1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Ну и повторюсь:
    Да, настолько неоднозначно!
     
  4. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Под виндой программный эмулятор можно поставить на что угодно (а можно даже и не ставить, и так встроенный есть).
     
    MAN-biker нравится это.
  5. Pr1ha

    Pr1ha

    Регистрация:
    14 авг 2014
    Сообщения:
    50
    блин весь дом обыскал и подвал, так ISA Yamaha и не нашел, затерялась где то, поставлю пока awe64. для себя помозговал, что наверное самой оптимальной связкой мне станет Yamaha + миди дочка Dreamblaster X2.
    кто ни будь заказывал Dreamblaster в Беларусь, они отправляют?
    ну еще надо где то найти и купить Yamaha isa, на случай если свою не найду. послушал как звучит оригинальный opl и прямо влюбился))
     
    Последнее редактирование: 11 апр 2021
  6. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Ни черта не понимаю. Как так?

    FixMPU: Software solution for "hanging note bug" on SB16 with DSP >v4.06 <v4.16 \ VOGONS

    Штука, если она работает, как заявлено (вечером проверю), по востребованности сопоставима с SoftMPU.
    Но в теме глухо. И тут тоже никто не делился впечатлениями. А в readme, так вообще - 2016 г (ну ладно, тема создана в 2020-м).
    Или все, кому оно надо было, давно рукой махнули на "нерешаемый" косяк и избавились от проблемных карт?
     
    MAN-biker нравится это.
  7. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    @Pr1ha, на Aliexpress X2 бывает, я там и заказывал.
     
  8. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @дядя Лёша, моё имхо - ввиду существования AWE64 шли бы все остальные SB16+AWE32 лесом. Ну правда, по совокупности всех моментов. А дочку можно и на соседнюю карту повесить.
     
  9. Pr1ha

    Pr1ha

    Регистрация:
    14 авг 2014
    Сообщения:
    50
    а как же CQM на awe64 вместо нативного OPL?
     
    Uka нравится это.
  10. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Pr1ha, можно подумать, все предыдущие карты такие опеелистые, прям дальше некуда. Вопрос FM решается на соседней карте вместе с дочкой. Заодно и вместе с клоном SB Pro.
     
  11. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.727
    Это решение только одной из трёх больших проблем с дочками у SB16. Вот и всё объяснение.
    --- добавлено 12 апр 2021, предыдущее сообщение размещено: 12 апр 2021 ---
    В большинстве игр без прямого сравнения аудиоряда с переключением разницу заметить сложно.
     
    MAN-biker нравится это.
  12. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    И какие две другие большие проблемы с дочками у SB16?
     
  13. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @дядя Лёша, не знаю, что он имел в виду, но позволю себе ответить за себя: ну хотя бы отвратительное качество аналогового микшера вообще и входа с гребёнки в частности. У отдельных клонов SB Pro дела с этим обстоят на голову выше.
    --- добавлено 12 апр 2021, предыдущее сообщение размещено: 12 апр 2021 ---
    А вот этой ересью кто-то сильно рискует обрушить на себя гнев всех трушных праведников планеты. :rofl:
    Ценителей "правильных" оттенков этой полупищалки на самом деле очень много. Даже на вагонах этому посвящена огромная тема. Прикреплённая тема! Что в ней, не знаю, не читал. Да знамо, что: онанист на онанисте сидит и онанистом погоняет.
     
    MAN-biker нравится это.
  14. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.727
    @дядя Лёша,
    1. Подвисающие ноты первого типа - самые противные, так как не являются частью саундтрека. <-- Фиксятся этим патчем;
    2. Подвисающие ноты второго типа. Встречаются реже и заметить их сложнее, так как они принадлежат саундтреку, но, по одному криативу известным причинам, не прекращают звучать в нужное время;
    3. Подвисание игр Duke Nukem 3D и Tie Fighter при использовании музыки General MIDI, если установлена частота дискретизации звуковых эффектов больше 11050 кГц (привет бубнящий оригинальный бластер!).
     
  15. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Они не имеют отношения к CC#75 (Decay Time)?
    Ну, типа вот этой проблемы.



    @лять... ну прям вот УСЛЫШАЛ чёткую и ПРИНЦИПИАЛЬНУЮ разницу да?
    Ну, давай, присылай оцифровки с "православного и труЪ-шного" OPL3 от Ямахи и "еретического" CQM от Криватива.
    Только по делу давай, прям с точными местами по таймеру и с описанием что "не так" звучит через CQM.
    Я за попкорном и лупой пошёл...

    (вот что-то мне подсказывает, к бабке не ходи, что сам ты бы даже за сто баксов не смог определить через какой чип играет мелодия, особенно, если бы параллельно не слушал и не выискивал МИНИМАЛЬНУЮ разницу (не факт, что у CQM она везде "хуже" звучит, а просто ЧУТЬ по-другому, но настолько незначительно, что...)
     
    Последнее редактирование: 13 апр 2021
  16. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.430
    Поддерживаю! Разница слышна отчётливо, и на фоне правильного OPL 2/3 поздние Sound Blaster с CQM звучат просто отвратительно.
    Но повода для возмущения тут нет :)
    Уже неоднократно говорилось: тема "Звуковые карты для DOS" - слишком обширная и всех удовлетворить никак не может.
    Я вот играю только в старые игры, а потому ни разу не держал в руках и не слышал "дочерних плат" со всеми этими "Общими MIDI" и "волновыми таблицами" (хотя @MAN-biker мне рассказывал, что это нечто совсем иное, чем FM-синтез на OPL). А потому мне и эти "висящие ноты" совсем не интересны. А кому-то не интересен FM-синтез, ибо он играет только в поздние игры с "волновыми таблицами", и т.д.
     
  17. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.727
    Насколько я могу судить, не имеют. Cлучаются эти подвисания нот раз от разу, а не постоянно. И только на SB16/AWE32.
    --- добавлено 13 апр 2021, предыдущее сообщение размещено: 13 апр 2021 ---
    Если бы чудаки из криатива не сэкономили резистор и конденсатор для ФНЧ с отдельным каналом своему CQM, то разницу вряд ли бы кто-то заметил вообще. Рекомендую послушать именно в такой последовательности.
     

    Вложения:

    MAN-biker и Revolter нравится это.
  18. Pr1ha

    Pr1ha

    Регистрация:
    14 авг 2014
    Сообщения:
    50
    Я так понимаю этот звук записан с AWE32 с отдельным CQM чипом. то как он звучит внутри чипа CT8920 AWE64Vaue, это ни в какие ворота, очень скрипучий и неприятный звук, явно отличающийся в худшую сторону от представленных вами образцов, вот так у меня звучит один в один.
     
    Последнее редактирование: 13 апр 2021
    Hustler нравится это.
  19. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.727
    @Pr1ha, если не ошибаюсь, то была ct2940 без OPL. Вообще, чуть более скрипучее звучание CQM можно легко игнорировать. И на этом основании я считаю разницу незначительной. Для понимания, что такое значительная разница, которую игнорировать нельзя, я рекомендую послушать звучание FM на Aureal Vortex 1/2.
     
    MAN-biker нравится это.
  20. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @TheMadLynx, неужели думаешь, что в состоянии противостоять громадному негласному сообществу OPL? Это не тот случай, когда можно доводами что-то объяснять. Звук FM должен быть отшлифован, и всё тут! Просто потому что должен. Здесь доходит даже до такого, что клон, прекрасно попадающий во все звуки оригинального OPL, даже по критериям сообщества, зачастую игнорируется этим сообществом. А это уже клиника. Да, и ещё - у них есть такое поверье, что YMF289 - это дерьмо, потому что 44 кГц, и ЦАП у неё не труъшный. Единственно православный FM - это YMF262 с "настоящими" 49 кГц и со своим аутентичным говноЦАПом! А это уже безнадёжная клиника. Ну ещё OPL2 считается шиком, типа, тонкий вкус.

    А из клонов практически единственный, которого сообщество признаёт, это ESFM. Даже удивительно, что признают! На Ямаху очень похож, плюс свои доп. плюшки есть.
     
    MAN-biker нравится это.
  21. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    Ого, тут целый холивар возник из-за этого OPL :blink: Я в одну из своих двух ретро-конфигураций вставил Yamaha YMF-718 с честным OPL3 - чтобы было. Но на слух какую-то существенную разницу с CQM на втором компе с AWE64 Gold не ощущаю. Правда, единственная игра, в которую я играл за последнее время и которая использует FM, - Bubble Dizzy. Стараюсь везде, где можно, использовать AWE32, GM или MT32. А этого FM в юности наелся на дешёвых ESS, как-то теперь не тянет.
     
    MAN-biker нравится это.
  22. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.727
    Тут как раз ничего удивительного, так как в подавляющем большинстве игр реализация FM от ESS звучит лучше оригинального OPL. Особенно заметно на звуках типа "тыщщщ", вроде удара по тарелкам. А с играми, где есть поддержка расширенных возможностей ESFM и так всё понятно =)
    --- добавлено 13 апр 2021, предыдущее сообщение размещено: 13 апр 2021 ---
    Эта тема вечна. Как и мягкие круглые пиксели на старых ЭЛТ с миллиметровыми сканлайнами.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление