1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,4%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    12,9%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,0%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,1%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,8%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,8%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,1%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,5%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,4%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    20,0%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,4%
  18. Sound Blaster Live

    42,4%
  19. Aureal Vortex

    31,2%
  20. DB waveblaster и другие

    7,1%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    а у тебя разве не такая же? Судя по сайту, 2760 до сих пор в pc1.ru лежат по 290 руб.

    Где??? И почем если не секрет))
    Я на ибее смотрю-смотрю, один клон ГУСя был и ни одного роланда :(
     
  3. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Такая же. Пусть будет еще одна.

    Ну, места надо знать. Но, безусловно, ни одного roland дешевле 6т.р. я не видел.
    Гуси на ебае регулярно бывают, за осень и зиму штук 15 пролетело, около 3-4 т.р., если подбирать.
     
  4. SubV

    SubV

    Регистрация:
    26 ноя 2007
    Сообщения:
    562
    Вот только стоит ли их искать... оригинальный MT-32 шумел сильно, не знаю насчет CM-32L и CM-64. Эмулируются они уже хорошо, поддержка встроена в Dosbox и ScummVM.

    А что касается гусей, то они представляют интерес лишь для коллекционеров. Они и популярны были лишь потому, что Креатив задирал нереальные цены на свои SB16 и AWE32.
     
  5. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Если я правильно помню, наоборот, cm32 шумел больше mt32.
    Сейчас играю на LAPC и шума от него мало, не сравнить с sb16, да и gus, пожалуй, чуть шумнее.
    mt-32 приедет еще не скоро, потом могу сравнить.

    Эмуляция это всегда эмуляция. А тут живое железо.

    И ретрогеймеров. Как раз мы тут такие и собрались.

    Вовсе нет.
    Они популярны потому, что гусь был первым доступных wavetable, вышел раньше остальных (scc-1, awe32 и т.п.), имел отличную поддержку в демосценерских кругах, некотором количестве игр, причем иногда лучшего качества, чем через Sb.
    Кстати, по цене большой разницы не было, в районе 93 года гусь стоил 300 долларов, awe32 - 400 (хотя быстро начала дешеветь до тех же 300).
     
  6. SubV

    SubV

    Регистрация:
    26 ноя 2007
    Сообщения:
    562
    easy_john, в 90-х неофициальным стандартом был SB Pro и его дешевые аналоги. SB16 стоил в 3 раза дороже, AWE32 вообще мало кто покупал. Дочки с wavetable считались роскошью. Гусь на их фоне выигрывал за счёт демократичной цены. Я могу поискать старые прайсы, по-моему AWE32 в полной комплектации стоил чуть ли не в 2 раза дороже, чем Гусь.

    Я продал свой Гусь в начале 2000-х, заменил его на SB Live, о чем ничуть не жалею. Капризная была карта, игрушек, которые его поддерживали - раз, два и обчёлся.
     
  7. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Эх, купить бы LAPC-I. Или обменять, например на Core i5-2500k, может кому надо процик на апгрейд с доплатой?))
     
    SubV нравится это.
  8. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Не надо этой дешевой патетики. Да и 90-ые они разные, одно дело 92 год, и совсем другое 97. Два-три поколения звуковых сменилось за эти годы.
    Да, Sb pro был наиболее распространенным звуком в начале 90-ых (не говоря уж о том, что в 90-91 году звук вообще был в считанном проценте PC, т.к. PC все еще воспринималась как машина для работы, а не для игр, против zx, atari, amiga) Но это не значит, что ничего другого не было.

    В 93-94 году клоны sb pro стоили 25-30 баксов, sb16 стоил 90. Я купил sb16.

    Мало кто - это слишком громкое заявление для одной из самых популярных и массовых карт середины и конца 90-ых.

    Я купил waveblaster примерно в 95. Стоил оно около 100 баксов, но для меня того стоило.

    Немного дешевле, чем sb16+wt. Но меньше поддержка игр.
    Тем не менее связка gus+sb16 уже тогда считалась фидорулез комплектом, к этому многие стремились и многие с таким конфигом и жили.

    Конкретно год надо уточноять. А то в 91, скажем, гусь уже был, а никакого awe32 еще и не планировалось. А где-то в районе 95 они уже стоили одинакого.
    И, конечно, прайсы надо смотреть в европе/сша, т.к. в раше могли быть самые изврантые загибоны.
    http://www.mobygames.com/browse/games/dos/tic,1/ti,20/
    пять сотен игр, пачка демок и пачка трекерных проигрывателей. не сказать, что бы уж совсем нулевой смысл. Хотя к 2000 году - это ты засиделся, где-то в районе 97 надо было добавить awe64 gold, в 98 перейти на aureal vortex2, и в 2000 на live - тогда это было бы естественное развитие.
     
  9. SubV

    SubV

    Регистрация:
    26 ноя 2007
    Сообщения:
    562
    Вот американский прайс 1995 года.

    43cbf08a1d4d779e44a7aee6c1661705.jpg

    Разумеется, народ брал дешевые Гуси с его заявленной поддержкой SB16, MT-32 и 44 КГц стерео. SB16 стоил 100 баксов, и цена на него не падала. А какую-нибудь ES1688 можно было купить за 30.

    ---------- Сообщение добавлено в 17:13 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 17:11 ----------

    У меня в 1990-х не было волшебной тумбочки, из которой берут деньги. Как и у многих, я думаю.
     
    compart, GarfieldTheCat и Bato-San нравится это.
  10. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Ну, отлично. sb16 - 100, gus - 130, awe32 - 260.

    Небыло никогда у gus поддержки sb16. только sb pro и софтовым драйверов. эмуляция mt-32 то же не идеальна.

    И, если сравнить gus с awe32 в реальных играх (можно на моей страничке http://kawai.spb.ru/files/sound/ ) разница между gus и awe32 в играх года с 93-94 есть, в пользу awe.
    Я так и сказал.

    Можно было попробовать работать. Я, например, дискетами с играми на радио-рынке торговал.
     
  11. SubV

    SubV

    Регистрация:
    26 ноя 2007
    Сообщения:
    562
    Я прекрасно это знаю. Эта карта позиционировалась, как полностью совместимая с саунд бластером, и выдававшая звук на уровне SB16, т.е. 44 КГц, 16 бит, стерео. Про поддержку MT-32 было гордо написано на коробке.

    Поздравляю. Видимо, неплохую прибыль приносила торговля дискетами. Поскольку в то время для многих даже обычная мультимедийная система с ES1688 была роскошью.
     
    Bato-San нравится это.
  12. Vardok

    Vardok

    Регистрация:
    25 июн 2009
    Сообщения:
    869
    Давайте не будем про деньги. Тот период был довольно сложным для большинства из россиян.
    О чем говорить, если копеечные клоны СегаМД у нас самое большое распространение получили лишь в конце 90-х, какая может быть речь о 100-200-баксовых звуковухах. У меня например вообще звука не было, кроме ПС-спикера в 286-ом, который жил аж до 96 года. правда лет мне было маловато даже для торговли))
     
    Menkau_ra, GarfieldTheCat, SubV и ещё 1-му нравится это.
  13. Goblinit

    Goblinit

    Регистрация:
    18 мар 2011
    Сообщения:
    4.405
    Гляжу и радуюсь. У меня и, думаю, у большинства до 98 года в семье были роблемы с едой, какие там компьютеры.
     
    compart, Menkau_ra, GarfieldTheCat и 3 другим нравится это.
  14. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Roland Sound Canvas SCC-1
    502c5c60e010f24ea3802bbcdf1a18cd.jpg link

    Звук - отличнейший.
    Единственное разочарование в System Shock - половины инструментов в заставке нет.
     
  15. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Это как?
     
  16. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Там саундтрек с кучей "шумовых" инструментов. Основная мелодия есть, а во всякие эти звоны и пиликанья - их нет. Ну, я не очень удивлен, он нормально играется только на gus и awe.
     
  17. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Саундтрек System Shock вообще проблемный - там кое-где используются какие-то неизвестные мне возможности формата XMI, вызывающие проблемы совместимости с некоторыми версиями библиотек Miles. Ты пробовал проиграть интро отдельно от игры? XMI-файлы просто валяются в каталоге SOUND в открытом виде. Возьми, допустим, PX - он наиболее удобный. Для канваса предназначен драйвер SC32MPU.ADV, но должны подойти также:

    GENMIDI.ADV
    MT32MPU.ADV
    WAVE.ADV
    MULTISND.ADV (не уверен)

    P.S. Если потестишь SC32MPU.ADV (Sound Canvas), WAVE.ADV (Wave Blaster) и MULTISND.ADV (TB Multisound) на соответствующем оборудовании - буду признателен, т.к. у меня этого оборудования нет и не предвидится.
     
    Последнее редактирование: 16 янв 2014
  18. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Должен извиниться. Видимо вчера я запускал sshock после каких-то миди или игр, т.к. часть инструментов не звучала. Сейчас запустил на холодную - все играется как надо, довольно хорошо.

    ---------- Сообщение добавлено в 00:24 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 00:23 ----------

    Тут уже есть кое-что. Будет дополняться.
    http://kawai.spb.ru/files/sound/games/system_shock.html
     
  19. Geryon

    Geryon

    Регистрация:
    13 май 2008
    Сообщения:
    1.228
    Я хотел сказать - проверить работу PX с соответствующим оборудованием.
     
  20. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обещаю - на днях сделать.
     
  21. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Guillemot MaxiSound 64 (Home Studio Pro)
    d82841bdc34bce83b92a147f417f75d4.jpg .

    ce9d6aba451e564b05bcb031737faf93.jpg . 684ec4184ebc5359dab24dd070d3f180.jpg .
    8c245f25427b70e0ef92f9c114a18f36.jpg . e898c8608f9b89049c3b1f7a0ba7ca37.jpg .

    ---------- Сообщение добавлено в 22:43 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 22:04 ----------

    Так, скажи какие файлы проиграть и что конкретно слушать. А то в system shock слишком много xmi, не совсем понятно.

    ---------- Сообщение добавлено в 22:51 ---------- Предыдущее сообщение размещено в 22:43 ----------

    Upd: например
    px.exe c:\shock\sound\genmidi\introthm.xmi genmidi.adv
    играет нормально, так же как в игре.
    Собственно sc32mpu.adv делает это так же.
    Ты внутри этих adv посылаешь какие-нибудь sysex reset?
    И еще интересно, где задать порт, например, если у меня разные mpu одновременно подключены.
     
    LANRUS нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление