1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    @dizzydevil, спасибо, попробую. Довольно странно узнать, что такая серьёзная на вид дурища с полноценным MPU-401 не умеет стерео. У меня ещё есть PnP 2320, не огрызок, но компактнее этой и как будто попроще обвязка. Может на ней и остановлюсь. А для самых капризных игр будет конфигурация с 486 DX2 и ESS688, вообще не требующей инициализацию.
    --- добавлено 31 окт 2021, предыдущее сообщение размещено: 31 окт 2021 ---
    Драйвер как бы устанавливается, инсталлятор прописывает в autoexec.bat переменные BLASTER и GALAXY, создаёт директорию с поддиректориями, но почему-то совершенно пустыми.
     
  4. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Достал из коробку эту PnP Aztech 2320, при детальном исследовании оказалась самым интересным претендентом в конфигурацию с AMD K6-2+. Выглядит не убого, но довольно простенько:

    upload_2021-10-31_19-44-55.png

    Как ни старался, не смог заставить эту карточку использовать IRQ=7, пришлось остановиться на 5. Также не удалось найти родное ПО под MS-DOS, которым бы можно было её инициализировать, не говоря уже о такой роскоши, как выбор удобных ресурсов. На этом её минусы для меня заканчиваются.

    Для полноценной работы достаточно прописать в autoexec.bat переменную SET BLASTER и запустить UNISOUND. И всё. Причём даже без UNISOUND карта нормально работает в большинстве игр за исключением Duke Nukem 3D и The Legend of Kyrandia 2: Hand of Fate. Без UNISOUND Дюк почему-то воспринимает MPU-401 только на порте 300 (хотя он должен быть 330), а Кирандии-2 - тишина. После запуска UNISOUND.COM указанные проблемы отсутствуют. Кстати, в Mortal Kombat речь Шанг Цунга не пропадает, что, например, характерно для всех попадавшихся мне Ямах 718/719.

    Честный OPL3 - мелочь, но приятно. Также она весьма тихая в сравнении с ESS1868, которую я использовал долгое время. Эту Aztech долго не хотел оставлять из-за невозможности использовать IRQ=7 и убрал в ящик. Теперь решил на это плюнуть, поскольку для самых старых игр, которым важно IRQ7, будет предназначаться конфигурация с 486-м процессором и не-PnP ESS688.
     
    Последнее редактирование: 31 окт 2021
  5. dizzydevil

    dizzydevil

    Регистрация:
    17 фев 2009
    Сообщения:
    208
    2320 не владел, но опять же она без фильтра низких частот,
    что заметно в большинстве игр под стандарт сб про 2.0
    Внимательнее сравнив обе карты, ты заметишь что ess звучит чуть лучше.
    Не в плане snr, а я именно про работу фильтра.
    Я в свое время в лоб сравнил почти все основные клоны сб про с оригиналом в один день.
     
    svk77 нравится это.
  6. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    @dizzydevil, а как заметить это отсутствие фильтра? Я пока не ощущаю.
    Кстати, заказал ещё две звуковушки с WT-разъёмом. Одна на базе ESS 1688, другая - на Opti 931. Обе по размеру примерно как эта Aztech 2320. Посмотрю, как они будут звучать и настраиваться.
    В идеале, конечно, Orpheus бы, но 180 евро - это перебор. :)
     
  7. dizzydevil

    dizzydevil

    Регистрация:
    17 фев 2009
    Сообщения:
    208
    Слышно разницу много где, но довольно явная она например в квесте day of tentacle.
    Я даже на простеньком тесте звука в варкрафт2 слышу.
    С одной стороны фильтр чуть режет высокие частоты, с другой
    убирает многие призвуки, которые порой ощущаются как легкие помехи.
    Например голос в сетапе варкрафт2 более четкий и без звонких призвуков.
    В квесте day of tentacle на вступительном ролике разницу еще проще уловить.
    Пробуй.
     
    svk77 нравится это.
  8. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    @dizzydevil, если слух не режет, то и ладно. Зато совместимость в порядке. Для качества у меня есть AWE64 Gold.
     
  9. dizzydevil

    dizzydevil

    Регистрация:
    17 фев 2009
    Сообщения:
    208
    У аве то самое качество в очень скромном количестве игр, когда мы говорим про sfx, а точнее стандарт SB16.
    Ведь SB PRO 2.0 распространен куда больше.
    Тут не полный список, но он достаточный, где раскрывается sb16
    A List of DOS Games with 16-Bit Sound \ VOGONS
    --- добавлено 1 ноя 2021, предыдущее сообщение размещено: 1 ноя 2021 ---
    Я конечно в своих основных системах всегда стараюсь ставить сразу оба звука, awe64+sb pro.
     
    Yuriy_X нравится это.
  10. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    @dizzydevil, и в каких карточках, на твой взгляд, лучше всего реализован SB PRO 2.0?
     
  11. dizzydevil

    dizzydevil

    Регистрация:
    17 фев 2009
    Сообщения:
    208
    ESSы все с фильтром, yamaha 715-719 где нужен мод для фильтра (но нет поддержки adpcm).
    А если необходим клон без фильтра, я скорее всего предпочел бы карту на cs4232-4237.
    Говорим в данном случае только о SFX, OPL не трогаем.
     
    Yuriy_X нравится это.
  12. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Кто-нибудь знает, для Aztech AZT2320 есть нормальный оригинальный инициализатор? Всё, что попадалось - микшер и какой-то мутная программа AZTPNP.EXE, которая запускается с параметром /D:C:\DRIVERS\AZT1008 /DEFOPT и вроде как позволяет брать настройки из файла конфига, но фактически этого не делает. Возможна, она не для этого чипа.
     
  13. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Почитать её хелп стоит. Или хотя бы доступные параметры запуска. Запустив как-то в духе "AZTPNP.EXE /H" или "AZTPNP.EXE /?".
     
    Yuriy_X нравится это.
  14. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Поиграв с этой программой, пришёл к выводу, что параметров там много, но все бесполезные. И главное то, что AZTPNP.EXE не выполняет инициализацию. Если его запускаешь с указанием местоположения файла конфига (или по умолчанию - если он в корне диска), то всё равно Дюк видит MPU-401 на порту 300, а Кирандия-2 выдаёт при запуске "Unable to load sound driver" и молчит как рыба - то же самое, что бывает, если не запускать UNISOUND.

    При запуске UNISOUND вышеперечисленные проблемы исчезают (в Кирандии-2 есть звук, а Дюк видит MPU-401 на порту 330), при этом в Mortal Kombat звуковые эффекты звучат будто с вырезанными низкими частотами. Собственно, поэтому я и задался вопросом, есть ли альтернативный инициализатор для AZT2320. Впрочем, и такой результат вполне хорош, если плюнуть на крайне капризный в части звука Mortal Kombat.

    Обнаружил, что теперь запускается CD-версия Кирандии-2 с digitized samples, отвечающими за голоса. Ранее на ESS1869 я долго и безуспешно бился над этой проблемой - игра почему-то наотрез отказывалась воспроизводить digitized samples через Sound Blaster Pro, при этом нормально играла через него sound effects и MIDI через MPU-401. С этой AZT2320 всё заработало, видимо, проблема была в какой-то несовместимости ESS1869 с Кирандией-2.
     
    Последнее редактирование: 3 ноя 2021
  15. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.399
    Попалась незадорого плата QDI Legend PlatiniX 2-A, решил купить ее из-за SB-Link.
    Пришла с процем 1.4/400/256, это, похоже, младший пень вообще под 478 сокет, заглушкой и удобным в установке кулером от Cooler Master со своей рамкой.
    Попробовал SB-Link на имеющихся у меня картах.
    AOpen AW320 на Crystal CS4614 работает, похоже, все рано через DDMA, плюс занимает IRQ10, из-за чего в ряде игр проблемы.
    TERRATEC PROMEDIA TTSOLO1-SL VER1.2 после танцев с бубном и патча PC-PCI удалось заставить работать через PC-PCI, но часть игр крашится при запуске.
    Yamaha YMF724F-V (Labway Yamaha A301-G50) тоже удалось запустить после замены пропатченого SETUPDS_ICH2 но такие же проблемы, как с ESS.
     
  16. dizzydevil

    dizzydevil

    Регистрация:
    17 фев 2009
    Сообщения:
    208
    Думаешь проблема именно в es1869?
    Возможно в самой системе или в настройке ПО.
    Дело в том что все ess которые попадались,
    очень совместимые карты, к ним крайне тяжело придраться.
    У тебя вроде бы есть es688, на ней все ок в этой игре?
    Es688 пробовал в этой же системе?
    На всякий случай напиши сюда, как ты инициализируешь 1869 юнисаундом.
    Если что я могу запустить кирандию-2, но в ближайшем компе что под рукой es688.
     
  17. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    @dizzydevil, я не менял autoexec.bat и config.sys, так всё осталось как было. Вполне возможная причина - не полностью прямые руки. :) Нужно ещё раз попробовать вставить эту ES1869. У меня есть ES688, но в этой конфигурации я пока её не пробовал, не хочу её сюда вставлять из-за отсутствия MPU-401. Карточку 1869 я инициализирую родными программами, unisound мне в этой роли не понравился - не умеет регулировать какой-то из каналов (кажется, FM), и он орёт намного громче других.
     
  18. dizzydevil

    dizzydevil

    Регистрация:
    17 фев 2009
    Сообщения:
    208
    У меня через юнисаунд на ess все каналы регулируются,
    в любом случае могу с уверенностью сказать, что если юнисаундом правильно
    поставить все переменные, то ess работает отлично.
    И даже, если действительно имеет место быть проблеме с регулировкой какого либо канала,
    ты можешь инициализировать карту через юнисаунд, а потом после добавить
    родной ESSVOL.EXE с нужными параметрами громкости.
    Часто встречал, когда пишут что юнисаунд что то инициализирует не так,
    но в основном люди даже ридми не читают, просто запустили unisound и понеслась,
    какие существуют ключи к данной проге, большинству пофигу, а от этого чаще всего и появляются проблемы.
     
  19. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    @dizzydevil, понял, буду иметь в виду. Но точно помню, что громкость параметров в унисаунде прописывал правильно, всё работало нормально, кроме канала FM. Он жил своей жизнью и орал всегда одинаково громко, независимо от того какой уровень отображал unisound. Тогда я стал завышать другие параметры, чтобы выровнять их с FM, и уменьшил общий уровень громкости, но нужного мне результата это не дало. В итоге решил, что лучше буду использовать родные инструменты, с ними сразу всё стало хорошо.
     
  20. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    @dizzydevil, с ES1869 голоса в Кирандии-2 есть, значит я тогда что-то недонастроил. Обвинения в её адрес сняты. :)
     
  21. dizzydevil

    dizzydevil

    Регистрация:
    17 фев 2009
    Сообщения:
    208
    ok, хорошие новости, да и карта неплохая, если не заморачиваться на тру опл
     
  22. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Я уже не в первый раз намереваюсь её поменять на что-нибудь более серьёзное. И каждый раз возвращаю обратно, потому что "более серьёзные" карточки имеют для меня больше минусов.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление