1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.734
    У меня не было опыта общения с ФортеМедиа картами, поэтому скажу, что известно из третьих рук. Миди там должно быть и программное, и аппаратное, но только под винду. В ДОС - просто выход MPU-401 совместимый на внешний синтезатор. Эти PCI-карточки можно считать по своему уникальными, так как в ДОСе на них можно настроить SB16 звук, но эмуляция OPL FM отсутствует вообще (в т. ч. и в винде).
    По заявленным симптомам я всё-таки склоняюсь к некачественному переходнику. Дело в том, что на выходе из гейм-порта сигнал имеет цифровые уровни UART - сигнал передаётся напряжением и рассчитан на высокоомную нагрузку, а МИДИ-кабелю на вход должен приходить сигнал по токовой петле - требуется заметный ток, а не напряжение. Поэтому просто слепить проводами и/или резисторами переходник из гейм-порта в DIN5-MIDI нельзя. Если у звуковой карты достаточно мощные по току UART-драйвера, то будет "на халяву" работать. Но это небезопасный для неё режим. В большинстве же случаев вместо данных будет каша. Проблема должна решится качественным активным переходником с DB15 GamePort на DIN5 MIDI, который содержит транзисторную схему для организации токовой петли. Напряжение питания такого переходника 5 В обычно берут с того же порта.
     
    MAN-biker, Mihalych_9743 и Goblinit нравится это.
  4. Mihalych_9743

    Mihalych_9743

    Регистрация:
    24 май 2008
    Сообщения:
    259
    Переходник, если что, вот этот https://aliexpress.ru/item/32917493...179253&spm=a2g39.orderlist.0.0.61a54aa6xWAcqJ
    Получается у ESS ES1868F более мощный UART-драйвер?
     
  5. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.734
    @Mihalych_9743, так там разъём на винтах разборный - можно открыть и посмотреть, есть ли активная схема на транзисторах внутри. Скорее всего, нет.
    --- добавлено 23 янв 2022, предыдущее сообщение размещено: 23 янв 2022 ---
    Это не только от чипа зависит, а ещё и от обвязки на самой плате, которую реализовал разработчик. Выходы UART могут быть подключены напрямую в главный чип, а могут идти через дополнительный буфер - во втором варианте тока может хватить. Но, как ранее писал, это не нормальный режим работы. Для нормального нужен преобразователь сигнального напряжения в ток. Например, на биполярных транзисторах.
     
    MAN-biker, Mihalych_9743 и Колючий нравится это.
  6. Gamecollector

    Gamecollector

    Регистрация:
    23 сен 2016
    Сообщения:
    2.410
    Правильный переходник с DA-15 на DIN гальваническую развязку содержит. Без неё подключать что-то к MIDI-OUT/IN -- ой, чревато...
     
    Goblinit, MAN-biker, Mihalych_9743 и ещё 1-му нравится это.
  7. Mihalych_9743

    Mihalych_9743

    Регистрация:
    24 май 2008
    Сообщения:
    259
    Да, там транизисторами и не пахло.
    --- добавлено 23 янв 2022, предыдущее сообщение размещено: 23 янв 2022 ---
    И всё же уточняющий вопрос по поводу работы в винде 98 - в списке MIDI-устройств разве не должно появиться что-нибудь вроде Creative MPU-401? Music Synth это только OPL3, а если подключен MIDI-кабель или дочерняя плата, что делать? Драйвера я перебрал - не появилось.
     
  8. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.734
    @Gamecollector, так и есть, но оптопару по стандарту MIDI на стороне приёмника ставят. Как я понял, здесь задача подать MIDI на внешний синтезатор, а значит со стороны звуковой достаточно будет минималистичной схемы с двумя инверторами и резистором 220 Ом (всё последовательно):
    midi-out-interface-circuit.png

    Здесь ещё один резистор добавили для ограничения тока по 5 В, но, скорее всего, 5 В в кабеле вообще будут не нужны, если на втором конце преобразователь MIDI-USB, например - он питание от USB берёт.
    --- добавлено 23 янв 2022, предыдущее сообщение размещено: 23 янв 2022 ---
    CT2230, например, не поддерживает PnP, поэтому драйвера ей нужны соответствующие. MPU включается и отключается одной перемычкой MPUEN. При включенном положении установка драйверов из сетапа криатива (не через диспетчер устройств) должна определить все включенные элементы (джойстик, MPU, CD-порт).
     
    Gamecollector нравится это.
  9. Mihalych_9743

    Mihalych_9743

    Регистрация:
    24 май 2008
    Сообщения:
    259
    DIAGNOSE.EXE определял MIDI-out на 330 порту, MPUEN перемычка стоит. Да и как уже сказал - в досе карточка пытается передать данные через порт.
     
  10. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.734
    Я могу лишь ещё более прямо ответить на поставленный вопрос: должно. Если нету, значит что-то не так с драйверами или процессом их установки. Процедура установки драйверов описана в ридми в комплекте с родными драйверами, которые можно скачать с официального сайта криатива (да, там есть драйвера для старых карт, как для разных виндов, так и под дос). Так как карта не PnP, то можно удалить все связанные с ней сейчас пункты из диспетчера устройств, перегрузиться - ничего нового винда сама обнаружить не должна. Запустить виндовый сетап родных драйверов и подождать предложения перезагрузки. И вот уже после перезагрузки должен быть обнаружен MPU-401.
     
  11. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.401
    Именно как SB16 не знаю, как настроить, если выбрать в игре SB16 or AWE32, то звук есть.
    А FM синтез под DOS там вполне есть. Не скажу, насколько он аутентичен, но звучит вроде правильно.
     
  12. Gamecollector

    Gamecollector

    Регистрация:
    23 сен 2016
    Сообщения:
    2.410
    А, кстати, Creative Game Port есть?
     
  13. Mihalych_9743

    Mihalych_9743

    Регистрация:
    24 май 2008
    Сообщения:
    259
    Не обратил внимание, вроде и не было, кстати.
     
  14. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.734
    Тогда я её с чем-то ещё перепутал, извините.
     
  15. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Скажите, вот такой схемы достаточно чтобы тупо с "геймпорта" вывести МИДИ на внейшний синт, к примеру, Roland SC-55mkII?
    Я вообще "напрямую фтыкал" , всё работало, но стрёмно, да... Хотелось бы "по уму", но максимально попроще спаять. Только МИДИ-выход (вход не нужен).
     
  16. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.734
    @MAN-biker, достаточно. Подобная схема описана в официальной спецификации стандарта MIDI.
    MIDI_Hardware.png
     
    Колючий, MAN-biker и Gamecollector нравится это.
  17. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.688
    D0A346FD-046C-472F-8A96-0A23D4967170.jpeg

    Господа, помогите с неймингом :)

    В ноуте стоит Yamaha DS-XG с чипом YMF754-R. Что такое DS-XG, а что такое YMF754? А R что означает?

    Столкнулся со странной историей. Стоят VxD дрова и я запускаю Thief II с EAX. Игра в рандомные моменты просто перезагружает 98ю винду. Я уже голову сломал что это было и только 1 раз он выдал синьку, по которой я опознал что проблема в звуке. Выключил EAX и все стало хорошо.

    Кстати, по-моему, если поставить WDM дрова то EAX пропадает.

    Или мне в виндовые звуковухи писать?
     
    Последнее редактирование: 24 янв 2022
  18. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    869
    @vorob,
    DS-XG - серия (семейство) микросхем, включающая в себя: YMF724 (DS-1), YMF738, YMF740C (DS-1L), YMF744B (DS-1S), YMF754 (DS-1E).
    Соответственно, YMF754 - микросхема серии DS-XG.
    YMF754-R - исполнение YMF754 в корпусе 128-pin LQFP 0.4mm pin pitch (квадратный).
    YMF754-R datasheet
    Yamaha YMF7xx - Wikipedia
     
    bvedargh, TheMadLynx, Колючий и ещё 1-му нравится это.
  19. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.688
    Тут в соседней теме такое дело всплыло. Ноут, саунд бластер в одной модели жестко сидит на irq 5, а в другой на 7. Это хоть на что-то влияет? Я вроде во всех играх в настройках видел опцию 7, значит нет разницы? В беседе упоминались лемминги.
     
  20. Gamecollector

    Gamecollector

    Регистрация:
    23 сен 2016
    Сообщения:
    2.410
    Есть некоторое количество игр, в которых звуковой драйвер для SB-совместимых жёстко привязан к IRQ7. Названия не вспомню, давно было.
    Имхо -- для такого DOSBox есть если что...
     
    MAN-biker нравится это.
  21. alfy

    alfy

    Регистрация:
    2 мар 2013
    Сообщения:
    220
    List of SB games that require IRQ 7? \ VOGONS
     
    MAN-biker и vorob нравится это.
  22. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Весьма бестолковый тред на вогонсе, ибо там в итоге наковыряли "полторы игры". Надо свою таблицу делать, по-уму. Хотя мне лично она нафиг не нужна, по причине того, что я искрене недоумеваю в чём вообще проблема ВСЕГДА с картами семейства SB использовать 220\7\1 и забыть про возможный геморрой?!
    А если у вас и другие карты присутствуют, то им уже назначайте "любые" другие значения на выбор. На кой чёрт упираться и пытаться использовать IRQ5 (если это не "клиника", как в случае с редчайшими экземплярами ноутбуков, жестко зашитых на другое IRQ)?
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление