1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,4%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,3%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,5%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,8%
  19. Aureal Vortex

    31,2%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по ISA звуковым картам ESS от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Одно из главных преимуществ чипов ESS — отличная совместимость с Adlib, Sound Blaster и Sound Blaster Pro. Карты на основе ES688 для воспроизведения музыки посредством FM-синтеза используют чип OPL3/YMF262 или его клон, а ES1688, ES1788, ES1868, и ES1869 — встроенный ESFM, звучащий мягче оригинального OPL3/YMF262. Есть 86 игр (1994-1998 г.), в которых реализована специальная поддержка ESS AudioDrive с более высоким качеством звука (в сравнении с Sound Blaster Pro).

    Особенности самых распространённых чипов ESS
    • ES688 AudioDrive (1994 г.). Большинство карт на этом чипе не используют Plug&Play, а интерфейс MPU-401 поддерживается только в режиме эмуляции, который работает через TSR (не везде корректно). Некоторые более поздние экземпляры ES688 содержат дополнительный чип ES968, обеспечивающий аппаратную поддержку MPU-401 и Plug&Play.
    • ES1688 AudioDrive (1995 г.). Как и ES688, карты на этом чипе могут быть в PnP или nonPnP исполнении, а бывают и с функцией переключения этого режима джампером. Любая плата ES1688 имеет аппаратную поддержку MPU-401, при наличии разъёма wavetable (обычно он есть) к ней можно подключить дочернюю карту General MIDI без проблем и ошибок вроде зависающих нот.
    • ES1868 (1995 г.) и ES1869 (1996 г.). Карты на чипе ES1868, в отличие от ES1688, имеют улучшенную поддержку Sound Blaster Pro (включая 2.0) и существуют только в исполнении Plug&Play. Они тоже отлично подходят для использования с дочерними картами безо всяких проблем и ошибок. Более новый чип ES1869 поддерживает сэмплы 48 kHz и 3D-звук.
    Ответ на вопрос, какой из чипов выбрать, зависит от конфигурации ретроПК и задачи. Для системы без Plug&Play (386 или ранние 486) стоит поискать карту на базе ES688 или ES1688 без ES968. При этом отсутствие проблем с MIDI-дочками гарантируется только для чипа ES1688 с аппаратной поддержкой MPU-401 (т. е. при наличии чипа ES968). Для системы с Plug&Play (поздние 486, Pentium и новее) подойдут и более распространённые (и дешёвые) карты на чипах ES1868/ES1869.

    Какие карты ESS встречаются в продаже

    Карты ESS для ISA представлены в огромном разнообразии, они отличаются производителем, чипами для FM-синтеза (у ES688 могут быть разными), наличием или отсутствием поддержки Plug&Play (характерно для ES688 и ES1688), дополнительных чипов (например, радио или встроенного wavetable), разъёмов (например, входа SPEAKER), отдельных аудиовыходов с усилителем (LINE-OUT) и без него (SPK OUT).

    Самые добротные экземпляры ESS в основном выполнены на чипах ES688 и ES1688 (Edison Gold-16 3.3, MediaWave и т. д.) и имеют четыре аудиогнезда. У плат на базе ES1868/ES1869 обвязка обычно беднее, однако качество звука и уровень шума конкретного образца больше зависят от его состояния. Из более качественных экземпляров можно выделить Terratec Gold 16/96, Edison Gold 5.0, Labway/Genius A111-860.

    ПО, необходимое для работы карт ESS

    ISA-карты ESS с поддержкой Plug&Play в DOS инициализируются и настраиваются через программу ESSCFG.EXE подходящей версии (надо подбирать). Программы ESSVOL.EXE (новее) и SETVOL.EXE (старше) позволяют настроить уровни громкости всех каналов. Для некоторых карт ESS без Plug&Play инициализация не требуется, в этом случае достаточно запуска микшера. Пользоваться именно фирменным ПО необязательно — для инициализации, настройки и регулировки громкости подойдёт и UNISOUND.COM. Для работы чипа ES968 может потребоваться драйвер ES968.COM или сторонний INIT_ESS.COM.

    Резюме-вывод

    Почти любая ESS для ISA — одна из самых доступных звуковых карт, обладающих отличной совместимостью с Sound Blaster Pro в DOS. Всё ПО для них предельно понятное и простое, они не имеют проблем совместимости с большей частью железа, включая процессоры от 1 ГГц. Большинство плат ESS на ES1688, ES1868 и ES 1869 имеют разъём wavetable для подключения дочерней звуковой карты General MIDI.

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    На фоне аудиокарт с чипами ESS, Creative и Yamaha продукты Aztech встречаются не так часто, при этом редкими их тоже не назвать. С 1992 по 1996 год бренд выпустил около 30 плат, многие из которых имели достойные (на то время) характеристики и успешно конкурировали с более дорогими аналогами от Creative. Все они подразделяются на четыре поколения, отличающихся чипами и поддерживаемыми технологиями.

    В плюсы поздних Aztech можно записать хорошую совместимость с Sound Blaster Pro и лёгкость настройки. К ним можно смело подключать MIDI-дочки, не опасаясь проблемы с зависанием нот. Минусом экземпляров последних поколений считается отсутствие фильтра низких частот, из-за чего звук в режиме Sound Blaster кажется «грязноватым». Некоторые карты Aztech могут хранить настройки в собственной памяти EEPROM.

    Особенности поколений аудиокарт Aztech
    • 1-е (1992-1994 г.). Карты на ранних чипах Aztech (AZTS…) не используют Plug&Play и не поддерживают интерфейс MPU-401. Большинство экземпляров первого поколения могут работать в режимах Sound Blaster 2.0 (моно), Adlib, Covox и Disney. Для воспроизведения музыки посредством FM-синтеза используется чип OPL2/YM2812 или OPL3/YMF262.
    • 2-е (1994-1995 г.). Эти карты основаны на чипе AZT-1605, который тоже лишён поддержки Sound Blaster Pro под DOS (только моно). В отличие от первого поколения, такие устройства могут похвастаться полноценным MIDI-интерфейсом MPU-401, при этом они уже не поддерживают Covox и Disney. Для FM-синтеза используется чип OPL3/YMF262.
    • 3-е (1995-1996 г.). Начиная с этого поколения, карты Aztech можно рекомендовать для постоянного использования в составе ретросистемы. Они основаны на чипе AZT-2316, бывают с Plug&Play и без, поддерживают Sound Blaster Pro (есть стерео) и MPU-401. Для FM-синтеза карты Aztech третьего поколения тоже используют отдельный чип OPL3/YMF262.
    • 4-е (1996 г.). Самые поздние платы Aztech основаны на чипе AZT-2320 и доступны только в исполнении Plug&Play. Для FM-синтеза используется встроенный чип OPL3/YMF262. Аудиокарты Aztech на базе AZT-2320 поддерживают Sound Blaster Pro, WSS и MPU-401. В целом они мало чем отличаются от своих собратьев прошлого поколения.
    Какую карту Aztech выбрать

    Устройства первых двух поколений встречаются нечасто и интересны прежде всего в качестве предметов коллекционирования. Они могут иметь проблемы совместимости с играми, «капризничать» в составе относительно мощных систем, а также быть непростыми в настройке. В этой связи ответ на вопрос, какая карта Aztech лучше, обычно сводится к выбору между AZT-2316 (3-е поколение) и AZT-2320 (4-е поколение).

    Для системы без Plug&Play (386 или ранние 486) оптимальной будет nonPnP карта на чипе AZT-2316: Washington 16, Waverider 32+ или Pro 32-3D, Multimedia Pro 16, 16 ABI/ABO или 16 IIB-3D. Если у материнской платы есть поддержка Plug&Play, то можно брать любую устраивающую вас по свойствам, цене и состоянию карту на базе AZT-2316 или AZT-2320. При отсутствии технических проблем все существующие варианты играют неплохо.

    ПО, необходимое для работы карт Aztech

    Для каждой звуковой платы Aztech производитель выпускал отдельные драйвера, все их можно найти в интернете. Если гибкая настройка не требуется, то можно попробовать UNISOUND.COM. Эта утилита успешно инициализирует PnP-аудиокарты на чипах AZT-2316/AZT-2320 и позволяет регулировать уровни громкости. Если запустить UNISOUND.COM для обычной AZT-2320, то устройство займёт ресурсы 220/5/1/330 (если они свободны), оптимальные для большинства игр.

    Резюме-вывод

    Звуковая карта Aztech 3- и 4-го поколений может стать хорошим выбором для ретросистемы с прицелом на DOS-игры. Обычно такие устройства изготовлены качественно и отличаются низким уровнем шума, у них эталонный FM-синтез (OPL3) и нет никаких проблем с интерфейсом MPU-401. К минусам плат Aztech можно отнести отсутствие фильтра низких частот и неидеальную совместимость с первыми версиями Sound Blaster (справедливо в отношении некоторых старых игр с поддержкой SB 1.0/1.5/2.0).

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Sound Blaster — первые звуковые карты для совместимых с IBM PC компьютеров, умеющие одновременно воспроизводить цифровой звук (через специализированный микропроцессор DSP) и синтезированную музыку (через звукогенератор YM3812/OPL-2). Успех этого продукта позволил Creative Labs выиграть в конкурентной борьбе с AdLib Incorporated, занять лидирующее положение на рынке и задать новый неофициальный стандарт.

    С 1989 по 1997 год компания Creative Labs выпустила четыре поколения звуковых карт для шины ISA, отличающихся поддерживаемыми технологиями, частотой дискретизации, FM-генератором, уровнем шума и другими свойствами. Даже в рамках одного поколения аудиоплаты Creative могут иметь существенные отличия, влияющие на целесообразность выбора того или иного варианта для построения ретрокомпьютера.

    Особенности поколений аудиокарт Creative
    • 1-е (1.0, 1.5, 2.0). Самые первые звуковые карты Sound Blaster (1.0, 1.5, 2.0) были актуальны с 1989 по 1991 год и предназначались для установки в 8-битный разъём ISA. Они способны воспроизводить монофонический цифровой звук с частотой дискретизации до 22 кГц и музыку, синтезированную микросхемой OPL-2.
    • 2-е (Pro 1, Pro 2). Карты Sound Blaster Pro спроектированы для 16-битного разъёма ISA, хоть и используют только его 8-битную часть. Они поддерживают стереозвук (до 22 кГц), снабжены встроенным контроллером CD-ROM и, в зависимости от версии, двумя звукогераторами YM3812/OPL-2 (Pro 1) либо одним YMF262/OPL-3 (Pro 2).
    • 3-е (SB16). Главные новшества Sound Blaster 16 — поддержка 16-битного звука и интерфейса MPU-401, а также наличие разъёма Wave Blaster для подключения дочерней платы (не на всех картах). На всех картах SB16 без поддержки Plug&Play за FM-синтез отвечает чип OPL-3, на более поздних с Plug&Play — CQM.
    • 4-е (32, AWE32 и AWE64). Помимо микросхемы SB16, эти платы содержат чип таблично-волнового синтезатора EMU8000. Все карты 4-го поколения могут воспроизводить музыку в режимах AWE32 (DOS) и General MIDI (DOS и Windows), используя сэмплы из встроенной или дополнительно установленной памяти.
    Какую карту Creative выбрать

    Аудиоплаты Creative для ISA первых двух поколений редко встречаются в составе ретросистем и в основном интересны как предметы коллекционирования. Если рассматривать для покупки устройства только этого бренда, то выбор обычно лежит между SB16 (и её удешевлённой версией ViBRA16), 32, AWE32 и AWE64. Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы.

    Если вам не требуется интерфейс MPU-401 для использования аудиокарты совместно с MIDI-дочкой, то можно выбирать почти любую хорошо сохранившуюся плату SB16, ViBRA16, 32, AWE32 или AWE64. Первые два варианта — самые простые, они воспроизводят звук в режимах SB, SB Pro и SB16, а музыку — посредством FM-синтеза (в играх выбираем Sound Blaster).

    Карты Sound Blaster 32, AWE32 и AWE64 интересны тем, что могут воспроизводить музыку не только через звукогенератор (режим Sound Blaster), но и с использованием технологии таблично-волнового синтеза (режимы AWE32 и General MIDI). Одна из самых удобных и в то же время продвинутых аудиоплат Creative для ISA — AWE64 любой версии.

    Если планируется подключение MIDI-дочки, то выбор вариантов сильно сужается — почти все карты SB16 и все AWE32 с разъёмом wavetable имеют проблему зависающих нот при одновременном воспроизведении MIDI и цифрового звука. Существует всего четыре модификации SB16 без такого недостатка, и они обычно дорогие.

    ПО, необходимое для работы карт Creative

    ПО для всех звуковых карт Creative описывать долго и бессмысленно, поэтому рассмотрим только самые распространённые варианты — SB16 (ViBRA16) и AWE64. Для работы SB16 под чистым DOS необходимо скачать два архива: ctcmbbs.exe и sbbasic.exe. Сначала запускаем утилиту для настройки карты CTCM, затем устанавливаем драйвера.

    Для AWE64 понадобятся ещё два архива — s64basic.exe и aweutl.exe. Сначала проделываем те же операции, что и в случае с SB16, затем ставим ПО для инициализации и управления функциями чипа EMU8000. Также можно попробовать стороннюю программу UNISOUND.COM, которая не занимает память и удобнее оригинального ПО от Creative.

    Резюме-вывод

    Аудиоплаты Creative широко востребованы среди любителей старого компьютерного железа, благодаря чему изучены вдоль и поперёк. Практически о любой модели Sound Blaster можно найти подробную информацию, включая плюсы, минусы и ключевые особенности. С настройкой карт этого бренда редко бывают трудности, что тоже можно записать в плюсы.

    Карты Sound Blaster Pro, 16 и ViBRA16 подойдут тем, кому достаточно синтезированной музыки, а 32, AWE32 и AWE64 — тем, кого устраивает их функциональность по части таблично-волнового синтеза. Для использования же с дочками или синтезаторами стандарта General MIDI лучше подыскать другую карту (не Creative), лишённую проблем с MPU-401.
     
    Последнее редактирование модератором: 25 ноя 2024 в 19:15
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    870
    Проверьте подключение.
    Разъемы MIDI бывают трех типов:
    MIDI-IN - вход;
    MIDI-OUT - выход;
    MIDI-THRU - сквозная передача.

    Вам нужно соединить MIDI-OUT с игровой системы и MIDI-IN системы-синтезатора.
     
    Последнее редактирование: 13 фев 2021
    MAN-biker и Yuriy_X нравится это.
  4. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.424
    Как оказалось, у меня было подключено с точностью наоборот. Сейчас сделал как надо. Как теперь настроить Midi Player, чтобы услышать на системе-синтезаторе то, что поступает с игровой системы?

    UPD: Заработало! Со стороны системы-синтезатора должен был разъём, на котором написано "Connect to MIDI-OUT", то есть, по сути, IN.
     
    Последнее редактирование: 13 фев 2021
    MAN-biker нравится это.
  5. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    870
    MAN-biker и Yuriy_X нравится это.
  6. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.424
    Параллельно с Midi Player + SCVA установил Munt, работают вместе без проблем. Результатом более чем доволен, всем большое спасибо за помощь!
     
  7. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    870
    Yuriy_X нравится это.
  8. TBAPb MIA

    TBAPb

    Хелпер

    Регистрация:
    26 сен 2005
    Сообщения:
    2.021
     
  9. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.424
    Пытаюсь вывести звук с выхода звуковой карты (Aztech MM Pro 16IIIS+) игрового DOS-компьютера на линейный вход SB Live! 24bit под Windows 10. У второй из них синее гнездо используется и для линейного/микрофонного входа, и для цифрового ввода-вывода (DIGITAL_IO). Пробовал просто подключить штекер к этому гнезду в надежде услышать звук, но этого не произошло - полная тишина, это соединение даже не создаёт минимальный фоновый шум. ОС - Windows 10, специально драйвера для SB Live! 24bit не ставил - система что-то поставила сама.

    Кто-нибудь имел опыт использования этой карточки или подобных обрезков Creative с комбинированным гнездом?

    UPD: Поспешил с вопросом. Оказалось, что на Windows 10 прекрасно ставятся драйвера для Windows 8/8.1 x64. В результате в свойствах звука линейный вход становится активным, звук с DOS-компьютера теперь выводится на SB Live! 24 bit без проблем. Не чищу сообщение - вдруг кому-то пригодится.
     
    Последнее редактирование: 14 фев 2021
    MAN-biker нравится это.
  10. Violar

    Violar

    Регистрация:
    10 фев 2021
    Сообщения:
    18
    Вот этого и не хватало в моём случае! Я полагал, что если есс-ка сконфигурирована родными утилитами, то больше ничего не надо. С прописанным бластером зазвучал и вольф без зависаний, и дум. :good:
     
    MAN-biker нравится это.
  11. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.424
    В результате замены ES1868F на Aztech MM Pro 16IIIS+ была достигнута гармония между SBPro (ISA) и YMF724 (PCI) под Windows 98. Первая работает как SBPro, вторая играет General MIDI. Почти все игры работают без проблем, только во вредной Lost Vikings при выборе Sound Canvas / General MIDI наблюдаются тормоза и заикающаяся музыка. В Duke Nukem 3D, Doom и RoTT всё замечательно.

    Одна неприятная мелочь осталась - при соединении двух карт появился более заметный фоновый шум, при этом он усиливается, если шевелить мышью. Покупка экранированного кабеля для соединения звуковых карт решит эту проблему или не так всё просто? Сейчас для этого использую копеечный тонкий шнурок длиной в полметра.
     
  12. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    870
    Внимание: напряжение выше 48 Вольт опасно для жизни. Offtop
    В действительности убивает ток. Начиная с напряжения 48 вольт возможно появление тока, протекающего через тело человека и опасного для жизни.


    Для начала убедитесь, что компьютер заземлен.
    Например, тестером в режиме ACV 750. В розетке между контактами земли и фазы и между землей и нейтралью должно быть напряжение, отличающееся от нуля.
    Довольно часто встречается такое подключение потребителей когда нейтраль соединена с заземлением на стороне потребителя. В этом случае напряжение между заземлением и нейтралью должно быть близко, но не равно нулю.

    Блок питания должен быть прикручен к корпусу винтами.
    Дополнительно при отключенном сетевом кабеле проверить сопротивление (прозвонить) между контактом заземления блока питания и корпусом. Сопротивление должно быть около нуля, единицы Ом.

    Материнская плата и платы расширения должны быть прикручены винтами к корпусу.
    На платах расширения должны быть в наличии все крепежные элементы для монтажной планки.

    Если корпуса нет или он не токопроводящий, то от корпуса блока питания до каждой платы расширения установить отдельный провод, выполняющий роль корпуса. Т.е. провода должны сходится на корпусе блока питания звездой, а не идти от него цепочкой.

    В качестве примечания.
    Если у вас отопление выполнено металлическими трубами (не пластиковыми), то не размещайте рядом с отоплением (трубами, радиатором) системный блок (и вообще любые электроприборы с заземлением на корпус). Между даже заземленным системным блоком и (отдельно заземленным) отоплением могут присутствовать разность потенциалов и, в случае замыкания (включая замыкание через тело человека), уравнительный ток.

    Дальше потребуется отключить все внешние интерфейсы без гальванической развязки, подключенные к устройствам с собственным питанием: LAN, COM, LPT, аудио кабель до акустической системы (подключить вместо неё наушники) и т.д.
    Монитор должен быть подключен либо через блок питания компьютера (стандарт AT), либо в одну с ним розетку/группу розеток (стандарт ATX).

    Если, вдруг, все предыдущее не помогло, то следует перейти к поиску причины внутри системного блока.
     
    Последнее редактирование: 17 фев 2021
    MAN-biker и Yuriy_X нравится это.
  13. TBAPb MIA

    TBAPb

    Хелпер

    Регистрация:
    26 сен 2005
    Сообщения:
    2.021
    С этого надо начать, т.к. наводки при двигании мышью - внутри системника, а не снаружи.
     
  14. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    870
    Внутри по возможности использовать цифровые каналы (SPDIF) вместо аналоговых. Как минимум CD-SPDIF вместо CD-Audio.
    Кабель CD-Audio хорошо ловит помехи. Особенно, если подключен только к звуковой карте и второй конец свободен.

    Проверить настройки звуковых карт и отключить все неиспользуемые каналы: MIC, LineIn, CD-Audio...
    Громкость всех рабочих каналов выставить (по возможности) на максимум. Величину выходного сигнала регулировать общей громкостью. Обычно так проходит меньше шума.
    Если при максимальном усилении отдельных каналов выходной сигнал искажается, то выставить усиление в 2/3...3/4 от максимального.
     
    Последнее редактирование: 17 фев 2021
    Yuriy_X нравится это.
  15. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Для снижения наводок можно попробовать обрезать/заизолировать «землю» с одного конца кабеля.
     
    Yuriy_X нравится это.
  16. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.424
    @MisterGrim, можно подробней, как это сделать?
    --- добавлено 18 фев 2021, предыдущее сообщение размещено: 18 фев 2021 ---
    Основной фоновый шум, как оказалось, создаёт соединение между звуковыми картами. Если проводок между ними отсоединить, то всё становится тихо, почти как на хорошей PCI звуковушке. Снизил громкость линейного выхода на компьютере - виртуальном синтезаторе, а на игровом выкрутил общую громкость на максимум. В итоге шум приемлемый. Но при движении мыши всё равно слышу. Причём обе мыши приводят к появлению какого тихого писка - и та, которая подключена к игровому ПК, и та, которая к виртуальному.
     
  17. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    А если звуки отключить полностью, оставив только МИДИ?
     
  18. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.424
    Попробую.
     
  19. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Yuriy_X, совсем запутал, мозги закрутил. Так это соединение Aztech>Yamaha внутри одного системника, или >Live24 между разными системниками?
     
  20. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.424
    Yamaha и Aztech - в одном системнике (ретро), в другом - Live! 24bit (основном).
    Линейный выход Aztech соединён с линейным входом Live! 24bit.
    GamePort первого системника (ретро) соединен с USB-разъёмом второго (основного) кабелем Roland, он выполняет роль виртуального синтезатора Roland SCVA / MT-32.
    Линейный выход Yamaha соединён с линейным входом Aztech.

    На первом системнике под DOS я использую Aztech с MIDI виртуального синтезатора Roland, а под Windows 98 - Aztech для SB Pro и Yamaha для MIDI с расширенным банком. И всё это работает без перетыкания штекеров. Всё как здесь советовали)
     
    Последнее редактирование: 20 фев 2021
  21. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    870
    @Yuriy_X, у вас системные блоки подключены в одну розетку/группу розеток?

    Если в разные, то попробуйте подключить в одну. Особенность правильного заземления - подключение всего к одной точке отдельными проводниками. Проверьте кабели питания, может так случиться, что контакт заземления плохой и один из корпусов "висит в воздухе".
    Если в одну, то может быть плохой аудиокабель, с высоким сопротивлением по общему проводу. В этом случае может помочь замена провода на более качественный или надежное соединение корпусов системных блоков отдельным проводом сечением 0,5-1,0 мм^2. Также может помочь смена направления передачи звука, т.е. там где сейчас вход подключить выход и наоборот (платы расширения разные, будут обрабатывать входной сигнал с разным уровнем помех).

    Разрыв экрана в кабеле между двумя устройствами используется для случая, когда устройства имеют разные земли (удалены друг от друга) чтобы исключить уравнительные токи по экрану. В этом случае основной сигнал должен идти через гальваническую развязку с напряжением пробоя на 1,5-4,5 кВ (трансформатор или оптрон). Использование гальванической развязки аналогового (звукового) сигнала не оправдано. Следует рассматривать переход к цифровой передаче по SPDIF (коаксиальный кабель или оптоволокно). Есть и другие варианты.
     
    Последнее редактирование: 20 фев 2021
    MAN-biker и Yuriy_X нравится это.
  22. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Все эти меры по улучшению аналоговой передачи (возня с розетками и экранами) очень жалки и незначительны. Фон создаёт главным образом непосредственно "качество" аналоговых трактов звуковых карт, которые совместно начинают шипеть, как сволочи последние, и на мышь реагировать. Это мы проходили уже тысячу раз.

    Я предлагаю другое: устроить "ромашку", т.е. не устраивать состав из последовательно соединённых "вагонов", а все карты (две и более) запустить в одну, коей в данном случае является Live24. И ещё дельный совет был про цифровую передачу, в данном случае между Ямахой и Лайвой это реально, причём совершенно не обязательно городить оптику/коаксиал, можно передать сигнал проще через TTL.
    --- добавлено 20 фев 2021, предыдущее сообщение размещено: 20 фев 2021 ---
    Я посмотрел сейчас на фото Live24 SB0410. Кривативы сволочи конченые, кастрировали карту варварски, внутренних разъёмов почти не оставили. Единственный вариант соединить с ней Ямаху по цифре - это через джек, который может быть и аналогом, и цифрой. Тогда драйвер от вин8 должен уметь его переключать в цифру.

    Ну или в качестве второго входа использовать аналоговый AUX, он на плате пока ещё на этой ревизии есть. Я уверяю, "ромашка" действительно очень помогает в борьбе с шумом по сравнению с "составом", надо попробовать.
    --- добавлено 20 фев 2021 ---
    А, ну да. Как же тогда Aztech соединить? В общем, Лайв 24бит хреновый выбор, входов ни хрена нет.
    --- добавлено 20 фев 2021 ---
    Ну можно Aztech пустить на AUX, а Ямаху пустить на синий Джек в цифровом режиме.
     
    Yuriy_X нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление