1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.397
    Последнее редактирование: 16 сен 2021
  4. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.328
    @radical1010, да, у меня оба ацтека с большинством игр работают без запуска инициализаторп. Но некоторые игры требуют, например, Кирандия 2. Попробуйте последний unisound.
     
  5. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.397
    @Yuriy_X, вот именно что unisound и пишет, что pnp карта не найдена.
    И что значит "без инициализатора"? Просто прописать "set blaster = ..." и должно работать?
     
  6. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.328
    @radical1010, Да, под фразой "без инициализатора" имел в виду, что только SET BLASTER надо прописать.

    Попробуйте этот инициализатор (файл AZTPNP.EXE в архиве).

    Команды для запуска:
    C:\DRIVERS\AZT1008\AZTPNP.EXE /D:C:\DRIVERS\AZT1008 /DEFOPT
    C:\DRIVERS\AZT1008\DOSMIXER.EXE /AUTO

    Путь к AZTPNP.CFG можно не указывать, если он в корне диска C:
    DOSMIXER.EXE необязательно запускать.
     

    Вложения:

    • azt1008.zip
      Размер файла:
      56,1 КБ
      Просмотров:
      5
  7. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.397
    Я такой у Фила на страничке скачал.
    С ним тоже выдается сообщение, что pnp карта не найдена.
    Меня еще вот этот фрагмент сбил с толку
    C:\DRIVERS\AZT1008\AZTPNP.EXE /D:C:\DRIVERS\AZT1008 /DEFOPT
    Это так и должно быть?
    Странно, что под винду драйверы тоже не становятся, хотя само multimedia device есть.
     
  8. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.328
    @radical1010, я кидал конфиг в корень и запускал инициализатор с ключом /defopt без указания этого пути. Под Windows 98 она у меня автоматом подхватилась.
     
  9. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.397
    Т.е. вариант, что либо карта у меня неисправна либо какой-то конфликт на KT133A. Попробую ее на 440BX запустить.
     
  10. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.328
    @radical1010, а при POST материнка назначает ей какие-то ресурсы? Утилита sbdetect.exe что-то видит или пишет, что звуковые карты не обнаружены?
     
  11. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.397
    Вроде назначает 10 прерывание.sbdetect пишет, что sb не обнаружен.
    Сейчас на BX уточню.
     
  12. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.328
    sbdetect должен по крайней мере сообщить, что есть какой-то саунд бластер, но ему не дали ресурсов. Если ни он, ни unisound его вообще не видят, скорее всего, какая-то аппаратная причина.
     
  13. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.397
    Нет, нету карты в POST. Хотя она pnp (написано на наклейке)
    Даже если подключить БП с белым проводом.
    Могу еще на AT блоке попробовать

    Проверил на первопне с АТ блоком, все равно не определяется. Ластиком контакты почистил, но они и так вроде красивые.
     
    Последнее редактирование: 17 сен 2021
  14. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.397
    Перепроверил еще раз на первопне с АТ блоком и свежеустановленной 98, карта не видится ни POST в PNP устройствах, ни досовскими драйверами, ни виндой через установку оборудования.
    Что еще можно сделать?
     
  15. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Внимательный осмотр на повреждения, проверка с выпайкой электролитов, осцилограф, которым можно посмотреть активность, даташит на чип, который надо будет почитать, чтобы понять, как карта инициализируется и в какую сторону ковыряться стоит. Можно ещё попробовать клокеры позаменять.
    ИМХО, если не увидишь сразу чего-то явного, и электролиты в порядке, то дальше уже сложно и имеет смысл или если тебе карта нужна, или если тебе интересно именно ковыряние паяльником.
     
    Последнее редактирование: 19 сен 2021
  16. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.397
    Осмотрел, вроде сбитых элементов не заметил, прочистил зубной щеткой со спиртом всю мелочевку. Пайка вокруг элементов окислилась, конечно. Конденсаторы на вид не пухлые. Но выпаять и проверить их можно, мне только к брату в мастерскую надо ехать, у меня такого прибора нет.
    Напряжения все необходимые (+5,+12,-5) на ISA разъеме есть. На силовой части (транзистор с винтом по центру карты) напряжение есть на крайних ножках, 5 и 12В. На MIDI 5В есть. Все микросхемы чуть нагреваются относительно комнатной температуры, чуть теплее две одинаковые микросхемы около разъема IDE (буферы, наверное)
    Кварцы стоят два на 33 и 24Гц что ли. Такие на матерях встречались?
    А пайку окисленную чем можно почистить? Зубной пастой? :)
     
  17. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Пара тех чипов - 74-я логика? Смотри, на какие ноги чипа чего идёт и ковыряй даташит на чип и логику.
    Пайку чистить нет смысла. Если там микротрещины - то перепаивать/прогревать с флюсом. Перепаивать/прогревать все соединения... Это можно, и даже помочь может (особенно если треснул какой smd элемент, без перепайки обнаружить косяк почти невозможно), но мороки...
     
  18. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.397
    https://computer-retro.de/Bilder/So...AZT2320-FCC-ID-138-MMSN853-ISA-Soundkarte.jpg

    Вот хорошее фото, только у меня еще IDE припаян и три чипа возле него, один 74LS244D, два LS245 (которые греются чуть больше других элементов, но все равно нельзя сказать, что горячие, так, теплые)
    Я так понимаю, эти чипы вообще не нужны, я не собираюсь этот IDE использовать, если дело в них, конечно.

    Карта исправная должна ведь определяться в POST как multimedia device с IRQ?
    И еще IDE контроллер, наверное. Он там был, но я в матери отключил встроенный и он пропал, так что это не тот был.

    На сам чип 2320, к каким ногам что подходит, даташит вряд ли можно будет найти.
    --- добавлено 19 сен 2021, предыдущее сообщение размещено: 19 сен 2021 ---
    Поставил тут, пока боролся с Ацтеком, универсальный драйвер unisound для pnp ISA карт. Ацтека он так и не увидел, но я решил из интереса потыкать остальные бывшие под рукой карты. non-pnp OPTI он тоже не увидел, но простенькие вроде YMF719E/ES1868F успешно увидел и сконфигурировал.
    В связи с чем вопрос.
    ES1868F орет, как резаная, очень громко, хотя и не хрипит. По-моему, на ней включен встроенный усилок. На ямахе перекидываются два джампера, стоящие рядом, в другое положение для отключения усилителя, это прямо нарисовано на плате. На ESS такого пояснения нету. Пробовал тоже перекидывать эти джамперы, unisound перестает карту видеть (может они pnp отключают?)
    Плата такая
    https://hwmuseum.pp.ua/upload/images/products/2055/img_5668.jpg
    на картинке джамперы в верхнем положении, у меня в нижнем.
     
  19. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    1868 - PnP карта. Джамперы точно отвечают за переключение усиленного и линейного выходов.
    Прозвони пины, станет понятно, какое положение за что отвечает.
     
  20. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.328
    @radical1010, у меня очень похожая карта, эти два джампера успешно включают или выключают усилитель.
     
  21. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.397
    А у кого здесь есть Dreamblaster S2P, который к LPT порту подключается?
    Он работает только c патчеными играми?
     
  22. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.724
    @radical1010, у меня нету, но да, должен работать с патчеными играми. Хотя, теоретически, могут быть и игры, где в сетапе или конфигурационных файлах возможно указать адрес параллельного порта вместо стандартных для MPU-401 330h.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление