1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    На этот вопрос нет единого ответа. Зависит от материнской платы. Точнее, от её биоса. Ещё точнее, от процедуры опроса ISA и назначения адресного пространства и вообще всех ресурсов.

    В иных случаях конкретная связка мать+звук вообще не работает в DOS именно из-за биоса матери, и никакой инит не спасает. Но это совсем редкость.
    --- добавлено 28 апр 2021, предыдущее сообщение размещено: 28 апр 2021 ---
    Про Орфея могу сказать, что карта отличная во всех отношениях. Но цифра там не чистая, потому что чип 4237 в любом случае примешивает к ней аналоговый микшер карты. Я это заявил на вагонах, Керопи и Мармс обрушились на меня сразу. Мармс ещё более рассудительный, а Керопи прям взбесился, что я ему продажи испорчу из-за такой мелочи.
    --- добавлено 28 апр 2021 ---
    Они почему-то решили, что я критикую их проект. Дураки ревнивые.
     
    Thomas Wolfe и Yuriy_X нравится это.
  4. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.331
    И это как-то сказывается на качестве звучания через SPDIF?
    Дураки, действительно. Лучше бы просто поблагодарили за замечание и объяснили, почему было невозможно или нецелесообразно сделать иначе. А так выходит, что они сами же посеяли сомнения у своих потенциальных покупателей.
     
  5. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Думаю, ничего они не посеяли, слишком велика популярность у Орфея. И заслуженно! Просто они упёрлись, как бараны, отрицая очевидный факт, и начали мне спеками и стандартами трясти. Ну и что? У каждой карты свои моменты есть, это же не умаляет её.

    Непосредственно качество канала wave вряд ли пострадает, однако всегда будет примешан аналоговый фон. Заметно будет только на очень хорошей акустике на большой громкости.
    --- добавлено 28 апр 2021, предыдущее сообщение размещено: 28 апр 2021 ---
    Я им заявил, что настоящей цифры у этого чипсета нет, всегда примешан сигнал с ADC. В ответ Мармс мне дал пару скриншотов с вариантами роутов внутри чипа. На обоих вариантах к сигналу примешан ADC.

    Я уже ничего не стал говорить. Тяжеловато на аглицком писать, тем более спорить. У меня словарного запаса не хватает. Ну их нах. А карта хорошая, молодцы.
     
    Thomas Wolfe и Yuriy_X нравится это.
  6. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.726
    Только сам микшер и примешивает. Причём, именно микшер входа. Если на микшере входа отключить все аналоговые входы, то ничего не будет примешано и получится чистый от аналога SPDIF. Так что, не совсем уж они и дураки, наверное)
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  7. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @TheMadLynx, "чистый от аналога SPDIF" - это всё равно, что печёная в костре картошка, но жареная в масле. SPDIF от аналога - это и есть сигнал от ADC. Какой же он чистый? В общем, там тёмная история с этим CS4237. Я настоятельно просил, чтобы Тиидо проверил эту информацию, и в конце концов он тоже согласился, что SPDIF в чистом виде с него не получить. Поэтому отказались от Crystal для следующей реплики SB Pro.
     
    Yuriy_X и Thomas Wolfe нравится это.
  8. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.726
    @LANRUS, чистый от аналога - значит БЕЗ аналога. Если в микшере входном отключены все входы, то не может никакого шума из аналоговой части прямо вот вообще никак попасть в spdif. FM и PCM блоки отдают свой поток строго в цифре на spdif. В каком ещё более чистом виде можно получить spdif? Мне действительно интересно это знать, потому что я не понимаю пока, в чём здесь выражается (не)чистота. Аналоговый шум отсекается отключением аналоговых входов на аналоговом микшере. Чему ещё там шуметь?
     
  9. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @TheMadLynx, шумит ADC. Это, по-моему, и логически понятно, и услышать можно. А у CS4237 так получается, что ADC неотключаем вместе с идущим за ним аналоговым микшером. Даже если все входы заглушить, определённую фоновую нагрузку несёт каждое аналоговое звено. Так что чистый от аналога канал не получается. Другое дело, насколько оно значимо акустически, опять же на какой акустике... Керопи же не скажет. Он скажет it's alright, guys!!!
    Ну я же не сказал "дураки бестолковые". Я совсем другое имел в виду. "Дураки ревнивые", обиделись. Их любимое детище оскорбили. Было бы на что там обижаться. Ну не дураки ли?
    --- добавлено 28 апр 2021, предыдущее сообщение размещено: 28 апр 2021 ---
    Мармс более рассудительный, имеет смысл ещё раз расспросить его про это. С Керопи бесполезно разговаривать, он сразу, как бык на красную тряпку, прёт. И, с другой стороны, очень падок на похвалы свому гениальному Орфею, честолюбив, моментально тает. Словом, эмоционально неустойчивый парень очень. Я и сам эмоционально неустойчив часто бываю, много таких же видел, но Керопи... особенный экземпляр. Прямо бешеный. Настоящий ревнивец.

    А Тиидо готовит ещё один клон, но он будет особенный! Если получится и пойдёт в серию, я себе куплю одну из первых карт. Орфей на его фоне будет словно бедный родственник.
     
    Последнее редактирование: 28 апр 2021
    Thomas Wolfe нравится это.
  10. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.726
    Да, странно что выход АЦП не завели в цифровой микшер, а пустили напрямую в SPDIF. Но шум там будет исчезающе маленьким, если только на аналоговые входы не приходит что-то с огромным уровнем сигнала и гейном. Аналоговый микшер даёт не менее 40 дБ ослабление. Сам АЦП не должен шуметь более чем на 1 младший бит. По шумам должно соответствовать классической HiFi-категории техники, типа обычного CD-проигрывателя.
    Тоже под ISA?
     
  11. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    Да, можно бы и поподробнее)) Может быть, мы тоже захотим вторую из первых карт))
     
  12. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Ну почему же? Именно в микшер! Но там почему-то не отключается. Какой-то косяк есть. Я очень просил Рабаника всё перепроверить прежде, чем пускать Кристал на новый клон. Рабаник смог уговорить Тиидо это сделать. Тиидо изучал даташит, тестировал какую-то плату на CS4237B и пришёл к выводу, что даже в даташите указано не корректно. В итоге я предложил выбрать другой чип, более редкий, но зато с изолированной цифрой. Тиидо сопротивлялся, но уступил. Заправляет всем и платит за музыку Рабаник, он фактический владелец почти всех проектов "от Тиидо".
    Ну вот в том-то и дело, что тут везде одни "если", "не должен", "должно соответствовать", "типа". А как там у Орфея на самом деле реализовано, одни Керопи с Мармсом знают. На АЦП, кстати, всегда приходит фон, его нельзя убрать, и шуметь он будет, воспроизводя этот фон, ещё до разговора о младших битах.
    Да.
    Простите, пока не могу. Это не мой проект, не мне разбрасываться инфой. Могу сказать, что проект существует, обещает быть одной из самых интересных комбинированных реплик SB Pro. Если получится, конечно.
    --- добавлено 28 апр 2021, предыдущее сообщение размещено: 28 апр 2021 ---
    Да, всё-таки напрямую тоже идёт. Короче говоря, там тёмная история с этими роутами внутри чипсета 4237, лично я доверяю Тиидо, а не этому быку Керопи.
     
    Yuriy_X и Thomas Wolfe нравится это.
  13. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.726
    Судя по диаграмме, к цифровому микшеру подведена и может быть отключена петля обратной связи, которая должна использоваться для автоматической регулировки усиления. Получается, что программа настройки может отключить эту петлю, а выход АЦП всё равно всегда подключен к SPDIF. Странное решение.
     
  14. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Да-да! Всё верно, я уже подзабыл немного детали. Помню только, что ADC не отрезать.
     
  15. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.331
    Думаю, нужна ли мне память для AWE64 Gold. В её 4 Мб помещаются банки размером 3,5 и 4 Мб с фирменного диска. С ними музыка в играх звучит значительно интереснее, чем со стандартным на 512 Кб. Кстати, так и не уловил разницу между ними. С одной стороны, 3000 руб. - небольшие деньги, с другой стороны, бессмысленно покупать то, что потом не будет использоваться.

    Вопрос: какие банки я смогу использовать с этой карточкой, если поставлю дополнительно 28 Мб памяти? Понимаю, что в этот размер поместится целая куча вариантов, но мне совсем не хочется связываться с какими-то самодельными творениями, которые где-то звучат хорошо, а где-то не очень и, тем более, что-то дорабатывать самостоятельно. В частности, популярный masterpiece.sf2 не вызвал особого восторга.

    Существуют ли какие-то фирменные, лицензированные или просто не уступающие им по сбалансированности банки, которые не влезают в стандартную память AWE64 Gold и при этом звучат существенно лучше фирменных на 3,5 и 4 Мб?
     
  16. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    868
    @Yuriy_X,

    Для DOS
    Creative Worldwide Support >
    EAPCI8M.ECW
    Copyright © 1999, Creative Technology Ltd.
    8 MB GM/GS Waveset ver 5
    8 Megabyte Waveset with full GM/GS implementation

    Для Windows аналогичный SF2 на 8 МБ.

    По качеству разница между банками 2 и 4 МБ больше, чем между банками 4 и 8 МБ.

    Здесь free-soundfonts-sf2-2019-04 directory listing есть банк от Creative на 28 МБ - CREATIVE_28MBGM.sf2.
     
    Последнее редактирование: 29 апр 2021
    Yuriy_X и Thomas Wolfe нравится это.
  17. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    Да, я тоже как-то выше 4-х улучшений не замечал. Но, есть и те, для кого разница значима. Да и можно ли говорить прямо о качестве? Думаю, не всегда, потому что в теории семплы могут быть как результатом записи реальных инструментов, так синтезированными любым доступным способом. Некоторые карты очень интересны по своему набору инструментов, несмотря на то, что тот отчетливо лишен "естественности".
     
    Последнее редактирование: 29 апр 2021
    Yuriy_X нравится это.
  18. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.331
    @Strannik_, спасибо, послушаю. Кажется, этот CREATIVE_28MBGM.sf2 я уже пробовал, какой-то серьёзной разницы с 3,5 и 4-мегабайтными банками тогда не обнаружил. Правда, и не слишком долго их сравнивал.
     
  19. Thomas Wolfe

    Thomas Wolfe

    Регистрация:
    27 авг 2015
    Сообщения:
    3.348
    @Yuriy_X, имхо, стоит делать акцент на то, нравятся ли вам нюансы звучания в любимых играх. Это, как мне кажется, важнее качества
     
    Последнее редактирование: 29 апр 2021
    Yuriy_X нравится это.
  20. bl00dshot

    bl00dshot

    Регистрация:
    24 сен 2008
    Сообщения:
    1.676
    Здравствуйте! Нормальная ли данная звуковая карта для старых игр? Интересует чисто мнение в практических целях. Денег на дорогие топы - нет, а эту мне предлагают всего за 300р.

    В целом, нормальный ли звук на ней будет? Или полное разочарование?
     

    Вложения:

  21. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Беспроблемный в плане совместимости SB Pro клон. FM реализован на внешнем чипе, там хоть и не ямаха, но DXP440Q вроде бы приличный её клон. Если в разводке платы не будет косяков, то она может оказаться и не слишком шумной.
    Не поддерживает PnP, параметры работы выставляются перемычками. Для этого надо или искать инструкцию (на том же th99), или вооружившись мультиметром, даташитом на ES688 и распиновкой ISA слота сделать её самому.
    Если планируется использовать ей с дочкой - то не стоит. MPU401 у 688 неполноценный.


    Итого, если окажется не шумной, то на руках будет хороший беспроблемный SB Pro клон с приличным FM. Но именно FM! WT синтезатора на борту карта не несёт, стоит понимать.
     
    Последнее редактирование: 4 май 2021
    bl00dshot, Thomas Wolfe и Yuriy_X нравится это.
  22. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.331
    Всё-таки заменил Yamaha YMF-718S на ESS ES1868. И последнюю выбрал не только из-за лучшей совместимости с DOS-играми, но и потому, что только с ней можно нормально использовать дочку Yucatan FX (ничего не мешает её установке). Приноровиться к этой ESS удалось, но в целом нахожу её менее удобной, чем Ямаха.

    Если не запускать родной инициализатор с указанием ресурсов, то она может при очередной перезагрузке захватить другие IRQ или DMA. Причём такое ощущение, что механизм их выбора - случайный. Также не нравится, что нужно запускать три программы для её работы - две в autoexec.bat и одну в config.sys. Одно хорошо - они вроде не висят в памяти.

    В остальное вполне устраивает, удалось найти оптимальное соотношение громкостей, чтобы минимизировать фоновый шум. Интересно, а существуют какие-то брендовые тихие звуковые карты на базе чипов ESS 1868/1869?
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление