1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    @TheMadLynx, спасибо, тоже попробую!
     
  4. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    При запуске VIAFMTSR.COM появились и звук, и FM. Пока проверил только в нескольких играх - Doom, Prince of Persia и Duke Nukem 3D. В setup Duke Nukem 3D первые несколько секунд FM музыка играет с тормозами, потом ноты выпадают. В остальных играх всё нормально. Запускать VIASBCFG.COM не нужно - звук слышен и без этой утилиты. MPU-401 работает - проверил через виртуальный синтезатор.

    В целом и общем результат нахожу хорошим - конфигурация получается вполне пригодная для многих игр под MS-DOS. Интересно, что при подключении к линейному входу основного компьютера (к которому подключены наушники) звуковушка почти не ловит наводки - фоновый шум особо не слышно. На мой взгляд, в этом она примерно на уровне PCI-карточек типа SB Live! или Yamaha 724.
     
    Thomas Wolfe нравится это.
  5. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    @Yuriy_X, приятно видеть, как у тебя пропали реплики "молодого" горячего быка в духе "сейчас сбежим по этому склону и накроем всё стадо". Постепенно сменились на трезвые комментарии "старого" быка. Приходит более глубокое понимание старого железа, которое невозможно вбить в голову в один момент. Наблюдать за этим прикольно :)
     
  6. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    @LANRUS, наверное, постепенно осознал, что бессмысленно строить идеальный во всех отношениях ретро-компьютер. Это и сложно, и дорого. Собрал две конфигурации для MS-DOS и Windows 98, которые устраивают и в которых я не хочу каждый месяц что-то менять. Теперь собрал третью, в корпусе с удобным доступом к комплектующим - чтобы на ней проверять железки и проводить эксперименты.
     
    Oleg Krylov нравится это.
  7. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    @LANRUS, а известны ли тебе, как опытному владельцу, реальные проблемы или недостатки карт на чипе CMI8330? На "всезнающих" вогонсах информации на этот счёт мало - в основном неопределённое нытьё по поводу того, что не существует идеальных карт. Из конкретики: отсутствие разъёма для дочки на, предположительно, более качественной версии от Elpina, отсутствие поддержки сжатого ADPCM и тихий FM во вторых героях. Первое не является большой проблемой, так как за несколько баксов можно купить переходник для подключения дочек через DB15. Второе не является проблемой, так как второй дюк (вероятно, единственная игра со сжатыми ADPCM) прекрасно работает со всеми звуками, если его запустить из винды - драйвера берут на себя расжатие ADPCM. Третье пока просто не проверил.
    Так есть ли всё-таки недочёты у этих карт?
     
  8. dizzydevil

    dizzydevil

    Регистрация:
    17 фев 2009
    Сообщения:
    208
    @TheMadLynx, привет, ничего если я добавлю свое небольшое наблюдение, а LANRUS еще потом может дополнит.
    Я не тестировал огромный список игр, но в основные поиграл.
    Единственное где заметил разницу в режиме SB16 в NFS1.
    На CMI8330 почему присутствует легкий высокочастотный гул, он не сразу заметен на слух,
    но он есть именно в этой игре и немного сливается со звуками двигателей,
    а если прислушаться, то и в меню когда играет музыка его слышно.
    Это не фон из акустики, не проблема каких то наводок и т.д.
    Этот глюк есть как при работе по spdif, так и по аналогу.
    Я подумал может быть мой экземпляр CMI8330 неудачный, но на другой плате с этим же чипом, было ровно тоже самое.
    На оригинальных sb16-awe32-64 само собой в NFS1 этого недостатка нет.
    В остальных играх разницы на фоне креативов не заметил, но возможно нужно расширить список тестируемых.
     
    LANRUS, Yuriy_X и TheMadLynx нравится это.
  9. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    @dizzydevil, а NFS1 обычный был или SE? И запускался он из винды или из ДОСа?
     
  10. dizzydevil

    dizzydevil

    Регистрация:
    17 фев 2009
    Сообщения:
    208
    Я тестировал обычный NFS, на компе 98ая, тест не из под винды, а из под ms-dos 7.1 можно сказать
     
  11. dizzydevil

    dizzydevil

    Регистрация:
    17 фев 2009
    Сообщения:
    208
    @TheMadLynx, отпишись пожалуйста если проведешь тест в нфс1, мне интересно только мне так везет в этой игре на 8330 или это у всех.
     
  12. LANRUS

    LANRUS

    Регистрация:
    15 сен 2010
    Сообщения:
    4.621
    К этому могу добавить, что цифровой вход у 8330 поганенький, капризный к источнику. Может воспроизводить входной поток со страшным хрипом, а может и нет. Понимает 44кГц и 48кГц. Передискретизация всегда в 44, качество передискретизации ужасное.
    --- добавлено 2 июн 2021, предыдущее сообщение размещено: 2 июн 2021 ---
    Помимо этого 8330, имеющего готовый выход в виде S/PDIF, в природе существуют чипы (ISA) в стандарте SB16 с цифровым выходом ещё в очень небольшом количестве. Это часть самих SB16, у которых ЦАП не интегрирован, а также чип CT8903, у которого ЦАП также не интегрирован (ревизия 8920 уже с интегрированным ЦАП и к этому списку не относится). Но перегнать с них поток в формат S/PDIF представляется очень большой проблемой. Поэтому либо юзать AWE64 как самый бесшумный аналог, либо терпеть недостатки CMI8330.
     
    TheMadLynx нравится это.
  13. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    Не смог услышать высокочастотный гул. Либо у меня его нет, либо я уже тугоухим стал) Проверял запуская игру в режиме SB16 как в винде, так и в ДОСе 7.1. С досовскими дровами CMI8330 звучит заметно тише, чем в винде. Других отличий не заметил. В самой игре после запуска в меню настроек тоже выбирал 16 бит стерео (по умолчанию 8-бит стерео), конечно.
    Тоже только музыку слышу.
    Оригинальную SB16 перетыкать для проверки было лень, но я запустил игру на современном компе в DOSBox-X и послушал. Звучит чуть более глухо, чем на CMI8330 - меньше песка. Как будто уровень фильтрации высоких частот на CMI8330 меньше, чем в досбоксе. Но в остальном всё точно то же самое. Даже искажения звука с паразитными обертонами резонирующие в определённых диапазонах оборотов двигателя звучат так же, как в CMI8330. Может быть, ты это считаешь высокочастотным гулом? Они как раз высокочастотные (относительно) и, довольно, противные. Но я уверен, что они будут и на криативовской карте слышны. Если речь всё же о них, то попробую позже проверить с криативовскими картами, чтобы убедиться.
     
    dizzydevil нравится это.
  14. dizzydevil

    dizzydevil

    Регистрация:
    17 фев 2009
    Сообщения:
    208
    Ты бы точно услышал этот звук, значит у тебя его нет, система какая?
    У меня это слышно на pentium m, я его и по частоте замедлял, но толку не было.
    Возможно на моем чипсете такая беда, надо будет на другом опробовать,
    значит не в 8330 дело, спасибо.[/QUOTE]
     
  15. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Я вот комаров уже почти не слышу, только когда в тишине у лица летает. А раньше заснуть не мог, пока в комнате один единственный звенит. :)
     
  16. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    PIII-800 (8*100) / i440ZX (Chaintech 6ZIA0) / 256 MB RAM / 3dfx Voodoo 3 3000 AGP

    Активная звуковая карта: Elpina SoundPro HT1896V+. Помимо неё присутствуют Aureal Vortex 2 (без досовских драйверов) и ESS Solo-1 (отключена в биосе).

    CMI в NFS сыплет песком при загрузке верхних частот (гитарные запилы, например), но зато хорошо слышны высокие частоты там, где они не перегружены. В досбоксе, как из бочки, звук более глухой, но и песка почти нет. Сложно сказать, что лучше.
     
    Последнее редактирование: 4 июн 2021
  17. dead_man

    dead_man

    Регистрация:
    14 фев 2010
    Сообщения:
    104
    Если еще актуально, возможно проблема в конденсаторах. Недавно тоже столкнулся. FM и цифровой звук норм, а MIDI в одном канале норм, в другом еле слышно. Перепаивал парные конденсаторы и замерял, пока не нашел неисправный.
     
  18. Oleg Krylov

    Oleg Krylov

    Регистрация:
    7 апр 2008
    Сообщения:
    361
    Спасибо. Попробую...
     
  19. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Решил опробовать SB Live! (CT4670) в MS-DOS на конфигурации с чипсетом Intel 845. Всё настроил по инструкции, в биосе зарезервировал IRQ5, в ini-файле выставил фактические порт и IRQ, используемые звуковушкой. Проверить результат успел в трёх играх - Doom, Prince of Persia и Duke Nukem 3D. В первых двух сразу были и звук, и музыка.

    При этом при запуске игр из-под Dos Navigator из динамиков слышна только музыка, если же выйти из этой оболочки, то появляется и звук PCM. Впрочем, это не проблема, есть более существенные нюансы:

    1) В setup-программе Duke Nukem 3D звук и музыка в режимах SB16/SB и SBPro/SB воспроизводятся нормально, но сама игра при запуске виснет - в момент, когда появляется графическое изображение с логотипом Дюка и слышны первые звуки. Если в setup звук выключить, то игра запускается и выглядит нормально, из чего я сделал вывод, что дело именно в звуковой карте. Это особенность Дюка или мне повезло поймать какой-то особенный глюк?

    2) В setup-программе Duke Nukem 3D музыка в режиме General MIDI звучит убого - похоже на FM, но не так, как в режиме SB. Аналогично с Doom. В конфиге путь к ecw-банку указан правильно, сам файл присутствует, размером около 2 Мб, вроде не битый. В чём может быть причина?
     
    Последнее редактирование: 21 июн 2021
  20. s11

    s11

    Регистрация:
    18 дек 2008
    Сообщения:
    148
    У LIVE всетаки эмуляция midi , не стоит ждать от нее звука уровня аппаратной Ямахи OPL3.
    Хотя возможно есть банки очень близки к этому.
     
  21. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    @s11, оно совсем неинтересно звучит, даже для эмуляции. Двухмегабайтный банк не может так паршиво звучать. У меня Yamaha 718, так она с эмуляцией MIDI под Windows 98 намного приятнее играет.
     
  22. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    А если удалить файл банка, как будет звучать? Просто, мне казалось, что у Live, как и у подавляющего большинства PCI-карт, набортный табличный синтезатор только через виндовый драйвер работает. И только там имеет смысл ставить разные файлы банков. А в досе звучит кривейшая программная эмуляция. Причём, эмулировать она пытается не только GMIDI, но и FM (OPL). Должен быть также переключатель на ремап инструментов MIDI под MT-32. Но всё это, повторюсь, звучит сильно так себе, ибо чисто программная корявенькая эмуляция.
     
    Yuriy_X и Thomas Wolfe нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление