1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,4%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,0%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,1%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,8%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,8%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,1%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,5%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,4%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    20,0%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,4%
  18. Sound Blaster Live

    42,4%
  19. Aureal Vortex

    31,2%
  20. DB waveblaster и другие

    7,1%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2. dante1

    dante1

    Регистрация:
    24 июн 2007
    Сообщения:
    914
    а вот этого уже не помню, но игру запускал с под 98 винды, не с чистого ДОСа
     
  3. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.667
    Это понятно, под DOS для YMF 7xx ведь вообще используется программа DS-XG PCI (SetupDS.exe), которая не умеет General MIDI. Что касается работы этих карточек под Windows 98, то с разными драйверами бывают разные глюки. Возможно, вам запомнилось, что всё в порядке, потому что тестируемых игр было немного, и все они по благоприятному стечению обстоятельств не имели проблем со звуком.
     
    Последнее редактирование: 30 янв 2021
  4. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.667
    Попробовал ещё раз проверить возможность работы DOS-игр на Yamaha YMF724 под Windows 98SE. Материнская плата - Acorp 5ALI61.

    При установке последних WDM драйверов (5.12.01.2228) в Duke Nukem 3D есть и звук, и General MIDI. При этом наблюдается то, что описывает автор Power YMF в FAQ к своему проекту: "На самом деле все современные версии драйверов WDM (2xxx) имеют глюки: Во-первых, хорус идёт с шумком. Во-вторых, часто наблюдается перегрузка звука, слышная, как лёгкое похрипывание. В-третьих, уровни эффектов сильно задраны по уровню". Интересно, что с этими драйверами в DOS-приложениях есть звук при указании стандартных ресурсов (220/5/1/330), когда установлена ещё одна карта ES1868F, реально занимающая эти ресурсы.

    При установке VXD драйверов (4.07.1040) YMF724 получает ресурсы 260/7/0/332. В Duke Nukem 3D нормально проходит тест музыки, на тесте звука система наглухо виснет. Doom 2 нормально работает. Звук такой же похрипывающий как и в случае с WDM. Автор Power YMF в своём FAQ пишет следующее про выбор VXD драйверов: "По моему опыту, самым идеальным драйвером является 1040. (который, к сожалению, невозможно установить на 754 и на NT4/2000/XP а также 2004, 2005 или 2008".

    Думаю, куда копать дальше (и стоит ли). Очень хочется услышать карту без похрипываний с расширенным банком Power YMF. По словам, автора, он звучит на уровне DB50XG.
     
    Последнее редактирование: 31 янв 2021
  5. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.667
    Как оказалось, чтобы устранить похрипывание YMF724, достаточно включить встроенный усилитель. Для этого на самой карте есть два джампера, оба нужно установить в противоположное положение. Вопрос, можно ли в DOS-играх использовать её только для MIDI, указывая для звука параметры ISA-карты ES1868F (220/5/1), а для MIDI - YMF724 (332). Ну и подключив, естественно, выход YMF724 к линейному входу ES1868F или наоборот. Пытался так делать, но при установленной YMF724 игры не видят ES1868F. Пытался менять переменную BLASTER в соответствии с параметрами ES1868F, но игры всё равно отказываются её видеть.
     
  6. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.667
    Переустановил Windows 98 и поставил на Yamaha 724 драйверы WDM с добавлением Power YMF и расширенного банка 4,61 Мб. Этой программе всё равно, какие драйвера - VXD или WDM - она может работать с любыми.
    Перед этим отключил в диспетчере устройств все устройства второй звуковухи (ES1868F), чтобы YMF724 занял правильные ресурсы (220/5/1/330).
    Все относительно новые игры, поддерживающие General MIDI, звучат нормально. Заработал звук в Duke Nukem 3D, Rise of the Triad и WarCraft. Doom и Shannara работают с любыми драйверами. Проблемы со звуком обнаружились в Mortal Kombat 1 и 2 (вообще нет звука или проигрываются только некоторые), Lost Vikings (заикается и тормозит сама игра), Wolfenstein 3D (SB выбирается, но звука нет).
     
  7. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Yuriy_X, на наших глазах происходит открывание Америки, вся эта боль с ymf7x4 настолько знакомая и ностальгическая, что впору и слезу пустить. Мой совет - пытаться отключить виртуальный бластер, оставив только эмуляцию mpu-401. Если не получится, искать db50xg/db60xg/xr385/sw60xg/mu50/mu80/mu90/mu100/mu128 ну и т.п. Это будет лучше всего.
     
    MAN-biker и Yuriy_X нравится это.
  8. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.667
    @LANRUS, интересно, что отсутствуют какие-либо проблемы с Ямахой с любыми драйверами в играх, использующих setsound.exe. За совет спасибо, попробую отключить виртуальный бластер.

    Кстати, даже в текущем состоянии результат нахожу приемлемым. Обе карты занимают одни и те же ресурсы, только одна в DOS, другая в Windows. Соответственно, если какая-то DOS-игра имеет проблемы со звуком на YMF724 под Windows 98, то достаточно перезагрузиться в MS-DOS и переподключить динамики к ESS с Dreamblaster X2, которая имеет идеальную совместимость со старыми играми. При этом каждый раз заново сетапить игры не надо - везде выбран SB Pro, занимающий порт 220, IRQ 5 и DMA 1, GM порт - 330.

    Звучание General MIDI на Ямахе с расширенным банком очень понравилось - чисто и звонко, фоновый шум в наушниках вообще не услышал. ESS явно шумнее, а качество дримбластерного банка "типа Roland" ощутимо попроще. Даже если не удастся продвинуться, буду использовать YMF724 в играх, которые с ней дружат.

    Перечисленные карты интересны, может какая-нибудь из них попадётся по вменяемой цене. А если уж захочется вкладываться, то скорее предпочту что-то из Roland - в квестах типа Kyrandia их MIDI мне нравится больше. А пока ничего из этого нет, помучаюсь с этой Ямахой.

    Интересно, есть ли смысл её попробовать с VXD-драйверами под Windows 95? Может быть так, что там глюков с виртуальным бластером нет или это маловероятно?
     
    Последнее редактирование: 4 фев 2021
  9. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Это крайне маловероятно.
    --- добавлено 4 фев 2021, предыдущее сообщение размещено: 4 фев 2021 ---
    Зачем же такое неудобство? Можно как-то поизящнее проблему решить, без лазания на заднюю стенку.
     
    MAN-biker нравится это.
  10. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.667
    А как поизящнее, чтобы работало и под DOS, и под Windows?
     
  11. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.602
    Запилить бы FAQ по звуковым, что ли. И прикрепить его в начало темы.

    Спрошу тоже. Кодек alc655 встроенный, чипсет SIS. Удалил родной сисовский звуковой драйвер, поставил риалтековский с эмуляцией SB.
    Что странно, в одних играх все играет и поет, в других (с такими точно настройками звука) получается сообщение о конфликте DMA.
    И еще вопрос, там два звуковых устройства, звуковая карта и SB эмулятор. Я так понял, поскольку реально устройство одно, одновременно их использовать нельзя?
     
  12. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Yuriy_X, да я имею в виду шнур!

    Самое топорное решение без напряжения ума - внешний микшер. Если качественный - отлично.

    Можно выход YMF направить на вход ESS. Можно наоборот, но тогда надо активировать Ямаху в чистом досе.
     
    MAN-biker нравится это.
  13. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.667
    @LANRUS, попробую, надеюсь, из-за шнура шум не усилится. Направлять выход ESS на YMF724 не хочу, потому что некоторые DOS-игры не терпят EMS, а без него Ямаху под DOS не запустить (на моей конфигурации). Словом, в чистом DOS хочу только ISA.

    Другой вариант - поищу на ali какой-нибудь девайс с переключателем, который бы коммутировал аудиосигнал между несколькими устройствами и при этом был компактным. С микшером неохота заморачиваться - он крупный, да и денег стоит.
    --- добавлено 4 фев 2021, предыдущее сообщение размещено: 4 фев 2021 ---
    Там столько нюансов, что замучаешься его пилить. Можно разве что ссылки на страницы дать с самыми активными и продуктивными дискуссиями)
     
  14. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Что за глупости? Ты опять имел в виду EMM386? Почему-то все думают про EMM386, а говорят EMS. Хотя это не одно и то же. Я что-то не припомню, чтобы SETUPDS требовала EMM386. Точно врать не буду :)

    @Yuriy_X, на вогонс.орг есть такой чех RayeR, обратись к нему с вопросом. Может быть, он поможет. Он разобрался с регистрами чипов YMF7x4 и активировал цифровой выход из среды DOS. Я проверял, его прога работает без EMM386, может быть запущена до программы SETUPDS или после неё. Подозреваю, что на чипах YMF можно активировать любой роут без драйвера. Подобно тому, как это сделал для меня один из авторов проекта kx для карт Live/Audigy.
     
    MAN-biker и Yuriy_X нравится это.
  15. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.667
    Да, имел в виду EMM386. Если на матери нет PC/PCI, то, кроме SETUPDS, нужно дополнительно запускать программу DSDMA.exe, которая эмулирует DDMA. Она и требует EMM386. Не помню в подробностях, но помню, что без EMM386 она не запускалась (либо работала неправильно). Может быть подойдёт и другой менеджер памяти, к которому эти капризные игры (н-р, Soccer Kid) будут благосклонны, я не пробовал.
    Очень интересно, попробую! А эта прога сохранилась или её нельзя распространять?

    P. S. Вот нечто подобное думал приспособить для коммутации аудиосигнала на колонки/наушники между двумя звуковухами: https://aliexpress.ru/item/32991731419.html
     
    Последнее редактирование: 4 фев 2021
  16. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Надо найти тему, где он выложил. Там есть и ссылка. Но она не активирует входы, только S/PDIF. Но я уверен, что он может и входы/выходы все активировать. Если возьмётся, конечно. Качество их на Ямахе неплохое, хоть и AC97. Примерно то же самое, что и на Live, Vortex и т.п. На них на всех AC97 стоит.

    Или, если комп позволяет, можно поставить Live/Audigy и использовать в качестве микшера. Программа уже готовая, в открытом доступе. И в винде EAX добавится, если надо.
     
    MAN-biker и Yuriy_X нравится это.
  17. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.667
    Понял, поищу.
    Live! под DOS никогда не использовал, хотя есть такая (кажется, SB0060). То есть на неё можно подать сигнал с двух карточек (YMF724 и ESS) и непосредственно к ней подключить динамики? Или подразумевается, что она будет вместо Ямахи?
     
  18. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Если она будет вместо Ямахи, тогда у тебя не будет XG синтеза.
    Да.
     
    Yuriy_X нравится это.
  19. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.667
    @LANRUS, понял, попробую. Это будет самое удобное решение, если заработает.
     
  20. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Самое удобное (и надёжное) - это любая карта с вейвбластер-разъёмом (типа почти любой ESS-ки) и какой-нить DB50XG на её борту.
    Хотя, хоть убей, я не понимаю, на кой нужен XG для ДОС-игр.
    В итоге, по-уму, нужно вешать дочку типа Roland SCB-55.
    И это будет идеальный сетап.
     
  21. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @MAN-biker, любой нормальный WT General MIDI сделает идеальный сетап. Свет клином на Roland не сошёлся. Yamaha не хуже, просто она немного другая. Есть ещё Korg, Alesis, Dream. И все они прекрасно звучат.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление