1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Yuriy_X, это ни к чему не приведёт. ESS688. Или другой клон подбирать нормальный.
     
    Yuriy_X нравится это.
  4. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.331
    @LANRUS, понятно, значит пусть остаётся как есть. В Mortal Kombat при необходимости можно сыграть и на старшей конфигурации с AWE64, там со звуком всё в порядке. Если число игр с проблемами звука на Ямахе 718 увеличится, то поищу что-нибудь другое. ESS688 не подходит - мне нужна возможность подключения дочки (сейчас есть Dreamblaster X2 + едет Cancun FX). А какие ещё есть нешумные карты с хорошей совместимостью SB Pro и WT, кроме явной экзотики? Из тех, что были указаны выше, сложно что-то найти.
     
    Последнее редактирование: 23 апр 2021
  5. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    О, а вот это уже мудрость ретрогеймера! Не стоит гнаться за 5+ во что бы то ни стало, если уже имеем на 5-.
    Я невольно тут наблюдаю за людьми, которые стали плотно ретро строительством заниматься намного позже меня. Поздравляю! Наступила и эта стадия.
     
  6. Pr1ha

    Pr1ha

    Регистрация:
    14 авг 2014
    Сообщения:
    50
    В общем полазил по барахолкам, разжился я несколькими карточками ISA на чипах ES1868 и YAMAHA YAM719-s, у последней даже сделал мод до кучи Yamaha YMF71x SB Pro Mixer Bug Issue Fix - Page 4 \ VOGONS и за одно поменял конденсаторы на линейном выходе на 4,7мкф, а то 0,2 мкф как то уж сильно мало и резало басы.
    На одну из них хочу поставить миди дочку, что по идее закроет для меня вопрос со звуком в ДОС.
    Послушал по сравнивал, для моих ушей приятней и сочнее звучит ESS, и поставить бы ее, но у меня с ней есть какая то проблема со звуком в DukeNukem Atomic под ДОС. На первом игровом уровне приблизительно с середины аудио трека карта начинает глотать звуки, и некоторые из них перестает воспроизводить, например часть ударников и др. семплов, и это на 2-х разных платах ess, на yamaha такого нету, может знает кто, в чем дело?
     
    Последнее редактирование: 23 апр 2021
  7. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.331
    @LANRUS, постепенно прихожу к тому, что это конструирование не закончится никогда) С другой стороны, за последние пару лет узнал о старых железках много нового и интересного.
     
  8. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Pr1ha, конкретно по этой проблеме не подскажу, но общий совет дать могу: не стоит пытаться одной картой "закрыть вопрос", особенно глобальные вопросы, типа:
    Потому что практически всегда останется что-то, что не удовлетворяет.
    Очень нравится звучание ESS? Отлично! Глушим ей канал FM и для музыки ставим что-нибудь в соседний слот. Как правило, fm синты могут сидеть по адресу 388 в количестве нескольких штук и не мешать друг другу.
     
  9. Pr1ha

    Pr1ha

    Регистрация:
    14 авг 2014
    Сообщения:
    50
    так как ISA устройство будет только одно, то тут у меня по любому компромисс, раз гравис ставить не могу, то только что то из opl3 совместимого с WaveTable. второй звуковой картой будет PCI или Vortex2 или SB Live.
    --- добавлено 23 апр 2021, предыдущее сообщение размещено: 23 апр 2021 ---
    Был бы благодарен если б кто ни будь проверил ESS 1868 с Duke Nukem Atomic под DOS
     
  10. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.902
    Речь о ведь об FM-синтезе, не о WT с дочки? Я могу потестировать конкретные настройки, но сразу скажу, что ни разу с такой проблемой не сталкивался.

    Что конкретно выбрано в сетапе (и для звука, и для музыки)? Версия игры - рип с этого сайта (и какой версии 1.5 или 1.7d)? И какой конфиг остального ПК?
     
  11. Pr1ha

    Pr1ha

    Регистрация:
    14 авг 2014
    Сообщения:
    50
    Речь об FM синтезе в DOS, тот же дюк в версии для Windows играет нормально, но по другому (ESFM).
    игра скачана с сайта Duke Nukem 3D: Atomic Edition 1.7d.
    в Autoexec.bat
    ESSCFG.EXE /V:1 /I:7 /D:1 /E:3 /A:220 /B:330 /J:E
    ESSVOL.EXE /v:8 /l:0 /w:8 /m:0 /c:0 /s:8 /a:8 /p:0
    в Setup:
    для звука Sound Blaster (можно None)
    для музыки Sound Blaster
    конфиг: Epox 8KTA3, Athlon XP 2000+, 512ram, GeForce 4800SE + Voodoo2 SLI, Aureal Vortex2 PCI, ES1868F ISA, Win98SE

    пример аудио прилагаю
     

    Вложения:

  12. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.902
    Хорошо, посмотрю у себя вечером.

    Сразу навскидку: замедлять пробовали? У меня уже на Coppermine Celeron 800 Mhz теряются FM-ноты в Street Rod 2, например (правда, это на PCI-ной ESS-ке), а при замедлении хотя бы наполовину через утилиту Throttle.exe - всё в порядке.
     
  13. Gamecollector

    Gamecollector

    Регистрация:
    23 сен 2016
    Сообщения:
    2.410
    Забавно, оказывается, регулятор громкости Audigy под DOS написан (SBEMIXER.EXE).
    Выставил уровни поначалу как под WinXP (100% для Voice, CD и MIDI, 27% для Master), чуть не оглох...
     
  14. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.430
    Эх... Я ведь уже сколько раз говорил: тут люди с самыми разными интересами в общем контексте старых игр и компьютеров. У каждого свои тараканы, и не надо собственные цели и предпочтения экстраполировать на других!!!
    А зачем вообще какие-то "К6", если есть DOSBox, PCem и К.???

    Это будет тут не по теме, но я попробую пояснить :)
    У меня интерес отчасти ностальгический. И я уже говорил: большинство хочет всего лишь воплотить в жизнь мечты (или реалии) детства/юности.
    Мой первый ПК был 386SX, а потому мне малоинтересны ХТ, АТ или 486, а вот 386SX - своё, родное. Звуковой карты же у меня (до ПК на Pentium и с Windows 95) никогда не было, так что это уже реализация "мечты", да.
    Впрочем, дело не только в ностальгии. Если бы можно было запустить любую игру в оргинальном виде на современном ПК, я бы, может, этим и довольствовался. Но на моём "новом" (относительно) ПК с Windows XP/7/10 нельзя делать как минимум две вещи:
    а) читать дискеты на 5,25 (только 3,5 поддерживаются);
    б) запускать игры для RealMagic.
    И то, и другое прекрасно умеет ПК на 386SX.
     
    Колючий нравится это.
  15. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.331
    Специально поставил эту ESS вместо Yamaha YMF-718, указанных глюков не обнаружил. Всё в норме. Инициализировал через unisound. Версия Duke 3D Atomic - 1.7D. Кстати, на этот раз я поставил другой экземпляр точно такой же ESS, и она мне показалась менее шумной, примерно на уровне вышеуказанной Ямахи. Карточка какая-то безродная, наверное, копеечная для тех времён.

    upload_2021-4-23_21-25-56.png
     
    Последнее редактирование: 23 апр 2021
    TheMadLynx нравится это.
  16. Pr1ha

    Pr1ha

    Регистрация:
    14 авг 2014
    Сообщения:
    50
    пробовал отключать оба кэша в bios, после этих манипуляций дюк долго грузится и выдает 5 fps в 320*240. такое замедлением считается?
    --- добавлено 23 апр 2021, предыдущее сообщение размещено: 23 апр 2021 ---
    а есть разница чем инициализировать? я драйвер ставил из видео фила он распаковался на несколько файлов ESSCFG.EXE ESSVOL.EXE и т.д.
    какое остальное железо?

     
    Последнее редактирование: 23 апр 2021
  17. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.902
    Да, вполне :) А проблема со звуком-то исчезает при таком раскладе? Можно на крыше первого уровня, повернувшись к забору (чтоб геометрии в кадре меньше было), постоять и послушать.
    --- добавлено 23 апр 2021, предыдущее сообщение размещено: 23 апр 2021 ---
    P.S. Я до теста доберусь только через несколько часов - нужно доделать дела и первопень с этой картой из чулана достать.

    Но раз у вас такой быстрый ретрокомп, то не все условия удастся соблюсти, т.к. в наиболее быстром из моих нет слотов ISA. Но точность озвученных настроек и версий гарантирую.
     
    Последнее редактирование: 23 апр 2021
  18. Pr1ha

    Pr1ha

    Регистрация:
    14 авг 2014
    Сообщения:
    50
    проблема осталась :(
    т.е. причина с быстродействием вроде как исключена,
    причина в неисправности карты исключена, потому что у меня их 2 разных.
    остается что то еще, что вызывает глюк
     
    Revolter нравится это.
  19. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.902
    @Pr1ha, потестил - хорошие новости: на Pentium 133 и 430VX с ES1868F у меня то же самое :)

    А вот в версии игры 1.3d (последняя до Atomic Edition, без четвёртого эпизода) - всё звучит нормально. В DOSBox'е 1.7d тоже звучит корректно, так что, это 100% нюанс ESS Audiodrive'ов, а не вашего конфига или экземпляров карты.

    Проверил заодно 1.7d на PCI-ной ES1938S - всё нормально. Вот так сюрприз.
     
    TheMadLynx и Pr1ha нравится это.
  20. Pr1ha

    Pr1ha

    Регистрация:
    14 авг 2014
    Сообщения:
    50
    спасибо вам большое! а то бы сидел гадал в чем же дело и это не давало бы мне покоя. а так теперь знаю, что особенность такая, неожиданная :)
     
  21. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.902
    @Pr1ha, вэлком, самому интересно было :)
     
  22. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.331
    У меня при использовании оригинальных драйверов почему-то молчит дочка, с unisound она работает, но при этом в unisound невозможно повлиять на уровень громкости FM. Из-за этого FM намного громче, чем WAVE и GM. Преимущество unisound вижу в том, что меньше памяти жрёт, чем ESSCFG.EXE, ESSVOL.EXE и ES1868.COM.
    Вторая конфигурация в моей подписи.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление