1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,4%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,0%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,1%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,8%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,8%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,1%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,5%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,4%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    20,0%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,4%
  18. Sound Blaster Live

    42,4%
  19. Aureal Vortex

    31,2%
  20. DB waveblaster и другие

    7,1%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Согласен, но ключевое слово - "немного другая".
    Кстати, у того же Корга семплы в "дочке" были те же Роландовские.
    Но смысл поста был в том, что в этот "идеальный сетап" вышеупоминаемая YMF724 не входит.
     
  3. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.667
    При установленных VXD драйверах есть два основных устройства (не считая геймпорта) - audio codec и legacy. Если отключить первое, то из списка устройств пропадает второе. Если отключить legacy, то DOS-приложения перестают обнаруживать звуковую карту, при этом звук в винде остаётся.
    При WDM драйверах основное устройство одно. И если его отключить, то звук пропадает везде - и в DOS-приложениях, и в системе.
    Каким образом можно отключить виртуальный бластер, оставив только эмуляцию mpu-401?
    --- добавлено 4 фев 2021, предыдущее сообщение размещено: 4 фев 2021 ---
    У меня есть Dreamblaster, но, увы, это не DB50XG и не SCB-55. Наверное, поспешил я с его покупкой, но что сделано, то сделано. Если попадётся хорошая дочка по вменяемой цене, то с удовольствием обзаведусь. XG не нужен, просто нравится General MIDI с обычным и расширенным банком на YMF724.
    --- добавлено 4 фев 2021 ---
    Звучание Roland ну прямо очень понравилось в Кирандии 2 и Duke Nukem 3D. Мягко, мелодично, сбалансированно, натурально. Правда, настоящего Роланда никогда не было, речь про Sound Canvas VA 1.12. Ямаха 724 показалась погрубее, но тоже в норме. Про Korg, Alesis, Dream вообще не слышал, погуглю.
     
    MAN-biker нравится это.
  4. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Как владелец оригинального SC-55mkII категорически уверяю, что SCVA на 99,9% звучит точно так, как реальное железо. Я вообще не могу услышать малейших отличий.
    Даже если бы они и были, главное, что там есть это оригинальное "мягко-бархатное" звучание при общей сбалансированности инструментов.
    Именно так.
     
    Yuriy_X нравится это.
  5. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.667
    @MAN-biker, значит Roland - это мой выбор, надеюсь, со временем найду. Точный эмулятор - это хорошо, но настоящая железяка ещё лучше.
     
  6. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Это с какой стороны посмотреть. Со стороны Ямахи немного другой именно Роланд. Я не заморачиваюсь по поводу "эталонности" Роланда. Просто где-то мне нравится больше один синт, где-то другой, а какой-то вообще нигде не нравится. А в какой-то отдельной игре мидишка может по-своему интересно звучать на разных синтах. Никаких канонов, всё индивидуально. И никаких привилегий Роланду.
     
  7. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    @LANRUS, ты прав только отчасти: именно тем и хорош Роланд, что МАКСИМАЛЬНО где он звучит корректно. А там где нет (если это не какой-то XG и, не упаси господь, MT-32, который вообще несовместим с GM), с крайне высокой вероятностью другие синты будут звучать ещё хуже.
    Это если мы про музыку в играх. Относительно каких-то "левых мидишек" может быть все что угодно, тем более, неплохо бы знать на чем изначально оно автором писалось.
     
  8. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.667
    Вопрос немного в сторону, но тоже напрямую связанный со звуком в DOS. Какие ISA звуковухи с возможностью подключения MIDI-дочки и совместимостью с SB Pro имеют наименьший уровень шума? Сейчас есть ES1868F, она в целом неплоха, у неё мощный усилитель, но при громкости от 25 % в наушниках слышен фоновый шум.
    Как-то купил специально добротную ASUS I-A16C (Vibra16). Она была ощутимо тише, но с ней дочерняя карта Dreamblaster X2 глючила. Поэтому снова актуален вопрос поиска самой лучшей SB Pro с WT разъёмом.
     
  9. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.667
    @LANRUS, Вы как-то писали про возможность сэмулировать софтовый MIDI-синтезатор, используя для этого отдельный компьютер. Появилась мысль применить для этой задачи старенький нетбук ASUS EeePC 1215P (двухъядерный Intel Atom, 1 Гб памяти), который сейчас почти не использую.

    Можно ли сделать его своего рода MIDI-сервером с установленным эмулятором SCVA (и, возможно, Munt), который будет обслуживать компьютер с DOS по геймпорту? Понимаю, что у этого нетбука нет геймпорта и придётся что-то мудрить с переходниками. Как это правильно реализовать, если это возможно?
     
  10. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    @Yuriy_X, MIDI - стандартный и простой интерфейс, коммутируй "как угодно".
    На выходе из твоего DOS-компа есть геймпорт, по сути, в нашем случае, можно сказать что MIDI-выход (если есть соответствующий переходник с DB на DIN).
    На приёмном же компе тебе нужен переходник с DIN на что угодно, пусть будет USB.
    Покупаешь кабель, соединяешь, запускаешь на ноуте тот же SCVA и радуешься.

    Единственный косяк в том, что дешманские USB-миди могут терять SysEx'ы.
    А хороший Роландовский стоит тысячи 3000 вечнодеревянных российских рублей.
     
  11. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.667
    @MAN-biker, правильно ли я понял, что нужны:
    • сам шнур: 5-контактный DIN папа с обеих сторон;
    • для DOS-компа: переходник Gameport male - 5-контактный DIN мама;
    • для приёмного компа: переходник USB папа - 5-контактный DIN мама.
    Про переходник для приёмного компа пишешь "нужен переходник с DIN на что угодно, пусть будет USB". А какие есть ещё варианты для ноута? Такой, например. ещё нашёл https://aliexpress.ru/item/32829920002.html. И такой: https://aliexpress.ru/item/4000533594225.html.
     
    Последнее редактирование: 5 фев 2021
  12. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    @Yuriy_X, я не понял что там за переходник, который ты показал, но если его втыкать в разъёмы обычной аудиокарты, то конечно НЕТ.
    По МИДИ бегут "цифровые команды", а не аналоговый звук.
    "5-контактный DIN папа с обеих сторон", возможно, тебе и не нужен, т.к. "папка" у тебя с другой стороны USB-МИДИ-интерфейса должен уже и так быть.
    ais.alicdn.com_img_pb_414_522_472_472522414_583.jpg

    Это типичный дешманский кЕтайский интерфейс, работает, но "как придётся".

    Я такой продал, купил вариант получше:
    asc01.alicdn.com_kf_HTB1T7MPe0cnBKNjSZR0q6AFqFXat.jpg_350x350.jpg

    Но не уверен, что он намного лучше.

    Если в идеале, то нужно брать ROLAND UM-ONE MK2 USB, лучше нет ничего, но ценник -"конь".
    aintermuzika.com.ua_content_images_13_roland_um_one_mk2_16365903105837_small11.jpg

    По любому кабелю будут идти простые миди-команды, но СисЭксы (особенно длинные) на паршивых могут не долетать.
     
    Последнее редактирование: 5 фев 2021
    Yuriy_X нравится это.
  13. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.667
    @MAN-biker, к этому изделию от Роланда останется докупить переходники DIN5 - Gameport и DIN5 - 3.5mm, правильно?
     
  14. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    897
  15. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.667
    @MAN-biker, напиши, пожалуйста, что куда втыкается при использовании этой штуковины от Roland. Понятно, что USB - к ноутбуку, который будет приёмным компом. Что делать с оставшимися двумя DIN5 (IN и OUT)? Полагаю, что IN надо как-то подключить к ноуту, а OUT - к геймпорту DOS-компа. Но как это сделать, теперь вообще не понимаю. Strannik_, я так понял, предлагает несколько другую схему.
     
  16. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    DIN5 - 3.5mm ЗАЧЕМ??? Звук у тебя из витруального синта будет улетать на выход любой звуковухи уже по шине.

    Вот, у Фила 7:45-8:05 вся связка показана:
    1. GamePort->DIN-5
    2. Соединительный "бочонок" из "мамок" DIN-5 с обоих сторон.
    3. USB-Midi (DIN-5 -> USB )


    Да, похож, т.к. и все остальные. У них у всех заявлена "поддержка команд MIDI SysEX", но не факт, что все они будут нормально пролетать на дешевых.
    Я так понял, что дело также в размере буфера может быть, который маловат на дешевых "кабелях".
    Впрочем, тебе может эти "сисексы" и не понадобятся в реальности. Или их потерь не заметишь.

    Программку бы для теста какую, чтоб попосылать команды на кабель и посмотреть что на выходе пришло.
     
    Yuriy_X нравится это.
  17. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.667
    Значит роландовский кабель + https://aliexpress.ru/item/32917485984.html + бочонок из мамок DIN5 + кабель из папок 3.5mm для соединения выхода на ноуте и линейного входа звуковухи DOS-компа.
     
  18. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Это НЕ "роландовский кабель"! Это
    GamePort-to-MIDI

    А вот последнее - "кабель из папок 3.5mm для соединения выхода на ноуте и линейного входа звуковухи DOS-компа" это как раз "опционал", ибо можно музыку выводить сразу на отдельные колонки, подключенные к компу с синтезатором.
    Но если желание завести назад на ДОСовский комп, то да и это уже ЧЕТВЕРТЫЙ кабель в связке, но прямого отношения к "МИДИ-связке" он уже не имеет.

    Блин, ты в 2-х соснах заблудился?! Ибо 3-я "сосна" это просто тупой бочонок-соединитель двух других. Кабелей всего ДВА: геймпорт-МИДИ и МИДИ-ЮСБ!
    А уж какой будет он от Роланда или китайский\немецкий\нанайский... - дело твоё, качество гарантировать можно только с Роландовским и другими дорогими.
     
    Последнее редактирование: 6 фев 2021
    Колючий и Yuriy_X нравится это.
  19. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.667
    @MAN-biker, в целом понял. Сначала не очень понимал, что для передачи сигнала "МИДИ-связки" и готового аудиосигнала, уже созданного виртуальным синтезатором, используются разные каналы. Поэтому и задавал глупые вопросы. Спасибо, что доступно и терпеливо всё объясняешь.

    Нашёл такой кабель Gameport-MIDI:

    upload_2021-2-6_17-21-24.png

    Думаю, с ним будет легче - не нужен бочонок из двух мамок DIN5. Что касается MIDI-USB, то закажу на Ali по ссылке выше, за ~1100 руб. Он примерно в пять раз дороже именно дешманских и, есть шансы, что будет неплохим.
     
    MAN-biker нравится это.
  20. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Ну конечно, по миди-кабелям условно бегут просто "текстовые" команды какую ноту как играть и каким инструментом и на каком миди-канале из 16-ти, а звуки тебе уже именно синтезатор переводит ОЗВУЧИВАЯ эти ноты соответствующими инструментами своего банка.

    Именно так.

    Да, шансы неплохие.

    Но вопрос как максимально просто кабели можно было бы протестировать "на вшивость" у меня остается открытым.
    У меня идея только как-то через какой-нить MIDI-OX отправлять и принимать и там уже сравнивать, но для меня это сложновато и не очень неудобно.
     
    Последнее редактирование: 6 фев 2021
    Yuriy_X нравится это.
  21. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.667
    Жаба проиграла - заказал вместо китайского рекомендованный ROLAND UM-ONE MK2 USB (нашёл на вторичке за 2300 руб. без учёта доставки). В течение недели-двух приедут оба кабеля и буду делать из нетбука виртуальный синтезатор. Надеюсь, хватит производительности Intel Atom N570 (1,66 ГГц) для беспроблемной работы SCVA и Munt.
     
    1q2w3e, Колючий и MAN-biker нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление