1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.688
    А можно мне глупому пояснить где чего менять? :(
     
  4. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.727
    Просто для информации. Я проверил эту игру на "новой" системе (PIII-800 + CMI8330) и всё работает отлично: как с GM, так и с FM. Загружался в чистый дос, никаких замедлялок или отключений кэшей не использовал.
     
  5. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    На днях обзавёлся карточкой AWE64 Gold. Впечатлило, что у неё гораздо меньше слышен фоновый шум в сравнении с CT4520, которая в этом системнике стояла ранее. И это при том, что звук с неё выводится на другой компьютер, который выполняет роль микшера. В связи с наличием 4 Мб памяти она мне стала интересна под Windows. Возникли вопросы, поделитесь, пожалуйста, своим опытом, кто хорошо знает особенности этой карты.

    1) С образа диска для AWE64 Gold установил только AWE Control, все остальные компоненты исключил. После этого установщик выругался на отсутствие какого-то VXD и предложил перезагрузить систему. На всякий случай уточню, что система - Windows ME, никаких драйверов на звуковуху я перед этим не ставил. Программа AWE Control работает нормально, при запуске никаких предупреждений нет. Можно забить на этот VXD или что-то желательно доустановить?

    2) На диске есть следующие банки .SF2 - 2GMGSMT.SF2, 4GMGSMT.SF2 и GM35REVC.SF2. Пробовал загружать каждый из них, какой-то существенной разницы не замечаю (пока успел погонять только Duke3D и Doom2). Чем они отличаются между собой?

    3) В AWE Control, в закладке Effect для эффектов реверберации и хоруса по умолчанию стоят значения Hall 2 и Chorus 3. Они по какой-то причине считаются оптимальными? Какие значения лучше для 3D-стрелялок и, скажем, квестов?

    4) Сначала при выборе GM в играх с любыми банками было ощущение, что не хватает низов. Увидел в AWE Control, что Bass стоит на 0, а Treble - на +8dB. Выставил высокие на 0, сразу частоты нормализовались. Почему они были задраны по умолчанию и какие значения оптимальны для этой карточки?
     
  6. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.430
    Поздравляю!
    А какая модель? Фотоснимков не будет? :)
     
  7. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    @Uka, спасибо! Модель - CT4390, сфотографировать не успел, сразу в системник поставил. Сначала планировал Voodoo3 купить, потом передумал и заказал на мешке эту звуковушку. Решил, что её приобретение доставит мне больше удовольствия, а Вуду подождёт)
     
    Последнее редактирование: 18 апр 2021
  8. bl00dshot

    bl00dshot

    Регистрация:
    24 сен 2008
    Сообщения:
    1.676
    Добрый вечер! Есть вопрос, но начну с небольшой предыстории.
    Я собрал один старенький компьютер и решил поиграть на нём.

    Windows 98SE
    (Duron 650, socket A Abit KT7, SDRAM 128mb, ISA 3D Melody MF1000)

    20210417_031039.jpg

    Установил Shadowcaster с диска и поставил не помню какие настройки звука. И мне звук понравился, особенно качество звучания музыки. Шума почти нет - все нормально.
    20200909_021455.jpg

    Потом переустановил ОС, поставил те же, а может и не те же драйвера на звук.

    Теперь звук стал значительно хуже и тише. Кроме Shadowcaster и в Stygian Abyss так же качество звука ухудшилось.

    ---
    Я так люблю старые игры и компьютеры, но как оказалось совершенно не разбираюсь в настройках звука! Пожалуйста, помогите разобраться в настройке звуковой карты.

    Объясните в двух словах:

    1. Что такое IRC порты?
    2. Что такое DMA?

    Какие значения там нужно выставлять и подскажите, где вообще можно набраться знаний об этом. Я не нашел комплексных факов по этим вопросам.

    ---
    Буду благодарен любой информации. Спасибо!

    ---С чего хотя бы начинать изучение?
     
    Последнее редактирование: 18 апр 2021
  9. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.727
  10. bl00dshot

    bl00dshot

    Регистрация:
    24 сен 2008
    Сообщения:
    1.676
    Если книгу посоветовал не "от балды", а там и вправду будут сведения о настройках звуковых карт, портов и т.п - огромное спасибо. Из книги приятнее получать сведения, чем из браузера.

    ---
    Уже читаю книгу - действительно много интересного. И про Dos и вообще. Спасибо за книгу.
     
    Последнее редактирование: 18 апр 2021
  11. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.727
    @bl00dshot, это классика. И аналогов на русском языке мне не известно.
     
    kreol и bl00dshot нравится это.
  12. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    Доброго дня коллеги. Подскажите пожалуйста по такому вопросу:
    Есть две карты c чипом Yamaha YMF719E-S. Одна определяется unisound'ом нормально, а вторая пишет "Unknown PnP Card
    Странно, ведь чипы одинаковые.
    На вогосах драйвера не нашел под этот чип, где найти драйвера?
    Не определяется та, что на первом фото
     

    Вложения:

    • YMF719E-S(3).JPG
      YMF719E-S(3).JPG
      Размер файла:
      694,9 КБ
      Просмотров:
      94
    • YMF719E-S(2).JPG
      YMF719E-S(2).JPG
      Размер файла:
      840,3 КБ
      Просмотров:
      98
    • DSCF4156.JPG
      DSCF4156.JPG
      Размер файла:
      857,7 КБ
      Просмотров:
      95
  13. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    @Jccwu, первое, что приходит в голову - почистить резинкой гребенку контактов на isa и не просто вставлять в слот, а закреплять болтом. Потом делать предположения и выводы
     
    bl00dshot нравится это.
  14. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.727
    @Jccwu, ответ очень прост: первая карта не ямаха, а подделка. Изготовлена, причём, кустарным не заводским способом, судя по кривой пайке чипа EEPROM, в котором хранятся конфигурации Plug and Play. Основной чип перемаркировали, а EEPROM перепрошили под ямаху (тот самый CDC4835). Перепрошитые конфигурации с другим несовместимым чипом, естественно, не работают, так как не совпадут номера портов, по которым PnP биос должен назначить PnP устройству выделенные ресурсы. Именно поэтому unisound даёт ошибку. Как даст её и любой PnP драйвер ямахи.

    Судя по разводке контактов и другим элементам на плате, основной чип здесь Crystal CX4235. Если уберёте или сбросите EEPROM с чужой прошивкой, то можно попробовать поставить кристаловские драйвера. По идее, должно заработать. Их и так (без сброса или отпайки EPPROM) можно попробовать поставить, но они, скорее всего, дадут тоже ошибку из-за неверной информации по поводу PnP ресурсов в EEPROM.
     
    LANRUS, Колючий, Yuriy_X и ещё 1-му нравится это.
  15. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    .. а ведь еще и кварц, наверное, для ямахи нехарактерный..)

    p.s. да, посмотрел, кварц как на кристал
     
    Последнее редактирование: 19 апр 2021
    TheMadLynx нравится это.
  16. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    @TheMadLynx, да, было такое подозрение, потому что когда карта попала в руки, имела вид, как будто ей чип перепаяли
     

    Вложения:

  17. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    У меня тоже лежит "Yamaha 724", которая оказалась какой-то CMEDIA. Правда, на ней кто-то фломастером написал название чипа, что ускорило идентификацию этой дешёвой подделки.
     
  18. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    Еще удивил тот факт, что unisound не смог задетектить обычную nonPnP карту CT1740. Сначала подумал что карта неисправна, и начал искать причину. Поменяв на ней несколько элементов, понял что элементы в порядке. Решил попробовать поставить драйвера на карту, и она оказалась рабочей. Все делалось в DOS. Вычурные Aztech с WT на борту и различные Orchesta определяются unisound, а простая Creative не определилась. Теперь я не до конца доверяю этой детект-программе.
     
  19. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    Интересно.. можно поподробнее..? Сам являюсь обладателем такого зверя :) Очень мало информации в сети
     
  20. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.727
    Так вы же сами буквально и написали причину: карта не PnP. Что там юнисаунду детектить? Как он может её настроить? На этой карте все ресурсы перемычками выбираются. Назначение утилиты указано предельно точно:
     
    LANRUS, Thomas Wolfe и Колючий нравится это.
  21. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Без обид: а не проще было хронологически наоборот сделать? Это, что ковыряться в носу через жопу.
    Кстати, у юнисаунда есть ключ для работы с не пнп картами (или для конфигурации пнп карт в режиме не пнп, я до конца не разобрался). Можно с ним попробовать. И с чего это Ацтеки "вычурные", а Креатив "простые"?
     
  22. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    Unisound не нашел СТ1740 ни с ключом CS ни без ключа. Я про детект нонпнп знаю.
    --- добавлено 20 апр 2021, предыдущее сообщение размещено: 20 апр 2021 ---
    Unisound умеет детектить и нонпнп карты.
    --- добавлено 20 апр 2021 ---
    Я про эту карту
     

    Вложения:

    Thomas Wolfe нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление