1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Yuriy_X, unisound вообще память не жрёт. Насчёт родного драйвера ничего сказать не могу, не пробовал.
     
  4. Pr1ha

    Pr1ha

    Регистрация:
    14 авг 2014
    Сообщения:
    50
    ну мы выяснили, что глюк с ess в дюке зависит от его версии, у вас глюка не было, на какой версии тестировали?
    --- добавлено 24 апр 2021, предыдущее сообщение размещено: 24 апр 2021 ---
    пока дочки нету, я в поисках и раздумьях, но когда появится буду экспериментировать.
     
  5. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.727
    Проверил три звуковые на проигрывание музыки на первом уровне первого эпизода Duke Nukem 3D Atomic Edition, который был установлен с образа диска с нашего сайта, про который написано что он 1.7 (подозрительно, что в инсталляторе написано 1.5 версия - как её проверить?).

    Проверенные звуковухи: ESS 1868F, Yamaha YMF-719es, CMI 8330. Проверялось в чистом досе 7.1. PIII-800, i440zx.

    Во всех случаях выпадают звуки барабанов и прочее, но разве это самая большая проблема? FM-музыка в этой версии вообще звучит как редкостное дерьмо. При этом в сетапе проверочная мелодия играет нормально. Думаю, кривые ручонки 3DRealms что-то испортили. Вы уверены, что ничего не путаете, когда говорите, что где-то (на чём-то) эта версия дюка играет нормальную FM-музыку?
    --- добавлено 24 апр 2021, предыдущее сообщение размещено: 24 апр 2021 ---
    С этим понятно, просто комп должен быть тормознутый, чтобы успеть заметить при загрузке вверху сообщение о версии.

    До кучи проверил SB16 CT4180 - то же самое кривое звучание музыки в игре и нормальное в сетапе.
    --- добавлено 24 апр 2021 ---
    В досбоксе 0.74-3 тоже звучит хреново, но, хотя бы, звуки не выпадают =)
    --- добавлено 24 апр 2021 ---
    Хех, меня настолько заинтересовал этот вопрос, что я не поленился вытащить второй системник с K6-III+ и проверить звуковухи там. Единственная ISA-карта из всех мной проверенных, которая играет эту мелодию на первом уровне без проглатывания звуков - SB16 CT2290. Мелодия всё равно некрасивая, правда. Но звучит лучше, чем на любых других картах: ESS 1868F, Yamaha YMF-719es, CMI 8330, SB16 CT4180. Мистика)
    --- добавлено 24 апр 2021 ---
    В общем, конец истории такой: чтобы ESS 1868 не проглатывала звуки этой мелодии обязательно в сетапе должно быть выбрано и настроено устройство воспроизведения эффектов. Если вместо этого выбирать None, а SB оставлять только для музыки, то звуки будут теряться. Точно также себя ведёт и YMF 719. Перепроверять остальные карты мне уже лень, но в досбоксе посмотрел: этот глюк не проявляется при любых настройках в сетапе.
     
    Последнее редактирование: 24 апр 2021
    Revolter и Колючий нравится это.
  6. Pr1ha

    Pr1ha

    Регистрация:
    14 авг 2014
    Сообщения:
    50
    Вот это поворот, вечером попробую :)
     
  7. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.331
    1.7D
     
  8. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.902
    Именно так :) Тоже обратил внимание, что в 1.7d музыка звучит хуже, чем в 1.3d (в который обычно и играю), но мало ли, в каких играх FM неудачный, лишь бы не ломался.

    Удивительно, я так и делал - всё равно терялись. Ты имешь в виду какой-то конкретный тип SB? Я выбирал Sound Blaster Pro (new), 220/5/1/5, 8-bit Mixing, 22 Khz, 6 Voices (комп с ISA и 1868 уже отключил и убрал в кладовку, т.к. места на столе и розеток лишних под него нет).
     
    Последнее редактирование: 24 апр 2021
  9. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.727
    Не думаю, что тип бластера имеет значение. Я тоже выбирал про, но 16-бит микшер 44 кГц и 8 голосов - максимум, короче. Формально, настоящий SB Pro такое не поддерживает - он только в моно умеет 44 кГц, но есс 1868 поддерживает. Что именно означает здесь битность микшера - сложно сказать, но игра звучит при любом значении. Короче, налицо косяк разработчиков. Но, во-первых, это версия не для продажи, а тестовый билд. А во-вторых, баг легко обходится изменением настроек. Так что, можно не обращать внимания. А если учесть омерзительность общую звучания FM-синтеза в версии 1.7 - так и вообще, лучше включать GeneralMIDI, либо обходить стороной 1.7 совсем.
     
    Yuriy_X нравится это.
  10. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Далеко не в одной этой игре. Может, даже и не в её разработчиках дело. Я ещё в 90-х заметил, что клоны без проблем любые настройки принимают. Звучат ли согласно им - вопрос в большинстве случаев без ответа. Связано это с низким разрешением сэмплов частенько (из экономии).
    Не согласен с ответом. ИМХО, правильный ответ - лишь бы поддержка GM была! :)
    Согласен с ответом! К сожалению, умело синтезом FM пользовались вообще очень немногие разработчики. Из-за его бедности добиться сочного звучания очень нелегко. Однако есть хорошие примеры. Но Дюк вряд ли в их числе. Любой версии.
     
    TheMadLynx нравится это.
  11. Pr1ha

    Pr1ha

    Регистрация:
    14 авг 2014
    Сообщения:
    50
    а что такое WSS которую поддерживают ямахи и для чего он нужен?
     
  12. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Windows Sound System этакий стандарт звуковых карт, появившийся для Win3x. 16 битные сэмплы, с дискретизацией до 48кГц. Какие-то игры это поддерживали.
     
  13. MisterGrim Very old

    MisterGrim

    Legacy

    Регистрация:
    29 ноя 2007
    Сообщения:
    25.423
    Descent, например. Звучало не в пример лучше SB Pro.
     
  14. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.727
    @Pr1ha, да, рекмоендую послушать разницу между WSS и SB\SBPro в KKnD или Warcraft2, например.
     
  15. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.331
    Если не ошибаюсь, поддержка WSS есть во всех играх, использующих пакет Miles Sound System (MSS) времён MS-DOS. У них отличительная особенность - наличие файла setsound.exe, используемого для настройки звука. Конкретно файл SNDSYS.DIG является PCM-драйвером WSS.
     
  16. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.727
    Вот так вот должен звучать Duke Nukem 3D:


    Вообще, наконец, свершилось: сделали современную дочку, которая звучит лучше, чем оригинальный SC-55. И "лучше" в данном случае означает именно "более качественно", при сохранении всей палитры инструментов и их взаимного баланса. Осталось подождать, пока бельгийцы доделают MT-32 в виде дочки и можно будет окончательно забыть про поиски древних оверпрайснутых гробов =)
     
    Yuriy_X и Колючий нравится это.
  17. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @TheMadLynx, зачем же ждать бельгийцев? Можно уже сейчас купить у Рабаника. Я себе взял дочку, являющуюся клоном CM-32L/LAPC-I. Доволен!

    Я про бельгийцев даже не слышал. На чём делают?
    --- добавлено 25 апр 2021, предыдущее сообщение размещено: 25 апр 2021 ---
    И это уже давно Тиидо сделал. У меня есть его Ямаха. На Роланде тоже он сделал.
     
    TheMadLynx нравится это.
  18. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.727
    @LANRUS, ну, а я вот не слышал про Рабаника и Тиидо. И, судя по тому, что я вижу, у них изделия собраны из доноров (оригинального старья). А здесь ( совсем другое - 100% новодел: RPi4 CM + Munt. Обычный GM тоже умеет с пользовательскими банками. Можно хоть чёрта лысого загрузить и переключаться sysex'ами - прямо как у Фила в его "ультимативном синтезаторе". Только всё одето прямо на звуковуху может быть.

    А с GM-дочкой, которая выше, вообще молодцы. Взяли и купили лицензию у роланда на тот самый банк инструментов, но в современном адекватном качестве, какое просто физически не могло поместиться в ромы тех старых синтезаторов.
     
    Последнее редактирование: 25 апр 2021
    Колючий и Yuriy_X нравится это.
  19. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.331
    Жаль, конечно, что тот самый банк инструментов Roland нельзя закачать в обычную Dreamblaster X2, пусть даже за дополнительную плату.
     
  20. Pr1ha

    Pr1ha

    Регистрация:
    14 авг 2014
    Сообщения:
    50
    раз зашло дело про дочки то какие бы вы посоветовали в разных ценовых диапазонах, и какие бывают (какое то название по которому можно в интернете идентифицировать), думаю что новодел сейчас легче всего достать?
     
  21. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.727
    Интересно получилось. Оказывается, я давно знаком с их изделиями, но только сейчас обратил внимание на то, как зовут и кто вообще разработчики)
    Технически, это возможно - главный чип синтезатора всё это поддерживает. Весь вопрос в лицензии. Легально там банки роланда должны в брендированной отдельной микрухе в зашифрованном виде поставляться, а serdashop прописывает ключ для расшифровки в каждый свой синтезатор. Это они так защищают интеллектуальную собственность, чтобы нельзя было просто взять и "сдампить" банк, а потом прошить его куда захочется. И, скорее всего, ключ шифрования уникален для каждого отдельного экземпляра - это очень просто реализовать при сегодняшнем уровне развития техники. Для желающих сэкономить одна надежда, что какие-нибудь китайцы хакнут и сольют прошивку вместе с ключом. Тогда можно будет клонировать устройство целиком. Но, учитывая малый круг потенциальных клиентов, мало шансов что кто-то будет тратить на взлом время. Я сам, если что, обладатель X2, X1 и S2 =)
    --- добавлено 25 апр 2021, предыдущее сообщение размещено: 25 апр 2021 ---
    @Pr1ha, для начала, можно пойти и посмотреть в магаз Serdashop - Serdashop Там к каждому варианту есть ролики с примерами звучания. И цены. А потом можно сходить на ebay и посмотреть, сколько стоят (если вообще есть в продаже) оригинальные динозавры: Yamaha DB50XG и Roland SCB-55 =)
     
    Yuriy_X нравится это.
  22. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    а можно побольше информации про дочку? Где продают?
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление