1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    @TheMadLynx, да, точно, при более детальном сравнении оказалось, что это у неё такой General MIDI. Правда, через виндовый драйвер он играет так же. Как менять банки под Windows, пока не разобрался. В целом и общем результат нахожу вполне приемлемым - почти все интересующие игры нормально запустились со звуком.
    Разумеется, не пытаюсь получить из связки i845+SBLive! универсальное решение, просто было интересно посмотреть, как работает эта звуковушка под DOS. А для остального есть конфигурвции с ISA.
     
  4. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Предлагают такую карточку, смущает отсутствие чипа в левом верхнем углу. Она может быть работоспособной с учётом этого обстоятельства?

    upload_2021-6-26_12-28-37.png
    --- добавлено 26 июн 2021, предыдущее сообщение размещено: 26 июн 2021 ---
    И ещё не могу разобраться, что собой представляет эта карточка. Информации в сети о ней немного. Я так понял, это что-то специфическое, возможно, с напаянным 2Мб WT.

    upload_2021-6-26_12-31-23.png
     
  5. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Верхняя в полном порядке. Не хватает DSP, с которым можно на лету проводить хардварную постобработку звука. Если ничего не путаю, то это наложение всяких эффектов, хорус и ещё другие страшные слова, значения которых я слабо понимаю. :) Продавался или вместе с картой, или отдельно.
     
    Yuriy_X нравится это.
  6. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    Да. Это просто посадочное место для опционального ASP, который ничего, кроме спец-софта, не использовало.
     
    Yuriy_X и Колючий нравится это.
  7. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Т.е. это не нечто, что можно было включить/инициализировать/настроить и применить какие-то эффекты к играм?
     
  8. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    Так как это специальный программируемый DSP, то он может обрабатывать звук по-всякому. Но к играм это не имеет никакого отношения. Звук от игр обрабатывается обычным DSP на базе i8051-совместимого контроллера. Чтобы их не путать, первый специально назвали ASP (или CSP в некоторых версиях).
    --- добавлено 26 июн 2021, предыдущее сообщение размещено: 26 июн 2021 ---
     
    Колючий нравится это.
  9. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    @Колючий, @TheMadLynx, спасибо, теперь понятно. Обе карточки интересны, вопрос теперь в том, сколько продавец за них запросит. Пообещал позже проверить их на работоспособность и назвать цену.
     
  10. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Раздобыл ещё две звуковые карточки ISA. Обе взял с прицелом на использование с MIDI-дочками, поскольку они имеют соответствующий разъём и достаточно крупные. Первая - на базе Yamaha 718-S. У меня уже карта на этом же чипе, с ним всё понятно - PnP, SB Pro, настоящий OPL3, инициализация через фирменный софт или unisound.

    Кто знает, чьего она производства, имеет ли какие-то особенности или это просто самая обычная звуковушка YMF718-S? По обозначению 9735C UTD35A ничего не гуглится.

    upload_2021-6-26_23-42-13.png

    Вторая - на базе OPTi 82C924 и CRYSTAL CS4231A-KL. Вот о ней вообще ничего не слышал. Что она собой представляет? Как у неё дела с совместимостью и дружит ли она с MIDI-дочками, не будет ли проблем с зависанием нот и т. п.?

    upload_2021-6-26_23-48-40.png
     
  11. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    А где же дух первооткрывателя? Куда исчезла романтика познания неизведанного?) Карта специфическая. Было много однотипных микросхем и реализаций, а также вариантов разводки платы и комплектации чипами. Качество звука, в целом, выше чем у аналогичного уровня криативов. Но с настройкой и функционированием могут быть сюрпризы. Наиболее общие типичные особенности можно посмотреть здесь:



    и почитать тут: Miro Sound PCM12 - Vogons Wiki
    Особенно мне понравилось про двойную инициализацию в ДОСе разными драйверами)

    Иногда бывают уникальные проблемы со звуком, характерные только для конкретной модели. Поэтому свой вариант лучше проверяйте и изучайте сами, если интересно.
     
    Последнее редактирование: 27 июн 2021
    Колючий и Yuriy_X нравится это.
  12. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    @TheMadLynx, спасибо за наводки, буду разбираться, потом расскажу о результатах!
     
  13. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    по поводу 1740, довольно нечасто встречающаяся карта, и если удастся купить дешевле 5 тыс, то считай повезло. На вогонсах про ту карту не мало написано.
     
    Yuriy_X нравится это.
  14. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    @Jccwu, понял, буду иметь в виду. Продавец пока молчит.
    --- добавлено 27 июн 2021, предыдущее сообщение размещено: 27 июн 2021 ---
    Добыл материнку SOYO SY-P4I845PEISA (сокет 478, 3 ISA), установил в ISA разъём карточку Yamaha 718-S с дочкой. В BIOS для IRQ7 и DMA1 выбрал Legacy ISA, чтобы зарезервировать для неё эти ресурсы. В MS-DOS запускаю инициализатор unisound.com (родной пока не пробовал), он успешно находит эту Ямаху, указывает правильные ресурсы - 220/7/1. После этого тут же запускаю sbdetect.exe, который сообщает о наличии SB / SB Pro совместимой карты, использующей эти ресурсы.

    И с этого момента начинаются чудеса - запускаю setup игры Duke 3D, и программа сообщает об отсутствии звуковухи на порте 220. Выхожу из setup, запускаю sbdetect.exe - нету никакой звуковухи. Единственный раз мне удалось её услышать, когда через батник запустил unisound.com и setup.exe (Duke 3D), тут же в нём выбрал тестирование звука. Услышал буквально пару звуков (левый канал и центр), потом они прекратились и звуковухи снова как бы нет. Такое ощущение, что карта занимает нужные ресурсы на считанные секунды, потом каким-то образом они освобождаются от неё. Буду пробовать вставлять другие звуковые карты.
     
  15. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    Проверяйте лучше сетапом второго варкрафта. Дюк и прочие думы с десцентами относятся к категории капризных с точки зрения звука.
     
    Yuriy_X нравится это.
  16. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    @TheMadLynx, понял, учту. С другой Ямахой (тоже 718-S, но unisound её как-то иначе идентифицирует) все хорошо. Нормально инициализируется и через unisound, и через setupsa. Кстати, очень уважаю звуковушки на этом чипе за удобство настройки и отсутствие лишних заморочек. Только одна программа и для инициализации, и для настройки.

    Нюансы:
    1. Под MS-DOS Duke Nukem 3D так же виснет при старте, как и на обычной материнке на 845-м чипсете с SB Live!. С чем это связано, пока не разобрался.
    2. В Prince of Persia (оригинальном 1.3) звуковые эффекты воспроизводятся через FM-синтез. Такая же проблема у меня была с Vibra16 CT4170.
    3. При запуске Doom и Doom2 из-под DOS Navigator звуковые эффекты превращаются в жуткий скрежет. Если запускать из-под чистого MS-DOS - всё звучит идеально. Попробую другие оболочки - NC или VC.
     
    Последнее редактирование: 28 июн 2021
  17. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.688
    Я тут попал в тяжелейшую ситуацию :) Хотел древнющий ноут, прям чтоб вообще старина, и нашел! Toshiba T4700CT. Красавец,

    upload_2021-6-28_19-7-54.png

    Но друже построен на WSS звуке (AD1848). Проц - 486DX2-50.

    Я пока сильно не шаманил, но звук нигде завести не могу толком. Мне вот что любопытно, были ли попытки написать фанатский софт который эмулировал СБ в большем количестве игр? Я вот включил через официальную тулзу, дум включаю, звука нет...
     
  18. TBAPb MIA

    TBAPb

    Хелпер

    Регистрация:
    26 сен 2005
    Сообщения:
    2.008
    vorob нравится это.
  19. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    vorob нравится это.
  20. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.688
    Понял, принял. Кстати обнаружил проект где чел делает SB совместимую карту для PCMCIA. Пока только проект, но оно работает:



    Надеюсь и жду, сразу занесу :)
     
  21. Oleg Krylov

    Oleg Krylov

    Регистрация:
    7 апр 2008
    Сообщения:
    361
    Это Creative SB16 Pro. Тут действительно правы, что нехватает чипа DSP (или ASP), но он нужен был только для микрофона. Отрывок из FAQ:Creative Sound Blaster 16 Pro (SB 16 Pro или SB 16 ASP)
    SB 16 с установленным ASP, микрофоном и программой Voice Assist (для распознавания речи и подачи команд голосом) в комплекте.
     
  22. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.430
    Причём тут ASP к микрофону? Это же всего лишь hardware-основа для синтеза речи?
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление