1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    Ну вот это и есть ненастоящий цифровой выход. Превращение в лягушку, а потом в царевну. Такое только в сказке может быть.
    Керопи пусть сколько угодно брызжет слюной о том, какой замечательный чип он выбрал, тем более, что во многом это правда. Но SPDIF тут вызывает вопрос, очень большой. Я рад, что Тиидо отказался от этого чипа в пользу другого клона с настоящим цифровым выходом.
     
  4. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    Но его можно сделать "нормальным", всего лишь переключением одного бита:
    кодек PCM - цифровой микшер - цифровой сигнальный процессор - модуль последовательного порта SPDIF.

    Дело за малым - проверить решение на практике =)
     
  5. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @TheMadLynx, я согласен полностью. Смущает другое: после моего замечания Мармс представил бы схему такого роутинга в первую очередь. Но он стал показывать эти идиотские петли "из Питера в Москву через Владивосток".
    У Мармса в этом варианте ADC всё равно активен, собирает все сигналы с входного аналогового микшера. В даташите противоречия.
     
  6. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    @LANRUS, он просто не заметил. Людям свойственно ошибаться.
    --- добавлено 9 май 2021, предыдущее сообщение размещено: 9 май 2021 ---
    Или второй вариант: в отличии от меня, он на живой карте уже проверил, что этот спасительный бит не работает. Потому что, например, нужна другая ревизия микросхемы.
     
  7. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @TheMadLynx, слушай, ну как бы мы сейчас ни тужились, всё равно же ни хрена не узнаем! А Керопи не скажет, он скорее удушится. Я его характер уже понял.
    --- добавлено 9 май 2021, предыдущее сообщение размещено: 9 май 2021 ---
    Crystal 4237 - очень хороший чип с прекрасными возможностями внутреннего роутинга. Мне жаль, если цифра там сделана криво при всей возможности сделать прямо.
    --- добавлено 9 май 2021 ---
    Как это не заметил?!! Это при беглом осмотре можно не заметить. Но не при многомесячном обсасывании собственного проекта и штудировании его вдоль и поперёк. Не думаю, что он просто не заметил.
     
  8. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    @LANRUS, да проще простого - он был очень занят подбором трансформатора, чтобы строго соответствовать IEC-60958 по цифре =)
     
  9. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    868
    @LANRUS, проверил работу AWE64 с драйвером от Creatie на системе с процессором 80286
    Hard - Звуковые карты для DOS
    В CONFIG.SYS убрал запуск EMM386.EXE (загрузочный накопитель с другой системы)

    Результат

    CONFIG.SYS
    DEVICE=C:\CTCM\CTCM.EXE - зависает (запускается перед отключенным EMM386.EXE)

    AUTOEXEC.BAT
    SET TEMP=C:\TEMP
    SET SOUND=C:\SB16
    SET BLASTER=A220 I5 D1 H5 P330 E620 T6
    SET MIDI=SYNTH:1 MAP:E MODE:0
    SET CTCM=C:\CTCM
    C:\SB16\DIAGNOSE /S
    C:\SB16\AWEUTIL /S - выдает ошибку "ERR012: AWE32 initialization failed"
    C:\SB16\MIXERSET /P /Q
    C:\CTCM\CTCU /S - зависает

    Командная строка
    CTCM.EXE - зависает
    CTCU.EXE - зависает
    AWEUTIL - выдает ошибку "ERR012: AWE32 initialization failed"

    В играх (PoP, Wol3D, ElitePlus, Supaplex) при выборе Adlib или Sound Blaster звук не воспроизводится.
    После проверки ничего не меняя в настройках игр и системы запустил unisound. Карта инициализировалась, звук в играх воспроизводится.
     
    Thomas Wolfe, TheMadLynx и Колючий нравится это.
  10. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Strannik_, а при чём же здесь 80286? Что, на 386+ обязательно свербит EMM386 запускать?

    Речь шла об условии отсутствия менеджера EMM386, а не о процессорах до 386.
     
  11. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    868
    @LANRUS, думал, что причина в отсутствии EMM386. Только его отключил. Ошибался.
    В действительности, дело в чем-то другом. В наборе команд процессора, например, или еще чём...
     
  12. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Strannik_, кстати, у меня не было никогда 286. Разве на нём работают EMM, QEMM и т.п.? Интересно стало.
     
  13. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Там должен быть отдельный менеджер. У 286-го защищённый режим реализован не самым лучшим способом. ЕМНИП, там куча сегментов по 64кб. И так все доступные 16Мб. Всё расписано в даташите и смотрится после того же 386-го немного странно.
     
  14. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    868
  15. Oleg Krylov

    Oleg Krylov

    Регистрация:
    7 апр 2008
    Сообщения:
    361
    Попал в руки сей экземпляр. После чистки, (комп просто долго стоял в огородном доме в кладовке), воткнул в материнку - заработала! Все бы хорошо, но... FX - звучат по обеим каналам. А вот FM синтез - только в левом. Не подскажете в какую сторону копать? P.S. (В другой комп втыкал, тоже самое!) WP_20210515_23_14_55_Pro.jpg
     
  16. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.902
    Тестил тут EAX-примочки своей YMF724, и заодно наснимал скриншотов этой утилиты с (по большей части) корректными японскими иероглифами, чтобы можно было перевести современным софтом - вдруг тебе ещё актуально:

    upload_2021-5-16_5-35-45.png

    (просто пример с рандомного сайта translateimages.site)

    Кстати, непереведённая вкладка, помеченная красным, служит переключателем режима значений громкости в процентах - так что угадывать значения для реестра не придётся.
     

    Вложения:

    vorob, TheMadLynx и Yuriy_X нравится это.
  17. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.331
    Откопал материнскую плату, с которой начиналось моё увлечение ретро-компьютерами - SuperGrace VIA 694X / 686B (Socket 370). У неё есть интегрированный звук, в BIOS я выставил такие настройки для связанных с ним параметров:

    Advanced Chipset Features → OnChip Sound → Enabled
    Integrated Peripherals → Onboard Legacy Audio → Enabled
    Integrated Peripherals → Sound Blaster → Enabled
    Integrated Peripherals → SB I/O Base Address → 220H
    Integrated Peripherals → SB IRQ Select → IRQ 7
    Integrated Peripherals → SB DMA Select → DMA 1
    Integrated Peripherals → MPU-401 → Enabled
    Integrated Peripherals → MPU-401 I/O Address → 330-333H
    Integrated Peripherals → Game Port (200-207H) → Enabled

    Под Windows 98 установил драйвера из архива "All_Chipset_drivers_for_Apollo_Pro_133A.rar", звук работает нормально. А вот c MS-DOS оказалось не так гладко - там звука нет. В этом же архиве есть драйвера для DOS, включающие три файла: DOS4GW.EXE, INSTALL.EXE и VIAUDIO.COM. Программа INSTALL создаёт в корне свою директорию, копирует туда эти файлы и прописывает в autoexec.bat запуск VIAUDIO.COM.

    Результат - ни звука, ни музыки FM ни в одной игре не слышно. При этом SBDETECT.EXE определяет звуковушку как Sound Blaster совместимую с ресурсами 220/7/1 (как выставлено в BIOS) вне зависимости от того, запущен VIAUDIO.COM или нет. Утилита UNISOUND.COM вообще не видит установленных звуковых карт.

    Кто-нибудь знает особенности использования встроенного звукового чипа AC'97 под DOS?
    Что ещё можно попробовать сделать, чтобы услышать его под DOS?
     
    Последнее редактирование: 23 май 2021
  18. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Что именно там за звук? Должен быть где-то недалеко от разъёмов чип кодека.
     
  19. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.331
    @Колючий, не могу найти этот чип кодека, попробую завтра внимательнее глянуть при солнечном свете. Вот, что диагностическая утилита выдаёт:

    upload_2021-5-24_0-7-54.png
     
  20. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.902
    @Yuriy_X, возможно, этой программой разбираться с причинами будет удобнее, чем через официальный драйвер.
     
    Yuriy_X нравится это.
  21. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.331
    @Revolter, спасибо большое! Вечером попробую. Приятно, что у программы есть "Set VIA Codec Mixer volume levels". Оригинальная софтина, я так понял, только инициализировать умеет.
     
  22. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    Yuriy_X нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление