1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,4%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,3%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,5%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,8%
  19. Aureal Vortex

    31,2%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по ISA звуковым картам ESS от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Одно из главных преимуществ чипов ESS — отличная совместимость с Adlib, Sound Blaster и Sound Blaster Pro. Карты на основе ES688 для воспроизведения музыки посредством FM-синтеза используют чип OPL3/YMF262 или его клон, а ES1688, ES1788, ES1868, и ES1869 — встроенный ESFM, звучащий мягче оригинального OPL3/YMF262. Есть 86 игр (1994-1998 г.), в которых реализована специальная поддержка ESS AudioDrive с более высоким качеством звука (в сравнении с Sound Blaster Pro).

    Особенности самых распространённых чипов ESS
    • ES688 AudioDrive (1994 г.). Большинство карт на этом чипе не используют Plug&Play, а интерфейс MPU-401 поддерживается только в режиме эмуляции, который работает через TSR (не везде корректно). Некоторые более поздние экземпляры ES688 содержат дополнительный чип ES968, обеспечивающий аппаратную поддержку MPU-401 и Plug&Play.
    • ES1688 AudioDrive (1995 г.). Как и ES688, карты на этом чипе могут быть в PnP или nonPnP исполнении, а бывают и с функцией переключения этого режима джампером. Любая плата ES1688 имеет аппаратную поддержку MPU-401, при наличии разъёма wavetable (обычно он есть) к ней можно подключить дочернюю карту General MIDI без проблем и ошибок вроде зависающих нот.
    • ES1868 (1995 г.) и ES1869 (1996 г.). Карты на чипе ES1868, в отличие от ES1688, имеют улучшенную поддержку Sound Blaster Pro (включая 2.0) и существуют только в исполнении Plug&Play. Они тоже отлично подходят для использования с дочерними картами безо всяких проблем и ошибок. Более новый чип ES1869 поддерживает сэмплы 48 kHz и 3D-звук.
    Ответ на вопрос, какой из чипов выбрать, зависит от конфигурации ретроПК и задачи. Для системы без Plug&Play (386 или ранние 486) стоит поискать карту на базе ES688 или ES1688 без ES968. При этом отсутствие проблем с MIDI-дочками гарантируется только для чипа ES1688 с аппаратной поддержкой MPU-401 (т. е. при наличии чипа ES968). Для системы с Plug&Play (поздние 486, Pentium и новее) подойдут и более распространённые (и дешёвые) карты на чипах ES1868/ES1869.

    Какие карты ESS встречаются в продаже

    Карты ESS для ISA представлены в огромном разнообразии, они отличаются производителем, чипами для FM-синтеза (у ES688 могут быть разными), наличием или отсутствием поддержки Plug&Play (характерно для ES688 и ES1688), дополнительных чипов (например, радио или встроенного wavetable), разъёмов (например, входа SPEAKER), отдельных аудиовыходов с усилителем (LINE-OUT) и без него (SPK OUT).

    Самые добротные экземпляры ESS в основном выполнены на чипах ES688 и ES1688 (Edison Gold-16 3.3, MediaWave и т. д.) и имеют четыре аудиогнезда. У плат на базе ES1868/ES1869 обвязка обычно беднее, однако качество звука и уровень шума конкретного образца больше зависят от его состояния. Из более качественных экземпляров можно выделить Terratec Gold 16/96, Edison Gold 5.0, Labway/Genius A111-860.

    ПО, необходимое для работы карт ESS

    ISA-карты ESS с поддержкой Plug&Play в DOS инициализируются и настраиваются через программу ESSCFG.EXE подходящей версии (надо подбирать). Программы ESSVOL.EXE (новее) и SETVOL.EXE (старше) позволяют настроить уровни громкости всех каналов. Для некоторых карт ESS без Plug&Play инициализация не требуется, в этом случае достаточно запуска микшера. Пользоваться именно фирменным ПО необязательно — для инициализации, настройки и регулировки громкости подойдёт и UNISOUND.COM. Для работы чипа ES968 может потребоваться драйвер ES968.COM или сторонний INIT_ESS.COM.

    Резюме-вывод

    Почти любая ESS для ISA — одна из самых доступных звуковых карт, обладающих отличной совместимостью с Sound Blaster Pro в DOS. Всё ПО для них предельно понятное и простое, они не имеют проблем совместимости с большей частью железа, включая процессоры от 1 ГГц. Большинство плат ESS на ES1688, ES1868 и ES 1869 имеют разъём wavetable для подключения дочерней звуковой карты General MIDI.

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    На фоне аудиокарт с чипами ESS, Creative и Yamaha продукты Aztech встречаются не так часто, при этом редкими их тоже не назвать. С 1992 по 1996 год бренд выпустил около 30 плат, многие из которых имели достойные (на то время) характеристики и успешно конкурировали с более дорогими аналогами от Creative. Все они подразделяются на четыре поколения, отличающихся чипами и поддерживаемыми технологиями.

    В плюсы поздних Aztech можно записать хорошую совместимость с Sound Blaster Pro и лёгкость настройки. К ним можно смело подключать MIDI-дочки, не опасаясь проблемы с зависанием нот. Минусом экземпляров последних поколений считается отсутствие фильтра низких частот, из-за чего звук в режиме Sound Blaster кажется «грязноватым». Некоторые карты Aztech могут хранить настройки в собственной памяти EEPROM.

    Особенности поколений аудиокарт Aztech
    • 1-е (1992-1994 г.). Карты на ранних чипах Aztech (AZTS…) не используют Plug&Play и не поддерживают интерфейс MPU-401. Большинство экземпляров первого поколения могут работать в режимах Sound Blaster 2.0 (моно), Adlib, Covox и Disney. Для воспроизведения музыки посредством FM-синтеза используется чип OPL2/YM2812 или OPL3/YMF262.
    • 2-е (1994-1995 г.). Эти карты основаны на чипе AZT-1605, который тоже лишён поддержки Sound Blaster Pro под DOS (только моно). В отличие от первого поколения, такие устройства могут похвастаться полноценным MIDI-интерфейсом MPU-401, при этом они уже не поддерживают Covox и Disney. Для FM-синтеза используется чип OPL3/YMF262.
    • 3-е (1995-1996 г.). Начиная с этого поколения, карты Aztech можно рекомендовать для постоянного использования в составе ретросистемы. Они основаны на чипе AZT-2316, бывают с Plug&Play и без, поддерживают Sound Blaster Pro (есть стерео) и MPU-401. Для FM-синтеза карты Aztech третьего поколения тоже используют отдельный чип OPL3/YMF262.
    • 4-е (1996 г.). Самые поздние платы Aztech основаны на чипе AZT-2320 и доступны только в исполнении Plug&Play. Для FM-синтеза используется встроенный чип OPL3/YMF262. Аудиокарты Aztech на базе AZT-2320 поддерживают Sound Blaster Pro, WSS и MPU-401. В целом они мало чем отличаются от своих собратьев прошлого поколения.
    Какую карту Aztech выбрать

    Устройства первых двух поколений встречаются нечасто и интересны прежде всего в качестве предметов коллекционирования. Они могут иметь проблемы совместимости с играми, «капризничать» в составе относительно мощных систем, а также быть непростыми в настройке. В этой связи ответ на вопрос, какая карта Aztech лучше, обычно сводится к выбору между AZT-2316 (3-е поколение) и AZT-2320 (4-е поколение).

    Для системы без Plug&Play (386 или ранние 486) оптимальной будет nonPnP карта на чипе AZT-2316: Washington 16, Waverider 32+ или Pro 32-3D, Multimedia Pro 16, 16 ABI/ABO или 16 IIB-3D. Если у материнской платы есть поддержка Plug&Play, то можно брать любую устраивающую вас по свойствам, цене и состоянию карту на базе AZT-2316 или AZT-2320. При отсутствии технических проблем все существующие варианты играют неплохо.

    ПО, необходимое для работы карт Aztech

    Для каждой звуковой платы Aztech производитель выпускал отдельные драйвера, все их можно найти в интернете. Если гибкая настройка не требуется, то можно попробовать UNISOUND.COM. Эта утилита успешно инициализирует PnP-аудиокарты на чипах AZT-2316/AZT-2320 и позволяет регулировать уровни громкости. Если запустить UNISOUND.COM для обычной AZT-2320, то устройство займёт ресурсы 220/5/1/330 (если они свободны), оптимальные для большинства игр.

    Резюме-вывод

    Звуковая карта Aztech 3- и 4-го поколений может стать хорошим выбором для ретросистемы с прицелом на DOS-игры. Обычно такие устройства изготовлены качественно и отличаются низким уровнем шума, у них эталонный FM-синтез (OPL3) и нет никаких проблем с интерфейсом MPU-401. К минусам плат Aztech можно отнести отсутствие фильтра низких частот и неидеальную совместимость с первыми версиями Sound Blaster (справедливо в отношении некоторых старых игр с поддержкой SB 1.0/1.5/2.0).

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Sound Blaster — первые звуковые карты для совместимых с IBM PC компьютеров, умеющие одновременно воспроизводить цифровой звук (через специализированный микропроцессор DSP) и синтезированную музыку (через звукогенератор YM3812/OPL-2). Успех этого продукта позволил Creative Labs выиграть в конкурентной борьбе с AdLib Incorporated, занять лидирующее положение на рынке и задать новый неофициальный стандарт.

    С 1989 по 1997 год компания Creative Labs выпустила четыре поколения звуковых карт для шины ISA, отличающихся поддерживаемыми технологиями, частотой дискретизации, FM-генератором, уровнем шума и другими свойствами. Даже в рамках одного поколения аудиоплаты Creative могут иметь существенные отличия, влияющие на целесообразность выбора того или иного варианта для построения ретрокомпьютера.

    Особенности поколений аудиокарт Creative
    • 1-е (1.0, 1.5, 2.0). Самые первые звуковые карты Sound Blaster (1.0, 1.5, 2.0) были актуальны с 1989 по 1991 год и предназначались для установки в 8-битный разъём ISA. Они способны воспроизводить монофонический цифровой звук с частотой дискретизации до 22 кГц и музыку, синтезированную микросхемой OPL-2.
    • 2-е (Pro 1, Pro 2). Карты Sound Blaster Pro спроектированы для 16-битного разъёма ISA, хоть и используют только его 8-битную часть. Они поддерживают стереозвук (до 22 кГц), снабжены встроенным контроллером CD-ROM и, в зависимости от версии, двумя звукогераторами YM3812/OPL-2 (Pro 1) либо одним YMF262/OPL-3 (Pro 2).
    • 3-е (SB16). Главные новшества Sound Blaster 16 — поддержка 16-битного звука и интерфейса MPU-401, а также наличие разъёма Wave Blaster для подключения дочерней платы (не на всех картах). На всех картах SB16 без поддержки Plug&Play за FM-синтез отвечает чип OPL-3, на более поздних с Plug&Play — CQM.
    • 4-е (32, AWE32 и AWE64). Помимо микросхемы SB16, эти платы содержат чип таблично-волнового синтезатора EMU8000. Все карты 4-го поколения могут воспроизводить музыку в режимах AWE32 (DOS) и General MIDI (DOS и Windows), используя сэмплы из встроенной или дополнительно установленной памяти.
    Какую карту Creative выбрать

    Аудиоплаты Creative для ISA первых двух поколений редко встречаются в составе ретросистем и в основном интересны как предметы коллекционирования. Если рассматривать для покупки устройства только этого бренда, то выбор обычно лежит между SB16 (и её удешевлённой версией ViBRA16), 32, AWE32 и AWE64. Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы.

    Если вам не требуется интерфейс MPU-401 для использования аудиокарты совместно с MIDI-дочкой, то можно выбирать почти любую хорошо сохранившуюся плату SB16, ViBRA16, 32, AWE32 или AWE64. Первые два варианта — самые простые, они воспроизводят звук в режимах SB, SB Pro и SB16, а музыку — посредством FM-синтеза (в играх выбираем Sound Blaster).

    Карты Sound Blaster 32, AWE32 и AWE64 интересны тем, что могут воспроизводить музыку не только через звукогенератор (режим Sound Blaster), но и с использованием технологии таблично-волнового синтеза (режимы AWE32 и General MIDI). Одна из самых удобных и в то же время продвинутых аудиоплат Creative для ISA — AWE64 любой версии.

    Если планируется подключение MIDI-дочки, то выбор вариантов сильно сужается — почти все карты SB16 и все AWE32 с разъёмом wavetable имеют проблему зависающих нот при одновременном воспроизведении MIDI и цифрового звука. Существует всего четыре модификации SB16 без такого недостатка, и они обычно дорогие.

    ПО, необходимое для работы карт Creative

    ПО для всех звуковых карт Creative описывать долго и бессмысленно, поэтому рассмотрим только самые распространённые варианты — SB16 (ViBRA16) и AWE64. Для работы SB16 под чистым DOS необходимо скачать два архива: ctcmbbs.exe и sbbasic.exe. Сначала запускаем утилиту для настройки карты CTCM, затем устанавливаем драйвера.

    Для AWE64 понадобятся ещё два архива — s64basic.exe и aweutl.exe. Сначала проделываем те же операции, что и в случае с SB16, затем ставим ПО для инициализации и управления функциями чипа EMU8000. Также можно попробовать стороннюю программу UNISOUND.COM, которая не занимает память и удобнее оригинального ПО от Creative.

    Резюме-вывод

    Аудиоплаты Creative широко востребованы среди любителей старого компьютерного железа, благодаря чему изучены вдоль и поперёк. Практически о любой модели Sound Blaster можно найти подробную информацию, включая плюсы, минусы и ключевые особенности. С настройкой карт этого бренда редко бывают трудности, что тоже можно записать в плюсы.

    Карты Sound Blaster Pro, 16 и ViBRA16 подойдут тем, кому достаточно синтезированной музыки, а 32, AWE32 и AWE64 — тем, кого устраивает их функциональность по части таблично-волнового синтеза. Для использования же с дочками или синтезаторами стандарта General MIDI лучше подыскать другую карту (не Creative), лишённую проблем с MPU-401.
     
    Последнее редактирование модератором: 25 ноя 2024 в 19:15
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Yuriy_X нравится это.
  4. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.690
    Ноут Toshiba 5205, YMF753, WDM дрова, 98я винда. Большинство DOS игр работают со звуком, тот же Duke и Blood отзываются на x220 IRQ 5 DMA 1 и все ок. Но вот дум падает с ошибкой при этих параметрах на звук. General Midi везде работает отлично на х330. В чем может быть прикол? Просто я думал что если отозвалась одна игра, то другая точно отзовется на тех же адресах.

    Кстати иногда бывает что после нескольких тыков в других играх дюк и блад перестают отвечать на этих адресах, пишут что IRQ неверный, перезагрузка помогает. Как это? Сглючившая игра забивает адрес собой?

    Существует приложение которое само опознает какой IRQ, DMA и прочие верные? Ну просто любопытно.

    Код:
    Yamaha YMF753 Codec Chip
    16-bit stereo, Windows Sound System Ver. 2.0;  SoundBlaster® Pro compatible (in DOS box only)
    Built-in harman/kardon Stereo Speakers with subwoofer
    3D sound support with HRTF 3D positional audio; Direct 3D Sound (supported by sound driver); Hardware acceleration for DirectSound and DirectMusic; Full Duplex and MIDI (play back support, 64 voices
    Sound Volume (by Dial)
    Ports:  External Microphone port, headphone port (integrated to S/PDIF), Line-in port, Line-out (unified with TV-Out), Dolby AC3 Digital support (S/P DIF Optical)
     
  5. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.423

    Вложения:

    • SBDETECT.ZIP
      Размер файла:
      5,7 КБ
      Просмотров:
      35
    vorob нравится это.
  6. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.690
    @Yuriy_X, спасибо. Под ХР отработало замечательно, а вот в 98й виснет сообщая на прощанье, что скорее всего на том же адресе висит какая-то другая железка. На глаз я вижу что звуковуха на IRQ 3 и там же ACPI барахло. Не знаю о чем это должно мне сообщить :)

    Зато скачал образ BLOOD и играл сегодня с CDAUDIO. Круто было. А вот что было не круто, так это звуки Блада словно ужатый с хлам mp3. Не могу понять, толи это приколы моего ноута, толи в игре реально некоторые звуки очень низкого качества. Играл в наушниках, к ним вопросов быть не может.
     
    Последнее редактирование: 10 фев 2021
  7. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    @vorob, как же вы достали пускать игры для DOS из под вЕнды и потом полыхать очком от багов и пытаться лечить проблемы на ровном месте...
     
  8. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.690
    @MAN-biker, ха. Да, у меня своеобразная любовь с железом. Но я просто не понимаю как такое может быть, одни и те же параметры, одна игра по ним получает ответ и воспроизводит звук, а другая нет. В этом нет смысла.
     
  9. Violar

    Violar

    Регистрация:
    10 фев 2021
    Сообщения:
    18
    Всем привет. У меня вопросы следующего характера. Имею карту ESS1868f на материнке с Intel i820 и RIMM-памятью (HP Vectra). Есть проблема с совместимостью в такой игре, как wolf3d. А именно, когда в настройках звука, в подразделе "Digitized sound" выбираю Sound Blaster, игра намертво вешает комп в тот момент, когда этот самый звук должен прозвучать. В данном случае это окрики гитлеровцев.
    В Doom2 похожая ситуация. Музыка в игре есть, звуки выстрелов и вопли монстров отсутствуют, но тут комп не виснет
    Звуковая пронициализирована родными драйверами, IRQ5, DMA3, MPU-401 - 300.
    Есть также SBLive CT4830, но с ней под чистый дос вовсе не удалось добиться звуков.

    Другой вопрос. Если повесить "дочку" на wavetable-разъём этой карты- нужно ли её как-то конфигурировать софтово, или она автоматически заместит собой встроенное подобие синта?
     

    Вложения:

  10. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.423
    @Violar, а в Wofl3D и Doom2 на ESS1868f эти глюки в DOS наблюдаются? Если повесить "дочку" на wavetable-разъём этой карты, то не надо её никак дополнительно конфигурировать. Просто в качестве устройства воспроизведения музыки нужно будет указывать General MIDI и соответствующий ей порт. Если хотите услышать музыку, воспроизводимую звукогенератором, то выбирайте в качестве музыкальной карты Sound Blaster.
     
  11. Violar

    Violar

    Регистрация:
    10 фев 2021
    Сообщения:
    18
    @Yuriy_X, конкретно эти глюки под чистым досом 7.1. При этом досовские плееры Qv, mpxplayer работают отлично.
    С 98-й Виндой наоборот, в Wolf3D звуки и выстрелы отыгрываются, а музыки нет несмотря на выбранный везде SoundBlaster. В Doom2 в Винде нет ни звуков, ни музыки.
    В системных настройках MIDI конечно выбран ESS FM Synthesizer, и midi-файлы и музыкальные программы играют корректно.
     
  12. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.423
    @Violar, я бы попробовал её повесить на ресурсы 220/5/1. А как обстоят дела с другими звуковыми картами ISA?
     
  13. Violar

    Violar

    Регистрация:
    10 фев 2021
    Сообщения:
    18
    В Doom2 звук под чистым досом пошёл! Оказалось, что у всех файлов стоял атрибут "только чтение", и настройки не сохранялись. В Винде, правда, всё равно тишина.

    А Вольф всё равно виснет при включении digitized sounds. При DMA 1 ничего не меняется, только перестают работать медиаплееры). Похоже на глюк конкретной карты? Других девайсов к сожалению нет.
     
  14. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.423
    @Violar, возможно, глюк вызван несовместимостью конкретной материнской платой с этой ESS. У меня была немного другая проблема - с ESS1869 были жуткие тормоза в Windows 98 при её запуске. Причём в DOS всё было в порядке. В другой системе эта же звуковуха работала без проблем. Поэтому рекомендую попробовать другую ISA звуковуху (не ESS), например, широко распространённую копеечную SB16/Vibra16 СT4170. У неё есть заморочки с High DMA, но они решаемы, а качество звука весьма неплохое.
     
  15. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    @Violar, попробуй отрубить в системе LPT и назначить бластер на IRQ7 (220\7\1).

    Смысл в том, что игры под ДОС работают как им придётся, напрямую с железом, а не через стандартные девайсы как в вЕнде.
    И быть может все что угодно, одна игра работает с железом так, другая сяк, третья вообще хрен пойми через какое место, а когда ты ДОС-игры ещё и из окна винды пытаешься запускать, то там ещё проблем добавляется.
    Пытаться ловить баги и править глюки можно сколь угодно долго и даже может что-то выйти, но по-уму так не делали никогда и в ДОС-игры играли в ЧИСТОМ ДОСе, чтобы минимизировать геморрой.
    А если твоя карта инициализирует дрова только через винду, то карта твоя "дерьмовая" в плане совместимости с ДОС и для "тру-использования" она годится с огромной натяжкой и исключениями.
    Для ДОСа звуковуха должна работать НАТИВНО, вообще без настроек и резидентных драйверов, когда её воткнул, перемычками или программно настроил порт/прерывание/ДМА, прописал в строку СЕТ БЛАСТЕР и ВСЁ!
    Если нужно вейвтейбл, то тоже это должно быть в РОМах на борту карты, а не подгружаться всякими утилитами, либо отправляться на внешний МИДИ-модуль через MPU-401 и типа того.

    Так что идеальна какая-нить ESS-ка с миди-дочкой как "вейвбластер", с ней проблем нет и для работы ей вообще ничерта не нужно, она просто РАБОТАЕТ всегда и везде.

    Вот только при таком раскладе в 99,9% у вас все игры будут работать без проблем.

    Всё остальное "от лукавого".
     
    Последнее редактирование: 11 фев 2021
    Violar нравится это.
  16. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.423
    Жаль, далеко не все карточки такие. Кроме многочисленных ESS, мне попадались только две ISA звуковухи, способные работать нативно - ASUS I-A16C (Vibra16) и Aztech MM Pro 16IIIS+ (SB Pro с честным OPL-3). Для остальных требовались те или иные инициализаторы. Впрочем, с утилитой unisound.com, о которой я впервые узнал на этом форуме, особой проблемы в этом не вижу.
     
    MAN-biker нравится это.
  17. Knd

    Knd

    Регистрация:
    18 май 2010
    Сообщения:
    659
    Кому что: кто-то, как видно, полыхает, а кто-то или решает проблему, или двигается дальше в поисках других решений..
     
    MAN-biker нравится это.
  18. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Ну да, просто сразу на ум приходит лишь "чем бы дитя не тешилось..." и "лёгких путей мы не ищем".
    Хотя давно уже всё обмусолено и есть рецепты и алгоритмы что нужно и как сделать чтоб работало без геморроя.
     
  19. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @MAN-biker, человек помешан на ноутах. Всё давно обмусолено на десктопах, а ноуты - это ниша такая специфическая, что принцип открытой архитектуры для них одно название, а по факту что там припаяли, то и хавай. Ни тебе монитор заменить, ни тебе сеть поменять, иногда даже, о ужас, CPU и GPU сменить не дано. Что уж там про звук... Поэтому неудивительно, что, копаясь в основном с одними ноутами, он не приобрёл никакого значимого опыта на тему звука и всякий раз удивляется таким по сути давно обмусоленным вещам и даже порой возмущается ими. Например, эта проблема Ямахи в Думе. Зато у него есть другой огромный опыт возни с этими буками. Вот у меня, например, другие бзики. Я знаю всё или почти всё для того, чтобы собрать полностью цифровую звуковую систему в чистом досе. Я знаю, как правильно укротить Корку-2, чтобы не нуждаться ни в каких других ретро-ПК в принципе. Я почти всё знаю про настройку AGP+PCI видео в разных ОСях. Каждому своё.

    @vorob сейчас побьётся с этим гемором и либо смирится с недостатками, либо бросит. Всё зависит от того, что окажется сильнее, любовь к ноутам уровня P-3 или желание получить нормальный звук в DOS.
     
    MAN-biker и Revolter нравится это.
  20. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    @LANRUS, да я ж всё понимаю отлично, просто очевидно же, что ноутбуки не годятся как универсальные машинки для DOS-игр, ну вот как ни крути, как ни надрывай пукан, нет такого ноута, чтоб во всём он соответствовал данным требованиям.
    Или есть такие?!
    Даже с десктопами, то одно вылазит, то другое, но уже как-то есть понимание к чему стремиться и что конкретно нужно для БЕСПРОБЛЕМНОГО запуска практически любой DOS игры с максимальной отдачей от нее (хорошая музыка\звук, графика...).
     
  21. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.690
    Вот это вы прожарку устроили :) Я просто люблю ноуты, греет меня мысль что всю игровую вселенную можно взять с собой. Или убрать в шкаф если надоел.
    Идеальный бук для ретро игр я нашёл:
    Toshiba Satellite 2805, ультимативный ноут для ретроигр
    По мне так тут все что нужно. Звук в чистом досе и general midi под виндой.
    А 5205 с AC’97 я просто ковыряю до кучи сейчас.
     
    MAN-biker нравится это.
  22. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.423
    Приехали кабели - MIDI-USB в виде ROLAND UM-ONE MK2 USB и такой Gameport-MIDI:

    [​IMG]

    Кабель Gameport-MIDI одним концом подсоединил к звуковой карте DOS-компьютера, а один из двух MIDI-мамок - к MIDI-папе кабеля ROLAND UM-ONE MK2 USB. Последний подключил к основному компьютеру, где установлен Midi Player с SCVA. Система (Windows 10) обнаружила кабель как музыкальное устройство UM-ONE. Настойки MIDI Player выглядят так:

    upload_2021-2-13_17-30-49.png

    Если на DOS-компьютере попытаться что-то проиграть через General MIDI (порт 330), то на динамики компа - виртуального синтезатора ничего не выводится. Подскажите, пожалуйста, как правильно настроить эту связку? И как понять, что виртуальный синт принимает данные через Gameport по этой связке кабелей?
     
    Последнее редактирование: 13 фев 2021
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление