1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Oleg Krylov

    Oleg Krylov

    Регистрация:
    7 апр 2008
    Сообщения:
    361
    Не знаю, это не ко мне, к автору FAQ...
     
  4. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.688
    Зашел поделиться маленькой радостью :) В свое время для поддержки EAX на старых ноутах я купил себе звуковуху Creative.

    45645645.jpg

    Так вот долгие годы я ее юзал с наушниками и только в 2021 году узнал что для нее есть официальный софт позволяющий юзать динамики самого ноута. ЛОЛ! Вчера проверил на Toshiba 5205 и всё работает.
    --- добавлено 7 июл 2021, предыдущее сообщение размещено: 7 июл 2021 ---
    И чтоб два раза не вставать, какое мнение бытует о такой связке: ESS ES1878 & ES690F. Я решил найти ноут который general midi может из под чистого доса и мне назвали два ноутбука которые на это способны: Siemens Scenic Mobile 710 и Compaq Armada 7710MT. Вот я остановился на первом.
     
    Дарк Шнайдер нравится это.
  5. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    Это дело вкуса. Вообще, любой ноутбук с последовательным портом может играть GM из чистого ДОСа при помощи SoftMPU и внешнего синтезатора.
     
  6. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.688
    @TheMadLynx, прекрасно понимаю, но все же общее отношение положительное или нет? У меня лично нет какой-то конкретной привязанности, скорее просто желание не слышать фм синтезатор когда есть gm. В детстве была SB AWE64, так что дум и дюк я слышал богато :)

    К этому я еще не пришел. Ну и мне нравится щас скупать диковинки, в рамках ноутбучных дел. Этот Сименс как раз из таких.
     
    Последнее редактирование: 7 июл 2021
  7. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.688
    Похоже я рано радовался, когда звук идет на штатную систему, с PCMCIA карты, то со временем появляется задержка...
     
  8. TBAPb MIA

    TBAPb

    Хелпер

    Регистрация:
    26 сен 2005
    Сообщения:
    2.008
    Ну не удивительно, софтово же. Я понимаю если бы там было что-то хитрое, вроде прямой дороги до DSP или вообще AUX/SPK...
     
  9. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.688
    Попробую на других ноутах, благо их достаточно, на разном железе. Но просто странно что оно растет со временем.
     
  10. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    я в свое время продал звуковушку PCMCIA Eiger, потому что не смог настроить звук в DOS, а в винде звук воспроизводился так, как будто его замедлили в 5 раз.
    Сейчас жалею. Лучше бы лежала на полке. Купил за 1000, за столько же и продал. Сейчас раз в 10 дороже стоит.
     

    Вложения:

  11. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.688
    А она не могла в досе или ты не разобрался как?
     
  12. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    возможно не разобрался, но бился я с ней несколько дней. Чем больше я пытался вытащить из нее звук ковыряясь в настройках, тем больше залезал в какие-то дебри.
    идущие в комплекте драйвера не спасли ситуацию, но подозреваю что надо было искать драйвера не на карту, а на работу PCMCIA в DOS.
     
  13. Дарк Шнайдер Недопустимо инфантилен

    Дарк Шнайдер

    Регистрация:
    18 окт 2004
    Сообщения:
    21.987
  14. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    @Дарк Шнайдер, бесполезная для ретрогейминга, но интересная для экспериментов со звуком штуковина =)
    --- добавлено 13 июл 2021, предыдущее сообщение размещено: 13 июл 2021 ---
    Забавно, что Клинт, как и подавляющее большинство топящих за "true OPL3", не сделал сравнение в лоб звучание эмулятора NukedOPL с оригиналом. Но, хотя бы, упомянул о его существовании. А что не забавно, так это отсутствие тестирования адекватной работы этой USB-приблуды в действительно тяжёлых случаях, когда OPL использовали в качестве псевдо-PCM устройства воспроизведения звуковых эффектов и речи: Stunt Driver, Bill and Teds Excellent Adventure, Wizardry: Bane of the Cosmic Forge, BattleTech: The Crescent Hawks Revenge и ещё десяток подобных игр, где из всех известных мне эмуляторов только NukedOPL звучит корректно, как настоящий аппаратный. Идентично натуральному, вплоть до заметно более низкого уровня громкости, чем при воспроизведении обычных звуков FM-синтеза. Без такой проверки нет уверенности, что где-то по пути из досбокса через USB и контроллер в "true OPL3" не уползут тайминги и не нарушится звучание.
     
    Дарк Шнайдер, Колючий и Yuriy_X нравится это.
  15. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.688
    Ого, подъехали примеры. Проверю свой 2805 с Ямахой 754. Нет сразу примеров как оно должно звучать?
     
  16. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    @vorob, у ямахи и так OPL аппаратный - что там проверять?)
    --- добавлено 13 июл 2021, предыдущее сообщение размещено: 13 июл 2021 ---
    Пару примеров можно найти здесь в конце: Nerdly Pleasures: Non-PC Speaker Digitized Sound Part II : Sample Time Попробовал их сохранить и прикрепить сюда. Но можно взять DOSBox-X или PCem/86Box с настроенным NukedOPL и послушать там.
     

    Вложения:

    Дарк Шнайдер нравится это.
  17. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.688
    Предположим я захотел вспомнить детство и поиграть с музыкой от SB AWE64. Через эмуляцию. Windows XP.

    Я скачал CoolSoft_VirtualMIDISynth_2.9.3.exe
    Еще скачал AWE64 Gold Presets.sf2
    Включил этот пресет, выбрал как миди девайс в винде и все.

    У меня будет ровно такой опыт как если бы я имел настоящую плату или нет? Или нужно еще что-то шаманить?

    Я запустил дюка и мне показалось что он звучал не совсем так как в моем детстве.

    И еще, AWE64 и AWE64 Gold это разные карты? Сильна разница? У меня был не голд. Банки только от голда нашел.
     
  18. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    В любой AWE64 есть 512 Кб банк, он же используется в среде MS-DOS при выборе в играх нативного режима AWE32. Также на CD, поставляемом с AWE64 GOLD, есть банки большего размера, их можно загрузить только под Windows (при использовании реальной железяки, естественно).

    Что это у вас за AWE64 Gold Presets.sf2 - не знаю. Я прикрепил к сообщению 2, 3.5 и 4 Мб банки с официального диска, все они именно для AWE64 GOLD и звучат лучше стандартного на 512 Кб. Главное отличие GOLD-версии - 4 Мб памяти, при этом и у обычной версии память можно увеличить. Остальные отличия есть в FAQ по этому семейству карт.

    P. S. Если у вас был не GOLD, скорее всего, использовали 512 Кб банк. Наверное, где-то можно его найти в формате .sf2. Из ностальгических соображений можете поискать, но в целом он звучит заметно хуже, чем 2, 3.5 и 4 Мб банки.
     

    Вложения:

    • SF2.ZIP
      Размер файла:
      8,6 МБ
      Просмотров:
      7
    Последнее редактирование: 16 июл 2021
    vorob нравится это.
  19. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    868
  20. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    @Strannik_, где-нибудь ощутили разницу в лучшую сторону этого 28-Мб банка в сравнении с 2, 3.5 и 4 Мб? Я слушал-слушал, так и не понял)
     
  21. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    868
    @Yuriy_X, между банками 2 МБ и 4 МБ отличия заметны. Для звукового тракта среднего (бытового) уровня, думаю, банк 8 МБ выдает погрешность, сопоставимую с помехами. Банк на 28 МБ - предел от Creative. Его бы через SPDIF с качественными усилителем и колонками послушать. Теоретически, должна быть разница в высоких частотах.
    Не стоит забывать, что уши у всех разные.
     
    Yuriy_X нравится это.
  22. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.688
    Да у меня задача простая. У меня в детстве был SB AWE64 и я решил через софт добиться того звучания. Вот это то как звучало в детстве:



    Но у меня звучит не так, хотя я скачал нечно AWE64. Сегодня попробую то что вы дали, спасибо.
    --- добавлено 16 июл 2021, предыдущее сообщение размещено: 16 июл 2021 ---
    У меня самые плохие. Замечу разницу только если вместо барабанов станут кастрюли :D
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление