1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    868
    @Yuriy_X, посмотрел AZTPNP.ZIP

    Offtop
    Фактически это Intel Configuration Utility R1.44
    Некоторые версии этой программы представлены здесь: Intel ISA Configuration Utility, Intel - Старый DOS. Abandonware, старые игры и программы - скачать!

    "...позволяет инициализировать и настраивать PnP-устройства на старых системах, где нет поддержки PnP в BIOS. (И не только на Intel'овских платах). Можно, например, менять прерывания, порты и каналы DMA.
    Например, с помощью неё удалось "завести" звуковую Creative Vibra 16C на 286-м, без этого менеджера она отказывалась работать."

    Из файла помощи:
    "The ICU helps you to configure traditional (non Plug and Play) ISA cards.
    The ICU also provides advanced features including:
    · enabling and disabling of functions on PCI and Plug and Play ISA cards
    · locking the configuration of PCI and Plug and Play ISA cards
    · modifying the configuration of Plug and Play ISA cards
    · displaying the configuration of PCMCIA cards"

    ICU предназначена для DOS и Windows до Windows 3.11 включительно. Под Windows 95 и более новыми системами не работает (и не нужна).
    Конфигуратор (пользовательский интерфейс) только под Windows - WINICU.EXE.
    В CONFIG.SYS добавляется DWCFGMG.SYS, который и производит начальную установку подключенных устройств.

    Дополнительно устанавливаются PCCARDRM.386, VCAD.386, VCMD.386, CSLIBW.DLL, WINCM.DLL на версии из комплекта Windows 3.11. Запуск VCAD.386, VCMD.386 добавляется в SYSTEM.INI. В результате на моей тестовой системе запуск Windows 98SE прерывается с сообщением
    "При инициализации устройства CM:
    Ошибка защиты Windows. Необходимо перезапустить компьютер."


    Если на вашей Aztech микросхема AZT2320, то попробуйте установить этот драйвер: VOGONS Vintage Driver Library
    Сам драйвер для Win 9x.
    В комплекте AZTPNP.EXE для DOS.
    Примечание: файл формата BIN открывается UltraISO или аналогичной программой.
     
    Последнее редактирование: 1 мар 2021
    Колючий, Yuriy_X и MAN-biker нравится это.
  4. Oleg Krylov

    Oleg Krylov

    Регистрация:
    7 апр 2008
    Сообщения:
    361
    Всем привет! Вопрос: Имеется Yamaha 724 (родная) + мидяшная клава + WinXP. Ямаховские родные дрова под винду (DS1), есть миди вход, но звучание отстойное. Нашел dxxg, - звук классный, но нет миди входа. Что делать и в какую сторону копать? (Ну не 98 же ставить?)
     
  5. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Что есть dxxg?

    И я вообще не пойму в чём проблема и зачем какие-то звуковухи: ставишь виртуальный синт SCVA или Tyrus и получаешь ИДЕАЛЬНОЕ звучание.
    А, ну да, еще, естественно, в любом случае, нужен USB-MIDI кабель.

    Если же тебе непременно нужно выдать миди на какую-то "дочку", то она же в любом случае должна быть видна в системе как миди-устройство на каком-то порту, так возьми и перекоммутируй виртуальными МИДИ кабелями с миди-входа того, что у тебя на ЮСБ на любой нужный синтезатор в системе.
     
    Последнее редактирование: 2 мар 2021
  6. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @MAN-biker, "ямаховские родные дрова под винду" - я так понял, что это драйвер из базы XP. Он действительно отображает карту как DS1 и не поддерживает её аппаратный синт ("звучание отстойное"), всё миди гонится через OPL. "Нашёл dxxg" - это, вероятно, DS-XG драйвер от самой Ямахи, какой-нибудь 5244/5245, полностью аппаратно поддерживающий синт ("звук классный").
    @Oleg Krylov, уровень изложения - я молчу. :facepalm: А миди вход на драйвере "dxxg" обязан работать.

    Зачем? Если есть любая карта с миди-входом под обычный кабель.
     
    MAN-biker нравится это.
  7. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Верно, я неправильно выразился, уточнив про USB.
     
  8. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Неее, брат, ох как сильно ошибаешься ты, звучал он НАМНОГО хуже оригинальной железяки (и хуже SCVA тоже, впрочем, как я и писал везде, SCVA звучит неотличимо от железа, т.е. абсолютно).
    Возьми его сейчас и послушай и сравни с SCVA.
     
  9. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    Может ли AWE64 использовать Gameport для передачи сигналов General MIDI на синтезатор? Запустил AWEUtil с ключом /S (только инициализация), в настройках игры выбрал General MIDI, указал порт 330. Воспроизвожу музыку и на виртуальный синтезатор ничего не приходит. Пытаюсь понять, это я что-то не так делаю или AWE64 умеет только свой банк воспроизводить - в режиме AWE32 или через эмуляцию General MIDI.
     
    Последнее редактирование: 23 мар 2021
    MAN-biker нравится это.
  10. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    @Yuriy_X, а там в инициализаторе нет ничего по поводу порта, может он отдельно отрубаться может и у тебя он выключен?
     
  11. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    @MAN-biker, нет в инициализаторе нет ничего, связанного с Gameport. При этом в конфигураторе ресурсов CTCU.EXE есть возможность отключить Gameport (но он включен).
     
    MAN-biker нравится это.
  12. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Yuriy_X, модули SB16 и MPU-401 не претерпели никаких коренных изменений по сравнению с эпохой "до-AWE" и работают без инициализации EMU8k части. Так что нет, MPU-401 не зависим от EMU8k и умеет играть просто напрямую на выход. В режиме GM проблем нет. В режиме LA проблемы есть, если пытаться одновременно играть также и WAVE звуки. Зависнет. Если играть только LA без WAVE, проблем нет.
     
    Yuriy_X нравится это.
  13. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    @LANRUS, понял, проверю ещё раз все кабели. По идее, других причин быть не может.
     
  14. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.732
    Почему нет? Этот порт вполне можно сжечь на карте, как и любой другой порт в компьютере.
     
  15. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    Точно, надо попробовать другие AWE64.
     
  16. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.430
    У кого-нибудь есть звуковая карта из семейства AZTech Sound Galaxy?
    Почему-то на моей SGNXPRO категорически не хочет работать утилита Sound Tracks (song.exe) из комплекта драйверов NX Pro / NX Pro Extra.
    Никакие настройки, загрузка драйвера vmp и т.д. не помогает - song.exe зависает сразу после запуска...
     
  17. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    В итоге оказалось, что у карточки всё в порядке с Gameport. Просто нужно было запустить ctcu и дать возможность утилите протестировать все порты, которые использует звуковушка. После этого сразу появился General MIDI.
     
    MAN-biker и TheMadLynx нравится это.
  18. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    CTCU? DOS6, что ли? Я уж забыл, когда последний раз в нём сидел. В 1996 или 1997 году, наверное. Как только впервые поставил Win95, сразу перешёл на DOS7 и больше не слезал с него. Хотя уже тогда орали, что DOS "от винды" - это неправильный DOS. Как те неправильные пчёлы с неправильным мёдом. Бредни это, конечно. DOS7 абсолютно правильный. Но всё-таки одно преимущество у шестого есть: в нём намного проще жонглировать памятью, больной вопрос освобождения основных 640 кб решается значительно легче. Я не знаю, в чём причина. В остальном никаких практических отличий нет.
    В DOS7 никакие CTCU не нужны. А информацию о конфигурации инит читает в системных файлах Windows.
     
  19. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    @LANRUS, ничего не имею против DOS7, но у меня пунктик - не смешивать DOS и Windows. Когда пару лет назад стал интересоваться старыми компьютерами, выбрал DOS 6.22 как более знакомый.

    Кстати, General MIDI через Gameport хоть и работает, на так же глючно, как и на ASUS I-A16C (Vibra 16) с подключенной MIDI-дочкой. В Duke Nukem 3D, например, наблюдаются заметные тормоза с заиканиями музыки и звуков. Уровни грузятся дольше. Стоит выставить в настройках AWE32 вместо General MIDI - сразу всё в порядке.

    Ещё одно наблюдение - в Duke Nukem 3D карточка AWE64 в режиме SB16 выдаёт гораздо более сочный и детализированный звук, чем Yamaha YMF718 в режиме SBPro. Специально не сравнивал, поскольку думал, что особой разницы между SBPro и SB16 нет, а тут сразу заметил. Звуки выстрелов из пистолета и дробовика звучат как-то чище, больше чувствуются низкие частоты. Возможно, ещё дело в настройках эквалайзеров обеих карт.
     
    Последнее редактирование: 25 мар 2021
  20. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Оба случая это кривизна рук или лень сделать хорошо со стороны разработчика игры. Звуковые ни при чём. Первое лечится понижением частоты дискретизации звука в сетапе до 11250. Второе никак, подбором звуковой. Даже гусь в дюке звучит грязнее и скрипливее SB-совместимых, хотя мог бы звучать чище их на порядок.
     
    MAN-biker нравится это.
  21. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Ну запусти каких-нибудь Gobliins в нём.
     
  22. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    @дядя Лёша, я запутался. Выше говорил о разных явлениях, поэтому не понял, что вы подразумеваете под первым и вторым. Что именно лечится понижением частоты до 11 кГц, а что не лечится?
     
    Последнее редактирование: 25 мар 2021
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление