1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.401
    А что скажете про такие карты?

    zvukovaja_karta_isa_edison_gold_16.jpg


    5dd7993b846e86cad7964ab9eec62f77.jpg
     
    unp нравится это.
  4. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    @radical1010, первая мне нравится, она намного качественнее сделана, чем бюджетные огрызки на базе ES1868/1869. Имею такую же, только без наклейки Edison Gold-16, расположение элементов идентично. Использую в конфигурации с 386DX. Мой экземпляр шумит несильно, даже при использовании встроенного усилителя. И она не-PnP, соответственно, не требует запуска никаких инициализаторов - достаточно переменной SET BLASTER в autoexec.bat. Минус - не поддерживает MPU-401, соответственно, дочки работают с костылями типа SoftMPU и не везде (я не пробовал).
     
  5. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.401
    Та уже pnp, судя по не распаянным перемычкам, отвечающим за ручную настройку.
    А что касается инициализатора, то чем unisound плох?
     
  6. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    @radical1010, возможно, она, как и ES1688, является не-PnP, но при этом рассчитана на программную установку IRQ и DMA. Конкретно моя Gold-16 3.3 всегда становится на 220/7/1, перемычки на ней никогда не трогал. А вот на Gold-16 5.0, которая на чипе ES1688, я перемычкой устанавливал порт 220 (когда она попала ко мне в руки, было 240), остальные перемычки, отвечающие за IRQ и DMA, на ней тоже не распаяны. Она тоже пытается занимать 220/7/1.

    Unisound ничем не плох, просто ES688 полностью функциональна и без него. Более поздние ES1868/1869 - полноценные PnP, они требуют программной инициализации, иначе будет тишина или какие-то косяки со звуком (эффекты есть, музыки нет / музыка есть, эффектов нет / эффекты и музыка есть, но не во всех играх и т. д.).
     
    Последнее редактирование: 9 фев 2022
    MAN-biker нравится это.
  7. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    Я купил его с дочкой за 7500 на ебей
     

    Вложения:

    Nachin_Sh, unp, MAN-biker и ещё 1-му нравится это.
  8. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.439
    На фото обе карты на ESS688, обе не PnP.
     
    radical1010 нравится это.
  9. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    То, что ES688 не-PnP, сомнений не вызывает. Не до конца понятно, почему не распаяны перемычки, отвечающие за IRQ и DMA. Я как-то об этом раньше и не задумывался - карта использует ресурсы 220/7/1 - и ладно.
     
  10. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.904
    Что-то всё в одну кучу перемешалось... "FM-синтез" и "ESS Series FM Synth" - разные вещи: первое - чуть ли не лучший в своём классе клон OPL3 (следующий шаг - это уже только перемаркированный "настоящий" OPL3), висящий на 388 и работающий всегда и везде, если выбрать в игре источником музыки "Adlib", "Sound Blaster", "FM/OPL3" и т.д. Второе - это встроенный хардверный wavetable-синтезатор General MIDI, играющий набором звуков из расширенного FM-синтеза "ESFM" от ESS (в играх, которые его поддерживают, он способен выдавать более мелодичный FM, чем сам OPL3 - например, в WarCraft II). Но делает он это действительно убого :) Видимо, инженеры посчитали, что юзверю и такое лучше, чем совсем ничего в качестве MIDI под 95-й виндой (более кошерный в этом смысле Microsoft GS Wavetable Synthesizer появился лишь с приходом WDM и Windows 98).

    Соответственно, сравнивать справедливо FM ESS с FM SB16, а не GM-затычку ESS c FM SB16 (многие из которых комплектовались не просто идентичным по звучанию клоном, а обыкновенным OPL3 от Ямахи) - выбирая в играх одинаковый источник музыки.

    Сразу видно, что ты их не пробовал, раз такую ерунду пишешь :) На чипсетах от Intel с нативным ISA ESS Solo-1 ничем не отличается от обычных Аудиодрайвов, кроме полного отсутствия шумов.
    --- добавлено 10 фев 2022, предыдущее сообщение размещено: 10 фев 2022 ---
    Круто, я знал, что рано или поздно получится :) А на платах 815 и 845 батник не срабатывал?

    Кстати, а какая это конкретно материнка на 815 с PC/PCI?
     
  11. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.401
    Почему-то нет. Я вроде перебрал все возможные варианты. Даже режим PCPCI не смог с помощью него настроить.
    На 845 QDI Platinix 2
    на 815 ECS P6IPAT (на нее надо допаять коннектор под нижний PCI слот, обозначенный на текстолите как SIDEBAND)
    Что смешно, у меня когда-то в начале двухтысячных такая мать была в домашнем компе.
    Зря все-таки ругали этот бренд (ECS), он делал годные ретро-мамки. Это даже не единственная 815 мать ECS с разведенным SB-Link, я еще на какой-то ихней матери на фото видел заготовку, причем в том же месте (погуглил, P6ISA-II).
    На 440x и Via Apollo Pro/133 у них есть распаянный разъем практически на каждой мамке.
     

    Вложения:

    Последнее редактирование: 10 фев 2022
    TheMadLynx и Revolter нравится это.
  12. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    Меня тоже удивляет обилие негатива в адрес этого бренда. Когда работал сборщиком компьютеров, в основном попадались нормальные материнки ECS, проблем с ними не помню. А вот с Foxconn часто какие-то сложности были, хотя о них люди обычно лучше отзывались.
     
  13. dizzydevil

    dizzydevil

    Регистрация:
    17 фев 2009
    Сообщения:
    208
    @Revolter, ведь не все же хотят заниматься ерундой и сидеть на pci звуке на ретросистеме как тут теперь стало "модно".
    Понятно что тем кому достаточно стандарта sb pro и устраивает качество esfm, то пожалуйста.
    Я например предпочитаю иметь как sb pro, так и sb16 в одной системе, это еще не затрагивая awe,
    многое снимать по цифре, включая оригинальный opl3 от ямахи...
    роланды различные на миди, а в pci трудится audigy для eax и прочего.
    Поэтому кому нравятся такие ущербные затычки в виде ess solo-1, никто же не против,
    но полноценный isa звук с выбором различных звуковых стандартов она и близко не заменяет.
    Самое главное ради чего эти костыли когда матерей с isa достаточно.
     
    MAN-biker и Yuriy_X нравится это.
  14. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.904
    Пожалуй, так - я за других на самом деле не подумал.

    Польза PCI-карточек (а, возможно, этой единственной) для меня, как большого фаната миниатюрных ПК в том, что они позволяют создать действительно компактный, тихий и одновременно потрясающе универсальный ректрокомп :) Типа такого:

    4.png

    Дело в том, что материнок c ISA на чипсете от Intel (что важно, т.к. позволяет замедлять проц троттлингом без рывков и отвалов периферии, как с VIA) в форм-факторе mATX с AGP и одновременной поддержкой FPGA-Коппермайнов, а не только PPGA-Селеронов, просто не существует в природе: самое близкое - это Shuttle HOT-687 (и то неясно, умеет ли она пентиумы), но я её никогда не встречал, а даже если бы и встретил-купил - популярные ISA-карты типа AWE64 и GUS всегда полноразмерные, низкопрофильных также не бывает. В этом смысле Solo-1 - это просто лучшая звуковуха из когда-либо созданых, хехе.

    Не принимайте это на свой счёт, но лично для меня ретрокомпьютеры на полноразмерных ATX-материнках, c TDP компонентов выше 20 ватт и с активным охлаждением видеокарт просто не компьютеры, а вот уж действительно что-то от лукавого: мидитауэр-первопень четвёртый год уж томится в чулане и извлекается оттуда только с целью что-нибудь "потестировать", а "для души" использую профильный, который в любом рюкзаке помещается и не издаёт при работе ни звука - зато запускает 100% DOS игр с правильной скоростью и честным SBPro (ну, которые вообще умеют Sound Blaster и способны запуститься на 586+, понятное дело). Такие компы меня реально радуют, а к безликим гробам, в том числе современным, я возвращаться зарёкся.

    Впредь буду учитывать этот нюанс, спасибо, что напомнили и позволили осознать - более убеждать на них никого переходить не буду (покуда эти карты не будут неаргументированно фигососить, конечно :)).
     
    Последнее редактирование: 10 фев 2022
    Nachin_Sh, TheMadLynx, Angel Of Nemesis и ещё 1-му нравится это.
  15. Mihalych_9743

    Mihalych_9743

    Регистрация:
    24 май 2008
    Сообщения:
    259
    Забыл рассказать, чем история закончилась. Вдруг интересно.
    Кабель с алика проапгрейдили, теперь там всё как надо, и с обоих SB16 подаются нормально MIDI-данные.
    На вин98 поставил дрова, которые Updated SB16 Drivers for W9X, всё тоже на месте, миди-выход, геймпорт, SB16 в DOS боксе и в винде.
    Но пару вопросов есть:

    1. При загрузке винды включается гейн самостоятельно. Если что, звук я забираю со SPK OUT саундбластера, в вин98 основным устройством стоит Aureal Vortex, от которого миниджек протянут до линейного входа SB16. В autoexec.bat прописаны команды DIAGNOSE /S и MIXERSET /P /Q. Приходится заходить в mixerset и править уровни каждый запуск, но права только для чтения на CTMIX.CFG не дают эффекта. Можно ли как исправить это?
    2. Возможно связано с проблемой зависшей ноты от миди-дочек. Подключил переходник gameport-midi. В Duke3D на General Midi ощутимые подтормаживания, например после запуска и заставочки с логотипом сразу должна картинка 3D Realms появится, а у меня она ещё секунд 5 думает. Помогает если в setup понизить частоту дискретизации, количество голосов и битность. Слышал про то, что это на SB16 известный косяк, может кто что знает?
     
  16. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.401
    Есть такое чудо
    P6BX-Me - ECS ELITEGROUP Motherboards Mainboards Drivers Manuals BIOS
    440BX+2 ISA+ SB-Link+ESS звук (правда, не Solo, а Maestro2, не знаю, что это, приедет, посмотрю, если живое будет)

    Кроме того, есть еще всякие Baby AT платы с аналогичной периферией.

    Еще у того же элитгруппа есть такой зверек
    P6IPM - ECS ELITEGROUP Motherboards Mainboards Drivers Manuals BIOS

    815 чипсет с ISA (на фото виден мост винбонда), но живьем я ее не видел
     
  17. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.904
    Slot-1 для таких вещей тоже не подходит, т.к. тихий вентилятор 80-мм горизонтально на него не установить, а если вертикально - будет намного выше низкопрофильных карт расширения.

    Верно, но под них уже придётся строгать кастомный корпус, к тому они как правило упираются в AGP 2X.

    Ах да, i815 с ISA-мостами - согласен, существуют, но мне тоже не попадались, а если даже попадётся - хочется минимум пару, чтобы был запас; с QDI Synactix-1 в этом смысле всё оказалось гораздо проще.

    Да и опять же, ради чего: что GUS для трёх с половиной игр, что имеющий множество своих недостатков AWE64 Gold - они у меня были и как-то не впечатлило (а Roland SC-55 и MT32 можно внешние подключить или купить дочку-новодел, было бы желание).
     
    Последнее редактирование: 10 фев 2022
  18. dizzydevil

    dizzydevil

    Регистрация:
    17 фев 2009
    Сообщения:
    208
    @Revolter, трудно комментировать эту систему на фото.
    К чему приводит гонка за всем маленьким хорошо заметно.
    А когда рядом с таким "маленьким" еще и болтается такой "маленький" БП на проводах внешний,
    ну это совсем жесть.
    Печально когда трудно найти место для обычного системника где все не через жопу.
     
    MAN-biker нравится это.
  19. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.904
    @dizzydevil, питальник можно без помощи третьих лиц всего одной рукой положить под стол, если что - у него обыкновенный длинный провод, как у ноутбучных.
    --- добавлено 10 фев 2022, предыдущее сообщение размещено: 10 фев 2022 ---
    К тому же это был ранний вариант, сейчас комп несколько больше, но тоже удовлетворяет всем потребностям:

    3.png

    А свободное место мне, наоборот, нечем по-настоящему занять, т.к. имею привычку избавляться от лишнего хлама.
     
  20. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    @Revolter, что за DOS-ретро-комп без "гуся" на борту?! Ну ты даёшь...
     
  21. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.904
    @MAN-biker, да как-то все самые лучшие моменты "геймерской жизни" проходили за компьютерами без GUS и Voodoo на борту :)
    --- добавлено 10 фев 2022, предыдущее сообщение размещено: 10 фев 2022 ---
    P.S. Кстати, я посчитал: на моём столе, состоящем из двух приставленных друг к другу буквой "Г" и имеющим двое кресел, можно разместить 6 мониторов (с кронштейнами - 12) - и 8 компов в башенных корпусах под ними. Восемь башен, бестолково сжирающих пространство, Карл!

    Миниатюризация - это просто вещь в себе, а не необходимость - совсем как ISA-карты %)
     
  22. Gamecollector

    Gamecollector

    Регистрация:
    23 сен 2016
    Сообщения:
    2.410
    Чёрт его знает.
    Посмотрел, у меня в DOSBox 2 секции ([PRESET] и [LOAD]) в CTMIX.CFG, причём во второй на 6 ключей меньше... Для начала -- попробовать эти самые недостающие ключи туда воткнуть. Но если не поможет -- не удивлюсь. Creative -- от слова криво, ага...
     
    Mihalych_9743 нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление