1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,4%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,3%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,5%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,8%
  19. Aureal Vortex

    31,2%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по ISA звуковым картам ESS от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Одно из главных преимуществ чипов ESS — отличная совместимость с Adlib, Sound Blaster и Sound Blaster Pro. Карты на основе ES688 для воспроизведения музыки посредством FM-синтеза используют чип OPL3/YMF262 или его клон, а ES1688, ES1788, ES1868, и ES1869 — встроенный ESFM, звучащий мягче оригинального OPL3/YMF262. Есть 86 игр (1994-1998 г.), в которых реализована специальная поддержка ESS AudioDrive с более высоким качеством звука (в сравнении с Sound Blaster Pro).

    Особенности самых распространённых чипов ESS
    • ES688 AudioDrive (1994 г.). Большинство карт на этом чипе не используют Plug&Play, а интерфейс MPU-401 поддерживается только в режиме эмуляции, который работает через TSR (не везде корректно). Некоторые более поздние экземпляры ES688 содержат дополнительный чип ES968, обеспечивающий аппаратную поддержку MPU-401 и Plug&Play.
    • ES1688 AudioDrive (1995 г.). Как и ES688, карты на этом чипе могут быть в PnP или nonPnP исполнении, а бывают и с функцией переключения этого режима джампером. Любая плата ES1688 имеет аппаратную поддержку MPU-401, при наличии разъёма wavetable (обычно он есть) к ней можно подключить дочернюю карту General MIDI без проблем и ошибок вроде зависающих нот.
    • ES1868 (1995 г.) и ES1869 (1996 г.). Карты на чипе ES1868, в отличие от ES1688, имеют улучшенную поддержку Sound Blaster Pro (включая 2.0) и существуют только в исполнении Plug&Play. Они тоже отлично подходят для использования с дочерними картами безо всяких проблем и ошибок. Более новый чип ES1869 поддерживает сэмплы 48 kHz и 3D-звук.
    Ответ на вопрос, какой из чипов выбрать, зависит от конфигурации ретроПК и задачи. Для системы без Plug&Play (386 или ранние 486) стоит поискать карту на базе ES688 или ES1688 без ES968. При этом отсутствие проблем с MIDI-дочками гарантируется только для чипа ES1688 с аппаратной поддержкой MPU-401 (т. е. при наличии чипа ES968). Для системы с Plug&Play (поздние 486, Pentium и новее) подойдут и более распространённые (и дешёвые) карты на чипах ES1868/ES1869.

    Какие карты ESS встречаются в продаже

    Карты ESS для ISA представлены в огромном разнообразии, они отличаются производителем, чипами для FM-синтеза (у ES688 могут быть разными), наличием или отсутствием поддержки Plug&Play (характерно для ES688 и ES1688), дополнительных чипов (например, радио или встроенного wavetable), разъёмов (например, входа SPEAKER), отдельных аудиовыходов с усилителем (LINE-OUT) и без него (SPK OUT).

    Самые добротные экземпляры ESS в основном выполнены на чипах ES688 и ES1688 (Edison Gold-16 3.3, MediaWave и т. д.) и имеют четыре аудиогнезда. У плат на базе ES1868/ES1869 обвязка обычно беднее, однако качество звука и уровень шума конкретного образца больше зависят от его состояния. Из более качественных экземпляров можно выделить Terratec Gold 16/96, Edison Gold 5.0, Labway/Genius A111-860.

    ПО, необходимое для работы карт ESS

    ISA-карты ESS с поддержкой Plug&Play в DOS инициализируются и настраиваются через программу ESSCFG.EXE подходящей версии (надо подбирать). Программы ESSVOL.EXE (новее) и SETVOL.EXE (старше) позволяют настроить уровни громкости всех каналов. Для некоторых карт ESS без Plug&Play инициализация не требуется, в этом случае достаточно запуска микшера. Пользоваться именно фирменным ПО необязательно — для инициализации, настройки и регулировки громкости подойдёт и UNISOUND.COM. Для работы чипа ES968 может потребоваться драйвер ES968.COM или сторонний INIT_ESS.COM.

    Резюме-вывод

    Почти любая ESS для ISA — одна из самых доступных звуковых карт, обладающих отличной совместимостью с Sound Blaster Pro в DOS. Всё ПО для них предельно понятное и простое, они не имеют проблем совместимости с большей частью железа, включая процессоры от 1 ГГц. Большинство плат ESS на ES1688, ES1868 и ES 1869 имеют разъём wavetable для подключения дочерней звуковой карты General MIDI.

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    На фоне аудиокарт с чипами ESS, Creative и Yamaha продукты Aztech встречаются не так часто, при этом редкими их тоже не назвать. С 1992 по 1996 год бренд выпустил около 30 плат, многие из которых имели достойные (на то время) характеристики и успешно конкурировали с более дорогими аналогами от Creative. Все они подразделяются на четыре поколения, отличающихся чипами и поддерживаемыми технологиями.

    В плюсы поздних Aztech можно записать хорошую совместимость с Sound Blaster Pro и лёгкость настройки. К ним можно смело подключать MIDI-дочки, не опасаясь проблемы с зависанием нот. Минусом экземпляров последних поколений считается отсутствие фильтра низких частот, из-за чего звук в режиме Sound Blaster кажется «грязноватым». Некоторые карты Aztech могут хранить настройки в собственной памяти EEPROM.

    Особенности поколений аудиокарт Aztech
    • 1-е (1992-1994 г.). Карты на ранних чипах Aztech (AZTS…) не используют Plug&Play и не поддерживают интерфейс MPU-401. Большинство экземпляров первого поколения могут работать в режимах Sound Blaster 2.0 (моно), Adlib, Covox и Disney. Для воспроизведения музыки посредством FM-синтеза используется чип OPL2/YM2812 или OPL3/YMF262.
    • 2-е (1994-1995 г.). Эти карты основаны на чипе AZT-1605, который тоже лишён поддержки Sound Blaster Pro под DOS (только моно). В отличие от первого поколения, такие устройства могут похвастаться полноценным MIDI-интерфейсом MPU-401, при этом они уже не поддерживают Covox и Disney. Для FM-синтеза используется чип OPL3/YMF262.
    • 3-е (1995-1996 г.). Начиная с этого поколения, карты Aztech можно рекомендовать для постоянного использования в составе ретросистемы. Они основаны на чипе AZT-2316, бывают с Plug&Play и без, поддерживают Sound Blaster Pro (есть стерео) и MPU-401. Для FM-синтеза карты Aztech третьего поколения тоже используют отдельный чип OPL3/YMF262.
    • 4-е (1996 г.). Самые поздние платы Aztech основаны на чипе AZT-2320 и доступны только в исполнении Plug&Play. Для FM-синтеза используется встроенный чип OPL3/YMF262. Аудиокарты Aztech на базе AZT-2320 поддерживают Sound Blaster Pro, WSS и MPU-401. В целом они мало чем отличаются от своих собратьев прошлого поколения.
    Какую карту Aztech выбрать

    Устройства первых двух поколений встречаются нечасто и интересны прежде всего в качестве предметов коллекционирования. Они могут иметь проблемы совместимости с играми, «капризничать» в составе относительно мощных систем, а также быть непростыми в настройке. В этой связи ответ на вопрос, какая карта Aztech лучше, обычно сводится к выбору между AZT-2316 (3-е поколение) и AZT-2320 (4-е поколение).

    Для системы без Plug&Play (386 или ранние 486) оптимальной будет nonPnP карта на чипе AZT-2316: Washington 16, Waverider 32+ или Pro 32-3D, Multimedia Pro 16, 16 ABI/ABO или 16 IIB-3D. Если у материнской платы есть поддержка Plug&Play, то можно брать любую устраивающую вас по свойствам, цене и состоянию карту на базе AZT-2316 или AZT-2320. При отсутствии технических проблем все существующие варианты играют неплохо.

    ПО, необходимое для работы карт Aztech

    Для каждой звуковой платы Aztech производитель выпускал отдельные драйвера, все их можно найти в интернете. Если гибкая настройка не требуется, то можно попробовать UNISOUND.COM. Эта утилита успешно инициализирует PnP-аудиокарты на чипах AZT-2316/AZT-2320 и позволяет регулировать уровни громкости. Если запустить UNISOUND.COM для обычной AZT-2320, то устройство займёт ресурсы 220/5/1/330 (если они свободны), оптимальные для большинства игр.

    Резюме-вывод

    Звуковая карта Aztech 3- и 4-го поколений может стать хорошим выбором для ретросистемы с прицелом на DOS-игры. Обычно такие устройства изготовлены качественно и отличаются низким уровнем шума, у них эталонный FM-синтез (OPL3) и нет никаких проблем с интерфейсом MPU-401. К минусам плат Aztech можно отнести отсутствие фильтра низких частот и неидеальную совместимость с первыми версиями Sound Blaster (справедливо в отношении некоторых старых игр с поддержкой SB 1.0/1.5/2.0).

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Sound Blaster — первые звуковые карты для совместимых с IBM PC компьютеров, умеющие одновременно воспроизводить цифровой звук (через специализированный микропроцессор DSP) и синтезированную музыку (через звукогенератор YM3812/OPL-2). Успех этого продукта позволил Creative Labs выиграть в конкурентной борьбе с AdLib Incorporated, занять лидирующее положение на рынке и задать новый неофициальный стандарт.

    С 1989 по 1997 год компания Creative Labs выпустила четыре поколения звуковых карт для шины ISA, отличающихся поддерживаемыми технологиями, частотой дискретизации, FM-генератором, уровнем шума и другими свойствами. Даже в рамках одного поколения аудиоплаты Creative могут иметь существенные отличия, влияющие на целесообразность выбора того или иного варианта для построения ретрокомпьютера.

    Особенности поколений аудиокарт Creative
    • 1-е (1.0, 1.5, 2.0). Самые первые звуковые карты Sound Blaster (1.0, 1.5, 2.0) были актуальны с 1989 по 1991 год и предназначались для установки в 8-битный разъём ISA. Они способны воспроизводить монофонический цифровой звук с частотой дискретизации до 22 кГц и музыку, синтезированную микросхемой OPL-2.
    • 2-е (Pro 1, Pro 2). Карты Sound Blaster Pro спроектированы для 16-битного разъёма ISA, хоть и используют только его 8-битную часть. Они поддерживают стереозвук (до 22 кГц), снабжены встроенным контроллером CD-ROM и, в зависимости от версии, двумя звукогераторами YM3812/OPL-2 (Pro 1) либо одним YMF262/OPL-3 (Pro 2).
    • 3-е (SB16). Главные новшества Sound Blaster 16 — поддержка 16-битного звука и интерфейса MPU-401, а также наличие разъёма Wave Blaster для подключения дочерней платы (не на всех картах). На всех картах SB16 без поддержки Plug&Play за FM-синтез отвечает чип OPL-3, на более поздних с Plug&Play — CQM.
    • 4-е (32, AWE32 и AWE64). Помимо микросхемы SB16, эти платы содержат чип таблично-волнового синтезатора EMU8000. Все карты 4-го поколения могут воспроизводить музыку в режимах AWE32 (DOS) и General MIDI (DOS и Windows), используя сэмплы из встроенной или дополнительно установленной памяти.
    Какую карту Creative выбрать

    Аудиоплаты Creative для ISA первых двух поколений редко встречаются в составе ретросистем и в основном интересны как предметы коллекционирования. Если рассматривать для покупки устройства только этого бренда, то выбор обычно лежит между SB16 (и её удешевлённой версией ViBRA16), 32, AWE32 и AWE64. Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы.

    Если вам не требуется интерфейс MPU-401 для использования аудиокарты совместно с MIDI-дочкой, то можно выбирать почти любую хорошо сохранившуюся плату SB16, ViBRA16, 32, AWE32 или AWE64. Первые два варианта — самые простые, они воспроизводят звук в режимах SB, SB Pro и SB16, а музыку — посредством FM-синтеза (в играх выбираем Sound Blaster).

    Карты Sound Blaster 32, AWE32 и AWE64 интересны тем, что могут воспроизводить музыку не только через звукогенератор (режим Sound Blaster), но и с использованием технологии таблично-волнового синтеза (режимы AWE32 и General MIDI). Одна из самых удобных и в то же время продвинутых аудиоплат Creative для ISA — AWE64 любой версии.

    Если планируется подключение MIDI-дочки, то выбор вариантов сильно сужается — почти все карты SB16 и все AWE32 с разъёмом wavetable имеют проблему зависающих нот при одновременном воспроизведении MIDI и цифрового звука. Существует всего четыре модификации SB16 без такого недостатка, и они обычно дорогие.

    ПО, необходимое для работы карт Creative

    ПО для всех звуковых карт Creative описывать долго и бессмысленно, поэтому рассмотрим только самые распространённые варианты — SB16 (ViBRA16) и AWE64. Для работы SB16 под чистым DOS необходимо скачать два архива: ctcmbbs.exe и sbbasic.exe. Сначала запускаем утилиту для настройки карты CTCM, затем устанавливаем драйвера.

    Для AWE64 понадобятся ещё два архива — s64basic.exe и aweutl.exe. Сначала проделываем те же операции, что и в случае с SB16, затем ставим ПО для инициализации и управления функциями чипа EMU8000. Также можно попробовать стороннюю программу UNISOUND.COM, которая не занимает память и удобнее оригинального ПО от Creative.

    Резюме-вывод

    Аудиоплаты Creative широко востребованы среди любителей старого компьютерного железа, благодаря чему изучены вдоль и поперёк. Практически о любой модели Sound Blaster можно найти подробную информацию, включая плюсы, минусы и ключевые особенности. С настройкой карт этого бренда редко бывают трудности, что тоже можно записать в плюсы.

    Карты Sound Blaster Pro, 16 и ViBRA16 подойдут тем, кому достаточно синтезированной музыки, а 32, AWE32 и AWE64 — тем, кого устраивает их функциональность по части таблично-волнового синтеза. Для использования же с дочками или синтезаторами стандарта General MIDI лучше подыскать другую карту (не Creative), лишённую проблем с MPU-401.
     
    Последнее редактирование модератором: 25 ноя 2024 в 19:15
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    871
    @Yuriy_X, посмотрел AZTPNP.ZIP

    Offtop
    Фактически это Intel Configuration Utility R1.44
    Некоторые версии этой программы представлены здесь: Intel ISA Configuration Utility, Intel - Старый DOS. Abandonware, старые игры и программы - скачать!

    "...позволяет инициализировать и настраивать PnP-устройства на старых системах, где нет поддержки PnP в BIOS. (И не только на Intel'овских платах). Можно, например, менять прерывания, порты и каналы DMA.
    Например, с помощью неё удалось "завести" звуковую Creative Vibra 16C на 286-м, без этого менеджера она отказывалась работать."

    Из файла помощи:
    "The ICU helps you to configure traditional (non Plug and Play) ISA cards.
    The ICU also provides advanced features including:
    · enabling and disabling of functions on PCI and Plug and Play ISA cards
    · locking the configuration of PCI and Plug and Play ISA cards
    · modifying the configuration of Plug and Play ISA cards
    · displaying the configuration of PCMCIA cards"

    ICU предназначена для DOS и Windows до Windows 3.11 включительно. Под Windows 95 и более новыми системами не работает (и не нужна).
    Конфигуратор (пользовательский интерфейс) только под Windows - WINICU.EXE.
    В CONFIG.SYS добавляется DWCFGMG.SYS, который и производит начальную установку подключенных устройств.

    Дополнительно устанавливаются PCCARDRM.386, VCAD.386, VCMD.386, CSLIBW.DLL, WINCM.DLL на версии из комплекта Windows 3.11. Запуск VCAD.386, VCMD.386 добавляется в SYSTEM.INI. В результате на моей тестовой системе запуск Windows 98SE прерывается с сообщением
    "При инициализации устройства CM:
    Ошибка защиты Windows. Необходимо перезапустить компьютер."


    Если на вашей Aztech микросхема AZT2320, то попробуйте установить этот драйвер: VOGONS Vintage Driver Library
    Сам драйвер для Win 9x.
    В комплекте AZTPNP.EXE для DOS.
    Примечание: файл формата BIN открывается UltraISO или аналогичной программой.
     
    Последнее редактирование: 1 мар 2021
    Колючий, Yuriy_X и MAN-biker нравится это.
  4. Oleg Krylov

    Oleg Krylov

    Регистрация:
    7 апр 2008
    Сообщения:
    361
    Всем привет! Вопрос: Имеется Yamaha 724 (родная) + мидяшная клава + WinXP. Ямаховские родные дрова под винду (DS1), есть миди вход, но звучание отстойное. Нашел dxxg, - звук классный, но нет миди входа. Что делать и в какую сторону копать? (Ну не 98 же ставить?)
     
  5. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Что есть dxxg?

    И я вообще не пойму в чём проблема и зачем какие-то звуковухи: ставишь виртуальный синт SCVA или Tyrus и получаешь ИДЕАЛЬНОЕ звучание.
    А, ну да, еще, естественно, в любом случае, нужен USB-MIDI кабель.

    Если же тебе непременно нужно выдать миди на какую-то "дочку", то она же в любом случае должна быть видна в системе как миди-устройство на каком-то порту, так возьми и перекоммутируй виртуальными МИДИ кабелями с миди-входа того, что у тебя на ЮСБ на любой нужный синтезатор в системе.
     
    Последнее редактирование: 2 мар 2021
  6. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @MAN-biker, "ямаховские родные дрова под винду" - я так понял, что это драйвер из базы XP. Он действительно отображает карту как DS1 и не поддерживает её аппаратный синт ("звучание отстойное"), всё миди гонится через OPL. "Нашёл dxxg" - это, вероятно, DS-XG драйвер от самой Ямахи, какой-нибудь 5244/5245, полностью аппаратно поддерживающий синт ("звук классный").
    @Oleg Krylov, уровень изложения - я молчу. :facepalm: А миди вход на драйвере "dxxg" обязан работать.

    Зачем? Если есть любая карта с миди-входом под обычный кабель.
     
    MAN-biker нравится это.
  7. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Верно, я неправильно выразился, уточнив про USB.
     
  8. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Неее, брат, ох как сильно ошибаешься ты, звучал он НАМНОГО хуже оригинальной железяки (и хуже SCVA тоже, впрочем, как я и писал везде, SCVA звучит неотличимо от железа, т.е. абсолютно).
    Возьми его сейчас и послушай и сравни с SCVA.
     
  9. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.426
    Может ли AWE64 использовать Gameport для передачи сигналов General MIDI на синтезатор? Запустил AWEUtil с ключом /S (только инициализация), в настройках игры выбрал General MIDI, указал порт 330. Воспроизвожу музыку и на виртуальный синтезатор ничего не приходит. Пытаюсь понять, это я что-то не так делаю или AWE64 умеет только свой банк воспроизводить - в режиме AWE32 или через эмуляцию General MIDI.
     
    Последнее редактирование: 23 мар 2021
    MAN-biker нравится это.
  10. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    @Yuriy_X, а там в инициализаторе нет ничего по поводу порта, может он отдельно отрубаться может и у тебя он выключен?
     
  11. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.426
    @MAN-biker, нет в инициализаторе нет ничего, связанного с Gameport. При этом в конфигураторе ресурсов CTCU.EXE есть возможность отключить Gameport (но он включен).
     
    MAN-biker нравится это.
  12. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Yuriy_X, модули SB16 и MPU-401 не претерпели никаких коренных изменений по сравнению с эпохой "до-AWE" и работают без инициализации EMU8k части. Так что нет, MPU-401 не зависим от EMU8k и умеет играть просто напрямую на выход. В режиме GM проблем нет. В режиме LA проблемы есть, если пытаться одновременно играть также и WAVE звуки. Зависнет. Если играть только LA без WAVE, проблем нет.
     
    Yuriy_X нравится это.
  13. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.426
    @LANRUS, понял, проверю ещё раз все кабели. По идее, других причин быть не может.
     
  14. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.771
    Почему нет? Этот порт вполне можно сжечь на карте, как и любой другой порт в компьютере.
     
  15. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.426
    Точно, надо попробовать другие AWE64.
     
  16. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.502
    У кого-нибудь есть звуковая карта из семейства AZTech Sound Galaxy?
    Почему-то на моей SGNXPRO категорически не хочет работать утилита Sound Tracks (song.exe) из комплекта драйверов NX Pro / NX Pro Extra.
    Никакие настройки, загрузка драйвера vmp и т.д. не помогает - song.exe зависает сразу после запуска...
     
  17. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.426
    В итоге оказалось, что у карточки всё в порядке с Gameport. Просто нужно было запустить ctcu и дать возможность утилите протестировать все порты, которые использует звуковушка. После этого сразу появился General MIDI.
     
    MAN-biker и TheMadLynx нравится это.
  18. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    CTCU? DOS6, что ли? Я уж забыл, когда последний раз в нём сидел. В 1996 или 1997 году, наверное. Как только впервые поставил Win95, сразу перешёл на DOS7 и больше не слезал с него. Хотя уже тогда орали, что DOS "от винды" - это неправильный DOS. Как те неправильные пчёлы с неправильным мёдом. Бредни это, конечно. DOS7 абсолютно правильный. Но всё-таки одно преимущество у шестого есть: в нём намного проще жонглировать памятью, больной вопрос освобождения основных 640 кб решается значительно легче. Я не знаю, в чём причина. В остальном никаких практических отличий нет.
    В DOS7 никакие CTCU не нужны. А информацию о конфигурации инит читает в системных файлах Windows.
     
  19. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.426
    @LANRUS, ничего не имею против DOS7, но у меня пунктик - не смешивать DOS и Windows. Когда пару лет назад стал интересоваться старыми компьютерами, выбрал DOS 6.22 как более знакомый.

    Кстати, General MIDI через Gameport хоть и работает, на так же глючно, как и на ASUS I-A16C (Vibra 16) с подключенной MIDI-дочкой. В Duke Nukem 3D, например, наблюдаются заметные тормоза с заиканиями музыки и звуков. Уровни грузятся дольше. Стоит выставить в настройках AWE32 вместо General MIDI - сразу всё в порядке.

    Ещё одно наблюдение - в Duke Nukem 3D карточка AWE64 в режиме SB16 выдаёт гораздо более сочный и детализированный звук, чем Yamaha YMF718 в режиме SBPro. Специально не сравнивал, поскольку думал, что особой разницы между SBPro и SB16 нет, а тут сразу заметил. Звуки выстрелов из пистолета и дробовика звучат как-то чище, больше чувствуются низкие частоты. Возможно, ещё дело в настройках эквалайзеров обеих карт.
     
    Последнее редактирование: 25 мар 2021
  20. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Оба случая это кривизна рук или лень сделать хорошо со стороны разработчика игры. Звуковые ни при чём. Первое лечится понижением частоты дискретизации звука в сетапе до 11250. Второе никак, подбором звуковой. Даже гусь в дюке звучит грязнее и скрипливее SB-совместимых, хотя мог бы звучать чище их на порядок.
     
    MAN-biker нравится это.
  21. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Ну запусти каких-нибудь Gobliins в нём.
     
  22. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.426
    @дядя Лёша, я запутался. Выше говорил о разных явлениях, поэтому не понял, что вы подразумеваете под первым и вторым. Что именно лечится понижением частоты до 11 кГц, а что не лечится?
     
    Последнее редактирование: 25 мар 2021
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление