1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Pr1ha

    Pr1ha

    Регистрация:
    14 авг 2014
    Сообщения:
    50
    Всем привет, вернулся я опять к проблеме настройке звука своего ретро компа с windows 98, платформа AMD Athlon на via kt133a.
    Вопрос такой, как лучше всего раскинуть ресурсы GUS pnp, учтивая что это единственная ISA карта?
    Хочу чтоб звук был и в DOS и под видной, как правильно настроить? как подружить дрова для dos и windows?
    как и когда работает эмуляция SB pro и FM ?
    Под видной еще будет Vortex2 pci для a3d, но все эмуляции FM и SB у его будут отключены.
     
    Последнее редактирование: 8 апр 2021
  4. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    @Pr1ha, хреновое решение ставить GUS для эмуляции SB, хотя у GUS PnP вроде бы должна быть аппаратная совместимость с SB 2.0.
    Но я бы все же поставил НОРМАЛЬНЫЙ SB или ESS для саундбластера (220\7\1), а гуся настроил на 240\11\3, МИДИ стандартно на 330.
     
  5. Pr1ha

    Pr1ha

    Регистрация:
    14 авг 2014
    Сообщения:
    50
    К сожалению только один ISA слот, могу только его, или AWE64 CT4520.
     
  6. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Ну, ГУСь хорошая (и "культовая") карта, но все же если нужно получить звучание в максимальном кол-ве разных игр (под ДОС) лучше ставить что-то из SB и клонов. А уж если есть нормальный вейвтейбл-синтезатор (дочка или внешний Роланд\Корг какой-нить или ямаха), то вообще от гуся особо смысла нет.
     
  7. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Неверно! Гуся на DMA6/7 и на IRQ3/5/7. Уже сто раз обсасывали, многие игрушки требуют IRQ 7 or less. А также гусь умеет работать без Low DMA вовсе.
    --- добавлено 8 апр 2021, предыдущее сообщение размещено: 8 апр 2021 ---
    @Pr1ha, насчёт одного ISA слота верно, гусь не должен быть синглом. Только как довесок к блястеру, там, где он даёт преимущество. С одним ISA однозначно блястер, он универсален.
     
  8. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Дык вроде все игры, рассчитанные на работу с ГУСём, работают на любом IRQ, на которое настроен ГУСь.
    Разве нет? Мне казалось, что эти "low DMA & IRQ" пережитки старых игр и саундбластеров, но не ГУСя.
    Конечно, если ты его будешь использовать для эмуляции бластера, это другое дело и тут опять тянутся эти "костыли".
     
  9. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @MAN-biker, к сожалению, в относительно свежих играх такое тоже попадается. С гусём. А про DMA я отметил потому, что 8-битные на вес золота, каждая карта хочет схавать. Гусь умеет сидеть только на одном 16-битном, и это можно и нужно использовать.
     
    MAN-biker нравится это.
  10. Pr1ha

    Pr1ha

    Регистрация:
    14 авг 2014
    Сообщения:
    50
    в общем если я поставлю одного лишь гуся, у меня будут проблемы с играми которые не умеют гравис нативно и требуют только sound blaster и FM синтез?
    а если поставлю awe64 то в принципе все будет играть из коробки?
     
    MAN-biker нравится это.
  11. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Pr1ha, всё из коробки будет гарантированно играть только с каким-нибудь хорошим клоном SB Pro, близко к 100% настолько, что можно считать 100%. На AWE64 тоже будет очень высокая совместимость, около 99% наверное. Гусь - изыск, типа деликатеса. Там, где музыка на нём интересно звучит. Или там, где SFX на нём намного сочнее и выразительнее, чем на SB. Такое бывает, и довольно часто.
     
    MAN-biker нравится это.
  12. Улахан Тойон

    Улахан Тойон

    Регистрация:
    23 сен 2015
    Сообщения:
    1.849
    @Pr1ha, поищи старые ISA карточки чипами от Yamaha - YMF718, YMF719.
     
  13. Pr1ha

    Pr1ha

    Регистрация:
    14 авг 2014
    Сообщения:
    50
    да, где то точно у меня валялась одна такая, она будет лучше AWE64 ?
     
  14. Улахан Тойон

    Улахан Тойон

    Регистрация:
    23 сен 2015
    Сообщения:
    1.849
    По-совместимости точно будет работать (если ISA, а PCI есть ряд трудностей, но можно запускать в DOS), сама Intel использовала своих же материнских платах, как встроенный вариант звуковой карты.
     
  15. Pr1ha

    Pr1ha

    Регистрация:
    14 авг 2014
    Сообщения:
    50
    Да у меня именно ISA, скажите а она в играх тоже может midi под DOS играть? потому что у меня нету ни какой миди дочки :(
    Слушаю сейчас сравнения на youtube, и FM синтез у ямахи на голову лучше, чем тот, что в awe64
     
    Последнее редактирование: 9 апр 2021
  16. Улахан Тойон

    Улахан Тойон

    Регистрация:
    23 сен 2015
    Сообщения:
    1.849
    Даже AC'97 может выдавать OPL3, если постараться работать ручонками с кастомными драйверами, но полная совместимость гораздо сложнее, отличие от Yamaha.
     
  17. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    Только через OPL3 (FM-синтез). В качестве музыкальной платы в играх выбираете Sound Blaster Pro. Если вы имели в виду General MIDI, то у Yamaha 718 и 719 его нет ни под DOS, ни под Windows. Преимущество этой карты в честном OPL3 и в целом достойном качестве (по крайней мере в сравнении со многими ESS).

    P. S. Относительно недорогой вариант дочки - Dreamblaster X2. Не Roland SC, конечно, но в Doom, Duke3d и прочих поздних DOS-играх всяко интереснее, чем FM. Есть ещё более дешёвая S2, но в ней банк меньше и зашит намертво (невозможно перезаписать, как в случае с X2). Возможно, какая-то из них приглянется.
     
    Последнее редактирование: 9 апр 2021
    MAN-biker нравится это.
  18. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.727
    Под виндой как раз есть, если родные драйвера поставить - там хороший программный эмулятор.
     
    MAN-biker нравится это.
  19. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    Интересно, не знал! Попробую.
     
  20. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    сейчас в тренде Yucatan FX
     
  21. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    И да и нет. Она будет лучше в небольшой части старых игр, которые капризничают с SB16 и дружат с SB. Она будет лучше по качеству аналогового тракта (как правило), чем AWE64 Value. Она хуже AWE64, потому что у неё нет своего WT-синтеза, а у AWE64 есть. Она лучше AWE64, потому что качество звучания FM эталонное OPL3, а у AWE64 CQM FM синтез, местами звучит грязновато. Она лучше AWE64, т.к. есть wavetable "гребёнка", но при отсутствии "дочки" это, что козе баян. Она хуже, т.к. без поддержки ADPCM, но это мелочь, почти не заслуживающая внимания. И она хуже там, где игра полностью может реализовывать возможности SB16, ибо AWE64 зазвучит там во всей красе 16-битного 44 кГц SFX стереозвука.

    Да, в мире DOS звука всё очень непросто и неоднозначно.
     
    MAN-biker и Yuriy_X нравится это.
  22. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    Понравился Yucatan FX, в Duke3d и Doom очень достойно звучит. Интересно, как она проявит себя в старых квестах. Наверное, прикуплю в следующем месяце, если ещё будет в продаже.

    Что касается программного эмулятора GM у Yamaha 718, то он воспринимается как продвинутая версия OPL3. После SCVA, DB50XG и даже X2 звучание кажется очень скудным и топорным, впрочем, и за это спасибо. В настройках можно включить реверберацию и выбрать качество программного синтезатора - normal, good, very good, excellent. Если с первым всё понятно, то в чём выражается качество, я не понял. Понравилось, что можно выбрать режим работы MPU410 - Gameport или программный синтезатор. Безо всяких лишних заморочек можно переключаться между программным синтезатором и X2, не отсоединяя последнюю.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление