1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,2%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,1%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,8%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,5%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,8%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,7%
  19. Aureal Vortex

    31,1%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по различным ISA звуковым картам от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    Звуковые карты Sound Blaster (ISA)

    Звуковые карты Yamaha (ISA)
     
    Последнее редактирование модератором: 21 дек 2024
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.350
    @Jccwu, Кажется, у меня такая же) Хорошая карточка
     
  4. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.819
    С какой стати? Могу лишь повторить, что для карт, у которых все ресурсы задаются перемычками, данная утилита бесполезна. Таким картам, вообще говоря, никакие драйвера и утилиты не нужны для работы.

    У криатива в переходный период были карты без PnP, но с частично программно выставляемыми ресурсами. А частично - перемычками. У меня такая есть, например - CT2290 (она, кстати, протестирована автором утилиты). Эта карта не будет работать без программной инициализации нормально. Но она не PnP. Вот именно такие переходные не-pnp карты от криатива и поддерживает unisound. Именно про них и написано в мануале утилиты:
     
    Последнее редактирование: 20 апр 2021
  5. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    614
    я так детектил разного рода Ацтеки с командой /cs
     
    Последнее редактирование: 20 апр 2021
  6. Gamecollector

    Gamecollector

    Регистрация:
    23 сен 2016
    Сообщения:
    2.410
    Забавная помесь. Звуковая часть -- PnP, контроллер КД -- на перемычках.
    А, вру, ещё базовый порт и порт MPU-401 перемычками задаются. Оно ещё более забавно, чем я думал. :)
     
  7. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.819
    @Gamecollector, она не PnP. Ей именно diagnose нужен для инициализации. Интеловская ICU или PnP биос её игнорируют. А теперь вот ещё с помощью unisound можно запустить, что, конечно, добро.

    Ацтеки есть действительно разного рода. Некоторые PnP (** Aztech AZT2320 chip). Некоторые без PnP, но со знакомыми для unisound кодеками (** AD181x chips, ** Crystal CS423x / CX423x chip). А есть и подобные ранее упомянутому бластеру мутанты с AZT-1605, которые не PnP, часть ресурсов надо задавать перемычками, а часть - своей родной утилитой.

    А какой, кстати, смысл "детектить" звуковую карту при помощи unisound? Обычно на чипах и на текстолите достаточно надписей для опознания. Или я просто неправильно понимаю то, что вы имеете ввиду под этим словом?
     
    Последнее редактирование: 20 апр 2021
  8. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.577
    У меня сейчас такая стоит - CT2230. Перемычками выставляется базовый адрес (и всё, что касается CD-ROM), а IRQ и DMA - через Diagnose/CTSB16.SYS.
    Но утилита "Universal PnP Sound Card Enabler for DOS v0.71c" её вообще не видит. Говорит, мол, найдена неизвестная PnP карта, - но это явно не звуковая, а совсем даже сетевая (RTL8019)...
     
    Последнее редактирование: 20 апр 2021
  9. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.819
    @Uka, а ты с ключом для обнаружения не-PnP бластеров запускал? Мне кажется, что эта утлита без данного ключа вообще не пытается обнаруживать не-PnP карты, если нашлась хотя бы одна PnP.
     
  10. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.577
    @TheMadLynx, да, точно: для обнаружения non-PNP SB16/AWE её нужно запускать с особым ключом "/CS".

    Правда, я так и не понял, для чего нужна эта утилита? Она ведь делает всё то же самое, что и DIAGNOSE, только хуже (в частности, не умеет регулировать громкость PC Speaker или, например, входа микрофона).
    Разве что тем, у кого какая-то редкая карта без официальных драйверов может пригодиться.
     
  11. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.534
    @Uka, например, чтобы проверить карточку на работоспособность без поиска драйверов. У меня была конфигурация с 486DX и какой-то ESS, где официальный инициализатор отказывался её видеть, а unisound сразу определил. Также можно использовать для AWE вместо целого вороха утилит от Creative, это существенно ускоряет загрузку системы. При это ничто не мешает для настройки громкости и других параметров использовать оригинальные программы.
     
  12. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.819
    @Uka, главную пользу от этой утилиты можно ощутить при наличии нескольких звуковых карт в системе. Просто представь, насколько удобно то, что AWE, GUS и ESS можно инициализировать сразу одной маленькой программкой. Причём, в любой комбинации.
     
    Последнее редактирование: 21 апр 2021
    Thomas Wolfe нравится это.
  13. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.577
    @TheMadLynx, ну да, наверное, если речь о нескольких картах в одном ПК. Вряд ли многие могут такое себе позволить...
    Увы, у меня так пока и не получается вставить хотя бы две. Одно свободное посадочное место теоретически есть, но с учётом того, что из первой карты торчат в горизонтальном положении штепсели PC Speaker и CD Audio, впихнуть рядом вторую оказывается сложновато.
     
  14. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    890
    @Uka, дополнительно UNISOUND позволяет активировать звуковую карту при отсутствии EMM386.EXE. Например, AWE64 на системе с процессором 80286.
     
    Yuriy_X и Thomas Wolfe нравится это.
  15. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.577
    Ну, это уже извращение :)
    У AWE64 в системных требованиях - Pentium на 90 МГц и 8 МБ ОЗУ.
     
  16. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    614
    В моем понимании, это обнаружение карты системой, для быстрой проверки звука и работоспособности в целом. Не для того чтобы понять что эта за карта, я ведь не тупой))
     
    Последнее редактирование: 21 апр 2021
  17. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    1) вставляем обе карты, болтами не фиксируем.
    2) ставим "штепсели", слегка раздвигая карты, аккуратно загибаем провода между картами.
    3) фиксируем болтами обе карты аккуратно так, чтобы не зажать провода от "штепселей".
    1а) может быть, карту со "штепселями" поставить сверху и ниипать моск?
    Этот перл ещё круче, чем распиновка CD. Прям сертификат качества горизонтального положения штепселя.

    У родных инитов в отдельных ситуациях могут быть проблемы, как это ни странно. И у юнисаунда тоже могут. Поэтому он является важным и нужным инструментом в арсенале, не являясь при этом панацеей. Вот и весь сказ, без всяких пустых споров, продиктованных личной вкусовщиной.
     
  18. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.577
    @LANRUS, а давайте повежливей, ладно?
    Я же не комментирую ваши перлы типа неуважения к OPL и горы обсуждения каких-то там цифровых выходов ;)
    Ну и - не, распиновка CD Audio - это святое!!! :D
     
    kreol нравится это.
  19. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.577
    А моя Sound Galazy NX Pro Extra какая, интересно?
    Unisound её не опознаёт - ни с ключом, ни без ключа... Перемычек на карте хватает, но подписаны только те, что для IRQ контроллера CD-ROM, а руководства к ней я нигде не нашёл.

    Но я таки попробовал поставить две карты сразу в один ПК! Пришлось для этого переключить PC Speaker с Sound Blaster 16 на AZTech, а то не влезал в горизонтальном положении.
    Работает, но отчасти. AZTech занимает ресурсы, но в системе не определяется, работает только как Covox и ретранслятор PC Speaker. Собственно, мне от неё именно это и нужно, но обидно за ресурсы.

    Кстати, а кто может подсказать по вопросу ещё даже более сложному, чем распиновка CD Audio, - а именно по распиновке PC Speaker? ;)
    Формально там всё вроде бы просто: есть проводок красненький, а есть проводок чёрненький.
    Судя по руководству к SB16, первый контакт отвечает за сигнал "+5 вольт", а второй - за собственно звук.
    SB16.jpg
    На Sound Blaster 16 всё так и работает: подключаю чёрненький к штырьку №1, красненький - к штырьку №2. Всё отлично, если не считать того, что (как я уже жаловался) громкость там по умолчанию на нуле, т.е. звук появляется только после инициализации DIAGNOSE /S в Autoxec. Что несколько неудобно.

    AZTech, к сожалению, распиновку не говорит, но подключать велит вот так (это руководство к похожей карте, не к моей):
    Безымянный 1.jpg

    На плате штырьки тоже не подписаны. Но звук у меня получается только если подключить один красненький проводок к первому (в смысле, верхнему) штырьку. Если ещё и второй контакт подключить, то не работает.
    Собственно, звук менее качественный, чем у Sound Blaster (пусть и работает сразу же после включения), - может, там всё-таки нужно как-то оба контакта подключать, а я что-то не так делаю?
     
  20. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Вот как люди превратно всё понимают! Я никогда не выказывал неуважения к OPL (у кого о чём болит, тот так и понимает, а я не преклоняюсь перед OPL). Я лишь сказал, что почти все клоны показывают очень достойный результат, близкий к оригиналу настолько, что придираться к нюансам с таким рвением отдаёт малёхо паранойей. И ещё я сказал, что очень тесные рамки, сравнительная простота алгоритма вообще изначально не дали бы разыграться какой-то особой фантазии производителей клонов. А говоря в двух словах - всё там одинаково на 99%. Ну и вообще довольно посредственное, откровенно бедное качество звучания FM синтеза (без его расширений) не располагает к изучению всех этих дурацких микроскопических различий. Вот другое дело GM: тут тембр звучания регламентируется только порядковым номером инструмента. А дальше - кто в лес, кто по дрова. Поэтому послушать разные банки GM с их самобытным окрасом гораздо увлекательнее, чем выуживать минорные "косяки" FM клонов, выясняя, кто тут OPL аристократ, а кто CQM плебей.

    По цифре: она не является для меня самоцелью, это было бы очень глупо и тоже параноидально с моей стороны. И в том меньшинстве случаев, когда ISA-карта или WT-дочка выдают достойный аналоговый звук сами, я ничего не предполагаю с ними делать. Примеры: практически все TB, SCB-55, DB50XG, GUS Ace и вообще большинство гусей - замечательный низкий однородный "белый" шум, не портящий картину. А когда карта выдаёт через свой аналоговый тракт непонятный писк и/или мелкодисперсный пердёж (к сожалению, обычное дело для времён ISA), тогда и появляется мотивация искать способы улучшения звучания. Цифра - один из таких способов. И не всегда годный, кстати! Я стараюсь трезво смотреть на вещи. Без предпочтений. С позиций целесообразности.
    --- добавлено 21 апр 2021, предыдущее сообщение размещено: 21 апр 2021 ---
    Я совсем недавно проверял это на звуковой карте, построенной на чипе 8920. Звук с PC SPK есть сразу при включении. Поэтому советую попробовать карту CT4520 вместо SB16. Это один хрен, только аналоговый выход получше будет, ну и плюс AWE синтез на карте впридачу.
    Обидно почему? Их не хватает для чего-то ещё? Какие ресурсы она занимает, при этом не работая по ним?
    --- добавлено 21 апр 2021 ---
    А разве CTCM, DIAGNOSE и AWEUTIL не позволяют?
     
  21. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.577
    А это что за модель?

    Это AWE64? Как же я её попробую?
    Во-первых, у меня такой нет и никогда не было :)
    А во-вторых - я выше говорил: у AWE64 в требованиях стоит Pentium 90 и 8 МБ ОЗУ. А у меня как бы 386SX.

    Ну, вроде бы я ей поставил 240-7-3. Иначе при обеих вставленных звуковых картах и драйвер зависал при загрузке, и ни одна не звучала.

    Обидно потому, что, например, SB16 теперь "на лету" IRQ не поменяешь.
    Но это мелочи: самое обидное, что не получается отрегулировать настройки громкости AZTech, ибо ни одна утилита её в системе не видит.
     
  22. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.586
    У меня есть сильные подозрения, что это для всяких aweutil, написанных под Win9x.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление