1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.439
    Либо предустановлено что-то жёстко, либо там есть какая-то дополнительная логика в чём-то в духе PALCE чипов.
     
  4. Mihalych_9743

    Mihalych_9743

    Регистрация:
    24 май 2008
    Сообщения:
    259
    Я ещё в своё время офигел от SB Audigy SE - поставь неофициальные дрова, потом официальные поверх и всё это только на чистую семёрку, иначе звука не будет, и ни в коем случае не включать интернет, чтобы через WinUpdate что-то не дай бог не поставилось.
     
  5. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    Я очень долго использовал SB Live! 24bit, которая, если ничего не путаю, очень близка к SB Audigy SE. Так вот проблем с драйверами вообще никогда не было ни под одной из систем - XP, Vista, 7 и 10 (8 и 8.1 не проверял). Файл установщика драйверов, которые я использовал под десяткой, называется "SB24_PCDRV_LB_WIN8_1_04_0090.exe". Трудно поверить, что Creative так сильно мог накосячить с поддержкой Audigy SE.
    --- добавлено 10 фев 2022, предыдущее сообщение размещено: 10 фев 2022 ---
    "предустановлено что-то жёстко" - то есть в целях удешевления производитель мог сделать IRQ и DMA неизменяемыми?
     
  6. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.439
    Чтобы сказать что-то конкретно - нужно брать карту в руки и отслеживать, чего, куда и как идёт.
     
    MAN-biker нравится это.
  7. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.733
    Да, дефекты всех SB 16 давно уже изучены: Sound Blaster 16 Bugs and Deficiencies Summary \ VOGONS
    --- добавлено 11 фев 2022, предыдущее сообщение размещено: 11 фев 2022 ---
    Это неправда. У меня давно уже в маленьком корпусе живёт вот такая: Chaintech CT-6ZIA Копермайны поддерживает. ESS Solo-1 уже встроенный. Остаётся только SB 16 или гуся добавить и радоваться. Рекомендую! Жаль фото хороших в инете не вижу. Может, как-нибудь расковыряю свой мини-ретро, чтобы все детали зафоткать и выложить.
    awww.ixbt.com_mainboard_socket370_ct_6aia.jpg

    Вообще, если напрячься, можно найти ещё штуки две-три модели других производителей, удовлетворяющих озвученным в цитате требованиям. Смотреть MSI, Biostar и Gigabyte, если правильно помню (искал себе несколько лет назад). Но встроенный ESS Solo-1, вроде бы, только на чайнтече.

    А если ещё больше напрячься, то можно даже mATX (не BabyAT!) с Super Socket 7 найти. Но это уже совсем другая история)
     
    Колючий и Revolter нравится это.
  8. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.401
    Chaintech, ECS, DFI

    Giga, Asus, MSI от ISA избавлялись первыми.

    Вот только задача стояла найти именно интеловский чипсет, т.е. LX/EX/BX/ZX. Именно платы от ECS на LX/EX mATX с ISA я встречал живьем, но там PGA, скорее всего, под копперцел-66 надо будет "кинуть соплю" и "оторвать ногу". Ну и ограничения в 66 шине и прочем.
    А то не так давно видел даже такую плату
    AM35

    Я в какой-то PCPartner безымянный KT133 не так давно засовывал торобред со свободным множителем и разгонял проволочками в сокете до 2100МГц. На DFI тоже может заработать.
     
  9. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.733
    Так я и нашёл. Бонус про микроАТХ сокет 7 матери просто как интересный факт был упомянут.
    Не могу согласиться с утверждением в такой формулировке. Оно справедливо только если внести уточнение: "в своих топовых и выше среднего матерях Giga, Asus, MSI от ISA избавлялись первыми". В то время производители матерей стремились охватить как можно более широкий рынок. А всякое дно для офисного использования, которое даже стыдно выложить на странице на своём сайте (да, именно поэтому такие матери так тяжело найти сейчас, как и биосы для них), производили все, кто мог себе это позволить. Причём, чем крупнее производитель - тем шире был спектр моделей и глубже было то самое дно. Асус меня поразил тем, насколько убогие матери в принципе можно оказывается создавать. Особенно запомнились мне продукты на 810-м чипсете. Никакие PCPartner и рядом не стояли. При этом доплатив буквально пару баксов уже от того же асуса можно было взять что-то человеческое. Но это опять же совсем про другое и не уместно в теме про звуковые карты для DOS.
     
  10. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.904
    Любопытно, раз поддерживает - ZX я как-то обходил стороной. Но не надорвётся ли она от постоянного разгона до 133Mhz (речь шла в том числе от *таких* коппермайнах :))?

    Было бы очень интересно.

    Кстати, вполне встречал в продаже несколько таких для обычного S7 от SiS.
     
  11. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.401
    @Revolter, а, кстати, как чипсеты SIS относятся к утилитам для замедления процессора?
     
  12. Revolter

    Revolter

    Регистрация:
    12 июл 2006
    Сообщения:
    2.904
    @radical1010, пробовал только на системе с ASRock K7S8X - превосходно относятся, впечатления сугубо положительные.
     
  13. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.733
    Где-то писали, что ZX по спекам интела поддерживает только 66 МГц шину. Очень сомнительно, так как все, по крайней мере, не интеловские матери, что я видел на этом чипсете, прекрасно поддерживали 100 МГц (перечни совместимых процессоров у производителей можно посмотреть). 133 МГц ни один BX официально не поддерживает. ZX, соответственно, тоже. Но кому это мешало?
    Там питальник точно такой же, как на "больших" ATX-матерях (6BTM, например). В те славные времена, когда питальники состояли из одной фазы, особо не было смысла экономить. Это уже в эпоху P4 и Атлонов ХР пошло "разнообразие". Теоретически, параметры конкретных транзисторов или дросселей могут отличаться на разных матерях, но унификация на производстве имела больший вес, чем копеечная экономия на номиналах. Поэтому, если не страшно втыкать гигагерцовый коппермайн в какую-нибудь ASUS P2B-F (там, как и везде, такой же референсный однофазный питальник), то и здесь в 6ZIA нечего боятся.
     
    Последнее редактирование: 11 фев 2022
  14. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.401
    Был ZX-66 и ZX-100. Хотя, может, то только к мобильным относилось. В тошибовских ноутах ZX официально работал с 100МГц копперами

    надо будет на своей сборке попробовать
    Платы Intel D201GLY/2/2A для ITX DOS/98 системы
     
  15. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.401
    Купил с разным барахлом (упомянутой выше ECS P6BX-Me) на удачу AWE64
    На удачу, потому что с неизвестной работоспособностью.
    В нагрузку к аве попала карта OPTI
    http://bschepan.narod.ru/hwmuseum/img/full/isa_sound/ISA_004_1.jpg
    проверил юнисаундом, живая, по виду нормальная

    Ава обычная, CT4520, как вроде из пожара спасли, вся в саже, этикетка сморщилась, джампер один расплавился.
    Спиртом отмыл, отчистил, со второго раза чистки контактов завелась. Я, честно говоря, уже не ждал, что она будет живая.
    Звучит вроде чисто, без хрипов, хотя пару емкостей надо будет перепаять, наверное.

    Что там народ с ней придумал, чип менять на двухгиговый? Вроде тут кто-то уже такое делал.
    Запустил пару игрух, Doom как-то так похабно звучит, Hexen понравился.
    В настройках музыки AWE32 выбирал
     
    Последнее редактирование: 12 фев 2022
    MAN-biker нравится это.
  16. dizzydevil

    dizzydevil

    Регистрация:
    17 фев 2009
    Сообщения:
    208
    зачем двухгиговый, ставь сразу два терабайта
     
    MAN-biker нравится это.
  17. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.401
    Ну двухмеговый, разумеется.
    Кто-то здесь чип на аве уже менял?
    Вроде были где-то четырехчиповые SIMM на 8 Мегабайт от первопня.

    Нашел. Пара 4-чиповых симмов в 16МБ общим объемом.
    В каком-то пне еще стояла пара на 32МБ + пара на 16МБ, но там, по-моему, уже чипы маленькие.
     
    Последнее редактирование: 12 фев 2022
  18. Grue13 Ocelote.12

    Grue13

    Регистрация:
    26 апр 2006
    Сообщения:
    10.064
    У меня давно на старом DOS-компьютере была какая-то из ESS, только я не помню какая, помню что одна из этих трёх: ESS688, ESS1868 и ESS1688. Чем они отличаются друг от друга? Может, кто-нибудь знающий сделает страничку в вики олг-геймз про ESS?

    (На звуковой плате ещё был IDE-разъём, который я использовал для подключения CD-ROM. Надо было до драйвера сидирома загружать в config.sys драйвер для звуковухи, а иначе драйвер сидирома не видел сидиром. Вроде бы этот драйвер для звуковухи ещё задавал Port, IRQ и DMA, или это другим драйвером в autoexec.bat делалось, я уже не помню.)
     
    Последнее редактирование: 12 фев 2022
    MAN-biker нравится это.
  19. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    Можно купить у Rio444 память (24/28 Мб). Но это дорого.
    Это нормально, встроенный 512 Мб банк так себе звучит. Для AWE64 есть нормальные банки, но под Windows. Даже 2, 3.5 и 4 Мб банки (оригинальные) уже звучат намного лучше.
    --- добавлено 12 фев 2022, предыдущее сообщение размещено: 12 фев 2022 ---
    Если в двух словах, то:
    ESS688 - не-PnP, не поддерживает MPU-401
    ESS1688 - не-PnP с программным назначением ресурсов, с поддержкой MPU-401
    ESS1868 - PnP, с поддержкой MPU-401
     
    Последнее редактирование: 13 фев 2022
    Grue13 нравится это.
  20. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.439
    1688 - совместима по пинам с 688. Отличается наличием своего ESFM (688 требует внешний OPL3 совместимый FM синтезатор), ЕМНИП, поддержка PnP(в каком-то виде, возможно просто софтовая настройка), нормальный MPU401. Полудуплексность у обеих карт.
    1868 - полнодуплексная.
    1869 - 1868 + расширение стереобазы (которое на некоторых 1868 реализовывалось отдельным чипом, если этим вообще заморачивался производитель). Попадается, что 1869 ещё может частоту дискретизации 48кГц.

    Для DOS игр принципиально разницы между чипами нет, значительно больше зависит от конкретной реализации в железе. А так - всё это клоны SB Pro с совместимостью лучше, чем у оригинальных кривативовских SB Pro, не говоря о SB16 и дальше. Умеют Adlib, WSS. 44кГц, 16 бит - в режиме AudioDrive, если игра об этом не знает, то будет работать как с SB Pro.
    Разве только 688 немного отдельно, так как там часто бывают оригинальные ямаховские OPL3 и кому-то это бывает важно. Мне более важно наличие/отсутствие PnP и особенности реализации.
     
    MAN-biker, Yuriy_X и Grue13 нравится это.
  21. Grue13 Ocelote.12

    Grue13

    Регистрация:
    26 апр 2006
    Сообщения:
    10.064
    Я не знал, что бывают карты с программной настройкой параметров, но не PnP.
     
  22. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.401
    Спасибо, не знал, что он и такое делает.
    Посмотрел цены, не радуют. Просто знать бы, стоит ли игра свеч, может, карта у меня эта сдохнет в скорости.
    У бельгийца модуль расширения под SIMM в полтора раза дешевле. Правда, 32МБ модуля SIMM у меня нет, 16 и 8 самые большие.

    По поводу кардинального улучшения качества при увеличении банка. Имею довольно странный опыт с энсониковскими банками на бластере 128. Мне совершенно однозначно больше нравится 2МБ банк, чем 4МБ, а 4МБ, чем 8МБ. На старших инструментов вроде бы явно больше, но играют они уже не то.

    А запаять самому если, 2МБ это самый большой доступный объем?
    Может, начать с этого, это почти бесплатно))

    При добавлении внешней памяти встроенная же отключается, объем не суммируется?

    Да, некоторые игры, типа Blood и Duke3D, жалуются на конфликт DMA. Пробовал на плате PLE133.
    Но я через unisound запускал.
     
    Последнее редактирование: 12 фев 2022
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление