1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.399
    Ладно, пока отложу покупку, бельгиец вроде пока сворачиваться не собирается и платы его немножко дешевеют даже. Разберусь пока с теми картами, которые есть, а потом, возможно, прикуплю х2 или даже X2GS, особенно если это за paypal можно сделать.

    помню еще, когда их называли "криватив"
     
  4. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.329
    Не совсем, здесь подробнее о том, что я имел в виду - Hard - Звуковые карты для DOS
    --- добавлено 10 авг 2021, предыдущее сообщение размещено: 10 авг 2021 ---
    По поводу Dreamblaster X2 ещё замечу, что сильно рассчитывать на выбор банков не стоит. Я остановился на самом большом Dream 16 GM Bank (GMBK5X128.DXB), в большинстве игр играет хорошо. Ни один из BURAN не понравился, а трёхмегабайтный как бы Roland SC (Roland GM.DXB) неплох, но всё равно очень и очень далёк от SC-55.
     
    Revolter нравится это.
  5. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.399
    У меня, кстати, Solo-1 без WT коннектора (не распаян), зато распаян SB-Link. Смотрел другую модель этой карты, там было наоборот, WT есть, а SB-Link нет.
     
  6. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.902
    Если есть распаянное место под коннектор, то его можно впаять - будет работать (проверял на двух картах), либо, если WT-хидера нет совсем - можно подключить через геймпорт, воткнув в адаптер (внимание, для полноразмерных дочерних карт нужен другой адаптер с отдельным питанием), у меня сейчас так и работает:

    [​IMG]
     
  7. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.687
    @Revolter, пользуясь случаем опять спрошу, вот на приведенном сайте есть миллион вариантов разных звуковух, но ничего из мой связки (ESS ES1878 & ES690F), почему? ESS это какая-то левая шляпа?

    От ноута щас уехал, но как вернусь обязательно послушаю и дюну и прочее.
     
  8. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.902
    @vorob, не в курсе, почему ES690F / ES692 редко представлен на таких сайтах, но этот банк там есть в виде "Serdaco E-Wave".
     
  9. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    Мне кажется, не совсем так. Послушать, как должно на самом деле звучать, можно выбрав вариант Roland MT-32. А под GM никто специально музыку не переписывал в этой игре, а получили её простой конвертацией из MT-32 формата миди. Поэтому все GM синтезаторы звучат здесь не очень.
    Стоит отметить, что в этой игре музыку для FM (Adlib) писали отдельно, поэтому звучит она здесь тоже хорошо. В большинстве игр экономили и делали музыку только под GM. А потом конвертировали полученное для FM и MT-32 (редко). А самые "эффективные менеджеры" даже и под FM не конвертировали - полагались на встроенный в используемый звуковой движок драйвер, который выбирал произвольно 4 канала из 10 GM и пытался их апроксимировать по формулам для каждого инструмента на лету.
     
  10. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.687
    Посушал с сайта Serdaco E-Wave. Дум звучит хорошо, а вот дюна простенько.
     
  11. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.902
    ИМХО, лучше, когда простенько, чем когда авторы банка ориентировались на что-то сугубо своё, без прицела на универсальное звучание :) Как, например, у чипа Crystal CS9236 (на сайте это "Serdaco Crystal Blaster C1"):

    https://www.wavetable.nl/files/comparison/games/Dune II/Intro/Dune II - Intro [Serdaco Crystal Blaster C1].mp3

    Настолько интересно(tm) и самобытно(R), что я пас...
    --- добавлено 11 авг 2021, предыдущее сообщение размещено: 11 авг 2021 ---
    @TheMadLynx, согласен, возможное такое.
     
  12. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.687
    Поток сознания:

    Значит попробовал я еще раз дюну 2 на своем ноуте с ESS карточкой. Включил МТ32, музыка богатая, красивая, на 50х секундах все ок. Однако в моментах где харвестеров подбирают какой-то звонок орет, совершенно левый звук. Стал разбираться, понял что без патча нельзя настроить эффекты отдельно. Скачал какой-то официальный патч, там отдельно ты настраиваешь музыку, и звук. Однако звук не появился (ну хоть звонок пропал). Там ещебыла приблуда для креативовских карт, но там присутствует ключ debug который у меня пишет что bad command... В общем завтра буду разбираться дальше, покачаю патчи с сайта нашего еще.
     
  13. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.902
    @vorob, странный звук в интро у меня на ESS Solo-1 тоже присутствует, до сих пор руки не дошли выяснить, в чём конкретно причина.

    Вероятно, потому, что с музыкой, речью и звуками на отдельных источниках, игра требует рекордное количество свободной базовой памяти.
     
  14. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.687
    Потихоньку буду снимать примеры своего Сименса под досом. Интересно узнать мнение бывалых миди меломанов. Начнём с дума и дюка. Звук писался напрямую, везде general midi. Я ещё дюну сниму и может посоветуете что непростое по части звука было?



     
    Последнее редактирование: 22 авг 2021
    TheMadLynx, Колючий и Revolter нравится это.
  15. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.902
    @vorob, а есть ли у тебя интерес к Descent II?

    В главном меню играет композиция, на которую я всегда ориентируюсь при выборе миди-девайсов, но её нечасто завозят на сайты с тестовыми записями.

    Есть 5-мегабайтная демо-версия :rolleyes:
     
  16. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Звучит замечательно.
     
  17. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.687
    Качнул рип с сайта. Он конечно рип рип, видосы удалены :)

    В меню музыка есть. Запишу.

    В сетапе я выбрал сб про и gm, но 16 бит не выставляется.

    Сб 16 настраивается но в ответ тишина.
     
  18. R4kk00n Benched arcade playa

    R4kk00n

    Модератор

    Регистрация:
    28 мар 2005
    Сообщения:
    9.286
    IIRC (потому что проверять — это для слабых духом), SB Pro 16 бит только в моно может. Ну, или, может быть, в 22 кГц. А в 16 бит 44 кГц и стерео — не хватает ширины внутри
     
  19. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.687
    Кстати автодетект находит мою родную звуковуху, ESS 688 или как-то так. Там и 8 бит есть и 16. Но звук словно люто пережатый мп3. А сб про чистый.

    Без 16 бит что я теряю в игре? Каких-то звуков не будет или они просто будут звучать хуже?
     
  20. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.329
    @vorob, они будут звучать хуже в тех играх, где есть поддержка SB16. Например, в Duke Nukem 3D разница между 8-битным SB и SB16 очень хорошо чувствуется.
     
  21. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.687
    Вы меня очень серьезно озадачили. Вечером буду смотреть.

    А как понять ситуацию, что я могу выставить сб16 раздать irq dma и прочее и ошибок нет, но звука не слышно на тесте?

    Я думал если железо не держит то будет просто ошибка и все.

    И еще вроде в дюке ты выбираешь саунд бластер, а дальше можно выбрать какой сб и вот что бы я там не ставил, разницы нет. А 8 или 16 бит выбираешь вообще в другом разделе.

    Но я перепроверю все.
     
  22. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.329
    @vorob, что касается выбора типа Sound Blaster в сетапе Duke 3D, там есть соответствующая опция: Sound Setup -> Choose Sound FX Card -> Sound Blaster -> Change Sound Card Type.

    upload_2021-8-22_21-18-56.png
     
    Последнее редактирование: 22 авг 2021
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление