1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.328
    @TheMadLynx, попробовал Dreamblaster X2 - то же самое. Наверное, понесу на проверку 1) и 2), когда наберётся ещё проблемного железа. А какие могут быть причины этих помех по питанию, наводок на дочку или аудиотракт? Карточка вроде не самая убогая, жалко ставить на ней крест.
     
  4. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.724
    Сверху есть стабилизатор пятивольтовый - я бы начал с проверки его обвязки. И вообще, стоит посмотреть на схему, что он питает и от чего питается сам. А так, проблемы могут быть разные и не все поддаются простой диагностике (например, треснувший смд-резистор будет выглядеть нормально, но при этом номинал прыгает сильно), даже если ремонт будет крайне простым как таковой.
     
    Yuriy_X нравится это.
  5. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.397
    Последнее редактирование: 28 авг 2021
  6. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.328
    У ESS 1868 есть гнуснейшая особенность - громкость MIDI и FM регулируется одним ползунком. Из-за этого, если громкость MIDI в норме, то FM везде орёт в два раза громче. Пока не приходит в голову ни одного более элегантного решения, чем по умолчанию использовать комфортное для GM значение громкости, а игр с FM делать батники с пониженной громкостью.
     
  7. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.724
    Я знаю, что это зависит от чипсета. Но сам не пользовался, поэтому о подробностях рассказать не могу. Зато могу предложить почитать здесь: Yamaha YMF7x4 Guide \ VOGONS
    --- добавлено 28 авг 2021, предыдущее сообщение размещено: 28 авг 2021 ---
    У других тоже несколько источников вешают под один регулятор. У ямахи, например, будет громкость эффектов SB и FM вместе регулироваться. У старших дримбластеров, кстати, можно программно регулировать коэффициент усиления выхода, что в данном случае может быть удобно.
     
    radical1010 нравится это.
  8. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.328
    @TheMadLynx, а напомните, как он у старших дримбластеров регулируется?
     
  9. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.902
    Разве? В утилитах ESSVOL.EXE и SETVOL.EXE можно отдельно задать громкость Synthesizer (FM) и AuxB (выход звука с дочки). Сам чип без проблем позволяет управлять этими каналами раздельно, по крайней мере на Solo-1 точно можно, а обе утилиты - от ISA'шных звуковух.
     
    Последнее редактирование: 28 авг 2021
    TheMadLynx нравится это.
  10. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.724
    @Yuriy_X, товарищ выше прав насчёт ESS - должна дочка регулироваться отдельно, если используется подходящая программа для регулировки громкости. Это можно увидеть по описанию чипа в даташите. Что касается громкости дримбластеров, то у них ведь есть родная утилита для редактирования настроек:

    DB_preset.png

    Большая рукоятка справа сверху как раз и отвечает за громкость. Только галочку внизу под ней, по-моему, надо поставить, чтобы активировать настройку. После установки нужного значения пресет сохраняется, а потом заливается по USB в дримбластер при помощи другой программы X2Upload. Все программы и инструкции в pdf доступны на сайте serdashop.
     
    Yuriy_X нравится это.
  11. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.328
    @Revolter, @TheMadLynx, да, вы правы, ошибся. AuxB регулирует MIDI, а FM отдельно. Выставил всё на максимум, а на основном компе громкость на линейном входе - на 25 %. В результате есть и оптимальная громкость, и полное отсутствие фонового шума в наушниках.
    --- добавлено 29 авг 2021, предыдущее сообщение размещено: 28 авг 2021 ---
    Думаю, есть ли смысл на основном компе заменить старушку SB Live! 24bit на более крутую старушку SB Audigy 2 ZS? В целом имеющаяся карточка устраивает (вроде у неё ЦАПы такие же), будет ли Audigy 2 ZS в качестве микшера и в целом лучше? Цена вопроса почти копеечная, но менять шило на мыло (если это так) тоже не хочется.
     
  12. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.724
    Я считаю, что да.
     
    Yuriy_X нравится это.
  13. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.423
    Будет! Я себе несколько лет назад поставил Creative Sound Blaster Audigy 2 ZS Platinum - правда, на замену не Live!, а Audigy LS (которая, впрочем, весьма похожа на Live!), - улучшения просто разительные.
     
    Yuriy_X нравится это.
  14. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.328
    На официальном сайте Creative для Audigy 2 ZS последние драйвера - 2.18.0017, для них последней поддерживаемой ОС указана Windows 7 x64. Интересно, с ними на Windows 10 x64 не будет проблем? Полагаю, что не должно (моя SB Live! 24bit нормально работает на десятке с драйверами для Windows 7 x64), но мало ли.
     
    Последнее редактирование: 29 авг 2021
  15. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.423
    @Yuriy_X, рекомендую пользоваться неофициальными драйверами от тов. Даниэля Каваками.
    Они и на Windows 7 предпочтительнее, не то что на 10.
    (Впрочем, это тут не по теме, ибо не DOS, а Windows.)
     
    Yuriy_X и TheMadLynx нравится это.
  16. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.328
    К карточке Yamaha 718 у меня была подключена дочка Yucatan FX (порт MPU401 стандартный - 330). При подключении внешнего MIDI-устройства к геймпорту (SCVA) дочка автоматом отключалась, уступая канал внешнему MIDI. Как оказалось, ESS 1868 работает иначе - на ней всегда используется дочка и услышать, что выдаёт внешнее MIDI-устройство, мне удаётся, только физически отключив дочку. При этом, когда играет дочка, на компьютере с SCVA я вижу, что сигналы приходят.

    Вопрос в том, существует ли более удобное решение этого вопроса для ESS1868? Такое, при котором можно выбирать, куда поступают сигналы MIDI - на дочку или гейморт.
     
  17. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.724
    Что-то очень странное и непонятное для меня. На внешний миди-порт должно лететь всегда всё то же самое, что и на разъём дочерней платы. Эти линии физически на всех платах должны быть подключены на одни и те же выводы главного чипа. У ЕСС выход на гейм-порт часто дополнительно буферизован, поэтому тест на КЗ мультиметром не пройдёт, но сути это не меняет. Играть должны оба синтезатора одновременно - и внутренний, и внешний, - если они оба включены и подключены.
    Как вы это видите и почему тогда не слышно результат?
    Мой собственный опыт и десятки видео разных ретро-ютуберов говорят о том, что такое в принципе возможно только при помощи внешнего вспомогательного блока - селектора миди каналов, к которому должны быть подключены внешние синтезаторы. Ни одна потребительская звуковая плата не позволяет маршрутизировать миди-данные по разным выходам. Даже оригинальный MPU-401 с двумя миди-выходами дублирует между ними данные без возможности индивидуального управления.
     
    Последнее редактирование: 29 авг 2021
    Yuriy_X нравится это.
  18. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.328
    @TheMadLynx, спасибо за развёрнутый ответ, я опять сам себя запутал. Не заметил, что на компьютере со звуковой картой-микшером и Roland SCVA громкость канала Sound Font Midi Player x64 = 0. Соответственно, Midi Player отображал сигналы, поступающие через MIDI-кабель, но я их не слышал по вышеуказанной причине.

    Решение по разделению дочки и SCVA нашлось быстро. Если нужна дочка, то любой из вариантов: а) не запускаю Midi Player на компе-микшере с SCVA; б) отключаю MIDI-кабель от ретрокомпа; в) уменьшаю громкость до 0 на канале Midi Player. Если же нужен Roland SCVA, то на ретрокомпе ставлю на 0 громкость AuxB, подключаю MIDI-кабель, запускаю MIDI Player на компе-микшере и устанавливаю для него подходящий уровень громкости (обычно делаю пунктов на 5 громче, чем Line in, чтобы минимизировать шум).
     
  19. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.724
    Это решение, да, но вряд ли его можно назвать удобным. Я бы копал в сторону двух звуковух с MPU на разных адресах (300h и 330h, например), чтобы можно было в сетапе игры задавать, куда играть. На одной из звуковух, соответственно, всё заглушить и выключить, кроме MPU.
     
    Yuriy_X нравится это.
  20. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.328
    @TheMadLynx, хороший вариант, я о нём не подумал. И никаких лишних хитросплетений входов и выходов, ухудшающих сигнал. В качестве второй звуковухи для SCVA отлично подойдёт маленькая карточка Aztech без WT, которой для работы даже инициализатор не нужен. На нее же можно Munt направить.
     
  21. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.397
    А как на счет встроенных в плату MIDI-GAME портов? Будут ли они работать с WT дочками через переходник? Или зависит от самого кодека?
     
  22. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    если звуковая поддерживает MPU-401 то будет

    Hard - Звуковые карты для DOS
     
    Последнее редактирование: 30 авг 2021
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление