1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,0%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,4%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,3%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,5%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,8%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,8%
  19. Aureal Vortex

    31,2%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: FAQ по звуковым платам для IBM PC - faqs.org.ru
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - FAQ по семейству карт Gravis UltraSound - faqs.org.ru
    - SB AWE32/64 - FAQ по звуковым картам Sound Blaster AWE - faqs.org.ru
    - SB Live - FAQ по звуковой карте Sound Blaster Live! - faqs.org.ru
    - Aureal Vortex - FAQ по аудиокартам на чипах Aureal Vortex - faqs.org.ru

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: VOGONS Vintage Driver Library
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/

    "Ликбез" по ISA звуковым картам ESS от @Yuriy_X:

    Звуковые карты на чипах ESS (ISA)

    Одно из главных преимуществ чипов ESS — отличная совместимость с Adlib, Sound Blaster и Sound Blaster Pro. Карты на основе ES688 для воспроизведения музыки посредством FM-синтеза используют чип OPL3/YMF262 или его клон, а ES1688, ES1788, ES1868, и ES1869 — встроенный ESFM, звучащий мягче оригинального OPL3/YMF262. Есть 86 игр (1994-1998 г.), в которых реализована специальная поддержка ESS AudioDrive с более высоким качеством звука (в сравнении с Sound Blaster Pro).

    Особенности самых распространённых чипов ESS
    • ES688 AudioDrive (1994 г.). Большинство карт на этом чипе не используют Plug&Play, а интерфейс MPU-401 поддерживается только в режиме эмуляции, который работает через TSR (не везде корректно). Некоторые более поздние экземпляры ES688 содержат дополнительный чип ES968, обеспечивающий аппаратную поддержку MPU-401 и Plug&Play.
    • ES1688 AudioDrive (1995 г.). Как и ES688, карты на этом чипе могут быть в PnP или nonPnP исполнении, а бывают и с функцией переключения этого режима джампером. Любая плата ES1688 имеет аппаратную поддержку MPU-401, при наличии разъёма wavetable (обычно он есть) к ней можно подключить дочернюю карту General MIDI без проблем и ошибок вроде зависающих нот.
    • ES1868 (1995 г.) и ES1869 (1996 г.). Карты на чипе ES1868, в отличие от ES1688, имеют улучшенную поддержку Sound Blaster Pro (включая 2.0) и существуют только в исполнении Plug&Play. Они тоже отлично подходят для использования с дочерними картами безо всяких проблем и ошибок. Более новый чип ES1869 поддерживает сэмплы 48 kHz и 3D-звук.
    Ответ на вопрос, какой из чипов выбрать, зависит от конфигурации ретроПК и задачи. Для системы без Plug&Play (386 или ранние 486) стоит поискать карту на базе ES688 или ES1688 без ES968. При этом отсутствие проблем с MIDI-дочками гарантируется только для чипа ES1688 с аппаратной поддержкой MPU-401 (т. е. при наличии чипа ES968). Для системы с Plug&Play (поздние 486, Pentium и новее) подойдут и более распространённые (и дешёвые) карты на чипах ES1868/ES1869.

    Какие карты ESS встречаются в продаже

    Карты ESS для ISA представлены в огромном разнообразии, они отличаются производителем, чипами для FM-синтеза (у ES688 могут быть разными), наличием или отсутствием поддержки Plug&Play (характерно для ES688 и ES1688), дополнительных чипов (например, радио или встроенного wavetable), разъёмов (например, входа SPEAKER), отдельных аудиовыходов с усилителем (LINE-OUT) и без него (SPK OUT).

    Самые добротные экземпляры ESS в основном выполнены на чипах ES688 и ES1688 (Edison Gold-16 3.3, MediaWave и т. д.) и имеют четыре аудиогнезда. У плат на базе ES1868/ES1869 обвязка обычно беднее, однако качество звука и уровень шума конкретного образца больше зависят от его состояния. Из более качественных экземпляров можно выделить Terratec Gold 16/96, Edison Gold 5.0, Labway/Genius A111-860.

    ПО, необходимое для работы карт ESS

    ISA-карты ESS с поддержкой Plug&Play в DOS инициализируются и настраиваются через программу ESSCFG.EXE подходящей версии (надо подбирать). Программы ESSVOL.EXE (новее) и SETVOL.EXE (старше) позволяют настроить уровни громкости всех каналов. Для некоторых карт ESS без Plug&Play инициализация не требуется, в этом случае достаточно запуска микшера. Пользоваться именно фирменным ПО необязательно — для инициализации, настройки и регулировки громкости подойдёт и UNISOUND.COM. Для работы чипа ES968 может потребоваться драйвер ES968.COM или сторонний INIT_ESS.COM.

    Резюме-вывод

    Почти любая ESS для ISA — одна из самых доступных звуковых карт, обладающих отличной совместимостью с Sound Blaster Pro в DOS. Всё ПО для них предельно понятное и простое, они не имеют проблем совместимости с большей частью железа, включая процессоры от 1 ГГц. Большинство плат ESS на ES1688, ES1868 и ES 1869 имеют разъём wavetable для подключения дочерней звуковой карты General MIDI.

    Звуковые карты на чипах Aztech (ISA)

    На фоне аудиокарт с чипами ESS, Creative и Yamaha продукты Aztech встречаются не так часто, при этом редкими их тоже не назвать. С 1992 по 1996 год бренд выпустил около 30 плат, многие из которых имели достойные (на то время) характеристики и успешно конкурировали с более дорогими аналогами от Creative. Все они подразделяются на четыре поколения, отличающихся чипами и поддерживаемыми технологиями.

    В плюсы поздних Aztech можно записать хорошую совместимость с Sound Blaster Pro и лёгкость настройки. К ним можно смело подключать MIDI-дочки, не опасаясь проблемы с зависанием нот. Минусом экземпляров последних поколений считается отсутствие фильтра низких частот, из-за чего звук в режиме Sound Blaster кажется «грязноватым». Некоторые карты Aztech могут хранить настройки в собственной памяти EEPROM.

    Особенности поколений аудиокарт Aztech
    • 1-е (1992-1994 г.). Карты на ранних чипах Aztech (AZTS…) не используют Plug&Play и не поддерживают интерфейс MPU-401. Большинство экземпляров первого поколения могут работать в режимах Sound Blaster 2.0 (моно), Adlib, Covox и Disney. Для воспроизведения музыки посредством FM-синтеза используется чип OPL2/YM2812 или OPL3/YMF262.
    • 2-е (1994-1995 г.). Эти карты основаны на чипе AZT-1605, который тоже лишён поддержки Sound Blaster Pro под DOS (только моно). В отличие от первого поколения, такие устройства могут похвастаться полноценным MIDI-интерфейсом MPU-401, при этом они уже не поддерживают Covox и Disney. Для FM-синтеза используется чип OPL3/YMF262.
    • 3-е (1995-1996 г.). Начиная с этого поколения, карты Aztech можно рекомендовать для постоянного использования в составе ретросистемы. Они основаны на чипе AZT-2316, бывают с Plug&Play и без, поддерживают Sound Blaster Pro (есть стерео) и MPU-401. Для FM-синтеза карты Aztech третьего поколения тоже используют отдельный чип OPL3/YMF262.
    • 4-е (1996 г.). Самые поздние платы Aztech основаны на чипе AZT-2320 и доступны только в исполнении Plug&Play. Для FM-синтеза используется встроенный чип OPL3/YMF262. Аудиокарты Aztech на базе AZT-2320 поддерживают Sound Blaster Pro, WSS и MPU-401. В целом они мало чем отличаются от своих собратьев прошлого поколения.
    Какую карту Aztech выбрать

    Устройства первых двух поколений встречаются нечасто и интересны прежде всего в качестве предметов коллекционирования. Они могут иметь проблемы совместимости с играми, «капризничать» в составе относительно мощных систем, а также быть непростыми в настройке. В этой связи ответ на вопрос, какая карта Aztech лучше, обычно сводится к выбору между AZT-2316 (3-е поколение) и AZT-2320 (4-е поколение).

    Для системы без Plug&Play (386 или ранние 486) оптимальной будет nonPnP карта на чипе AZT-2316: Washington 16, Waverider 32+ или Pro 32-3D, Multimedia Pro 16, 16 ABI/ABO или 16 IIB-3D. Если у материнской платы есть поддержка Plug&Play, то можно брать любую устраивающую вас по свойствам, цене и состоянию карту на базе AZT-2316 или AZT-2320. При отсутствии технических проблем все существующие варианты играют неплохо.

    ПО, необходимое для работы карт Aztech

    Для каждой звуковой платы Aztech производитель выпускал отдельные драйвера, все их можно найти в интернете. Если гибкая настройка не требуется, то можно попробовать UNISOUND.COM. Эта утилита успешно инициализирует PnP-аудиокарты на чипах AZT-2316/AZT-2320 и позволяет регулировать уровни громкости. Если запустить UNISOUND.COM для обычной AZT-2320, то устройство займёт ресурсы 220/5/1/330 (если они свободны), оптимальные для большинства игр.

    Резюме-вывод

    Звуковая карта Aztech 3- и 4-го поколений может стать хорошим выбором для ретросистемы с прицелом на DOS-игры. Обычно такие устройства изготовлены качественно и отличаются низким уровнем шума, у них эталонный FM-синтез (OPL3) и нет никаких проблем с интерфейсом MPU-401. К минусам плат Aztech можно отнести отсутствие фильтра низких частот и неидеальную совместимость с первыми версиями Sound Blaster (справедливо в отношении некоторых старых игр с поддержкой SB 1.0/1.5/2.0).
     
    Последнее редактирование модератором: 20 ноя 2024 в 23:51
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.407
    Решил сделать специализированный виртуальный синтезатор MT-32. Взял для этого невостребованный миниПК Lenovo Q190 (размерами примерно с 5.25'' оптический привод, только вдвое тоньше) и соединил его с ретроПК роландовским кабелем UM-ONE MK2 USB. Линейный выход с миниПК вывел на линейный вход звуковухи ретроПК (ESS1869), выход ретроПК с задействованием усилителя (SPK) - на основной компьютер-микшер (X-Fi Titanium HD). На удивление, схема оказалась не особо шумной, хотя я боялся, что наводки при таком соединении будут сильные. Всё делал по проверенному алгоритму, но без нюансов не обошлось, а именно:
    1. Unisound.com оказался непригоден в качестве инициализатора и микшера громкости, потому что не умеет заглушать MIDI-дочку при использовании MT-32. Если в нём установить 0 для FM/MIDI, а линейный вход - на максимум, то звук с виртуального синтезатора не слышно. Фирменная утилита, к счастью, умеет управлять двумя разными каналами - AuxB, который отвечает за громкость дочки, и LineIn, на который поступает аудиосигнал с виртуального синтезатора. В этом случае всё в норме.
    2. С последним munt-2.6.2-amd64.exe эмуляция ломается на ровном месте. Запускаю The Secret of Monkey Island - всё играет как надо. При следующим запуске в начале мелодии слышу какие-то нехарактерные попукивающие звуки, причём при отсутствии каких-либо изменений на виртуальном синтезаторе. Поставил более старый munt-2.5.0-amd64.exe, вроде пока всё в норме. Не делаю никаких выводов, пока наблюдаю.
    Главный вывод - в качестве виртуального синтезатора Roland MT-32 (Munt) и SC-55 (SCVA) идеально подходит миниПК. В моём случае он оказался несколько избыточен для этой задачи (Core i3/4Гб/SSD), оптимально взять что-то на двухъядерном Atom с 2-4 Гб памяти и любым HDD диском. Цена вопроса такого решения в состоянии б/у - от 2,5 тысяч рублей. Удобство в том, что миниПК занимает мало места, после настройки не требует подключения к клавиатуре, мыши и монитору (один раз запустил Munt, далее включаем-выключаем кнопкой Power, настроенную на спящий режим).
     
    Последнее редактирование: 18 мар 2022
    MAN-biker и Колючий нравится это.
  4. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Неужели ещё на каких-нить "ардуинках", "малинках" и прочем подобном микропроцессорном не собрали подобного? Или ATMEGA-х каких-нить...
     
  5. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.690
    У меня есть ноут с Yamaha YMF754. Там звук висит на IRQ 7 и все работает без проблем, нужно только отключить LPT или перенести его на другой порт т.к. по-умолчанию он тоже на семерке. Но есть другой ноут, там тоже Yamaha YMF754B DS-1S, но там ничего не работает. Под чистым досом заводится только FM синт, однако звуковых эффектов не находится. Стандартная тулза этой звуковухи (DS-XG PCI configuration utility) не может ничего сделать, но у меня есть к ней доп. прога - ymfieq.exe и вот через нее можно методом тыка найти нужное прерывание, срабатывает IRQ 9. После этого пишет что YMF754 found. IRQ was changed into 9. Далее запускаю сетап и уже есть не только FM саунд, но и 16 бит. При этом 8 бит все еще серый.

    В играх проверить не могу т.к. не знаю игр где можно было бы выставить IRQ 9. Везде почему-то с шагом 5-7-10...

    Может что-то посоветуете?

    Любопытно что в 98й винде стоят от этой звуковухи WMD дрова, но звука тоже нет в играх, не выставляется нигде. Но уже работает general midi.
     
  6. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.456
    Может дело быть в чипсете.
    На одном ноуте 440, а на другом 815 или 830 или 845.
    На вогонсах были патченные драйверы с патчем под конкретный чипсет.
    Ну или на одном ноуте реализовано подключение звуковой через внутренний PC/PCI, а на другом нет.
     
  7. Angel Of Nemesis

    Angel Of Nemesis

    Регистрация:
    4 июл 2019
    Сообщения:
    662
    Вставил две звуковушки, дальше инициации не грузит, подскажите, что где крутить в биосе?
     
    Последнее редактирование: 7 май 2022
  8. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    870
    @Angel Of Nemesis
    В BIOS отключить всё, что не используется: USB, COM, LPT.
    В BIOS параметр "PNP OS Installed" установить в значение No. При этом BIOS будет инициализировать все устройства, какие сможет.
    По user manual к материнской плате определить какие разъемы PCI используют разделяемые аппаратные прерывания (обычно в документации IRQA, IRQB...). Звуковые карты лучше устанавливать в разъемы PCI с неразделяемыми аппаратными прерываниями, даже если они поддерживают работу с разделяемыми. Если же такие разъемы уже используются или отсутствуют, то используйте разъем с разделяемым прерыванием, но только один из связанных общим прерыванием.
    Примечание: никогда не использовать разъем, связанный разделяемым прерыванием с разъемом (включая AGP) занятым видеокартой.
    Установить одну звуковую карту. В BIOS параметру "Force Update ESCD" задать значение Enabled. При последующей загрузке BIOS выполнит сброс ESCD (Extended System Configuration Data) и заново переопределит всё подключенное оборудование. Проверить работу системы.
    Установить вторую звуковую карту. В BIOS параметру "Force Update ESCD" задать значение Enabled. Проверить работу системы.
    Примечание: после каждых установки/переустановки в другой разъём карты расширения и/или сброса ESCD BIOS заново распределяет доступные ресурсы, включая IRQ и DMA. Т.е. они могут измениться не только для устанавливаемой карты расширения, но и для любой другой установленной ранее.
     
    Последнее редактирование: 20 мар 2022
    MAN-biker, Yuriy_X и Angel Of Nemesis нравится это.
  9. Angel Of Nemesis

    Angel Of Nemesis

    Регистрация:
    4 июл 2019
    Сообщения:
    662
    Попробую так. Спасибо за наводку.
     
  10. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.456
    Так там на картинке две ISA pnp платы.
     
    MAN-biker нравится это.
  11. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    870
    @radical1010, не заметил. Автоматом посчитал AGP+5PCI, как на платах для PIII.

    @Angel Of Nemesis, PCI видеокарта в первом разъеме? Обычно AGP разделяет прерывание в первым PCI.
     
  12. Angel Of Nemesis

    Angel Of Nemesis

    Регистрация:
    4 июл 2019
    Сообщения:
    662
  13. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    870
    @Angel Of Nemesis, когда видеокарты разделяют прерывание (особенно с другой видеокартой и обе видеокарты работают одновременно), система может быть нестабильна или работать медленнее.
     
  14. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Сам себе отвечаю: надо подобное мутить!

    GitHub - dwhinham/mt32-pi: A baremetal kernel that turns your Raspberry Pi 3 or later into a Roland MT-32 emulator and SoundFont synthesizer based on Circle, Munt, and FluidSynth.


    А вот оно в действии, хоть и на Амиге:
     
    Последнее редактирование: 1 апр 2022
    Yuriy_X нравится это.
  15. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.456
    Заменил на AWE64 ct4520 родной чип памяти на двухмегабайтный.
    Unisound опознал 2048К памяти. Я так понимаю, он туда автоматом загружает какой-то банк, который есть в самом драйвере? Мне показалось, что Doom стал звучать намного лучше.
    Попробовал поставить родной драйвер AWE64, там вроде в комплекте есть и банк двухмегабайтный, однако у меня он как-то под досом работает криво, звук шипит и музыки вообще нет. С unisound все работало.
    Какой лучший драйвер на awe64 под dos и какой есть лучший двухмегабайтный банк для нее?
     
  16. Angel Of Nemesis

    Angel Of Nemesis

    Регистрация:
    4 июл 2019
    Сообщения:
    662
    @Strannik_, И как быть в таком случае? Поставить во второй PCI слот? В биосе есть выбор на инциацию карты AGP/PCI, я думаю, разработчики понимали это, что пользователь может поставить две разные видеокарты.
    Upd. А, нет, она и стоит во втором! Просто за кулером не видно :) . Там 4 PCI и 3 ISA слота если что.
     
    Последнее редактирование: 20 мар 2022
  17. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    870
    @Angel Of Nemesis,
    по хорошему надо таблицу распределения аппаратных прерываний материнской платы. В ней указываются какие разъёмы и интегрированные устройства имеют общие линии прерываний (здесь имеется ввиду физический проводник, идущий к микросхеме чипсета).
    e3810_P5QC_045.png
    Настройка BIOS :: Опция PIRQ_0 Use IRQ No.
    Второй хороший вариант - перечисление линий прерываний в BIOS с указанием активных устройств на них.
    В примере PIRQ0-PIRQ3. При переходе курсора на один из этих параметров на панели справа выводится список активных устройств выбранного прерывания.
    Manual_e_bx133-raid_068.png

    Третий вариант - таблица распределения прерываний, которая выводится BIOS при запуске системы перед загрузкой операционной системы. ЖК-мониторы не всегда успевают отобразить эту таблицу, надо вовремя нажать кнопку Pause.
    Обратить внимание на устройства с одинаковыми прерываниями (здесь IRQ, прерывание на которое настраивается устройство, например, IRQ 5 или IRQ7 для звуковой карты).

    Еще один способ - программы вроде "Сведения о системе" Windows или AIDA. Для этого уже должна загрузиться операционная система.

    Да, переставить в другой разъем, чтобы не было коллизии.

    Как говорится, это другое.
    Даже DOS поддерживает до двух видеокарт. В BIOS указывается какая карта является основной (нулевой/первой в списке видеокарт). На основную видеокарту выводятся сообщения BIOS и её использует операционная система в качестве устройства вывода по умолчанию.
     
    Последнее редактирование: 21 мар 2022
    Angel Of Nemesis нравится это.
  18. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    870
    @radical1010, драйвер от Creative использует AWEUTIL.COM для управления эмуляцией MIDI. Комплектные банки SYNTHGM.SBK (35 кБ), SYNTHGS.SBK (564 кБ), SYNTHMT.SBK (61 кБ) загружаются при выборе эмуляции GM, GS, MT соответственно. Не помню, чтобы в описании упоминалась смена банков по умолчанию. Конечно, можно попробовать переименовать банк большего объема, дав ему стандартное имя... А вот не нашёл таких.
    Использовал загрузку банков SF2 под Windows - 2GMGSMT.SF2 (Beta 2.02a, 2/28/96).
     
  19. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.456
    Значит, пользовательские банки работают только под Win, получается? А под dos только то, что вшито в ROM в самой карте?
     
  20. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    870
    @radical1010, под DOS используются 1МБ ПЗУ на карте и банки формата SBK.
    "Каждый файл SoundFont может содержать определения одного или более банков инструментов, использующих как собственные самплы, так и ссылки на стандартные самплы из ПЗУ." https://www.ixbt.com/multimedia/awefaq.html
    Вообще странно. Получается, AWE64Gold в DOS не имеет преимущества перед моделью Value в плане эмуляции MIDI и лишь чуть лучше звучит за счёт улучшенной элементарной базы.
     
    Последнее редактирование: 21 мар 2022
    MAN-biker нравится это.
  21. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.407
    Да, будь под MS-DOS возможность грузить в память SF2 с поддержкой защищённого режима, цены бы этой карте не было. Ещё нюанс - в память Value не помещается SBK-банк MT-32, а в память Gold влазит. Разумеется, при условии, что память звуковой карты не расширена. Правда, это условный плюс, потому что качество эмуляции MT-32 на AWE64 отвратительное.
     
  22. Strannik_

    Strannik_

    Регистрация:
    19 сен 2016
    Сообщения:
    870
    @Yuriy_X, AWE64 с SF2 под DOS возможен используя два компьютера соединённых MIDI-кабелем. Может потребоваться ещё одна (третья) звуковая карта, если MIDI-In AWE64 не заработает.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление