1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,4%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,3%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,5%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,8%
  19. Aureal Vortex

    31,2%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по ISA звуковым картам ESS от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Одно из главных преимуществ чипов ESS — отличная совместимость с Adlib, Sound Blaster и Sound Blaster Pro. Карты на основе ES688 для воспроизведения музыки посредством FM-синтеза используют чип OPL3/YMF262 или его клон, а ES1688, ES1788, ES1868, и ES1869 — встроенный ESFM, звучащий мягче оригинального OPL3/YMF262. Есть 86 игр (1994-1998 г.), в которых реализована специальная поддержка ESS AudioDrive с более высоким качеством звука (в сравнении с Sound Blaster Pro).

    Особенности самых распространённых чипов ESS
    • ES688 AudioDrive (1994 г.). Большинство карт на этом чипе не используют Plug&Play, а интерфейс MPU-401 поддерживается только в режиме эмуляции, который работает через TSR (не везде корректно). Некоторые более поздние экземпляры ES688 содержат дополнительный чип ES968, обеспечивающий аппаратную поддержку MPU-401 и Plug&Play.
    • ES1688 AudioDrive (1995 г.). Как и ES688, карты на этом чипе могут быть в PnP или nonPnP исполнении, а бывают и с функцией переключения этого режима джампером. Любая плата ES1688 имеет аппаратную поддержку MPU-401, при наличии разъёма wavetable (обычно он есть) к ней можно подключить дочернюю карту General MIDI без проблем и ошибок вроде зависающих нот.
    • ES1868 (1995 г.) и ES1869 (1996 г.). Карты на чипе ES1868, в отличие от ES1688, имеют улучшенную поддержку Sound Blaster Pro (включая 2.0) и существуют только в исполнении Plug&Play. Они тоже отлично подходят для использования с дочерними картами безо всяких проблем и ошибок. Более новый чип ES1869 поддерживает сэмплы 48 kHz и 3D-звук.
    Ответ на вопрос, какой из чипов выбрать, зависит от конфигурации ретроПК и задачи. Для системы без Plug&Play (386 или ранние 486) стоит поискать карту на базе ES688 или ES1688 без ES968. При этом отсутствие проблем с MIDI-дочками гарантируется только для чипа ES1688 с аппаратной поддержкой MPU-401 (т. е. при наличии чипа ES968). Для системы с Plug&Play (поздние 486, Pentium и новее) подойдут и более распространённые (и дешёвые) карты на чипах ES1868/ES1869.

    Какие карты ESS встречаются в продаже

    Карты ESS для ISA представлены в огромном разнообразии, они отличаются производителем, чипами для FM-синтеза (у ES688 могут быть разными), наличием или отсутствием поддержки Plug&Play (характерно для ES688 и ES1688), дополнительных чипов (например, радио или встроенного wavetable), разъёмов (например, входа SPEAKER), отдельных аудиовыходов с усилителем (LINE-OUT) и без него (SPK OUT).

    Самые добротные экземпляры ESS в основном выполнены на чипах ES688 и ES1688 (Edison Gold-16 3.3, MediaWave и т. д.) и имеют четыре аудиогнезда. У плат на базе ES1868/ES1869 обвязка обычно беднее, однако качество звука и уровень шума конкретного образца больше зависят от его состояния. Из более качественных экземпляров можно выделить Terratec Gold 16/96, Edison Gold 5.0, Labway/Genius A111-860.

    ПО, необходимое для работы карт ESS

    ISA-карты ESS с поддержкой Plug&Play в DOS инициализируются и настраиваются через программу ESSCFG.EXE подходящей версии (надо подбирать). Программы ESSVOL.EXE (новее) и SETVOL.EXE (старше) позволяют настроить уровни громкости всех каналов. Для некоторых карт ESS без Plug&Play инициализация не требуется, в этом случае достаточно запуска микшера. Пользоваться именно фирменным ПО необязательно — для инициализации, настройки и регулировки громкости подойдёт и UNISOUND.COM. Для работы чипа ES968 может потребоваться драйвер ES968.COM или сторонний INIT_ESS.COM.

    Резюме-вывод

    Почти любая ESS для ISA — одна из самых доступных звуковых карт, обладающих отличной совместимостью с Sound Blaster Pro в DOS. Всё ПО для них предельно понятное и простое, они не имеют проблем совместимости с большей частью железа, включая процессоры от 1 ГГц. Большинство плат ESS на ES1688, ES1868 и ES 1869 имеют разъём wavetable для подключения дочерней звуковой карты General MIDI.

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    На фоне аудиокарт с чипами ESS, Creative и Yamaha продукты Aztech встречаются не так часто, при этом редкими их тоже не назвать. С 1992 по 1996 год бренд выпустил около 30 плат, многие из которых имели достойные (на то время) характеристики и успешно конкурировали с более дорогими аналогами от Creative. Все они подразделяются на четыре поколения, отличающихся чипами и поддерживаемыми технологиями.

    В плюсы поздних Aztech можно записать хорошую совместимость с Sound Blaster Pro и лёгкость настройки. К ним можно смело подключать MIDI-дочки, не опасаясь проблемы с зависанием нот. Минусом экземпляров последних поколений считается отсутствие фильтра низких частот, из-за чего звук в режиме Sound Blaster кажется «грязноватым». Некоторые карты Aztech могут хранить настройки в собственной памяти EEPROM.

    Особенности поколений аудиокарт Aztech
    • 1-е (1992-1994 г.). Карты на ранних чипах Aztech (AZTS…) не используют Plug&Play и не поддерживают интерфейс MPU-401. Большинство экземпляров первого поколения могут работать в режимах Sound Blaster 2.0 (моно), Adlib, Covox и Disney. Для воспроизведения музыки посредством FM-синтеза используется чип OPL2/YM2812 или OPL3/YMF262.
    • 2-е (1994-1995 г.). Эти карты основаны на чипе AZT-1605, который тоже лишён поддержки Sound Blaster Pro под DOS (только моно). В отличие от первого поколения, такие устройства могут похвастаться полноценным MIDI-интерфейсом MPU-401, при этом они уже не поддерживают Covox и Disney. Для FM-синтеза используется чип OPL3/YMF262.
    • 3-е (1995-1996 г.). Начиная с этого поколения, карты Aztech можно рекомендовать для постоянного использования в составе ретросистемы. Они основаны на чипе AZT-2316, бывают с Plug&Play и без, поддерживают Sound Blaster Pro (есть стерео) и MPU-401. Для FM-синтеза карты Aztech третьего поколения тоже используют отдельный чип OPL3/YMF262.
    • 4-е (1996 г.). Самые поздние платы Aztech основаны на чипе AZT-2320 и доступны только в исполнении Plug&Play. Для FM-синтеза используется встроенный чип OPL3/YMF262. Аудиокарты Aztech на базе AZT-2320 поддерживают Sound Blaster Pro, WSS и MPU-401. В целом они мало чем отличаются от своих собратьев прошлого поколения.
    Какую карту Aztech выбрать

    Устройства первых двух поколений встречаются нечасто и интересны прежде всего в качестве предметов коллекционирования. Они могут иметь проблемы совместимости с играми, «капризничать» в составе относительно мощных систем, а также быть непростыми в настройке. В этой связи ответ на вопрос, какая карта Aztech лучше, обычно сводится к выбору между AZT-2316 (3-е поколение) и AZT-2320 (4-е поколение).

    Для системы без Plug&Play (386 или ранние 486) оптимальной будет nonPnP карта на чипе AZT-2316: Washington 16, Waverider 32+ или Pro 32-3D, Multimedia Pro 16, 16 ABI/ABO или 16 IIB-3D. Если у материнской платы есть поддержка Plug&Play, то можно брать любую устраивающую вас по свойствам, цене и состоянию карту на базе AZT-2316 или AZT-2320. При отсутствии технических проблем все существующие варианты играют неплохо.

    ПО, необходимое для работы карт Aztech

    Для каждой звуковой платы Aztech производитель выпускал отдельные драйвера, все их можно найти в интернете. Если гибкая настройка не требуется, то можно попробовать UNISOUND.COM. Эта утилита успешно инициализирует PnP-аудиокарты на чипах AZT-2316/AZT-2320 и позволяет регулировать уровни громкости. Если запустить UNISOUND.COM для обычной AZT-2320, то устройство займёт ресурсы 220/5/1/330 (если они свободны), оптимальные для большинства игр.

    Резюме-вывод

    Звуковая карта Aztech 3- и 4-го поколений может стать хорошим выбором для ретросистемы с прицелом на DOS-игры. Обычно такие устройства изготовлены качественно и отличаются низким уровнем шума, у них эталонный FM-синтез (OPL3) и нет никаких проблем с интерфейсом MPU-401. К минусам плат Aztech можно отнести отсутствие фильтра низких частот и неидеальную совместимость с первыми версиями Sound Blaster (справедливо в отношении некоторых старых игр с поддержкой SB 1.0/1.5/2.0).

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Sound Blaster — первые звуковые карты для совместимых с IBM PC компьютеров, умеющие одновременно воспроизводить цифровой звук (через специализированный микропроцессор DSP) и синтезированную музыку (через звукогенератор YM3812/OPL-2). Успех этого продукта позволил Creative Labs выиграть в конкурентной борьбе с AdLib Incorporated, занять лидирующее положение на рынке и задать новый неофициальный стандарт.

    С 1989 по 1997 год компания Creative Labs выпустила четыре поколения звуковых карт для шины ISA, отличающихся поддерживаемыми технологиями, частотой дискретизации, FM-генератором, уровнем шума и другими свойствами. Даже в рамках одного поколения аудиоплаты Creative могут иметь существенные отличия, влияющие на целесообразность выбора того или иного варианта для построения ретрокомпьютера.

    Особенности поколений аудиокарт Creative
    • 1-е (1.0, 1.5, 2.0). Самые первые звуковые карты Sound Blaster (1.0, 1.5, 2.0) были актуальны с 1989 по 1991 год и предназначались для установки в 8-битный разъём ISA. Они способны воспроизводить монофонический цифровой звук с частотой дискретизации до 22 кГц и музыку, синтезированную микросхемой OPL-2.
    • 2-е (Pro 1, Pro 2). Карты Sound Blaster Pro спроектированы для 16-битного разъёма ISA, хоть и используют только его 8-битную часть. Они поддерживают стереозвук (до 22 кГц), снабжены встроенным контроллером CD-ROM и, в зависимости от версии, двумя звукогераторами YM3812/OPL-2 (Pro 1) либо одним YMF262/OPL-3 (Pro 2).
    • 3-е (SB16). Главные новшества Sound Blaster 16 — поддержка 16-битного звука и интерфейса MPU-401, а также наличие разъёма Wave Blaster для подключения дочерней платы (не на всех картах). На всех картах SB16 без поддержки Plug&Play за FM-синтез отвечает чип OPL-3, на более поздних с Plug&Play — CQM.
    • 4-е (32, AWE32 и AWE64). Помимо микросхемы SB16, эти платы содержат чип таблично-волнового синтезатора EMU8000. Все карты 4-го поколения могут воспроизводить музыку в режимах AWE32 (DOS) и General MIDI (DOS и Windows), используя сэмплы из встроенной или дополнительно установленной памяти.
    Какую карту Creative выбрать

    Аудиоплаты Creative для ISA первых двух поколений редко встречаются в составе ретросистем и в основном интересны как предметы коллекционирования. Если рассматривать для покупки устройства только этого бренда, то выбор обычно лежит между SB16 (и её удешевлённой версией ViBRA16), 32, AWE32 и AWE64. Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы.

    Если вам не требуется интерфейс MPU-401 для использования аудиокарты совместно с MIDI-дочкой, то можно выбирать почти любую хорошо сохранившуюся плату SB16, ViBRA16, 32, AWE32 или AWE64. Первые два варианта — самые простые, они воспроизводят звук в режимах SB, SB Pro и SB16, а музыку — посредством FM-синтеза (в играх выбираем Sound Blaster).

    Карты Sound Blaster 32, AWE32 и AWE64 интересны тем, что могут воспроизводить музыку не только через звукогенератор (режим Sound Blaster), но и с использованием технологии таблично-волнового синтеза (режимы AWE32 и General MIDI). Одна из самых удобных и в то же время продвинутых аудиоплат Creative для ISA — AWE64 любой версии.

    Если планируется подключение MIDI-дочки, то выбор вариантов сильно сужается — почти все карты SB16 и все AWE32 с разъёмом wavetable имеют проблему зависающих нот при одновременном воспроизведении MIDI и цифрового звука. Существует всего четыре модификации SB16 без такого недостатка, и они обычно дорогие.

    ПО, необходимое для работы карт Creative

    ПО для всех звуковых карт Creative описывать долго и бессмысленно, поэтому рассмотрим только самые распространённые варианты — SB16 (ViBRA16) и AWE64. Для работы SB16 под чистым DOS необходимо скачать два архива: ctcmbbs.exe и sbbasic.exe. Сначала запускаем утилиту для настройки карты CTCM, затем устанавливаем драйвера.

    Для AWE64 понадобятся ещё два архива — s64basic.exe и aweutl.exe. Сначала проделываем те же операции, что и в случае с SB16, затем ставим ПО для инициализации и управления функциями чипа EMU8000. Также можно попробовать стороннюю программу UNISOUND.COM, которая не занимает память и удобнее оригинального ПО от Creative.

    Резюме-вывод

    Аудиоплаты Creative широко востребованы среди любителей старого компьютерного железа, благодаря чему изучены вдоль и поперёк. Практически о любой модели Sound Blaster можно найти подробную информацию, включая плюсы, минусы и ключевые особенности. С настройкой карт этого бренда редко бывают трудности, что тоже можно записать в плюсы.

    Карты Sound Blaster Pro, 16 и ViBRA16 подойдут тем, кому достаточно синтезированной музыки, а 32, AWE32 и AWE64 — тем, кого устраивает их функциональность по части таблично-волнового синтеза. Для использования же с дочками или синтезаторами стандарта General MIDI лучше подыскать другую карту (не Creative), лишённую проблем с MPU-401.
     
    Последнее редактирование модератором: 25 ноя 2024 в 19:15
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.773
    Подсказка в Dev 0 Func 0, с которыми вторая видяха "определяется" биосом. Это значит, что устройство не определено и ресурсы не назначаются. Тут важно пояснить, что "неопределение" в данном случае касается более ранней фазы загрузки, когда ещё не работает PnP. На раннем этапе инициализации основные системные устройства (RTC, видеоадаптер, дисковый контроллер и т. п.) заводятся на базовых ресурсах без учёта регистров PnP. А потом, перед передачей управления ОС, они могут быть снова переназначены. Собственно за это PnP OS Installed опция отвечает.
     
    Последнее редактирование: 26 фев 2021
  4. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    877
    @TheMadLynx, Dev 0 Func 0 расположено на PIRQ_0 и соответствует основной AGP видеокарте (с IRQ7 в моей тестовой сборке). Первичная видеокарта - одно из основных устройств, инициализируемых BIOS при запуске.
    Дополнительно можно проверить по Ven/Dev (Matrox - основная, S3 - вторая).
    Dev 0, скорее всего, означает, что устройство первое на шине (Bus 1), оно единственное на AGP.

    Вторая видеокарта расположена на PIRQ_1, имеет Dev 15 Func 0 и не отображается в списке.
     
  5. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.773
    @Strannik_, понятно, невнимательно посмотрел значит.
     
  6. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.439
    Извлёк все необязательные платы, которые могут занимать IRQ7 и возобновил попытки заставить звуковую карту использовать IRQ 7 разными способами. И отключал COM-, и LPT-порты, и даже назначал LPT-порту IRQ5 в надежде, что звуковой карте выдадут следующий номер. Однако в этом случае она получала IRQ 10. А нужный мне IRQ 7 выдаётся всему, чему только можно, только не звуковой карте, - COM, VGA, мультимедиа-контроллеру (Yamaha 724).

    Максимум, чего мне удалось добиться - когда IRQ 7 остаётся неиспользуемым. В этом случае пробовал в переменной BLASTER прописать его звуковой карте (когда биос назначает 220/5/1), тогда игры вообще не воспроизводят звук (Duke Nukem 3D, например, указывает на ошибочный IRQ как при указании 7, так и 5).

    Думаю теперь попробовать другую звуковую карту, например, ASUS I-A16C на базе Vibra16, которая тоже не требует драйверов.
     
  7. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    877
    @Yuriy_X, пробовали задавать IRQ-7 assigned to: Legacy ISA?
     
    MAN-biker нравится это.
  8. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.439
    Да, конечно. Все равно ни при каких комбинациях настроек BIOS звуковая карта не получает IRQ 7.
     
  9. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    877
    @Yuriy_X, при этом заблокировали остальные IRQ для ISA: IRQ-x assigned to: PCI/ISA PnP?

    Если да, то поведение системы не нормально.
    Попробовать заменить материнскую плату или звуковую карту.
     
    Yuriy_X и MAN-biker нравится это.
  10. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.439
    Установил вместо Aztech MM Pro 16IIIS+ карточку Yamaha YMF-718S (OPL3-SA3). Звук с ней оказался чистейший, карта вообще не ловит никаких наводок. Разница с Aztech колоссальная. В чистом MS-DOS еле-еле слышимый фоновый шум при том, что громкость примерно на 50 % выше чем при использовании Aztech с такими же параметрами unisound.com. Однако в Windows, где у меня на линейный вход ISA-карты поступает сигнал с выхода Ямахи 724, фоновый шум становится намного более ощутимым.

    Возвращаясь к вопросу с IRQ7 - всё то же самое. Карта становится на A220/I5/D1, а IRQ по прежнему получают самые разные устройства, кроме звуковой карты. Пробовал извлекать из PCI разъёма Ямаху 724 и переставлять ISA звуковую карту в другой разъём ISA, ничего не меняется. Напрашиваются два вопроса:
    1. Может ли быть так, что эта материнская плата по каким-то причинам не даёт ISA-устройствам использовать IRQ 7? Или такая её особенность по определению невозможна?
    2. Могут ли ещё какие-то настройки, связанные с ISA и использованием IRQ, мешать звуковой карте получить IRQ 7? Например, сейчас у меня BIOS выставлено:
      BIOS Features Setup -> Assign IRQ For VGA - Enabled;
      Chipset Features Setup -> ISA Line Buffer - Enabled;
      PNP/PCI Configuration -> PCI IRQ Actived By - Level (другой вариант - Edge);
      PNP/PCI Configuration -> PCI IDE IRQ Map To - ISA (другие варианты - AUTO, PCI-AUTO, PCI-SLOT1...PCI-SLOT4).
    Ещё интересный момент - у Yamaha YMF-718S есть разъём Wavetable. Смогу ли я одновременно использовать Gameport для передачи MIDI на виртуальный синтезатор и разъём WT для дочерней карты?
     
    Последнее редактирование: 27 фев 2021
  11. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    877
    @Yuriy_X, в приложении архив (часть драйвера от Creative). Загрузите, распакуйте, из DOS запустите CTCU.EXE.
    На вкладках Menu\System Device и Menu\PCI Devices\View All убедитесь, что IRQ 7 отсутствует в списках (не занят).

    Может. Например, IRQ может быть занят интегрированным RAID-контроллером, LPT, звуковой картой...
    Поэтому желательно отключать все, что не используется.

    Сообщите модель материнской платы и версию BIOS. Вдруг, у кого есть такая.

    Как сообщается здесь PCI IRQ Activated By
    для лучшей совместимости с ISA- и старыми PCI-устройствами PCI IRQ Actived By желательно задать Edge. При этом могут возникнуть проблемы с разделяемыми прерываниями.

    PCI IDE IRQ Map To управляет распределением IRQ14/IRQ15 если первый/второй канал(ы) контроллера IDE отключены.
    Если у вас интегрированный IDE контролер не отключен, то лучше задать этому параметру значение AUTO.

    Есть другие параметры BIOS. Вплоть до того, чтобы явно задать IRQ7 пустому слоту PCI.
     

    Вложения:

    • CTCM.rar
      Размер файла:
      267,5 КБ
      Просмотров:
      22
    Последнее редактирование: 27 фев 2021
    Yuriy_X и MAN-biker нравится это.
  12. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Мне кажется, что они "запараллелены" и МИДИ-команды летят в оба разъёма. Поправьте, если ошибаюсь.
     
  13. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.439
    Получается, сама карта будет воспроизводить то, что играет подключенная дочка + на линейный вход будет поступать сигнал с виртуального синтезатора. Выходит, будет звуковая какофония. Правильно понимаю?
    --- добавлено 28 фев 2021, предыдущее сообщение размещено: 27 фев 2021 ---
    Разобрался. Чтобы установить IRQ 7, нужно было запустить родную ямаховоскую DOS-программу setupsa.exe. При её запуске (а также после выхода из неё) громкость увеличивается до немыслимо высокого уровня, что приводит к сильному фоновому шуму и искажению звуков в любых играх. Чтобы вернуть звучание в нормальное состояние с вменяемым уровнем громкости, который задаёт unisound.com, нужно перезагрузить MS-DOS.

    Но главное другое - в этой setupsa.exe я указал IRQ 7 для Sound Blaster Pro, также там можно задать параметры для Windows Sound System (WSS). После этого нажал ОК, софтина сообщила об успешно сделанных изменениях, без спроса перезаписала SET BLASTER=A220 I7 D1 T4 в autoexec.bat, и у меня карта наконец-то стала использовать незанятое другими устройствами IRQ 7.

    На момент получения этого долгожданного результата LPT и COM1/COM2 были отключены, настройки PCI IRQ Actived By и
    PCI IDE IRQ Map To - в исходных значениях (Level и ISA соответственно), PnP OS - Yes, для IRQ 7 было выбрано значение Legacy ISA. Больше ничего не трогал. После получения IRQ 7 параметру PnP OS вернул значение No, перезагрузил и проверил ещё раз - 220/7/1 в DOS работает.

    Креативовская утилита CTCU отображает для звуковухи параметры 220/7/1. Интересно, что она видит два ISA устройства, при этом каждое из них использует одни и те же ресурсы: I/O Range - 220-22f, 530-537, 388-38f, 330-331, 370-371, Interrupt - 7, DMA - 1, 3. В табличке при старте тоже отображаются два устройства с названием OPL-SA3 Sound Board, у которых Card No. - 1, Device No. - 0 и 1, DMA - 0, 1 и 0, 0, IRQ - 5 и NA. Непонятно, почему факт использования IRQ 7 звуковой картой ISA никак здесь не отображается. Также неясно, использует ли она реально IRQ 5 (как указано в табличке) или это враньё.

    С прошлой картой - Aztech MM Pro 16IIIS+ - я так понимаю, подобного результата не достичь, поскольку для неё нет родного инициализатора для MS-DOS (только какой-то древний не то для Windows 95, не то для Windows 3.1/3.11). Впрочем, с ней я больше и не хочу заморачиваться, потому что она гораздо шумнее этой Ямахи 718.

    Также мне не совсем понятно, что именно сделал инициализатор карты, что привело к привязке звуковой карты к IRQ 7. Записал этот параметр в саму карту?

    @Strannik_, @TheMadLynx, @Колючий, @LANRUS, @MAN-biker, большое спасибо, что помогали советами!
     
    Последнее редактирование: 28 фев 2021
  14. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    877
    @Yuriy_X, поздравляю.

    Судя по фото из интернета у Yamaha YMF-718S может быть распаян усилитель и рядом с ним пара перемычек (jumper). Если у вас такой вариант, то переставьте перемычки в положение Line out. На выходной разъем пойдет сигнал минуя усилитель. Звук будет тише и с меньшим количеством шумов.
    Усилитель (состояние перемычек Spkr out) предназначен для небольших пассивных колонок. Мощность порядка нескольких ватт.

    Да. Offtop
    Если карта подключена к нескольким линиям IRQ (Обычно 3-4), то у нее есть коммутатор (внутри основной микросхемы или отдельный), который подключает одну из линий IRQ к ядру звуковой карты. На старых звуковых картах этот коммутатор выполнен в виде блока из нескольких контактов с перемычкой (перемычками). На новых - в электронном виде, управляется состоянием регистров. Программа инициализации записывает требуемое состояние в эти управляющие регистры; коммутатор переходит в состояние, заданное содержимым этих регистров.


    Все-таки интересно, почему Aztech MM Pro 16IIIS+ не настроилась...
     
    Последнее редактирование: 28 фев 2021
    Yuriy_X и MAN-biker нравится это.
  15. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    А может потому же, что и с Yamaha? Или на ней есть физические джамперы выставления IRQ?
     
  16. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    877
    @MAN-biker, по фото из интернета Aztech MM Pro 16IIIS+ не имеет перемычек для IRQ. Если правильно понял, ее полное название Aztech MM Pro 16IIIS+ PNP.
    Да, эту карту надо инициализировать программно.
    Странно то, что UNISOUND не выполняет необходимые действия. В тоже время ожидать полной поддержки от стороннего ПО тоже не стоит.
     
    MAN-biker нравится это.
  17. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.439
    Вот моя Yamaha:

    upload_2021-2-28_11-15-31.png

    Джамперы - в середине справа. Если я правильно понял, первый из них (OUTPUT) сейчас находится в положении LINE, второй - OFF (3D). Стало быть, усилитель выключен? И что за 3D?
    --- добавлено 28 фев 2021, предыдущее сообщение размещено: 28 фев 2021 ---
    Я так понял, что её можно инициализировать программой Plug and Play ISA Configuration Utility (ICU) for Windows, которая входит в состав драйверов для Aztech MM Pro 16IIIS+ PN. Но у меня она под Windows 98 не запустилась. UNISOUND не умеет менять IRQ, она берёт данные из переменной BLASTER, какой бы бред там не был записан.
     
    Последнее редактирование: 28 фев 2021
  18. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    877
    @Yuriy_X,

    Как сказано здесь Yamaha - Vogons Wiki, YMF-718 и YMF-719 скорее всего те-же YMF-715.
    У YMF-715E есть режим 3D Enhancement. Однако, управление этим режимом программное.
    Рекомендуется устанавливать значение hi-fi.
    001.jpg
    Предполагаю, что перемычки на плате управляют неким аппаратным сдвигом (вроде хоруса или небольшого эха) реализованного отдельно (не распаянной) микросхемой. Второй вариант - изменение частотной характеристики выходного сигнала. Оба варианта довольно сомнительное улучшение, переживать об отсутствии этой функции не стоит.

    Перешлите, пожалуйста, этот файл (если драйвер небольшой, то весь комплект). Посмотрю.

    На фото не видны номера контактов JP1 и JP2 (рядом с разъемами плата закрыта элементами). Для режима Line должны быть замкнуты контакты 2 и 3.
     
    Последнее редактирование: 28 фев 2021
    Yuriy_X, Колючий и MAN-biker нравится это.
  19. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.527
    Джамперов 2 группы. 1-я группа - справа. Определяет режим вывода звука, линейный, или усиленный.
    2-я группа вот, в маленьком овале:
    1.png
    Она зафиксирована намертво в выключенном положении. В большом овале пустое место, где должен был бы быть распаян чип и его обвязка, отвечающие за эффект 3D звучания (расширение стереобазы это, или ещё что - ХЗ).
     
    Yuriy_X нравится это.
  20. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.439
    Понял, Hi-Fi и выбрал, в этом режиме при включенном усилителе был наименьший уровень шума.
    Приложил.
    Сделал, уровень шума и громкости уменьшился.
    --- добавлено 28 фев 2021, предыдущее сообщение размещено: 28 фев 2021 ---
    Интересно, что unisound и родная программа для Yamaha YMF718 по разному инициализируют карту. При использовании первого даже при включенном усилителе фоновый шум был очень низким, с родным - очень громким при любых настойках громкости. Когда усилитель отключил, шум исчез при использовании любой из этих программ.
     

    Вложения:

    • AZTPNP.ZIP
      Размер файла:
      770,9 КБ
      Просмотров:
      14
  21. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Не может быть!
    Давно пора было. Взять карту с доступным родным инитом, раз unisound на этой матери не справился.
     
  22. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.439
    Я забыл про существование этого родного инита, хотя ранее его выкачивал из веб-архива. Всё искал способ заставить биос "полюбить" эту звуковушку. Как оказалось, зря. Повторение - мать учения)
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление