1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,4%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,3%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,5%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,8%
  19. Aureal Vortex

    31,2%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по ISA звуковым картам ESS от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Одно из главных преимуществ чипов ESS — отличная совместимость с Adlib, Sound Blaster и Sound Blaster Pro. Карты на основе ES688 для воспроизведения музыки посредством FM-синтеза используют чип OPL3/YMF262 или его клон, а ES1688, ES1788, ES1868, и ES1869 — встроенный ESFM, звучащий мягче оригинального OPL3/YMF262. Есть 86 игр (1994-1998 г.), в которых реализована специальная поддержка ESS AudioDrive с более высоким качеством звука (в сравнении с Sound Blaster Pro).

    Особенности самых распространённых чипов ESS
    • ES688 AudioDrive (1994 г.). Большинство карт на этом чипе не используют Plug&Play, а интерфейс MPU-401 поддерживается только в режиме эмуляции, который работает через TSR (не везде корректно). Некоторые более поздние экземпляры ES688 содержат дополнительный чип ES968, обеспечивающий аппаратную поддержку MPU-401 и Plug&Play.
    • ES1688 AudioDrive (1995 г.). Как и ES688, карты на этом чипе могут быть в PnP или nonPnP исполнении, а бывают и с функцией переключения этого режима джампером. Любая плата ES1688 имеет аппаратную поддержку MPU-401, при наличии разъёма wavetable (обычно он есть) к ней можно подключить дочернюю карту General MIDI без проблем и ошибок вроде зависающих нот.
    • ES1868 (1995 г.) и ES1869 (1996 г.). Карты на чипе ES1868, в отличие от ES1688, имеют улучшенную поддержку Sound Blaster Pro (включая 2.0) и существуют только в исполнении Plug&Play. Они тоже отлично подходят для использования с дочерними картами безо всяких проблем и ошибок. Более новый чип ES1869 поддерживает сэмплы 48 kHz и 3D-звук.
    Ответ на вопрос, какой из чипов выбрать, зависит от конфигурации ретроПК и задачи. Для системы без Plug&Play (386 или ранние 486) стоит поискать карту на базе ES688 или ES1688 без ES968. При этом отсутствие проблем с MIDI-дочками гарантируется только для чипа ES1688 с аппаратной поддержкой MPU-401 (т. е. при наличии чипа ES968). Для системы с Plug&Play (поздние 486, Pentium и новее) подойдут и более распространённые (и дешёвые) карты на чипах ES1868/ES1869.

    Какие карты ESS встречаются в продаже

    Карты ESS для ISA представлены в огромном разнообразии, они отличаются производителем, чипами для FM-синтеза (у ES688 могут быть разными), наличием или отсутствием поддержки Plug&Play (характерно для ES688 и ES1688), дополнительных чипов (например, радио или встроенного wavetable), разъёмов (например, входа SPEAKER), отдельных аудиовыходов с усилителем (LINE-OUT) и без него (SPK OUT).

    Самые добротные экземпляры ESS в основном выполнены на чипах ES688 и ES1688 (Edison Gold-16 3.3, MediaWave и т. д.) и имеют четыре аудиогнезда. У плат на базе ES1868/ES1869 обвязка обычно беднее, однако качество звука и уровень шума конкретного образца больше зависят от его состояния. Из более качественных экземпляров можно выделить Terratec Gold 16/96, Edison Gold 5.0, Labway/Genius A111-860.

    ПО, необходимое для работы карт ESS

    ISA-карты ESS с поддержкой Plug&Play в DOS инициализируются и настраиваются через программу ESSCFG.EXE подходящей версии (надо подбирать). Программы ESSVOL.EXE (новее) и SETVOL.EXE (старше) позволяют настроить уровни громкости всех каналов. Для некоторых карт ESS без Plug&Play инициализация не требуется, в этом случае достаточно запуска микшера. Пользоваться именно фирменным ПО необязательно — для инициализации, настройки и регулировки громкости подойдёт и UNISOUND.COM. Для работы чипа ES968 может потребоваться драйвер ES968.COM или сторонний INIT_ESS.COM.

    Резюме-вывод

    Почти любая ESS для ISA — одна из самых доступных звуковых карт, обладающих отличной совместимостью с Sound Blaster Pro в DOS. Всё ПО для них предельно понятное и простое, они не имеют проблем совместимости с большей частью железа, включая процессоры от 1 ГГц. Большинство плат ESS на ES1688, ES1868 и ES 1869 имеют разъём wavetable для подключения дочерней звуковой карты General MIDI.

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    На фоне аудиокарт с чипами ESS, Creative и Yamaha продукты Aztech встречаются не так часто, при этом редкими их тоже не назвать. С 1992 по 1996 год бренд выпустил около 30 плат, многие из которых имели достойные (на то время) характеристики и успешно конкурировали с более дорогими аналогами от Creative. Все они подразделяются на четыре поколения, отличающихся чипами и поддерживаемыми технологиями.

    В плюсы поздних Aztech можно записать хорошую совместимость с Sound Blaster Pro и лёгкость настройки. К ним можно смело подключать MIDI-дочки, не опасаясь проблемы с зависанием нот. Минусом экземпляров последних поколений считается отсутствие фильтра низких частот, из-за чего звук в режиме Sound Blaster кажется «грязноватым». Некоторые карты Aztech могут хранить настройки в собственной памяти EEPROM.

    Особенности поколений аудиокарт Aztech
    • 1-е (1992-1994 г.). Карты на ранних чипах Aztech (AZTS…) не используют Plug&Play и не поддерживают интерфейс MPU-401. Большинство экземпляров первого поколения могут работать в режимах Sound Blaster 2.0 (моно), Adlib, Covox и Disney. Для воспроизведения музыки посредством FM-синтеза используется чип OPL2/YM2812 или OPL3/YMF262.
    • 2-е (1994-1995 г.). Эти карты основаны на чипе AZT-1605, который тоже лишён поддержки Sound Blaster Pro под DOS (только моно). В отличие от первого поколения, такие устройства могут похвастаться полноценным MIDI-интерфейсом MPU-401, при этом они уже не поддерживают Covox и Disney. Для FM-синтеза используется чип OPL3/YMF262.
    • 3-е (1995-1996 г.). Начиная с этого поколения, карты Aztech можно рекомендовать для постоянного использования в составе ретросистемы. Они основаны на чипе AZT-2316, бывают с Plug&Play и без, поддерживают Sound Blaster Pro (есть стерео) и MPU-401. Для FM-синтеза карты Aztech третьего поколения тоже используют отдельный чип OPL3/YMF262.
    • 4-е (1996 г.). Самые поздние платы Aztech основаны на чипе AZT-2320 и доступны только в исполнении Plug&Play. Для FM-синтеза используется встроенный чип OPL3/YMF262. Аудиокарты Aztech на базе AZT-2320 поддерживают Sound Blaster Pro, WSS и MPU-401. В целом они мало чем отличаются от своих собратьев прошлого поколения.
    Какую карту Aztech выбрать

    Устройства первых двух поколений встречаются нечасто и интересны прежде всего в качестве предметов коллекционирования. Они могут иметь проблемы совместимости с играми, «капризничать» в составе относительно мощных систем, а также быть непростыми в настройке. В этой связи ответ на вопрос, какая карта Aztech лучше, обычно сводится к выбору между AZT-2316 (3-е поколение) и AZT-2320 (4-е поколение).

    Для системы без Plug&Play (386 или ранние 486) оптимальной будет nonPnP карта на чипе AZT-2316: Washington 16, Waverider 32+ или Pro 32-3D, Multimedia Pro 16, 16 ABI/ABO или 16 IIB-3D. Если у материнской платы есть поддержка Plug&Play, то можно брать любую устраивающую вас по свойствам, цене и состоянию карту на базе AZT-2316 или AZT-2320. При отсутствии технических проблем все существующие варианты играют неплохо.

    ПО, необходимое для работы карт Aztech

    Для каждой звуковой платы Aztech производитель выпускал отдельные драйвера, все их можно найти в интернете. Если гибкая настройка не требуется, то можно попробовать UNISOUND.COM. Эта утилита успешно инициализирует PnP-аудиокарты на чипах AZT-2316/AZT-2320 и позволяет регулировать уровни громкости. Если запустить UNISOUND.COM для обычной AZT-2320, то устройство займёт ресурсы 220/5/1/330 (если они свободны), оптимальные для большинства игр.

    Резюме-вывод

    Звуковая карта Aztech 3- и 4-го поколений может стать хорошим выбором для ретросистемы с прицелом на DOS-игры. Обычно такие устройства изготовлены качественно и отличаются низким уровнем шума, у них эталонный FM-синтез (OPL3) и нет никаких проблем с интерфейсом MPU-401. К минусам плат Aztech можно отнести отсутствие фильтра низких частот и неидеальную совместимость с первыми версиями Sound Blaster (справедливо в отношении некоторых старых игр с поддержкой SB 1.0/1.5/2.0).

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Sound Blaster — первые звуковые карты для совместимых с IBM PC компьютеров, умеющие одновременно воспроизводить цифровой звук (через специализированный микропроцессор DSP) и синтезированную музыку (через звукогенератор YM3812/OPL-2). Успех этого продукта позволил Creative Labs выиграть в конкурентной борьбе с AdLib Incorporated, занять лидирующее положение на рынке и задать новый неофициальный стандарт.

    С 1989 по 1997 год компания Creative Labs выпустила четыре поколения звуковых карт для шины ISA, отличающихся поддерживаемыми технологиями, частотой дискретизации, FM-генератором, уровнем шума и другими свойствами. Даже в рамках одного поколения аудиоплаты Creative могут иметь существенные отличия, влияющие на целесообразность выбора того или иного варианта для построения ретрокомпьютера.

    Особенности поколений аудиокарт Creative
    • 1-е (1.0, 1.5, 2.0). Самые первые звуковые карты Sound Blaster (1.0, 1.5, 2.0) были актуальны с 1989 по 1991 год и предназначались для установки в 8-битный разъём ISA. Они способны воспроизводить монофонический цифровой звук с частотой дискретизации до 22 кГц и музыку, синтезированную микросхемой OPL-2.
    • 2-е (Pro 1, Pro 2). Карты Sound Blaster Pro спроектированы для 16-битного разъёма ISA, хоть и используют только его 8-битную часть. Они поддерживают стереозвук (до 22 кГц), снабжены встроенным контроллером CD-ROM и, в зависимости от версии, двумя звукогераторами YM3812/OPL-2 (Pro 1) либо одним YMF262/OPL-3 (Pro 2).
    • 3-е (SB16). Главные новшества Sound Blaster 16 — поддержка 16-битного звука и интерфейса MPU-401, а также наличие разъёма Wave Blaster для подключения дочерней платы (не на всех картах). На всех картах SB16 без поддержки Plug&Play за FM-синтез отвечает чип OPL-3, на более поздних с Plug&Play — CQM.
    • 4-е (32, AWE32 и AWE64). Помимо микросхемы SB16, эти платы содержат чип таблично-волнового синтезатора EMU8000. Все карты 4-го поколения могут воспроизводить музыку в режимах AWE32 (DOS) и General MIDI (DOS и Windows), используя сэмплы из встроенной или дополнительно установленной памяти.
    Какую карту Creative выбрать

    Аудиоплаты Creative для ISA первых двух поколений редко встречаются в составе ретросистем и в основном интересны как предметы коллекционирования. Если рассматривать для покупки устройства только этого бренда, то выбор обычно лежит между SB16 (и её удешевлённой версией ViBRA16), 32, AWE32 и AWE64. Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы.

    Если вам не требуется интерфейс MPU-401 для использования аудиокарты совместно с MIDI-дочкой, то можно выбирать почти любую хорошо сохранившуюся плату SB16, ViBRA16, 32, AWE32 или AWE64. Первые два варианта — самые простые, они воспроизводят звук в режимах SB, SB Pro и SB16, а музыку — посредством FM-синтеза (в играх выбираем Sound Blaster).

    Карты Sound Blaster 32, AWE32 и AWE64 интересны тем, что могут воспроизводить музыку не только через звукогенератор (режим Sound Blaster), но и с использованием технологии таблично-волнового синтеза (режимы AWE32 и General MIDI). Одна из самых удобных и в то же время продвинутых аудиоплат Creative для ISA — AWE64 любой версии.

    Если планируется подключение MIDI-дочки, то выбор вариантов сильно сужается — почти все карты SB16 и все AWE32 с разъёмом wavetable имеют проблему зависающих нот при одновременном воспроизведении MIDI и цифрового звука. Существует всего четыре модификации SB16 без такого недостатка, и они обычно дорогие.

    ПО, необходимое для работы карт Creative

    ПО для всех звуковых карт Creative описывать долго и бессмысленно, поэтому рассмотрим только самые распространённые варианты — SB16 (ViBRA16) и AWE64. Для работы SB16 под чистым DOS необходимо скачать два архива: ctcmbbs.exe и sbbasic.exe. Сначала запускаем утилиту для настройки карты CTCM, затем устанавливаем драйвера.

    Для AWE64 понадобятся ещё два архива — s64basic.exe и aweutl.exe. Сначала проделываем те же операции, что и в случае с SB16, затем ставим ПО для инициализации и управления функциями чипа EMU8000. Также можно попробовать стороннюю программу UNISOUND.COM, которая не занимает память и удобнее оригинального ПО от Creative.

    Резюме-вывод

    Аудиоплаты Creative широко востребованы среди любителей старого компьютерного железа, благодаря чему изучены вдоль и поперёк. Практически о любой модели Sound Blaster можно найти подробную информацию, включая плюсы, минусы и ключевые особенности. С настройкой карт этого бренда редко бывают трудности, что тоже можно записать в плюсы.

    Карты Sound Blaster Pro, 16 и ViBRA16 подойдут тем, кому достаточно синтезированной музыки, а 32, AWE32 и AWE64 — тем, кого устраивает их функциональность по части таблично-волнового синтеза. Для использования же с дочками или синтезаторами стандарта General MIDI лучше подыскать другую карту (не Creative), лишённую проблем с MPU-401.
     
    Последнее редактирование модератором: 25 ноя 2024 в 19:15
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.502
    У меня что-то такого нет... Есть только SB16SET, который без драйверов не запускается.
    Драйвера брал отсюда, вроде бы именно моей модели: VOGONS Vintage Driver Library (vogonsdrivers.com)
     
  4. Gamecollector

    Gamecollector

    Регистрация:
    23 сен 2016
    Сообщения:
    2.410
  5. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.502
    Интересно бы всё-таки узнать, что это за игры...

    Проверил, не работает :(
    Например, вот здесь: Hooray for Henrietta (1990, DOS, файлы) (версия 1992 года, которую и на сайт пришлось выкладывать в сборке с DOSBox+драйвера Sound Blaster).
    С SYS'ами озвучка есть, но игра почему-то жалуется, что не видит sbfmdrv.exe, которая прекрасно лежит в папке SB16. Хотя если этот файл скопировать в папку с игрой, то всё в порядке - и звук, и музыка на месте.
    А при отключенных SYS'ах музыка есть, а вот озвучки - нет. Даже если ct-voice.drv в папку с игрой положить.
     
  6. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.502
    Отчасти разобрался с этой проблемой. Дело в том, что у SB16 громкость канала "PC Speaker" по умолчанию зачем-то выставлена на ноль. Т.е. слышен он становится только после загрузки SB16SET через Autoexec.bat, который в свою очередь не грузится без SYS'ов в Config.sys.
    MIXERSET.EXE ещё не пробовал, - но вряд ли он сможет выставлять громкость так, чтобы она сохранялась и при выключении ПК? Т.е. чтобы нормально звучали и стартовые эффекты, как на AZTech.
    А вообще, на Sound Blaster 16 PC Speaker звучит даже поинтереснее, чем на AZTech :) Правда, и шумнее тоже: очень уж сильный фоновый гул от наводок. Но это я ещё не нашёл оптимального соотношения громкости для записи и воспроизведения...
    Вот, если кому-то интересно, запись в копилку. "CPSU" - первая на AZTech, а вторая на SB16.
     

    Вложения:

    • CPSU1.mp3
      Размер файла:
      151,9 КБ
      Просмотров:
      97
    • CPSU2.mp3
      Размер файла:
      151,5 КБ
      Просмотров:
      74
    • PCSpeaker.mp3
      Размер файла:
      1,1 МБ
      Просмотров:
      89
    Yuriy_X нравится это.
  7. Gamecollector

    Gamecollector

    Регистрация:
    23 сен 2016
    Сообщения:
    2.410
    Ну так идея была в перекидывании звуков скрипера на колонки, если оно игрой используется. Как бы подразумевается, что если оно тебе надо при старте системы для поиска неисправностей -- то хватит ума обратно пищалку воткнуть в материнскую плату. :)
     
    Yuriy_X и MAN-biker нравится это.
  8. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.502
    Естественно, игры в приоритетах.
    Но ведь AZTech'у ничто не мешает при этом и обычные системные звуки передавать? Почему же SB16 этого не умеет?
    Впрочем, я проверил: если перегружаться по Ctrl-Alt-Del после уже установленных SYS, то всё и там работает :)

    Разумеется, динамик там есть, но какой-то уж очень слабенький... Хотя корпус старый, горизонтальный, без "пьезопищалок" новомодных.
    Я думал туда большой громкоговоритель найти и поставить :) Во всяком случае, в 1990-е у меня стоял очень громкий и приятный динамик. Но вариант с переключением звуков на обычную карту оказался более привлекательным (и громким).
     
  9. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Не первый год же замужем, что за детские вопросы. Почему? Очевидно, потому, что разрабы Ацтека об этом заботились при проектировании, а разрабы Креатива - нет. Что, впрочем, для них традиционно.
    Правда?! Удивительно! И на этот вопрос есть ответ: "мягкая" перезагрузка не стирает регистры DSP SB16. Вполне вероятно, что при нажатии reset звуки снова пропадут до следующей загрузки драйвера. У карты Live, например, звуки скрипера пропадают даже при мягком ctrl-alt-del ребуте. Ну такие они, Креативы, не чуткие, толстокожие, твердолобые. Во всём.
     
  10. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.502
    Приятно, что это кого-то удивляет, но к чему столько эмоций? Есть что сказать по теме - скажи, буду признателен.
    Это ведь я ещё не возвращался к самому главному и сложному вопросу по звуковым картам для DOS - к распиновке разъёма CD Audio :D
    Увы, на SB16 распаян только один - беленький, он же "Sound Blaster CD Audio", он же (вроде бы) "Panasonic", он же O-L-G-R. Но я вроде бы нашёл подходящий "шнурок" на местной доске объявлений, заказал...

    В принципе, главное преимущество AZTech - не столько правильно настроенная громкость PC Speaker (и потому - его работоспособность, скажем, в играх типа "PC Booter", с которыми SB16 вряд ли поможет), сколько поддержка Covox. Тут карты "Sound Galaxy" вне конкуренции, - даже обидно, что такая полезная функция реализована только в одной очень небольшой партии карт только одной компании... Или всё-таки ещё где-то есть, кто знает?

    Но пока всё-таки оставил себе Sound Blaster 16, - вряд ли ведь AZTech и другие смогут заработать в играх, требующих CT-VOICE.DRV?
     
  11. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    :crazy: Не знаю. У меня весь этот разнос мозга уже давно позади, мне по фигу. Прикольно наблюдать, как у кого-то он ещё в самом разгаре. Боже, сколько я плат перелопатил, всё чего-то искал, чем-то вечно недоволен был! Искал лучший DVI под DOS с игнором EDID мониторов, искал лучший звук с цифрой, искал корпус под мамку с райзером и пятью пудами под килем! Перекраивали BIOS с LLC, писали микшер с Максом, заказывал за немалые деньги супер вывернутые карты с перламутровыми пуговицами! Сейчас есть пара-тройка хороших рабочих конфигов, я их больше не трогаю. Они в подписи.

    А вообще тема с CT-VOICE интересная, конечно.
    --- добавлено 2 апр 2021, предыдущее сообщение размещено: 2 апр 2021 ---
    Сейчас на модлабс идут тесты замечательной карты Voodoo5 6000 PCI. Я с большим интересом читал, проникся огромным уважением, которое к zx-c64 и раньше было у меня безграничным. Но когда я дошёл до места, где нашли одну-единственную игру пока, где в DOS наблюдается баг (!на всех чипсетах!), со мной случилась истерика. Я ведь и сам был таким же задротом.
     
    MAN-biker и Колючий нравится это.
  12. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.426
    Вечные поиски железок - увлекательное и отчасти бессмысленное занятие. Со звуковухами немного успокоился, постепенно приходит ощущение "теперь как надо".

    На младший ретро-компьютер с K6-2+ поставил малошумную Yamaha YMF-718 с честным OPL3 и разъёмом для дочки. С самыми старыми играми получаю правильный FM, с более новыми могу использовать виртуальный синтезатор SC-55 и MT-32 через Gameport или Dreamblaster X2 со стандартным 16-мегабайтным банком. Кстати, при одновременном подключении дочки и виртуального синтезатора через Gameport дочка отключается. Вчера поймал себя на том, что X2 звучит в целом неплохо (в Duke 3D, по крайней мере). Неестественность больше всего ощущается в старых квестах.

    На старшем ретро-компьютере с Pentium III-S стоит AWE64 CT4520, нацеленная на поздние DOS-игры, практически все поддерживающие AWE32. Скоро её заменит GOLD-версия CT4390. Решил заказать, пока их ещё продают, смирившись с невозможностью добыть Yamaha DB50XG или дочку Roland по вменяемой цене. Потом закажу для неё новоделанную память 28МБ, чтобы иметь возможность использовать большие банки вроде популярного masterpiece.sf2. И, наверное, успокоюсь)
     
    Последнее редактирование: 2 апр 2021
    MAN-biker нравится это.
  13. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Да ну, ко мне такое ощущение приходило раз цать. Потом оказывалось, что бесплодно.
    Не верю! Я до сих пор не успокоился окончательно. Хотя у меня есть карты всех основных стандартов. Теперь меня занимают новоделы, которые ликвидируют огрехи и тупую шаблонность старых ISA карт.
     
  14. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.771
    @LANRUS, у CMI8330 регулируется громкость SPDIF? Интересует, в частности, вход.
     
  15. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.502
    Не то слово :)

    В общем, изучил вопрос.
    Увы, игр не две - а целых сорок!
    И даже больше...
    Списочек
    Один мой знакомый сделал подборку драйверов, позволяющую запускать все эти игры правильным образом - и в DOSBox, и на других картах.
    Но потребуется подбирать точную версию драйвера для каждой игры/карты.
    Проверил - вроде бы работает! Возможно, его и на сайт стоит выложить...

    Ну, не совсем.
    За исключением нескольких маньяков, "железки" ищут с целью "чтобы было, как в детстве/юности", ну или "как в мечтах времён детства/юности" :D
    А это сейчас вполне достижимо: цель более-менее фиксированная...

    Заранее поздравляю :)
     

    Вложения:

    MAN-biker, Yuriy_X, Колючий и ещё 1-му нравится это.
  16. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Не только. Я, например, понимаю, что сегодня база знаний и технические возможности предоставляют гораздо больше просторов для творчества. Поэтому я стремлюсь сделать не так, как было или как мечтал, а лучше, чем могло быть в самой смелой мечте юности. Если б вы знали, сколько мне пальцем у виска крутили и говорили то, что в одном тезисе можно сублимировать как "забудь" или "невозможно". Но я плевал и продолжал упорствовать, что принесло интересные результаты в своё время. И мне сегодня отрадно видеть, что есть люди, которые меня переплюнули на двадцать порядков благодаря своей грамотности, прямым рукам, воображению и хорошему вкусу. Я не имею в виду таких, как Оскар или Фил. Они технически грамотны, но творческого начала в них около нуля, ничего принципиально нового, переливают из пустого в порожнее. Я имею в виду нашего Антона, имею в виду Дэниела и Тиидо. Ну и конечно, Макса и Сергея LLC.
    Вот так и думает большинство. Кто Фила смотрит.
    В том-то и дело, что сейчас вполне достижима цель далеко не фиксированная!

    @TheMadLynx, Master Out не регулируется, если ты об этом. Но регулируются Wave Out и FM Out отдельно, чего вполне достаточно. С входом отдельный разговор, он глючный. Но не всегда, зависит от источника. Громкость на нём регулировать нельзя, так что только засчёт источника.
     
    Gamerun, Yuriy_X и TheMadLynx нравится это.
  17. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.426
    Кажется, у меня в этой игре звук в режиме SB/Adlib был и без этого драйвера. И музыка, и эффекты, воспроизводимые через FM-синтез. Не исключено, что они как-то не так звучали, а я не заметил.
    "как в мечтах времён детства/юности" - довольно широкое понятие :D А ещё про запас, на случай если какая-то железячка умрёт.
     
    MAN-biker нравится это.
  18. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Эмм.... Мне казалось, что на какой-нить ESS-ке ЗВУЧАТ вообще ЛЮБЫЕ игры, которые рассчитаны на стандарт SB\AdLib(OPL), не важно, какие там драйверы ещё требует игра.
    Во всяком случае, у меня не было игр, которые не звучали как положено (при той или иной правильной настройке).
    И я не понимаю, в чём проблема иметь НАСТРАИВАЕМЫЙ бут-конфиг с несколькими пунктами, где можно иметь в загрузке специфичные драйверы, для игр, которые их требуют.
    В остальных же случаях грузить без них, тем самым освобождая память.

    Ну и конечно же, как минимум три конфига: без EMM382 и пара с EMS и NoEMS.
    Более того, именно так и только так должны быть настроены конфиг и автоэкзек в минимальной конфигурации, чтобы постоянно не парить себе этим могзи.

    Впрочем, это уже лет 20 как обсосано (и уж лет 15, как я про это не вспоминал и многое забыл).
     
    Последнее редактирование: 3 апр 2021
  19. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.502
    Понятия не имею, кто такие Фил с Оскаром, а также Антон и другие.
    Я смотрю только Клинта :) Который с самого начала только то и делал, что воплощал мечты юности. А потом уже завёлся и стал изучать разные экзотические железяки.
    Впрочем, я всё равно железки не собираю, я собираю игры ;) И если оно всё работает (желательно - с оригинальных носителей), то мне глубоко безразлично, на чём именно оно работает.
    Вот если не работает - тогда да, приходится заниматься всякими вопросами о тонкостях настроек звуковых карт и т.д.

    Вполне возможно, - этот список я взял с "Вогонсов", добавив в него только те две игры, которые сам пробовал и которых там не было ("Генриетту" второй версии и "Spellbound!"). За остальное поручиться не могу! Хотя там на форуме вроде бы как раз про эту "Rick Dangerous" разговор был.

    Ну, мне так и не удалось запустить на реальном старом ПК "Hooray for Henrietta" 1992 года иначе, как на Sound Blaster 16 (разумеется, речь о запуске со звуком и музыкой, - без звука её запустить проблем нет).
    На ESS она вообще зависает, а на Aztech работает только музыка (хотя CT-VOICE.DRV я ей кидал вроде бы специальный Aztech'овский).
     
  20. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.426
    @Uka, Вы правы. В версии Rick Dangerous 2 с этого сайта есть батник, в котором перед исполняемым файлом игры запускается вышеупомянутый драйвер SB-SOUND.COM. Если его предварительно не запустить и выбрать Adlib, то игра виснет. Так же у меня было в юности на первом компьютере Am386SX 40 МГц с SB Pro. Только что вспомнил.
     
    Последнее редактирование: 3 апр 2021
    MAN-biker нравится это.
  21. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.911
    Заинтересовала эта информация - я повозился у себя, и в итоге заставил её звучать с картой ESS Solo-1 на чипе ES1938S (на практике ничем не отличающейся от ISA-шных Аудиодрайвов): нужно было только IRQ выставить 7, а не 5, и предварительно закрыть DOS Navigator.

    Под "звучанием" я имею в виду всё вместе: голосовые сэмплы и гром в заставке + FM-музыка + PC-спикер.
     
    MAN-biker нравится это.
  22. Gamerun

    Gamerun

    Хелпер

    Регистрация:
    13 июн 2010
    Сообщения:
    8.611
    Если бы это было так, то могли бы давно появится средства дампинга и эмуляции ряда старого железа и игр под него (аркадные лазердиски, лазердиски на Sega CD, лазердиски для MSX нестандартного формата, ReelMagic, PowerVR, MCI PC-DVD, EAX и не только). Есть конечно суррогаты вроде Daphne, но это, на мой взгляд, не вполне эмуляция, да и сохранить для истории исходные носители всяко лучше.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление