1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.402
    Короче, вот из-за этого вылетает Дюк на высоких разрешениях, не запускается выше 800х600

    DEVICE=C:\WINDOWS\EMM386.EXE, если ее удалить, все запускается.

    Сама звуковая карта здесь не при чем, ее можно хоть вытащить и удались все ссылки на драйверы в autoexec.bat.

    800*600, APINIT, FX=SOUNDSCAPE, FM=SOUNDSCAPE - вот так работает.
     
    Yuriy_X нравится это.
  4. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    869
    @radical1010, поздравляю. Надо будет записать.

    Я пользовался драйвером с этого образа:
    Creative Ensoniq AudioPCI (Creative Technology) (1713310668)(1998) : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive
    из каталога .\win95\ENGLISH\RELEASE\FLOPPY\
    Устанавливал под Win98SE. При этом установился драйвер для DOS.

    \EAPCI
    INITAP.BAT - командный файл загрузки драйвера. Может быть образцом для внесения изменений в AUTOEXEC.BAT для автоматической загрузки драйвера при запуске системы.
    AUDIOPCI.BIN - требуется для APLOAD.EXE.
    APINIT.COM - ENSONIQ AudioPCI Initialization Driver, Version 2.37.
    APCONFIG.EXE - ENSONIQ AudioPCI(TM) Configuration Utility, Version 2.16.
    APLOAD.EXE - требуется для APINIT.COM.
    APMIXER.EXE - ENSONIQ AudioPCI(TM) Mixer Utility, Version 2.22.
    APTEST.EXE - ENSONIQ AudioPCI Digital Audio/MIDI Test
    DOS4GW.EXE - DOS/4GW Protected Mode Run-Time Version 1.95
    MT32.EXE - ENSONIQ AudioPCI(TM) MT-32 Mode Select Utility, Version 1.20
    \WINDOWS
    SNDSCAPE.INI - конфигурационный файл драйвера.
    \WINDOWS\SYSTEM
    Банки инструментов.
    Путь до одного из банков инструментов должен быть указан в SNDSCAPE.INI.
    DEFAULT.ECW - Copyright © 1996, ENSONIQ Corp 1MG18.ECW
    EAPCI2M.ECW - Copyright © 1996, ENSONIQ Corp 1MG18.ECW
    EAPCI4M.ECW - Copyright © 1996, ENSONIQ Corp 2MG19.ECW
    Примечание: отдельно загружается EAPCI8M.ECW
     
  5. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.402
    @Strannik_, попробую еще этот драйвер на 865 чипсете начисто установить из-под винды, до этого я просто прописывал конфиги вручную, загрузившись command prompt only.
    Аналогично поступал и с креативовскими драйверами.
    С банками меня удивило, что двухмегабайтный звучит приятнее четырех и, тем более, восьмимегабайтного, вроде как должно наоборот быть. Восьмимегабайтный явно на слух содержит больше голосов полифонии, но звучит как-то совсем неестественно.
    Никаких альтернативных банков больше нет для этой карточки?
     
  6. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    869
    @radical1010, попробуйте банки ECW из комплектов драйверов SB Live/Audigy.

    Кстати, в образе по ссылке выше в каталоге Docs находится подробное руководство. Включая установку и настройку драйвера под DOS. На английском, к сожалению.
     
    Последнее редактирование: 15 янв 2022
  7. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.402
    Под 98SE с того образа драйверы на мою карту не ставятся. Не находится карта энсоника. Что, в общем, и логично, потому как у меня карта от креатива, видимо, ID оборудования не тот.
    Про установку дос драйвера почитаю.

    Кстати, раз уже мы заговорили о лайвах и аудиджи, какие модели из них можно рассматривать в качестве карточки под DOS?
     
  8. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    869
    @radical1010, на мой взгляд Live!/Audigy примерно одинаковы (пусть простят меня аудиофилы, различающие разницу в несколько процентов искажений гармоник, шума и смешивания каналов на бытовых колонках/наушниках).
    Самый большой минус для DOS-игр - передискретизация для близких частот. Можно сказать, что данный минус присущ всем картам, совместимым с AC97, по определению. Сам я такое не слышу (или плохо слушаю), зато вполне себе могу представить и посчитать погрешность формулами. Фактически, при чистой синусоиде на входе на выходе получается нечто, размазанное по всему спектру частот.
    Второй минус - подключение внешних MIDI устройств. Если таких не используете, то и проблемы нет.
    Самый большой плюс - возможность подключения к внешнему усилителю через SPDIF. Подобрать качественный усилитель и колонки намного эффективнее замены операционного усилителя на карте.
    Offtop
    Вот тут должен по идее проявиться самый большой минус если бы не проблема найти карту без передискретизации в DOS и поддержкой SPDIF. Без поддержки SPDIF аналоговые шумы выходят на передний план

    Второй плюс - Multichannel DOS mixer (Soft - Микшер под DOS, Multichannel DOS mixer for DOS sound builds v0.49 for Live, v1.01 for Audigy \ VOGONS).
    Модели различаются по разъемам и блокам контактов. Вот тут уже стоит смотреть по применению.

    Audigy 2 (пока) ограничен отключенным в DOS входе CD-Audio. Hard - Звуковые карты для DOS

    Особняком стоит Audigy SE (SB0570) (и другие аналогичные, если найдутся) - абсолютно непригодная для DOS-игр карта. Hard - Звуковые карты для DOS


    Лучше всего, пожалуй, в этом вопросе разбирается @LANRUS. И он может сказать, что я в корне не прав. =))
     
    MAN-biker нравится это.
  9. Oleg Krylov

    Oleg Krylov

    Регистрация:
    7 апр 2008
    Сообщения:
    361
    To radical1010 Не, не выйдет. У меня 2 таких, разные. Одна СТ4ххх, (перемаркированный ES1373), второй CT5880, тоже что-то из этой серии. Так вот, при любой конфигурации менеджеров памяти, через любую инициализацию самой карты, пытаясь менять ее настройки, некоторые игры все равно не идут! (Dungeon Keeper, например). Либо виснут, либо вылетают, либо уходят на перезагрузку. P.S. Тут кстати проскакивало что и карта и SB эмуляция на одном IRQ, - лажа все это! В этом случае она не инициализируется, да и в описалове сказано, что "IRQ card cannot be same SB emulation IRQ..." P.S.S Мне звук больше понравился у первой, (ближе к оригиналу) и на ней же звучание миди, хотя все ставилось с одного и того же диска "Sound Blaster Audio PCI 128". P.S.S.S. Все происходило в чистом DOS 6.22
     
    Последнее редактирование: 16 янв 2022
    Goblinit, MAN-biker и radical1010 нравится это.
  10. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.402
    @Oleg Krylov, о, вот DK первого надо попробовать еще.
    Но сама карта мне нравится, как звучит, особенно двухмегабайтный банк, как не странно. Играет громко и чисто, хотя усилок у меня вроде перемычками выключен. Плохо только у нее совместимостью из-за менеджера памяти. Вот у меня и была мысль использовать какую-то другую карту там, где эта лагает.
     
  11. Oleg Krylov

    Oleg Krylov

    Регистрация:
    7 апр 2008
    Сообщения:
    361
    В DK вылеты и при установке саунда и при запуске самой игры. Даже звуковой конфиг ручками правил, - без разницы. Вставляю ISA-шную - пожалуйста!
     
    MAN-biker нравится это.
  12. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    А если
    DEVICE=C:\WINDOWS\EMM386.EXE NOEMS
    ?
     
  13. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.402
    Я выше уже давал содержимое CONFIG.SYS И AUTOEXEC.BAT, которое требуется для работы этой звуковой

    DEVICE=C:\WINDOWS\HIMEM.SYS
    DEVICE=C:\WINDOWS\EMM386.EXE NOEMS NOVCPI
    DOS=HIGH,UMB

    SET BLASTER=A220 I5 D1 T2
    SET SNDSCAPE=C:\EAPCI
    C:\APCI\APINIT.COM
    C:\WINDOWS\SMARTDRV.EXE

    кроме смартдрайва, наверное, но он был просто уже прописан в конфиге драйверов
     
  14. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.734
    Не, это как раз вариант для курильщика - в таком обрезке даже FM-часть работать не будет. Для специального OPL4 разъёма со всем рабочим функционалом нужна, хотя бы, такая:
    Shuttle HOT-243Y.png

    А если не хочется слушать стрёмный 1 МБ банк инструментов в миди-режиме, то придётся поискать вот такую с двухмегабайтным банком:
    x711716373.1.jpg
     
  15. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    вы это сейчас серьезно или прикалываетесь? Абсолютно одинаковые карты с разным расположением компоновки.
     
    Последнее редактирование: 21 янв 2022
    MAN-biker и TheMadLynx нравится это.
  16. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.734
    Разные. На PT-2030 с вашей картинки нет ямаховского ЦАПа, который необходим для работы FM-синтеза в YMF704C.

    Посмотрел внимательно - действительно, ЦАП есть и на показанном у вас варианте, просто с гораздом меньшим количеством выводов. Значит ФМ должен звучать и в этом варианте.
     
    Последнее редактирование: 21 янв 2022
    MAN-biker и Колючий нравится это.
  17. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.439
    Они функционально полностью совместимы? У ямаховского заявлены постфильтры и буффер, не только ЦАП. Мне попадались заявления (без примеров, естественно), что нормальный ямаховский FM синтез можно получить только с ямаховским же ЦАПом. Есть, конечно, подозрения, что разницу нужно будет внимательно выслушивать, но примеров сравнения не видел.
     
  18. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.734
    @Колючий, те заявления для OPL2 и его ЦАПа справедливы - там небольшая аналоговая цепь участвует в цифро-аналоговом преобразовании и особый тип преобразования бит с расширением динамического диапазона. У OPL3, в том числе и в том, что внутри OPL4, на выходе обычный дельта-сигма ЦАП с цифровым же фильтром внутри.
     
    MAN-biker и Колючий нравится это.
  19. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.402
    А подскажите
    наткнулся на такой обзор
    Звуковая карта со встроенным радио MediaForte Quad X-TREME SF256-PCP-R
    заинтересовало вот что:

    Мы проигрывали MIDI как при помощи встроенного 64-голосного, так и при помощи софтварного синтезаторов. В стандартном режиме MIDI немного хуже по звучанию, чем AWE32. И хотя Yamaha славится своими инструментами и качеством MIDI, но в этом я убедился на ни одном десятке файлов. Конечно, лучше, чем OPL3, но хуже WaveTable. Совсем другое дело с S-YXG50. Для тестирования была выбрана максимальная полифония 512 голосов, максимальная загрузка процессора - 90%. Все установки были поставлены на максимум. Если слушать обычные General MIDI, то тут ситуация улучшается, и качество уже можно сравнивать с AWE64 от Creative. Но всё равно хуже.

    Другое дело - XG. Этот стандарт MIDI проигрывался намного качественней, чем General MIDI. И AWE здесь уж не угнаться. Но, по-прежнему, многие инструменты сделаны откровенно плохо. Отвратительное звучание этих инструментов поганило мелодию в самые прекрасные моменты, когда музыка так и льётся из колонок. И это портило всё впечатление.

    Они здесь имели в виду под S-YXG50?
     
  20. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.734
    Надо полагать, да. Но вообще, обзор - чепуха, особенно в части обсуждения миди. Загрузите одинаковые банки в любую из упомянутых карт - все будут одинаково звучать (с поправкой на дефолтные настройки реверберации и хоруса). Софтовый синтезатор грузит ЦП, хардварный - нет. Вот и вся разница для миди. Сравнивать дефолтные банки разных производителей по звучанию можно, но об этом стоит именно в таком ключе и писать: "банк 4 МБ ауреала крут, а 4 МБ аве64 - шляпа", например. Без привязки к конкретной звуковой.
     
    MAN-biker и Goblinit нравится это.
  21. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.402
    Я немного не то хотел спросить. Вот эти все XG и General MIDI в обзоре этой карты - чисто программные и под винду? Под DOS она только OPL3 умеет?
     
  22. Mihalych_9743

    Mihalych_9743

    Регистрация:
    24 май 2008
    Сообщения:
    259
    Добыл себе аж две Sound Blaster 16: CT2230 и CT2740.
    С обоими проблема, или я чего не знаю про них. Есть ли у них в принципе поддержка MIDI через гейм-порт?
    В DOS по MIDI передаётся какая-то каша, Falcosoft MIDI Player сначала начинает играть нужный трек, потом идёт какофония из забитого в неё плейлиста и того, что передаётся по MIDI-кабелю. В WIndows 98 среди MIDI-устройств появляется только Creative Music Synth [220], который OPL3. Что тоже странно, и выходит, что драйвер MPU-401 от Креатива попросту отсутствует.
    Проверял перемычки на обоих карточках - проставлено согласно табличке от Фила https://www.philscomputerlab.com/up...per_settings_of_sound_blaster_audio_cards.pdf что MPU-401 эмуляция включена, MIDI-порт включен.
    Сам переходник нормальный - пробовал на AU8810 и на ESS ES1868, никаких проблем, ни в DOS, ни в Win98.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление