1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.397
    Я просто думал, что достаточно прописать в автозагрузку
    SOFTMPU.EXE /MPU:330 /OUTPUT:LPT1 [/MT32]
    и General MIDI в играх будет работать.
    А оказывается, с игрой должен быть патч под MT32 или самому надо экзешник патчить при помощи S2P Patching utility, который патчит не всё.
     
  4. bl00dshot

    bl00dshot

    Регистрация:
    24 сен 2008
    Сообщения:
    1.676
    На выбор есть два ноута с такими звуковыми картами. На каком ноуте звук будет лучше в дос играх?:

    1. ESS 1988S

    2. Yamaha DS1 - XG

    И какого уровня будет (sb, sb pro, sb16)?
     
  5. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.397
    Ямаха, конечно же, из ESS после 1938S (SOLO-1) поддержку DOS уже убрали, по-моему. А у ямахи OPL3 есть.
    Хотя еще сильно зависит от того, какая аудиосистема на ноуте. Если как на тошибах, с сабом, то ямаха будет отлично звучать.
     
    bl00dshot нравится это.
  6. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.724
    Такое может сработать, но не в любых играх, так как сам SoftMPU не идеальной совместимостью обладает.
     
  7. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.397
    Попалась такая карта
    AOpen AW320 на Crystal CS4614
    https://global.aopen.com/products_detail.aspx?auno=1132
    https://www.recycledgoods.com/crystal-cs4614-cm-pci-sound-card/
    Примечательна тем, что имеет PC-PCI коннектор и заявлена совместимость с PC-PCI наряду с DDMA.
    Нашел родные драйверы VXD от AOpen
    Однако не все оказалось так просто
    Под 98 вроде бы все красиво, есть эмулятор саундбластера.
    Под DOS в автозапуск прописывается утилита, запускается и... Что она делает, остается тайной, никакой информации она не выдает и настроек не предоставляет.
    Саунд бластер, похоже, занимает стандартные ресурсы, во всяком случае, в хексенах-думах все играет и стреляет правильно.
    В некоторых играх, вроде duke3d, FX не работает, ругаясь на конфликт DMA и FM "скачет" не по тем нотам (у кристаловских чипов есть такой баг). Впрочем, последнее лечится, если выбрать Adlib вместо SB.
    НО! Карта работает через DDMA, как ее переключить на шнурок PC/PCI?
    1.jpg 2.jpg
     
  8. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.724
    Нужно искать правильный инициализатор регистров или писать свой. Вот, что об этом пишут в даташите на чип:

    cs4614_pcpci.png
     
  9. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.397
    А такой вопрос
    Есть встроенный звук alc655 + sis7012.
    Возможно ли от него добиться эмуляции soundblaster под чистым DOS?
    Я что-то смутно помню, что вроде находил какие-то сторонние драйверы и запускал, но результат меня не удовлетворил и я это дело бросил.
    Или это может у меня ложные воспоминания и то была эмуляция под Win98?

    Пробовал эту утилиту
    DOSSOUND - providing AC97 audio support for DOS
    Вроде бы поддержка заявлена, программа рапортует, что найден sis7012, но саундбластера игры не видят.
     
  10. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.328
    @radical1010, а в биосе всё необходимое включено?
     
  11. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.397
    там нечего включать, кроме enabled/disabled встроенного звука
    это тонкий клиент
    Кто-то использовал этот DOSSOUND успешно?
     
  12. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.397
    Вопрос, а на компьютерах, где нет гнезда LineIn (ноутах, например) можно юзать вместо него вход микрофона?
     
  13. Oleg Krylov

    Oleg Krylov

    Регистрация:
    7 апр 2008
    Сообщения:
    361
    Очень не рекомендую!!! Микрофон - 0.02 вольта, линейный -250-500 милливольт! (В некоторых до 700 доходит). Плюс АЧХ. P.S. Плюс на некоторых, заместо правого канала идет доп. питание для "электретных" микрофонов, обычно +5 вольт, - сожжешь выход источника.
     
    Последнее редактирование: 25 сен 2021
  14. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.397
    Имелось в виду не напрямую, а через какую простенькую схемку.
     
  15. Oleg Krylov

    Oleg Krylov

    Регистрация:
    7 апр 2008
    Сообщения:
    361
    Могу быть неправ, но по мне, придется делать нормальный пред-корректор. Простыми резисторами тут не обойтись.
     
  16. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.397
    Ключи этого CWCDOS.EXE
    /G - включение джойстика, если я правильно понял
    /K - DDMA режим
    /P - PCPCI режим
    /V информация о работе

    Вот только разницы с DDMA/PCPCI я не заметил, похоже, что все равно запускается DDMA, поскольку шнурок никак не влияет на ситуацию.
    По ключу /V выводит информацию, там все корректно, за исключением IRQ10 вместо 5. При этом игры типа думов-хексенов ругаются в сетапе, что игра не может использовать "высокие" IRQ, но с настройками IRQ5 работает нормально. DN3D позволяет выставить IRQ10, но саундбластер все равно не работает - конфликт DMA.

    И как можно задействовать на карте Line In под DOS? Он не работает под досом.
     
  17. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    у кого есть Dreamblaster X2GS? Можете записать несколько треков из игр, чтобы сравнить банки с Roland SCB-55?
    Думаю стоит ли покупать, или же там банки идентичные.
     

    Вложения:

    • Midi.rar
      Размер файла:
      78 КБ
      Просмотров:
      25
    Последнее редактирование: 2 окт 2021
  18. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.724
    Разумеется, не идентичные. Но они точно роландовские - узнаете сразу. Это, примерно, как сравнивать sc-55 и sc-8820.
    Midi.rar
     
    Последнее редактирование: 3 окт 2021
    Hustler нравится это.
  19. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    да, разное звучание.
    можно ваши файлы использовать на ютубе?
     
  20. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.724
    @Jccwu, можно. Но не поленитесь указать благодарность и поделитесь потом здесь ссылкой, когда опубликуете.
     
  21. Oleg Krylov

    Oleg Krylov

    Регистрация:
    7 апр 2008
    Сообщения:
    361
    Приветствую всех! Имеется CT4170, в просторечии SB Vibra16x. Как заставить ее встать на стандартные настройки, (220/5/1/3)? Мать - Asus VX97. Карта постоянно самостоятельно слетает на 240/10/0/1. И через биос захватывал 10 irq, и выставлял стандартные параметры через СТСМ и ICU менеджеры, 1-2 перезапуска и мы снова на тех же параметрах. В менеджерах и тестил, (все нормально) и лочил, (lock enabled) - бесполезно. Такое впечатление, что где-то прошивка взглючила и потому такое происходит. Как исправить?
     
  22. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    @Oleg Krylov, а в автоэкзеке прописан set blaster?
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление