии в игре "Escape" комп намертво вешается.
    Резервирование в BIOS прерываний и DMA для ISA влияния не оказывает. В другой ISA слот тоже переставлял из суеверных предубеждений. Отключал загрузку всех резидентов. Пофиг. С остальными играми такого вроде нет.
    Куда копать, камрады?
    Что-то с PCI Diamond Monster MX400 таких проблем не было. Хотя, там свои косячки.
     
    Последнее редактирование: 14 окт 2020
  5. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.331
    @2Rain, Prehistoric 2 криво сделан, он конфликтует со многим железом. У меня он зависал при выходе из игры, а на некоторых видюшках выдавал дёргающееся изображение в начальной заставке. Я бы рекомендовал просто забить на эту игру, а если очень уж хочется поиграть, то использовать эмулятор.
     
    MAN-biker нравится это.
  6. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Он криво взломан. А сделан (защита) - хитро.
     
    Goblinit, Yuriy_X, MAN-biker и ещё 1-му нравится это.
  7. 2Rain

    2Rain

    Регистрация:
    24 фев 2019
    Сообщения:
    937
    Окей, будем подбирать.
    Спасибо, что успокоили насчёт "вибры".
     
  8. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    @2Rain, начните малой кровью - c подбора копии игры, а не, как тут опрометчиво советуют, сразу с подбора железа. И уж тем более ни в какие ворота совет - "забить" на классную игрушку.
    Prehistorik 2
     
    sarben, 2Rain и MAN-biker нравится это.
  9. Gamecollector

    Gamecollector

    Регистрация:
    23 сен 2016
    Сообщения:
    2.410
    Не показатель.
    Игра использовала нестандартный режим VGA при выборе уровня сложности и скроллинге карты "докуда дошёл". То есть требовалась совместимость с VGA на уровне регистров или вообще таймингов. С чем уже в середине 90-х было не ахти (лично я помню косяки с графикой в этой игре аж на 286-х ПК).

    З.Ы. Помнится, какая-то из частей Prehistorik требовала загрузки 2 драйверов Криватива (ctsb16.sys и ctmmsys.sys). Но какая именно и что за косяк со звуком был без них -- точно не помню...
     
    MAN-biker нравится это.
  10. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
  11. 2Rain

    2Rain

    Регистрация:
    24 фев 2019
    Сообщения:
    937
    @MAN-biker,
    .
    Спасибо за патчи.
     
  12. sarben

    sarben

    Регистрация:
    10 мар 2008
    Сообщения:
    1
    В догонку про проблемы товарища @2Rain с прехисториком 2-м. Имею PCI SB Live 5.1 (sb0060). При запуске со звуком система намертво висла. Мне тоже помогла версия по ссылке дяди Лёши и @MAN-biker[/USER].
     
    MAN-biker нравится это.
  13. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.331
    Интересно, не знал.
     
  14. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.688
    Всем привет!

    Пытаюсь подобрать себе ноутбук для DOS игр, в нативном досе. Ранее добыл себе Compaq N400c и Compaq N600c, чип там: ESS 198x audio chip (probably ESS 1989, aka Maestro 3/Allegro-1), там всё ок но вдруг звук может быть лучше?

    Беда в том что я не совсем понимаю принцип работы древних аудиокарт :) Все эти звуковухи в ноутах, как я понимаю, позволяют в древних играх выбрать Sound Blaster 16 только. Верно? Т.е. не adlib, не awe64, не roland, а только Sound Blaster 16. Не значит ли это что звук везде будет одинаковым? У есть возможность добыть следующие ноуты:

    Compaq Presario 1800 c ES1946S Solo-1E
    Toshiba Satellite 2800 c Yamaha YMF754B-R

    И вот мне утверждают что на них звук краше. Но это же будет опять Sound Blaster 16. Непонятно.

    Ради интереса я поставил свой N600c, DOSBox и PCem с AWE64, везде запустил Duke Nukem 3d и тест музыки. Она везде одинаково звучит. С его бы ES1946S Solo-1E или Yamaha YMF754B-R стали выдавать другой звук?
    В PCem звук становится реально другим если выбрать другую звуковуху в настройках, тот же AWE32 или General Midi. Вот там разница прям разница, но я не думаю что эти ноуты, какие бы чипы в них ни были, позволят выбрать что-то отличное от Sound Blaster.
     
  15. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.331
    @vorob, в чистом MS-DOS ничего нового не услышите.
     
  16. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.688
    @Yuriy_X, если не в досе, если не midi, то зачем это всё? В винде, на мой взгляд, всё звучит одинаково уже. Что на этом древнем N600c, что на моем современном игровом. Разве что если подключить жирнющую акустику может быть разница.
     
  17. R4kk00n Benched arcade playa

    R4kk00n

    Модератор

    Регистрация:
    28 мар 2005
    Сообщения:
    9.286
    @vorob, они совместимы с Sound Blaster Pro (2?), а не Sound Blaster 16. На ESS интереснее слушать Adlib музыку, если у вас к ней душа лежит. (Но на PC, к сожалению, в FM синтез немногие композиторы реально умели.)
     
  18. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.688
    Запустил щас Duke Nukem 3d и проверил музыку на Sound Blaster и Adlib, никакой разницы О_о
     
  19. R4kk00n Benched arcade playa

    R4kk00n

    Модератор

    Регистрация:
    28 мар 2005
    Сообщения:
    9.286
    @vorob, на каком звуковом чипе?
    --- добавлено 17 окт 2020, предыдущее сообщение размещено: 17 окт 2020 ---
    Ну и, опять же, если игра предлагает играть музыку через "Sound Blaster", но это не .mod'ы (а также .xm, .it и т.п.), то разработчиков нужно выпороть тапком; потому что такое нужно подписывать как Adlib/Sound Blaster/OPL2
     
  20. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.688
    На ноуте N600c с ESS. И через PCem с выбранной AWE32 тоже разницы не было. Непонятно.
     
  21. R4kk00n Benched arcade playa

    R4kk00n

    Модератор

    Регистрация:
    28 мар 2005
    Сообщения:
    9.286
    @vorob, FM-синтезированная музыка везде звучит либо одинаково, либо (как на поздних саундбластерах с CQM) криво. У ESFM есть отличия от OPL чипов, которые иногда слышно, но это нужно специально сравнивать
     
  22. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Человек ВООБЩЕ не понимает разницу между FM и "wavetable" синтезами и какие зауковухи для этого нужны и были!
    Ну, начинайте в очередной раз проводить ликбез по основам...
    Я бы послал "читать интернеты", а задавать уже конкретные вопросы, если что-то непонятно будет.

    Ясен перец, потому, что это ОДНО И ТО ЖЕ - FM-синтез на одном и том же чипе. Чего вы там хотели услышать "различного" если играете это на одной и той же карточке?
     
    Последнее редактирование: 17 окт 2020
    Goblinit нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление