1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,4%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,1%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,0%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,9%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,8%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,8%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,1%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,5%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,4%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,7%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,4%
  18. Sound Blaster Live

    42,5%
  19. Aureal Vortex

    31,0%
  20. DB waveblaster и другие

    7,1%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2. 2Rain

    2Rain

    Регистрация:
    24 фев 2019
    Сообщения:
    937
    Посмотри мою ссылку на видео. Целиком. Артур молодец! :hi:
    --- добавлено 24 окт 2020, предыдущее сообщение размещено: 24 окт 2020 ---
    Без понятия, кто такой "Фил". :drink:
     
  3. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Да, забыл про него, хотя сам же упоминал.
    Ну, в своём роде он тоже неплох (да, они, пожалуй, лучшие: vcgs4mv4.sf2 и 8MBGMSFX.SF2), но это как в анекдоте про кучки говна: "а вам что больше нравится, вон та колбаска или этот завиток"?
    Я же тебе говорил, что когда лет 15 наверное назад, я у тебя брал твою "дочку" Roland SCB-55 в самодельной внешней коробке "погонять", что звучит оно бесподобно "бархатно" и ни в какое сравнение с софт-синтами и банками не идёт, которые звучат, как минимум жестко, к тому же, во всех играх по-разному вылезают некрасивые инструменты, да ещё и с неправильной громкостью и прочим. А Роланд ВЕЗДЕ звучит офигенно, мягко и все инструменты вплетены органично. Причина этого тоже абсолютно ясна всем, кто в теме.

    Ну, ты ж видос на трубе не запилил.
    Я имел в виду именно видео по теме, что как раз появилось в скорости после появления в природе SCVA.
    А так-то это и для меня уже было давно не новостью и ничего гениального в данном подходе нет.
    Но вот из "софтового" ничего сравнимого с SCVA до его появления не было и по сути нет.
     
    Последнее редактирование: 24 окт 2020
  4. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Да ладно, ну не соглашусь. Как по мне, так этот старенький и простенький банк звучит предельно сбалансированно, насколько вообще этот предел вообще достижим для всего-лишь SF2 банка, файлика, а не железки целой, со всякими DSP. И именно в старых играх он так классно звучит.
    Ответ, почему не запилил, в бурном обсуждении поста далее. К тому же - ну какой видос в 2009-м? С крэзи фрогом соседствовать что ли?
     
    MAN-biker нравится это.
  5. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Лёха, блин, дык про то и речь шла, что эти банки нельзя сравнивать с железкой, ибо последняя выиграет (если она нормальная типа Роданда или Ямахи, а не какое-то гамно). И да, мы всё это сейчас применительно к СТАРЫМ DOS-ИГРАМ!!! А не в целом о МИДИ.
    Но ещё раз соглашусь, что для своего размера, да и в целом, vcgs4mv4.sf2 звучит очень неплохо. Именно его и 8MBGMSFX.SF2 я использую там, где нельзя использовать аппаратный SC-55, к примеру, в портативках VITA, 3DS, Nintendo Switch в связке со SCUMMVM там, где не подходит MT-32 и нужен GM (через FluidSynth).

    В целом да, отлично рассказал про основы (и ближе к концу про настройку быстрого переключения профилей синтезаторов в FSMP через SysEx'ы), но вот как добрался до реализации, я посмеялся (15:43):
    "И вот сразу заиграла у нас Ямаха в лёт...Ну, крутяк же, да?" :suicide:
    Ага, без переинициализации-то...да, "крутяк".
    И далее: ...саундфонт размером в ГИГ, "смотрите как играет..."
    Как-как, как кусок говна он играет!

    И хорошо, что хоть понял, что за говно собой представляет этот дешманский кусок кабеля из кЕтая, который половину СисЭксов куда-то теряет.

    Ты внимательно смотрел видео, которое сам прислал?
     
    Последнее редактирование: 24 окт 2020
  6. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.744
    А в вышепоказанной Satellite 2805-S401 с её Yamaha YMF754B-R как, что?
     
  7. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Ну, "как вот это самое" и звучит =)
    Но для "встройки" понянет, тем более, что вам получается пофигу.
    Да, и там, я так понимаю, ДОС-игры запущены в ДОС-окне винды?
    В голом ДОСе оно так же запоёт?
     
  8. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.963
    В винде при установке родных vxd-драйверов будет звучать нормально, как и все ямахи, потому что там программная эмуляция синтезатора. Её в винде можно выключить, настроить качество и некоторые параметры покрутить в специальной утилите. Именно с этой программной реализации, я полагаю, и пилили (крали?) отдельный плагин yamaha_syxg50_vsti.
     
    MAN-biker нравится это.
  9. 2Rain

    2Rain

    Регистрация:
    24 фев 2019
    Сообщения:
    937
    Там про этого загадочного Фило 5 секунд вскользь без конкретики.
    --- добавлено 24 окт 2020, предыдущее сообщение размещено: 24 окт 2020 ---
    А кто мешает по миди-интерфейсу МТ-32 ретрокомпа включить вместо Роланда миди-вход системника с любым софт-синтом? И с любым фонтом. :)
     
  10. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Никто не мешает, но у нас тут уже две страницы по сути "оффтопика", ибо вопрос был про ноутбук со встроенным МИДИ хорошего качества для старых игр, на что я пытался ответить, что такого не существует.
     
    2Rain нравится это.
  11. 2Rain

    2Rain

    Регистрация:
    24 фев 2019
    Сообщения:
    937
    Мой глаз зацепился за "говносинты" с "говнофонтами". Стало немного обидно за достойные решения. Ноутбук не причём. :)
     
    MAN-biker нравится это.
  12. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Какой-то глупый спор. Очевидно, что реальная железяка будет лучше. Также очевидно, что решение это не для масс. Вопрос в том, _насколько_ она будет лучше. Не у всех золотые уши, знаете ли.
    Кроме того, речь-то шла о ноутбуках. На них часто ли MIDI-out бывал?
     
    2Rain нравится это.
  13. Vit Skystranger

    Vit Skystranger

    Регистрация:
    27 июн 2008
    Сообщения:
    298
    В свое время Roland Virtual Sound Canvas был неплох, правда не работал под Win98, по крайней мере та версия, что была у меня. Звучал приятно, не хуже роландовского модуля.
     
  14. 2Rain

    2Rain

    Регистрация:
    24 фев 2019
    Сообщения:
    937
    жаль
     
  15. Vit Skystranger

    Vit Skystranger

    Регистрация:
    27 июн 2008
    Сообщения:
    298
    Ну это та версия, что у меня была тогда, сейчас нашел на old-dos пару версий - 3.0 и 3.2, у обоих в readme упоминается win98.
    У версии 3.0 внутри архива 3 загадочные папки - DXi, VSC3 и VST.
    3.2 судя по всему попроще в плане использования (мне чисто для прослушивания) - одна папка и один setup в ней.
     
  16. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    И что там "загадочного"?
    DXi - DirectX Instruments (плагин для использования в прогах, у меющих работать с DXi)
    VST - Virtual Studio Technology (плагин для использования в прогах, у меющих работать с VST)
    VSC3 - собсно, полагаю, что это именно то, что нужно рядовому юзверю, сам Virtual Sound Canvas 3.
     
    Yuriy_X и TheMadLynx нравится это.
  17. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.649
    На радиорынке добыл карточку Aztech MM PRO 16 IIIS BP. Так она выглядит спереди:

    upload_2020-11-21_15-55-11.png

    И вот, что написано на наклейке сзади:

    upload_2020-11-21_15-56-9.png

    Кто-нибудь знает, что эта звуковушка собой представляет, что умеет? Нужны ли для неё драйвера?
     
  18. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.649
    Гуглоперевод с какого-то немецкого сайта Aztech MM Pro 16IIIS+ PnP ISA Soundkarte – AmoRetro.de:
    "Маленькая карта Aztech в экономичном пилообразном формате - это хорошо звучащая звуковая карта PnP с высокоинтегрированным Aztech AZT2320. Этот чип, разработанный в сотрудничестве с Yamaha, является одновременно кодеком и синтезатором, а также содержит полный чип Yamaha OPL3 и ЦАП. MM Pro 16 совместим с AdLib, SoundBlaster, SoundBlaster Pro II и звуковой системой Windows. Кроме того, карта предлагает разъем для подключения питания для небольших активных динамиков, который можно переключать между 6 и 9 В. Жаль, что заголовок волновой таблицы был рационализирован. В остальном хорошая звуковая карта".
    Интересно, что даже нашёлся живой сайт, где можно скачать драйвера для Windows 95 и NT, OS/2 и утилиту для настройки - ftp://ftp.aztech.com/support/DOWNLOAD/sg/p16iii/
    Завтра её потестирую, о результатах отпишусь.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  19. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.649
    PnP карта Aztech MM PRO 16 IIIS BP оказалась весьма неплохой. В наушниках почти не слышно фонового шума, для работы в DOS вообще не требуются драйвера, достаточно SET BLASTER=A220 I5 D1 T4. При использовании EMM386.EXE с параметром RAM нет звука (только музыка), без EMM386 всё в порядке (другие варианты пока не пробовал).

    Единственный минус, который я вижу, - нет разъёма WT для подключения дочки. Если бы он был, то, наверное, применил бы эту карту в своей младшей ретро-системе с Dreamblaster X2 (сейчас там ESS1868). Так или иначе, 100 рублей она стоит.
     
    Последнее редактирование: 22 ноя 2020
    1q2w3e и Колючий нравится это.
  20. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    @Yuriy_X, поздравляю, интересное приобретение!
     
    Yuriy_X нравится это.
  21. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    А у меня вчера жена купила полноразмерную "самоиграйку" Yamaha DGX-305. Угадайте, что я первым делом сделал?
    Нет, не это. Я первым делом подрубил "шарманку" в виде внешнего синтезатора для компа.
    И да, МИДИ из игр звучат просто превосходно (про родные XG вообще молчу), впрочем, другого я не ожидал, ибо GM там абсолютно правильный и приятный.

    Вот так у меня теперь появился и ПОЛНОЦЕННЫЙ АППАРАТНЫЙ XG-синт (причем даже не я его купил) =)
     
    Последнее редактирование: 23 ноя 2020
    2Rain, Колючий, 1q2w3e и ещё 1-му нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление