1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. dizzydevil

    dizzydevil

    Регистрация:
    17 фев 2009
    Сообщения:
    208
    Да ess в свое время считались ширпотребом,
    но именно в ess подошли очень тщательно к поддержке основных фишек SB PRO.
    Можно придраться к тому что после 688 модели, ess начали продвигать свой ESFM,
    но это действительно лучший оппонент ямаховскому OPL (я не говорю про клоны OPL от ямахи 1:1), ESFM пожалуй единственный от которого не режет уши и звучит он не менее интересно, просто иначе, да не так как ямаховский.
    А ведь клонов с поддержкой adpcm и фильтром низких частот вроде бы больше и нет,
    если кто-то знает другие, поправьте.
     
    Goblinit нравится это.
  4. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Залез в коробку со своими звуковушками, в основном купленными по 100-150 рублей про запас, нашёл там ещё пару ESS 1868/1869. Вот эта 1868 стоит у меня вместе с Yucatan FX, по шумности вполне неплоха:

    upload_2021-11-3_22-15-34.png

    Не знаю, кто её делал. Вид, конечно, бюджетный, поэтому всё время тянет её поменять на что-то другое.

    А вот такую 1869 откопал сегодня:

    upload_2021-11-3_22-17-16.png

    Удобно, что у неё разъём для дочки повёрнут на 45 градусов, в результате дочку не надо загибать в направлении платы, чтобы она не упиралась в соседний разъём ISA. В целом почти никакой разницы с верхней, только чуть шумнее.

    Интересно, чипы 1868 и 1869 чем-то отличаются или между ними никакой разницы?
     
    Последнее редактирование: 3 ноя 2021
  5. Oleg Krylov

    Oleg Krylov

    Регистрация:
    7 апр 2008
    Сообщения:
    361
    Действительно, насколько выяснил, 688 и 1868 - те же "яйца", только одна PNP, другая нет. SB PRO 2 (new) подменяли просто прекрасно. А вот насчет OPL, (извиняюсь, как-то толком не запомнилось), но помню, что под Win, мидяшники звучали по-другому, более приятно, что-ли (imho).
     
  6. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.399
    По-моему, моно/стерео, только не помню, к чему оно относилось, к бластеру или OPL

    Раздобыл еще PCI ALS4000. Она чуть уже стандартной PCI звуковой карты (не низкопрофильной) и, в принципе, лезет в мой корпус. Ее получится завести, если чипсет (SIS964) не поддерживает DMA? Пока не взлетела, только FM. SOLO-1 в DDMA работает нормально.
     
    Последнее редактирование: 3 ноя 2021
  7. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    У 1869 встроено "расширение стереобазы", которое на некоторых 1868 реализовывалось отдельно. На ST1868 на фото выше не распаяна именно эта реализация расширения стереобазы, если ничего не путаю.
    По сути дополнительная хардварная обработка стереосигнала (ЕМНИП, на 1869 отключаемая).
    --- добавлено 3 ноя 2021, предыдущее сообщение размещено: 3 ноя 2021 ---
    688 и 1868/9 различаются по куче моментов.
     
    Yuriy_X нравится это.
  8. dizzydevil

    dizzydevil

    Регистрация:
    17 фев 2009
    Сообщения:
    208
    Зачем гадать, когда я уже скидывал на этом форуме все отличия карт ESS
    ISA Audio
     
    Yuriy_X и Колючий нравится это.
  9. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    Из того, что нет в этой таблице: максимальная частота дискретизации 48 кГц у 1869 против 44.1 кГц у 1868.
     
    Колючий нравится это.
  10. Oleg Krylov

    Oleg Krylov

    Регистрация:
    7 апр 2008
    Сообщения:
    361
    Откуда такая инфа? Смотрю даташит - нет этого! Единственно, что отличает - железная поддержка, (даже не ADPCM, а ESPCM!) А насчет дискретизации - цитирую: "Programmable sample rates from 4 khz to 44,1 khz for record and playback" Насколько мне помнится, единственная ISA звуковая поддерживала 48 - это GUS. Даже "Овечка" этого не могла...
    Sorry!!! С 68 попутал!!! Был неправ, вспылил!!! Есть такое - 48 khz... Плюс 3D - читай расширенная стереобаза. Еще раз извиняюсь!
    --- добавлено 4 ноя 2021, предыдущее сообщение размещено: 3 ноя 2021 ---
    Не заморачивайся! Нужна совместимость? - AWE32 - 64. Нужна больше для музыки - GUS. Все остальное от "лукавого" (imho).
     
  11. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Не сказал бы, что у AWE с совместимостью идеально. Есть немало игр, которые поддерживают General MIDI, при этом не знают о существовании AWE32 (из известных - The Legend of Kyrandia 2, Lands of Lore, Dune II). Костыль AWEUTIL далеко не всегда работает правильно, тут как повезёт. На одной конфигурации с AWE64 и MS-DOS вторая Kyrandia нормально работала в General MIDI, на другой вылетала через несколько секунд с момента начала игры. Мне кажется, максимум игр, использующих MIDI, охватит ESS1868/1869 с любой дочкой, хотя бы самым дешёвым Dreamblaster.
     
  12. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.399
    А как насчет ESS1868/1869 vs YMF718/719?
     
  13. Oleg Krylov

    Oleg Krylov

    Регистрация:
    7 апр 2008
    Сообщения:
    361
    Странно, но но у меня Дюна 2 на AWE64 (не Gold), нормально идет. Правда голоса, fx,- не придерешься, а вот музыка - OPL-овская. Ну тут ничего не сделаешь. Если выбираешь SB Compatible - соот-но получаешь OPL музыку. Выбираешь MT-32, - Неплохая музыка, но нет речи и не очень эффекты. Попробую сегодня еще Кирандию и Лоре. Потом отпишусь. У меня самого была Edison Gold 16 (ess688)+Yamaha 50 (дочка). Хорошая была связка! Потом поменял на Гуся Мах. P.S. Dune II - английская, (осталась с тех времен).
     
    Последнее редактирование: 4 ноя 2021
  14. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Ямаха очень хороша, я у неё нашёл только один недостаток - в первом Mortal Kombat после первого раунда пропадает голос Шанг Цунга. Причём эта проблема присутствует на всех без исключения Ямахах 718/719, которые мне попадались, включая встроенную в ATX материнку с Socket7.

    Кстати, за 4 года ретролюбительства я встретил не так уж много звуковушек, которые бы вообще без проблем воспроизводили звук в Mortal Kombat. В основном есть какие-то недочёты, например:
    • на ESS 1868/1869 и SB16 некоторые звуки ударов воспроизводятся то через PCM, то через FM-синтез, звук удара по плите в мини-игре между раундами (где надо разбивать сначала деревяшку, потом камень, потом металл) слышен не всегда.
    • на Yamaha 718/719 пропадает голос Шанг Цунга;
    • на Aztech AZT2320 неестественно растянутый звук гонга при появлении экрана выбора бойца и звуки ударов/криков с будто вырезанным низкочастотным диапазоном.
    --- добавлено 4 ноя 2021, предыдущее сообщение размещено: 4 ноя 2021 ---
    OPL понятно, что работает, куда же он денется. Я имел в виду, что таблично-волновой синтез недоступен. С AWEUTIL режим Sound Canvas либо не пробовал либо не заработало.
    Имеете в виду DB50XG?
     
  15. Gamecollector

    Gamecollector

    Регистрация:
    23 сен 2016
    Сообщения:
    2.410
    Нет у AWE нормальной совместимости с GM. И даже разъём для дочерних плат выпилили почти со всех вариантов AWE... Creative = рукижопы.
    Как итог -- не особо их 620-й порт взлетел. Печаль-беда-огорчение... Ну, хоть драйверы под AIL и HMI родили, и то хлеб.
    Про AWEUTIL /S /EM:GM без мата вспоминать не получается, так что промолчу...
     
    Yuriy_X нравится это.
  16. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Когда купил первую дочку (Dreamblaster X2), задался целью найти добротную звуковуху с разъёмом WT и низким уровнем шума. Выбор пал на распространённую ASUS I-A16C (Vibra16), которая сделана весьма качественно, работает без инициализации, сильно не шумит. Казалось бы, хороший выбор. Но почти сразу понял, что у неё всё плохо с General MIDI - в одних играх зависают ноты, в Duke3D музыка загружается секунд 20. Говорят, есть какие-то редкие SB16, которые нормально дружат с дочками, но что-то у меня нет никакого желания их искать и проверять на отсутствие глюков.
     
    Последнее редактирование: 4 ноя 2021
  17. Oleg Krylov

    Oleg Krylov

    Регистрация:
    7 апр 2008
    Сообщения:
    361
     
  18. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    И как эта связка работает, требует SoftMPU? У меня тоже есть Gold-16 на ESS688, но я даже не пытался на неё вешать дочки Yucatan FX и Dreamblaster X2 из-за отсутствия поддержки MPU-401 у чипа 688.
     
  19. Oleg Krylov

    Oleg Krylov

    Регистрация:
    7 апр 2008
    Сообщения:
    361
    Не могу точно сказать, поскольку данной связкой пользовался на 486, в основном в ДОСе. А там проще, если возможно, через установку - разделяешь карты. Т.е. звуки через SB Pro или SB16, а музыку - либо через MPU, либо через GM...
     
  20. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.330
    Конкретно Yamaha DB50XG работала в играх под MS-DOS в режиме General MIDI? Все или с какими-то были нюансы?
     
  21. Oleg Krylov

    Oleg Krylov

    Регистрация:
    7 апр 2008
    Сообщения:
    361
    Точно не помню, (все-таки середина 90-х), но ньюансы были. Могу врать, (а проверить сейчас нет возможности), В Descent (1;2?), CyberMage, и гонки еще какие-то, плюс некоторые игры, (специально начну вспоминать - не вспомню!). Там иногда заместо Ямахи звучал OPL, а иногда музыки вообще не было! И под винду тогда нашел файлы midiset 3 штуки. Если не изменяет память: gm_on.mid, xg_on.mid, xg_reset.mid. (Последний помогал при "зависшей" ноте.) P.S. Очень понравилось звучание в Magic Carpet 2! Миди звучало просто великолепно!
     
    Последнее редактирование: 4 ноя 2021
    Yuriy_X нравится это.
  22. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.399
    А что за карта? В смысле, какой производитель? Вроде явно не терратек и не лабвей, но с гребенкой WT

    solo1.jpg
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление