1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Улахан Тойон

    Улахан Тойон

    Регистрация:
    23 сен 2015
    Сообщения:
    1.849
    Тогда давайте, какая звуковая карта на ISA-слоте была популярной во всем мире? Комплектовали все стандартные персональные компьютеры IBM-PC, конце 80-ых, начала и конец 90-ых.
     
    MAN-biker нравится это.
  4. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    ESS, конечно. И к гадалке ходить не надо. Точнее, все дешёвые модели на основе ESS.
     
    MAN-biker и TheMadLynx нравится это.
  5. дядя Лёша

    дядя Лёша

    Регистрация:
    27 фев 2006
    Сообщения:
    3.285
    Не совсем так. Объясню пространно, но примитивно, так как технических деталей не знаю. Просто мои домыслы.

    Первая проблема с General MIDI. Проблема эксклюзивная для карт Creative и именно на уровне железа звуковой карты, ошибки в прошивках DSP, версий старше 4.05 и младше 4.16. Это AWE32, SB32 и модели SB16 / Vibra, выпускавшиеся в одно с ними время. Тут никакого "самые противные, так как не являются частью саундтрека", тут всё просто. Эти "залипания" проявляются только при одновременном с GM звучании PCM (SFX, сэмплированные эффекты). То есть, включил в думе GM, висящий на бластере и звуки на нём же - словил залипания. Лечится проигрыванием PCM с помощью другой карты, speaker'а или полным его (SFX) отключением - смотря что игра может предложить. Это действительно стыдный косяк Creative, как они такое выпустили и долго не замечали проблемы. Частично их оправдывает дефицит фидбэка, глухое молчание пользователей на этот счёт в тот период в Usenet/Internet. Сомневаюсь, что найдёте в архивах интернета неофициальные FAQ и обсуждения на форумах, где мусолят эту беду и проклинают Creative. Можно с полной уверенностью сказать, что проблему "открыли" в середине нулевых уже на волне ретро. Моё объяснение этому: во второй половине 90-х связку AWE32 + DB использовали преимущественно музыканты, а просто чтобы поиграть для большинства было бы дорого. У владевших вейвтейблом от Creative игроков были либо ранние SB16 (с нормальным DSP) и докупившие Waveblaster или аналог, либо дорогая AWE32, на которой вейвтейбл и так есть. Дешёвые Value и OEM версии SB16 и Vibra использовались скорее всего по преимуществу в брендовых и офисных машинах, как есть, внутрь таких машин если кто и лазил с целью апгрейда, то едва ли игрок-меломан. Упомянутые музыканты, возможно, не сталкивались с этой проблемой. Когда это стало стоить копейки и народ дорвался до дорогих в прошлом цацек, проблема проявилась в полный рост. Она слышна с первых минут звучания практически в любой игрушке под DOS, где доступны SFX и GM, в том же думе. Но самый железный вариант услышать её - MAP02 в Hexen. С первой секунды тянущаяся и не затихающая высокая нота.
    Есть карты AWE32 с DSP из проблемных версий, но на которых, тем не менее, этого глюка нет. В связке с чем то ещё он проявляется.

    Вторая проблема с General MIDI. Теоретически это проблема ЛЮБОЙ SB-совместимой звуковой карты, любого SB клона с дешёвой, упрощённой реализацией MPU-401 контроллера. Контроллера без буфера в первую очередь. Но всё внимание к Creative, как к самой массовой. Подозреваю, что по этой проблеме особенно статистику среди клонов никто не собирал. Проблема отчасти программная, со стороны игр. Ей подвержены игры, у которых в том или ином виде проявляется зависимость от производительности компьютера в части процессорной подсистемы - частота ядра, частота шины, кэш первого уровня, кэш второго уровня и т.д. На слишком шустрой системе карта захлёбывается входящим потоком миди-сообщений и начинает давать петуха. Где-то звучат отдельные левые ноты, где-то бесконечно тянется одна. Кстати, обе проблемы звучат абсолютно неотличимо, не зная причин проблем, по их "внешнему виду" их не различить.
    Яркий пример - почти любая игра от LucasArts. Как раз упомянутый Tie Fighter сгодится (кстати, нет у него ничего общего с проблемой Duke Nukem 3D, и выбора частоты дискретизации тоже нет). Если отключаешь L1 кэш, то проблема исчезает. И так почти со всеми процессорозависимыми играми с GM.
    Тут тоже позволю своё объяснение проблемы. Этим страдают как раз старые игры, первой половины 90-х. И в основном от разработчиков, начинавших с поддержки MT-32/LAPC, "избалованных" правильным железом от Roland, по инерции тащивших давно написанный звуковой код в поздние игры с поддержкой GM, не всегда учитывавших массовость звуковых карт с дешёвой реализацией MPU на руках у игроков следующих лет. Пример - Dark Forces от тех же LucasArts с их звуковым движком iMuse. Сама игра уже даже под защищённый режим и у игрового процесса проблем с более мощными процессорами нет, но она умудряется намертво виснуть ещё при запуске на системах от PII и выше, если в сетапе выбран GM и GM обеспечивает вот такой дешёвый MPU.
    И, как можно догадаться, такие игры прекрасно совмещают оба бага одновременно.

    Кстати, великий и ужасный Roland SCC-1, со всеми его буферами и обвязками, такую вам какофонию начнёт играть, чуть повысите частоту ISA шины - мало не покажется.

    Третий случай, с Duke Nukem 3D. Это пока что именно что случай. Надо проверять ВСЕ игры, в которых предусмотрены одновременно и выбор частоты дискретизации для SFX и GM музыка. Но, пока этим никто, насколько мне известно, не озадачился, справедливей, я думаю, грешить на саму игру.

    Упомянутый фикс решает только первую проблему. Проверил, действительно решает. И только эта проблема действительно большая, так как касается если не всех игр с GM и SFX, то близкого к 100% их количества. Я исключений не припомню. А вторая (третью вообще за проблему карты не считаю) касается очень немногого количества игр и виновность в ней исключительно продукции Creative до сих пор не доказана.
     
    ssshadow, MAN-biker, Revolter и 2 другим нравится это.
  6. Улахан Тойон

    Улахан Тойон

    Регистрация:
    23 сен 2015
    Сообщения:
    1.849
    Т.е. полная совместимость есть, ничем не нужно париться.

    Check samples ............ ok
    Check compatibility ........ ok

    Error CTSB16: Could no detect the SB16.
    Error CTMMSYS: Could no detect the MMSYS.
    Check sb16set ............ ok ........ SB16 detected
     
    Последнее редактирование: 13 апр 2021
  7. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.727
    Неправда, когда меня заинтересовал этот вопрос, то удалось найти обсуждения ещё 1997 года именно этих проблем. Но участиников было мало, проблема, на то время, действительно не была массовой из-за малого процента людей обладавших "дочками" и SB16/AWE32.
    Как раз учитывая интерес к ретротеме, а также огромное количество фанатов криатива, если бы хотя бы один клон имел подобную проблему, то уже давно сто тысяч раз об этом бы написали на каждом углу и сняли сотни видео для ютуба: смотрите, криатив не одни такие идиоты. Нет, как раз именно что они в этом вопросе уникальными оказались. Так как только криатив додумался в целях экономии на свой DSP, который, по сути, формирует поток данных для ЦАП из PCM, навесить дополнительные функции по преобразованию потока данных GeneralMIDI в UART. В целях экономии и бережливости, конечно же. У всех других клонов этой работой заняты разные устройства. Поэтому у них нет такой проблемы.
    И ещё, криатив перестали быть самой массовой примерно в 1994 - 1995-м годах, когда появилось уже большое количество дешёвых клонов, которые были ничем не хуже. А, как выяснилось позже, даже лучше.
    Категорически несогласен. Нужно быть с простреленными ушами, чтобы не различать ноты из тоники, но неправильной длительности, и совершенно левые, порождающие какофонию.
    Ну это даже почти анекдот получился. Некоторые разработчики настолько были избалованы "правильностью" роландовского железа, что стали на их багах строить некоторые звуковые эффекты для своих игр. Что, правда, было доказательством полнейшего кретинизма с их стороны, так как роланд имел свойство исправлять баги в новых версиях прошивки для своих устройств.
    Жаль разобрал свой системник с ESS 1868f и не могу быстро проверить эту игру. Но, исходя из опыта нескольких лет пользования ответственно заявляю, что ESS прекрасно проходит все проверки инициализации и автоопределения звука SB с процессорами уровня P200MMX вплоть до PII400 без какого-либо замедления и отключения кэшей. Именно в тех же самых играх, где в этих же конфигурациях всё зависало, стоит только поменять карту на SB16 или даже ямаху YMF-718s. Вот вам и дешёвый клон. После того, как я это выяснил опытным путём, то больше уже ничего для старых игр, кроме ESS 1868f не использовал. Сейчас вот взял систему с PIII 800 и CMI8330. Хочу проверить, как они себя поведут в этом плане.
    Для меня лично только этой проблемы с Duke Nukem 3D достаточно, чтобы считать подверженные ей карты непригодными ни для чего, кроме как прибить их гвоздём к стене. И, кстати, именно эта проблема стала поводом к подаче коллективного иска в одном из штатов к криативу. Но дело тогда завершилось неудачно: криатив сразу же сказали, что проблема в движке игры, а разработчики движка струсили выступить в суде против криатива, так как считали, что последняя может им запретить использовать свои SDK в будущих проектах.
     
    Последнее редактирование: 13 апр 2021
  8. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Улахан Тойон, что такое полная совместимость? Разумеется, ни одна ESS не совместима с SB16. Эту лицензию осилили только три компании - C-Media, ALS, Trident. А лучшая совместимость со всеми игрушками у ESS. В режиме SB/SBpro.
     
    MAN-biker нравится это.
  9. Улахан Тойон

    Улахан Тойон

    Регистрация:
    23 сен 2015
    Сообщения:
    1.849
    Об этом красноречиво намекнул.) Звенящая SB16.
     
  10. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.688
    Ребята с Вогонсов говорят, чтоб поправить пердящий звук на Ямахе надо опустить максимальную громкость через реестр или через специальную утилиту. Тем временем реестр и специальная утилита:

    Yamaha.jpg

    Кстати, в микшере есть еще ползунок 3D Wide. Не могу понять что это. Эмуляция объемного звука в стерео?
     
    MAN-biker нравится это.
  11. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.727
    Расширение стереобазы.
    Не знал, что PCI-ным картам передался этот дефект от ISA-шных ямах. Там давно известно, что для блока, который выполняет эмуляцию SB, громкость в микшере должна быть только 1, иначе будет хрипеть. Причём, это именно баг, так как от положения ползунка хрипение не зависит - хрипит всегда, при отличном от 1 значении. Правда, интенсивность раздражения от хрипения существенно зависит от конкретной игры.
     
    MAN-biker нравится это.
  12. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    А что за пердящий звук на Ямахе? Как он проявляется, в каких условиях и на каких картах?
     
  13. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.688
    Он именно так и проявляется, словно громкость выше чем позволяют колонки и звук идет с хрипом \ треском \ пердежем. Но! Я так и не понял как это исправить? Я ожидал в реестре увидеть что-то типа 100, а ябы поставил 80 и все. А уж японская утилита это вообще прости прощай.
    --- добавлено 14 апр 2021, предыдущее сообщение размещено: 14 апр 2021 ---
    Я, правда, оставляю шанс что у меня в ноуте проблема еще. Просто в наушниках я такой проблемы не наблюдаю, только на встроенных динамиках. Но оно было на 2х разных ноутах и на любой громкости.
     
  14. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    @vorob, у меня было что-то подобное на YMF718. Думал, что она неисправная, пока не узнал, что на карте включен усилитель. После установки джампера в положение "выключено" звук стал нормальным.
     
    MAN-biker нравится это.
  15. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.727
    @Yuriy_X, есть игры, которые любят задавать свой уровень громкости и менять его по сто раз во время игрового процесса. Если выставить положение ползунка в микшере на любое значение, кроме 1, то такие игры не смогут регулировать громкость и многие сэмплы будут, как бы, слишком громкими с перегрузом проигрываться. Здесь подробнее про то, как обойти эту проблему, а также несколько других полезных доработок этих ямах (ссылки в первом посте) Yamaha YMF71x SB Pro Mixer Bug Issue Fix \ VOGONS
     
    vorob, MAN-biker и Yuriy_X нравится это.
  16. R4kk00n Benched arcade playa

    R4kk00n

    Модератор

    Регистрация:
    28 мар 2005
    Сообщения:
    9.287
    Offtop
    Все OPL на самом деле дешёвое массовое говно, а настоящая мякотка — это YM2151.
    Change my mind!
     
  17. Улахан Тойон

    Улахан Тойон

    Регистрация:
    23 сен 2015
    Сообщения:
    1.849
    OPN, тоже? YM2612 - Sega Retro
     
  18. R4kk00n Benched arcade playa

    R4kk00n

    Модератор

    Регистрация:
    28 мар 2005
    Сообщения:
    9.287
    Нет, YM2612 — это YM2151 для бедных и обездоленных
     
  19. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    Интересно, а я не мог понять, почему громкость всегда максимальная. А какой именно ползунок нужно перевести в значение 1? В родной программе setupsa.exe есть регуляторы FM, WAVE, CD, LINE и SB.

    Расскажу, как я обхожу этот баг. Костыли, конечно, но лучшего решения найти не смог. Для инициализации YMF718 использую unisound.com вместо родной программы setupsa.exe /s. В этом случае баг с громкостью тоже присутствует, но она не такая высокая, и фоновый шум почти не слышен. Для регулировки громкости SB использую регулятор линейного входа на основном компе, выполняющего функцию микшера. Поскольку на возможность регулировки громкости MIDI этот глюк не оказывает влияния, можно без проблем выставить комфортные значения, отталкиваясь от SB, затем выставить нужную громкость MIDI.
     
    Последнее редактирование: 15 апр 2021
  20. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.727
    SB
     
    Yuriy_X нравится это.
  21. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    А нам-то что с этого факта, если оно использовалось только в "ширпотребных самоиграйках" и игровых автоматах.
     
  22. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    На Ямахе 718 после установки SB в значение 1 регулировки работают нормально, фоновый шум стал тише. При этом при использовании оригинальных драйверов (а не unisound.com), кажется, в режиме General MIDI накладывается какой-то эффект наподобие эха.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление