1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.430
    У меня на ПК с Pentium звуковая карта "Sound Master 3D" с микросхемой CMI8330 уже 23 года работает :)
    Звук отличный, никаких проблем не встречал.
     
    Yuriy_X и TheMadLynx нравится это.
  4. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Uka, и FM у него точь-в-точь ямаховский OPL3!
     
  5. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.430
    @LANRUS, вот-вот!
    Хотя на некоторых моделях AZTech (таких, как 802 или 810) иногда ставили "подделку" в лице LS-212.
    Но на SGNXPRo везде настоящая YMF262-M.
     
  6. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Uka, у CMI8330 нет настоящего ямаховского 262, у него свой синт. Но звук норм. Даже отл.
     
  7. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.331
    @TheMadLynx, спасибо за совет! Как только опустил частоту до 200 МГц и отключил оба кэша, проблема исчезла. Не додумался до этого сам, потому что буквально год назад запускал Mortal Kombat под MS-DOS со звуком через YMF724 на гораздо более мощной конфигурации - Xeon E5450 3 ГГц / 8 Гб памяти. При этом ничего не замедлял. Вот такие чудеса.
    --- добавлено 22 апр 2021, предыдущее сообщение размещено: 22 апр 2021 ---
    Насчёт ESS688 - где-то упоминалось, что на ней как-то можно включить MPU-401. Это реально или чепуха? Есть способы использовать с этой картой современные миди-дочки типа Dreamblaster X2 или Yucatan FX?
     
  8. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.727
    MPU-401 - нет, но, вроде бы, при помощи SoftMPU можно включить SB-MIDI. Работать будет далеко не в каждой игре, но там где заработает, дочка\синт будет играть.
    Лучше не надо. Ставьте рядом другую карту с нормальным MPU-401 совместимым устройством.
    --- добавлено 22 апр 2021, предыдущее сообщение размещено: 22 апр 2021 ---
    @Uka, соглашусь по поводу ревизий, но категорически не согласен с одинаковостью перемычек. Вот, для наглядности, обвёл отсутствующие на твоей ревизии:

    file2.jpg
     
    Yuriy_X нравится это.
  9. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.430
    Соглашусь наполовину ;)
    Те, что ты обвёл справа, на моей 2-1 как раз есть! Их нет на 1-2.
    А вот JX3 слева у меня и правда нет. Видимо, таки их добавляли в разных ревизиях.
    Но отличия это, как по мне, косметические.

    А по вопросу подключения никто не подскажет?
     
  10. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Uka, выяснять только методом тыка, кому лучше встать впереди, кому позади. Если звуковых в системе больше двух, идеальный порядок соединения не цепочка, а ромашка.
    --- добавлено 22 апр 2021, предыдущее сообщение размещено: 22 апр 2021 ---
    Ну или внешний микшер.
     
  11. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.430
    Это как "тройник"? Есть такие переходники?
     
  12. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Uka, "двойником", "тройником", "четверником" и т.д. выступает одна из карт, если у неё достаточно входов и если качество её аналоговых цепей наилучшее среди всех.
    --- добавлено 22 апр 2021, предыдущее сообщение размещено: 22 апр 2021 ---
    Например, SB16 может принять сигналы сразу с трёх: line, cd и спикер. Вот тебе и сердцевина ромашки.
    --- добавлено 22 апр 2021 ---
    Я для этих целей использую Audigy - пять аналоговых (!) стерео входов, один аналоговый моновход, один вход спикера, три (!) цифровых входа. И выходов до этой самой матери на любой вкус. Вот уж ромашка - всем ромашкам ромашка! Но для этого надо в компе иметь шину PCI.
     
  13. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.331
    Понял, оставляю эту затею. Увы, карт с WT-разъёмом у меня немного - установленная в настоящее время Yamaha YMF-718, несколько шумных ESS'ок и глючная при использовании дочки ASUS I-A16C. Ямаха из них всех оказалась лучшей по чистоте звука и совместимости (SB Pro). Пока со всеми играми в MS-DOS полный порядок, проблема с MK решается созданием батника, понижающего частоту и/или кэш.
     
  14. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Да, может и вероятнее всего приводит.
    Ты это ухудшение на своих колонках слышишь и оно тебе мешает? Тогда надо что-то придумывать. Если нет, то нет смысла и заморачиваться.

    Усиленный выход и линейный выход. Первый предназначен для подключения каких-нибудь дешманских пассивных колонок на 1-3Вт, которые были актуальны для ПК в 90-е.
    В принципе, линейный вход предназначен для получения сигнала с линейного выхода.
    Прогоняя сигнал через усилитель мы вносим дополнительные искажения (зависит от качества реализации усилителя). В то же время выдавая усиленный сигнал мы меньше помех соберём шнурком, соединяющим карты (сработает как предусилитель). Но мне сложно сказать, как будут согласованы линейный вход с усиленным выходом, повлияет ли это на работоспособность принимающей карты при длительном применении и т.д. Тут нужно ковырять даташиты, смотреть разводку и оценивать параметры сигнала. Ну или просто попробовать и посмотреть, пойдёт ли волшебный синий дым из бутерброда через пару минут/часов/дней/недель... :)
     
    Yuriy_X и Uka нравится это.
  15. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.430
    А, понятно. Ну, на уровне 386 с этим всё не так просто.

    Ну да, это совсем другое дело. На новом ПК у меня тоже Audigy2 ZS с внешним модулем и кучей входов на любой вкус и цвет.
    Кстати, и старый ПК как раз к её входу подключён :)

    Увы, SB16 на роль ромашки не подходит. Да, CD Audio у неё подключено, но уже PC Speaker висит на AZTech. По уже озвученной причине: там он включён сразу, а на SB16 - только после инициализации драйверов. И именно по этой причине в качестве "основной" приходится AZTech и использовать: на SB16 не только у PC Speaker громкость по умолчанию на нуле, но и у Line In :(
    А у AZTech, понятно, только один вход, так что от третьей карты (ReelMagic) звук приходится ко входу SB16 подключать. Конструкция не самая элегантная.
     
  16. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Если б она была тихой, то плевать на её элегантность. Но я готов поспорить, что она ещё и шумная.
     
  17. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.430
    Нет, такое нам не надо :)
     
  18. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.430
    Вспомнил, что пару лет назад я с ним уже ковырялся.
    Тут как раз всё просто и понятно: стоит перемычка - звук нормальный, нет перемычки - звук очень слабый, динамики на максимум выкручивать нужно (и попутно ловить при этом кучу шума).

    А вот тут совсем не понятно.
    Повторю: звук у меня нормальный идёт только тогда, если соединить первый проводок от материнской платы ("красненький") с верхним штырьком на разъёме PC Speaker у SGNXPRO. Если соединить оба контакта, то звука нет, неважно, какой стороной.
    Точнее, похоже, он есть (если добавить чёрный провод на второй контакт), но - опять-таки до невозможности тихий, даже с включённым "PC SPEAKER AMPLIFICATION"...
    Вот и говорите после этого, что распиновка PC Speaker - это что-то такое простое!
    Ну или на моей карте что-то не так работает.

    Понял, почему оно не работает: конфликт DMA :(
    В утилите sgpfig.exe от AZTech можно выставить три варианта (нижнего) DMA - 0, 1 или 3. Но какой бы я ни выставил, после перезагрузки всё равно 1 (тогда как базовый адрес и IRQ вполне себе сохраняются любые). Может, 0 и 3 уже заняты и без второй звуковой карты?..
     
  19. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    868
    Проверил на системе с Pentium III. Позволяют. И без EMM386.EXE, без HIMEM.SYS (отключал в CONFIG.SYS).

    На 80286 установлен 1 МБ ОЗУ.
    Сейчас доступа к этой системе нет. Позже постараюсь уточнить, на что ругается стандартный драйвер.

    Offtop
    В теории сетей такая топология (ромашка) называется "звезда".
     
    Последнее редактирование: 23 апр 2021
  20. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.430
    Разумеется. И временами глючная (некоторые игры почему-то не видят ни одной карты из двух).
    В общем, убрал этого кентавра и вернулся пока к одной Sound Blaster 16.
     
  21. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Uka, я ещё 23 года назад посадил скрипер в своём AT корпусе на тумблер Turbo. Отжатое положение - звук на пищалку, зажатое положение - звук в обход пищалки. Куда душе угодно. Можно на наушники, можно на PC SPK in. Если возникает необходимость, просто перевёл звук на пищалку и услышал все диагностические сигналы при старте. Но у меня в этом корпусе был пень, потом пень-2, им эта кнопка без надобности. А у 386 кнопка Turbo задействована по прямому назначению. Может, ну его на фиг? Зачем этот 386 нужен, когда сегодня такие замечательные замедлялки есть? Я вообще этого не понимаю. K6-2+ отличный камень, из доса рулится как угодно, до уровня 386 без проблем, весь ISA звук можно собрать на Live ромашкой, или звёздочкой, по хрену как назвать, спикер тоже в Live втыкается, пропустить можно через тумблер Turbo - красота! Камень моментально разгоняется от медленных старых игр до последних досовских игр, не отходя от кассы - красотища! Что вы все прилипли к этим трёшкам, четвёркам? Весь троттлинг сегодня делается уже без лагов, если толково железо выбрать.
     
  22. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.331
    У меня тоже как-то отпало желание связываться с 386 и 486. Не буду скрывать, если попадается подобное железо в работоспособном состоянии, то не отказываюсь. Его всегда можно довести до ума и продать, чтобы реализовать другие хотелки по части старого компьютерного железа. И этот процесс мне как минимум интересен. Но иметь постоянно собранную конфигурацию на базе 386 или 486 процессора при наличии K6-2+ смысла не вижу. Другое дело XT - ради очень древних игр, которые на 386 и выше работают слишком быстро. Но это для меня пока высший пилотаж.
    --- добавлено 23 апр 2021, предыдущее сообщение размещено: 23 апр 2021 ---
    Поспешил с выводами насчёт Mortal Kombat - проблем со звуком нет только в первом или первых двух раундах. Потом голос вместе со звуками ударов через SB выключается и слышна только музыка (Adlib). Никакие замедления не помогают, DOS/32A - тоже. Попробую ещё с памятью поэкспериментировать.
     
    Последнее редактирование: 23 апр 2021
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление