1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.326
    @Revolter, так бы и сделал, если бы unisound правильно регулировал громкость FM на ESS. Но она меняется только в параметрах unisound, а фактически остаётся всегда максимальной. Поэтому приходится использовать фирменные программы ESS.
     
  4. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    Юр, купи на али фильтр шума, если карты у тебя шумные. Я подключил к основному компу, и шума действительно меньше. Правда с тем и уровень громкости немного падает.
    Цена вопрос 150+150р
     

    Вложения:

    Yuriy_X нравится это.
  5. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.326
    @Jccwu, спасибо за наводку, обязательно закажу, в хозяйстве пригодится. Карта ESS была шумная ровно до того момента, как я выключил на ней усилитель. Теперь в целом тихая, а нормальный уровень громкости обеспечивает усилитель карты SB Live! 24bit на основном компьютере-микшере.
     
  6. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.326
    Все же оставил одну звуковуху - ES1868 с MPU-401, использующим порт 330. При наличии двух звуковух Prince of Persia воспроизводит звук (SB) через первую карту в каком-то очень низком качестве, при этом MT-32 нормально едет по 330 порту второй карты), потом секунд через 5 игра виснет. Если не инициализировать вторую карту и гнать пакеты MT-32 через первую по 330 порту, то все нормально. В общем, решил, что мне легче иметь только 330 порт и выбирать источник MIDI регулировкой ползунков громкости, чем думать, сможет ли очередная старая игра увидеть порт, отличный от 330.
     
  7. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.397
    Diamond Sonic Impact S90 стоящая карта?
    Есть ли смысл в нем, если уже есть Diamond Monster MX300 Aureal Vortex2?
     
  8. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    Играют они плюс-минус одинаково, ну или 300-я звучит чуточку ярче, так что смысла нет.
     
    radical1010 нравится это.
  9. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.397
    Что за карта? Почему на ней два чипа (ESS ES968F & ESS ES1688F)?
     

    Вложения:

  10. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.724
    @radical1010, первый за табличный синтез отвечает (General MIDI), а второй - эффекты SB и FM-синтез.
     
  11. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.326
    Необычная, не встречал такие ESS. Интересно было бы послушать её General MIDI.
     
  12. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.397
    У меня более простая карта есть на одном 1868F, она же как-то только им обходится? Стоит ли на эту ее заменить?
     
  13. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.724
    @radical1010, нет, я ошибся - у табличных синтезаторов ESS с шестёрки должны номера начинаться. А es968f добавляет поддержку PnP для es1688/es688. И, самое дурацкое - обычными драйверами-утилитами такая карта не управляется. Наверное. Я сам не проверял, но здесь люди жалуются: ESS AudioDrive Volume Settings Not Working \ VOGONS
     
    Колючий нравится это.
  14. dizzydevil

    dizzydevil

    Регистрация:
    17 фев 2009
    Сообщения:
    208
    Привет.
    Да все там достаточно просто.
    Чтобы привычные для многих утилиты начали работать,
    не нужно ES968.COM запускать как обычно нажав enter...
    Так пытаются сделать многие,
    нужно предварительно инициализировать звуковуху через config.sys,
    просто прописав DEVICE=C:\.....\ES968.COM
    Уже после этого можно запускать софт микшера и т д.
     
    TheMadLynx, Yuriy_X и Колючий нравится это.
  15. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    Она не умеет GM. Для GM одного чипа недостаточно, нужна память с банком.
    Вот такая умеет.
     

    Вложения:

    Последнее редактирование: 8 сен 2021
    Yuriy_X нравится это.
  16. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.397
    На том фото, которое я прицепил, на месте чипа для памяти припаян более мелкий восьминогий чип. Это что?
     
  17. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
  18. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.397
    Выглядит так, как будто звуковая грибами от сырости поросла.
    Это оригинальная схема или кто-то просто решил перепаять все SMD элементы на плате?

    1.jpg

    2.jpg
     
  19. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Это обычный дизайн под выводные элементы.
     
  20. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.397
    Просто интересно, вот похожая карта, но все на smd, никаких грибниц.

    3.jpg
     
  21. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Просто дизайн под разные типы элементов.
    Как раз где-то около первой половины 90-х начался переход к smd элементам.
    --- добавлено 10 сен 2021, предыдущее сообщение размещено: 10 сен 2021 ---
    Это как сейчас кто-то начнёт рассматривать материнки из второй половины нулевых и удивляться, чего это соккеты перешли на BGA монтаж и безсвинцовые припои. Просто вот так менялась вычислительная техника по различным причинам.
     
  22. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.724
    Китайцам в подвале так собирать было намного сподручнее. Конкурировать по уровню технологичности производства печатных плат они смогли с Тайванем и другими развитыми странами только в двухтысячных годах.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление