1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    VIA596+TDMA, если не ошибаюсь? Если так, то не очень интересно, т.к. на 596 и 686 всегда есть ISA.
    А как оно будет на 8235, 8237?
     
  4. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.430
    Отлично, спасибо за информацию!
    Вероятно, стоило бы и на наш сайт этот драйвер выложить. Или хотя бы упомянуть о тонкостях запуска.

    Интересно!
    Но вроде бы раньше отображалось другое сообщение, что на ESS с ISA заработала только музыка?
    Признаюсь, что я с ESS особо не ковырялся. AZtech и SB16 всё равно поинтереснее выглядят...
    Кстати, игры "PC Booter" на SB16, разумеется, тоже нормально звучат с PC Speaker, если предварительно загрузить DOS с драйверами, а потому уже перегружаться с дискеты с игрой.

    Но так ведь это только подтверждает мысль?
    С разными экзотическими устройствами дело в детстве/юности мало кто имел (многие о них и не слышали), а потому и эмуляция их сегодня интересует очень немногих. И тем, кого она интересует (например, меня заинтересовала ReelMagic), куда проще купить эту реальную железяку и играть в оригинале без эмуляций :)
     
  5. Gamerun

    Gamerun

    Хелпер

    Регистрация:
    13 июн 2010
    Сообщения:
    8.567
    На мой взгляд, это неправильно. А остальным что? Экземпляров такого железа относительно мало сохранилось, а когда оно сломается то как быть? А без реверс-инженеринга и дампа биосов/процессоров возможности сделать эмуляцию и не будет (наверное). Что с учетом отсутствия возможности воспроизводить старое железо самостоятельно (что не любят коллекционеры, потому что таковое считается репликой) делает картину грустной (а мне иногда бывает очень плохо, когда об этом вспоминаю и думаю).
     
  6. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.902
    Нет, i815 с PC/PCI (QDI SynactiX 1) :) Да и речь шла про якобы несовместимость звуковух ESS с конкретной игрой в пользу SB16, так что на VIA было бы так же актуально.

    А где оно осталось - в оповещениях на почте? С IRQ 5 - да, звуки не звучали, но я решил попробовать ещё раз, а промежуточные сообщения потом удалил.
     
  7. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.430
    В смысле? Кто говорит, что это "правильно"?
    Естественно, было бы очень неплохо иметь эмуляцию ReelMagic, PowerVR и т.д.
    Я (и не только) отписывался с просьбой о внедрении эмуляции ReelMagic и авторам DOSBox, и на форуме ScummVM...
    И товарищу, уже много лет работающему над эмулятором PowerVR, я тоже писал.
    Но и что с того? Никто из специалистов подходящей квалификации не спешит этим заниматься, а стало быть, и спрос с интересом невелики.

    Ну, ReelMagic в продаже временами появляется, да и стоит поменьше какой-нибудь вполне распространённой 3dfx Voodoo или даже Sound Blaster Pro.
    Я уже три таких карты себе купил.

    В памяти его читавших :)
     
    kreol нравится это.
  8. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    А я не зря говорил, что у SB ВСЕГДА ДОЛЖНО выставляться IRQ=7, как абсолютно универсальное средство, в отличие от более позднего "стандартного" 5-го, которое работает не всегда (дубовые "костыли" старых игр).
     
    Колючий и Revolter нравится это.
  9. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.902
    @MAN-biker, ну вообще оно пока только в двух играх подтверждённо не работает: Gods и этот римейк Hooray for Henrietta :) Но твоя правда, я тоже перешёл на 7 после этого случая.

    UPD. В трёх: Stellar 7 ещё.
     
    Последнее редактирование: 4 апр 2021
    MAN-biker нравится это.
  10. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    @Revolter, их намного больше, уверяю тебя, но ковыряться и выискивать оные желания нет никакого, ибо просто выставил 7 и забыл, главное это не имеет никаких "побочек" (если только конфликт с LPT1).
     
  11. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.430
    "Генриетта" - 1992 года, вряд ли она может требовать IRQ 7. У меня она с Sound Blaster 16 как раз на IRQ 5 работает.
     
  12. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.902
    @Uka, если она у тебя точно работает с IRQ5 на SB16 - значит, это ESS'ный какой-то прикол, даже несмотря на то, что сама Creative перешла на IRQ5 по-умолчанию как раз незадолго до выхода SB16 (в 1992-м году), судя по информации с vogons.
    --- добавлено 4 апр 2021, предыдущее сообщение размещено: 4 апр 2021 ---
    Кстати, а Aztech тоже проверялась на этом IRQ? Может, и она с 7-м заработает?
     
  13. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.430
    Действительно, ты прав!
    С IRQ 7 и на AZTech всё заработало - и озвучка, и музыка.
    Но я всё-таки думаю, что это зависит не от игры, а от CT-VOICE.DRV. Потому как на SB16 с низкоуровневыми драйверами в Config.sys оно работает и на IRQ 5 (а без этих драйверов не работает ни на 5, ни на 7).
    ESS1868, кстати, у меня так в этой игре и не заработала, даже на IRQ 7. Или зависает при запуске, или есть только музыка, а озвучки нет. Впрочем, в последнем случае теоретически вполне мог бы помочь подбор различных версий CT-VOICE.DRV, но я с этим ковыряться не стал: ESS у меня не в приоритетах, основной выбор - между AZTech и SB16, имеющими выход для PC Speaker.

    Ну, это как раз совсем не проблема. DOS - не Windows: там изменить Autoexec.bat и Config.sys и перегрузиться с другими настройками - дело нескольких секунд!
    Вот если бы можно было иметь возможность переключаться между установленными в системе двумя-тремя звуковыми ISA-картами, вот это было бы хорошо :D
     
  14. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Зачем переключаться? Можно одновременно все поднять и в любой игре выбирать произвольную из них. И как раз три - это предел, так как Low DMA три штуки 0, 1, 3. Можно и четвёртую карту подцепить к ним, если она умеет не использовать Low DMA. Классический пример - GUS! У меня много лет именно так 4 карты и живут в одном из системников. И переключаться между ними не надо, они активны все в одно и то же время.

    Препятствие этому может возникать только в том случае, если одна карта хавает сразу два Low DMA. Такое может быть в двух ситуациях: 1) два поддерживаемых стандарта, чаще это SB и WSS; 2) требуется отдельный DMA на запись. Вторая ситуация реже. Обе "проблемы" не железные, а результат небрежности при написании драйверов - как правило, разрабы не парились об экономии ресурсов.

    Замечательная карта, в которой этот трабл изящно решён - это Terratec EWS64. У неё один Low DMA и для WSS, и для SB, и для канала записи (но можно использовать и отдельный DMA по желанию). Зашивается это всё в родной флеш родной утилитой, как у GUS PnP. Это очень удобно ещё и тем, что настройки, зашитые в карту таким образом, не поменять. И нет головной боли с разными ресурсами в DOS и Windows, как у, например, YMF7x4, где IRQ в досе и винде не может быть одним и тем же. Это форменный идиотизм, недоработка программеров из Ямахи.
     
    MAN-biker нравится это.
  15. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    А я то думал, чего моя Yamaha YMF-718 такая жадная - забирает сразу два канала DMA - 1 и 3. Теперь понятно)
     
  16. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Я так понимаю, для кого-то здесь будет откровением, что и перезагрузка при смене ресурсов звуковой карты в большинстве случаев не нужна, да? И что программы инициализации наиболее известных звуковых карт можно запускать с разными параметрами не единожды за сессию и не обязательно во время загрузки, из autoexec.bat?

    У меня вообще по хоткею Alt-1 / Alt-3 смена Low DMA на SB16 установлена.
     
    Колючий и MAN-biker нравится это.
  17. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.430
    Спасибо, интересная мысль. Надо будет как-нибудь попробовать, когда занятые ISA-слоты поосвобождаю.

    А разве такое возможно? В смысле, переменную "BLASTER" ведь всё равно переключать нужно?

    Да нет, это как раз понятно. Непонятно - зачем это делать? :) Разве что - действительно для переключения между двумя картами с разными ресурсами?
    А так - поставил одну, и всё. Известно несколько игр, которые работают только на IRQ 7, да. Но разве есть такие, которым нужно только IRQ 5 (или 3, или ещё что-то)?
     
  18. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Ну раз понятно, тогда зачем делать то же самое, только дольше, через autoexec?
    И не разве что для переключения между картами, а в том числе как раз для утоления любопытства со всяким древним и малоинтересным говном типа этой вашей генриетты - взлетит со звуком или нет. Или кто-то из вас на серьёзных щах в неё играет регулярно и буквально страдает от отсутствия в ней звука с привычными настройками? И потому для учитывания запросов условной собирательной генриетты надо менять привычное на что-то якобы более (по такому случаю) универсальное? А на потенциальные конфликты с LPT кладём (и, конечно, это кретайвы такие дураки, а мы то умные)?
    На примере SB16. Кинули в корень диска или папку из PATH два батника (или один, с ключами через %1,,,, - чуть сложнее и изящнее).
    sb5.bat:
    Код:
    SET BLASTER=*всякое там ваше* I5 *опять всякое там ваше*
    DIAGNOSE /S
    
    sb7.bat:
    Код:
    SET BLASTER=*всякое там ваше* I7 *опять всякое там ваше*
    DIAGNOSE /S
    
    Поменяли без ребута, запустили говно, провели ритуал проверки звука, заменяющий части присутствующим геймплей (или полноценно поиграли в любимое неговно, ладно), вернули обратно. Всё!
    Устроили концепт - какой IRQ правильней, какие Creative уроды.
     
    MAN-biker нравится это.
  19. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.430
    Так ведь именно потому, что это дело разовое. Зачем его на лету переключать? Установили, что все (?) игры нормально работают с IRQ 7 - вот и ладушки, вопрос закрыт: прописали в Autoexec.bat раз и навсегда IRQ 7 - и забыли.
    Или же - о чём я и спрашиваю - кому-то известны игры, которым 7 не подходит, а нужно "*всякое там ваше* I5 *опять всякое там ваше*"?
     
  20. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Смотрите шире. Может не подходить не играм. Может не подходить системе, когда общая настройка приоритетнее отдельных капризных игр.
    Пример из собственного давнего опыта.
    Есть комп с 98-й, в нём AWE64 и GUS Classic.
    AWE64 это в любом случае PnP. Система её так или иначе видит. LPT тоже используется. Да и звук в системе нужен. Поэтому виндовые дрова ставим, в менеджере ничего не разруливаем и не отрубаем лишнее. А GUS - не PnP. Самое логичное - оставить SB на IRQ5, а GUS и LPT на IRQ7, так как они не PnPшные и винда не видит карту и *возможной* проблемы её и LPT на одном IRQ (из возможной она станет реальной, если у меня на фоне играет MOD4Win, а я на печать что-то кинул, но за этим слежу я, надсмотрщик в лице ОС мне не нужен). Можно, конечно, попробовать LPT и GUS повесить на IRQ5. И, вероятно, ещё какие-то проблемы словить. Но проще одним кликом на лету менять для отдельных игр, тем более, что это обычно жуткая древность, и так имеющая проблемы при запуске в DOS окне из под винды и эти манипуляции с ресурсами на горячую уже в полноценной DOS сессии (без GUI) точно не повлияют на работу.
     
  21. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    @дядя Лёша, а разве ГУСь не заработает на ОДНОМ IRQ=11? Вроде бы ему пофиг и 11-й его "родной"?
    И да, по поводу "SET BLASTER" хотел напомнить, что это просто переменная окружения, которую без проблем можно батниками менять в любой момент "на лету" для текущей "сессии" command.com.
     
  22. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @MAN-biker, гусь-то заработает без проблем. Не заработают игры, которым подавай IRQ 7 or less. 11-й родной скорее для WSS, вот там все игры его подхватят!
    Вопрос тонкий и не имеет односложного ответа. В подавляющем большинстве случаев - нет, конечно! Не нужно её переключать. Нужно её настроить один раз для той части игр, которые на неё смотрят, и подставить под настройки set blaster ту из карт, которая под это дело больше подойдёт. Это мудрёно, но раз уж такая пьянка пошла, прежде всего нужно самому себе ответить на вопрос: зачем мне две/три/более карт, какую задачу я на них буду решать и каким образом?
    @дядя Лёша, я не присасываюсь только к двум IRQ. Есть ещё (помимо 5 и 7) 3, 9, 11. С 11 отлично живёт WSS, а с 3 отлично живёт GUS. Если в системе имеется SB16, великолепно заработает с 9, и все игры, поддерживающие SB16, схавают IRQ9 спокойно, потому что для IRQ9 работает правило 7 or less, т.к. игры считают его за IRQ2. Итого 5 и 7 даже останутся свободными для SB/Pro и клонов. Так что всё на самом деле очень гибко.

    PS: с IRQ9 есть неприятный момент, может быть конфликт с ACPI. Не будет обязательно, а может быть. Решается только отключением в биосе.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление