1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.397
    т.е. там, где АС97, скорее всего, заработает, а где HD audio уже, там вряд ли?
     
  4. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.724
    В винде - да, а в ДОСе всё может быть сложно.
     
  5. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.687
    Столкнулся с проблемой. Значит мой ноутбук с (ESS ES1878 & ES690F), прошел на нем DUNE и вся музыка была ок, кроме трека Chani's Eyes



    У меня в этом треке, какого-то лешего, звонит телефон :) Это полный угар т.к. сцена поцелуя Пола и Чани.

    Да, у меня ноут с General MIDI, а выбрал я в настройках Roland MT-32. Других вариантов нет.

    Дальше я решил проверить на ноуте с Yamaha 753. Ни в одной игре у меня там небыло проблем с миди, но тут тоже звонит сраный телефон. Наконец я подключил CoolSoft VirtualMIDISynth с банками, кажется, SC55 и там тоже был телефонный звонок. Я понимаю там ESS или Ямаха может несовместмы, но SC55 и MT-32 Роландовские!

    Почему у меня звонит телефон?

    Есть очень плохое видео, там еле слышно. Чуть позже запишу и проверю все нормально:

     
    Последнее редактирование: 31 авг 2021
  6. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    867
    @vorob, порядок (номера) инструментов у Roland MT-32 и General MIDI не совпадают полностью.
     
    vorob и TheMadLynx нравится это.
  7. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.724
    Это по инструментам несовместимые стандарты. MT-32 не может без трансляции нормально играть General MIDI и наоборот: синтезаторы GM не могут без трансляции номеров банков нормально играть MT-32\CM-32L\LAPC треки. Звучание по нотам будет корректным, а по инструментам - чушь. Как сыграть на балалайке партию для флейты, например.
    Для этой игры выбирайте AdLib для музыки, если нету MT-32 или эмулятора.
     
    Последнее редактирование: 31 авг 2021
    vorob нравится это.
  8. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.687
    Я уже несколько раз это слышал, но тем не менее звучит норм. Значит инструменты в банках все же в большей степени совпадают. По крайней мере я не слышал барабанов вместо скрипки или гитары вместо трамбона :)
     
  9. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    867
    @vorob, для эксперимента настройте X-COM UFO Defense 1993 для вывода музыки через Roland LAPС-1 и послушайте музыку в тактическом режиме через General MIDI.
     
  10. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.687
    Попробую. Но почему на Roland SC55 эмулируемом я слышал звон? Роланды между собой тоже не совместимы?

    Нашел ответ себе,

    Хотя дальше написано,

     
    Последнее редактирование: 31 авг 2021
  11. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.902
    Просто большинство игр, где есть поддержка MT32, загружают свои инструменты, меняют порядок стандартных и т.д.

    "Режим MT32" есть много где - например, на AWE32/64 и Dreamblaster S1/S2, но звучать с ним будут корректно лишь те игры, которые используют стандартную схему.

    Неполный список есть тут:

    List of games that use MT-32 default instruments \ VOGONS
     
  12. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    867
    Для поддержки MT-32 используйте эмулятор Munt (Munt). Для работы требует банк сэмплов (SoundFonts, ROM) Roland MT-32. См. "DOSBox MT-32 SoundFonts" DOSBox, ScummVM, PCem, VDMSound, DOS, эмуляторы, замедлялки, журналы на Old-Games.RU.
     
  13. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.687
    Спасибо. А мне точно нужен этот Munt? Я сделал все как сказано на странице и все работает: "
    Банк сэмплов (SoundFonts) Roland MT-32. Необходим для эмуляции Roland MT-32 в DOSBox SVN Daum.
    Установка: распаковать в корневой каталог DOSBox, в dosbox.conf установить mididevice=mt32."
     
  14. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    867
    @vorob, в DOSBox SVN Daum Munt уже добавлен.
    Если вы активировали эмуляцию и она работает, то больше ничего не надо.
     
  15. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.687
    Попробовал, какой-то тюлень там скулит :D
     
  16. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    867
    А в стратегическом режиме музыка нормальная при тех-же настройках.
    Т.е. между MT-32 и General-MIDI есть не полная совместимость.
     
  17. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.724
    Для наглядности сравнения проще взять один и тот же трек и послушать его в разных версиях с разными синтезаторами. Например, знаменитое вступление к Обезьяньему острову. Прикрепляю два файла: MI_1 для MT-32 и gsmonkey - адаптированный под GM вариант. Первый будет корректно звучать через Munt, а второй через любой General MIDI синтезатор. Особенно доставляет в плане сравнения вторая половина, после 1:40 =)
     

    Вложения:

    • mimp.rar
      Размер файла:
      29,8 КБ
      Просмотров:
      7
    Последнее редактирование: 1 сен 2021
    Revolter и Yuriy_X нравится это.
  18. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.397
    А как правильно разрулить прерывания под DOS для звуковой?
    Звуковуха ESS Solo-1, мать GA-7S748-L
    Автоматом карта садится на IRQ11, что никуда не годится.
    В биосе выставляю PnP OS=No
    pci (номер слота с картой)-assign=IRQ5

    При POST пишет Multimedia deviсe IRQ5 (а не 11, как раньше)
    Драйвер звуковой тоже пишет, что все кошерно, DMA mode = DDMA, A220 D1 I5 T4
    А при настройке звука в играх конфликт DMA.
    На IRQ5 еще висит дисплей адаптер AGP
    Пробовал карту по разным слотам переставлять (меняя соответственно pci-assign), без толку.
    Все ненужное поотключал, встроенный звук, IO, даже USB c сетью
     
  19. 1q2w3e

    1q2w3e

    Регистрация:
    5 ноя 2019
    Сообщения:
    122
    а Athlon XP не слишком ли шустр для DOS? ошибки могут быть из-за того, что игры не могут корректно определить его частоту, но зато его скорости должно хватать даже для запуска DOSbox в windows98 где звуковая будет работать как надо
     
  20. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.397
    Стоит семпрон 2200+ на 400 шине (9*200)
    Могу дурон спитфайр поставить. Или семпрон даунклочить 9*100
    Но с другой стороны, пробовал ту же карту перед этим на ALiveSATA2-GLAN c 955 феномом, там все работало, правда, через TDMA, а не DDMA
     
  21. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.902
    Вероятно, это проблема конкретной звуковой и конкретного чипсета. Я весной раздобыл сборку на ASRock K7S8X R3.0, пощупать Атлоны и SIS - заполнить пробелы, так сказать. Но с ESS Solo-1 было то же самое, хотя на Вогонсах считают южник 963L последним поддерживающим DDMA у этого производителя чипсетов (один юзер также упомянул, что у L-версий есть свои проблемы в ДОСе). Отложил пока в сторону, потом ещё раз попробую их подружить.

    Использование одного прерывания AGP и PCI слотами у меня всю дорогу прекрасно работало на i815, но кто его знает, как у SIS это реализовано.

    P.S. Проц (Athlon XP 2400+ Thorton) для тестов замедлял до 900 Мгц по шине, по идее этого должно быть достаточно, чтобы исключить скорость как возможную причину.
     
    Последнее редактирование: 1 сен 2021
  22. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.397
    Если там действительно мешает ром сетевой, то можно его вырезать или залить биос от аналогичной платы без L
    У меня есть еще GA-8STXC
    SiS 645DX Host/Memory controller
    SiS 962L MuTIOL Media I/O
    Попробую на ней по свободе.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление