1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Oleg Krylov

    Oleg Krylov

    Регистрация:
    7 апр 2008
    Сообщения:
    361
    1. Включи обратно COM и LPT на их дефолтные.
    2. Загружаешься сразу в safe mode? Или из винды выходишь в DOS mode? (Если грузишься command prompt - карта не инится! И посмотри-вспомни на что у sb16 ругалась винда?
    Похоже на несколько вариантов. Первое, - на мамке "битые" ДМА, - не лечится. Второе - На АВЕ "заклинило" PnP. Скорей всего тогда понадобится чистый DOS, (6.22, как вариант), CTCM + SB16 soft. В нем принудительно укажешь ее параметры. Потом через какой-нибудь Boot manager накатишь 98.
    P.S. У меня такая "Вибра" есть. Постоянно пытается "слезть" на A240 I10 D0 H0. Мучился-мучился - пересадил на 486 и через родной софт на дефолтные - работает...
    P.S.S. На "мамке" встроенная есть?
     
    Последнее редактирование: 14 июн 2022
    MAN-biker нравится это.
  4. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.401
    Пробовал по умолчанию сбрасывать настройки, не помогло

    Не safe mode, а command prompt only. Это разные пункты. В autoexec и config, разумеется, прописана инициализация карты, все правильно отрабатывает, кроме прерывания, которое не могут игры использовать.
    Эту аву я проверял на другой виашной плате, со встроенным видео, там все работало с теми же драйверами.
    На солтеке я запускал и другие карты, ямахи, ESS, с ними тоже проблем не было, разве что с одной ESS тоже не было доступно IRQ5, на которое хотела влезть карта, помогло в биосе поставить Assign IRQ For VGA и Assign IRQ For USB в DISABLE. С авой не помогает этот фокус.
    Встроенный звук на мамке отключен.


    Перепроверил на мамке VT8601T (MS-6368), все работает на штатных ресурсах. По крайней мере, через юнисаунд. Креативовские драйверы ведут себя аналогично, лепят IRQ9, но там и сама карта это прерывание занимает сразу. pnp в биосе все на авто.
     
    Последнее редактирование: 15 июн 2022
  5. 1q2w3e

    1q2w3e

    Регистрация:
    5 ноя 2019
    Сообщения:
    122
    Всем привет, купил себе из любопытства Ensoniq OEM Soundscape Opus
    upload_2022-6-19_17-3-27.jpeg
    upload_2022-6-19_17-3-44.jpeg
    Делюсь впечатлениями:

    - для MIDI её 1MB WT банк звучит прилично и работает в чистом DOS

    - некоторые игры поддерживают ее нативно для звуков, например Warcraft 2 и Duke3D

    - эмулирует SB Pro в играх где нет нативной поддержки, проверял в Doom и Wolf3D

    - в Prince of Persia звуков нет, в инструкции подтвердилось "Sounscape is not compatible with the few games that require ADPCM"

    - DOS игры в Windows вылетают, в чистом DOS нет, в инструкции нашел, что бесполезно, не пытайтесь запускать мультимедиа DOS-приложения в Windows =)

    - нет проблем в играх для Windows 95

    - FM-синтез эмулируется программно, где-то хорошо звучит, где-то какофонию изображает

    - есть встроенная эмуляция MT-32, включается запуском EXE файла в DOS, где не нужен intelligent mode звучит хорошо

    - касательно intelligent mode MPU-401 через разъем для джойстика, ограниченная поддержка этого режима есть у этой карты,
    без проблем инициализируется MT-32 в SQ3, PQ3, KQ4, Monkey Island 2 без SoftMPU и HardMPU (MT-32 у меня нет, в качестве него MT-32pi)

    - звуковая PnP, для инициализации не нужен EMM или QEMM, работает без TSR программ в чистом DOS

    - поставил ее второй звуковой в системник с Celeron-800, где уже стояла ESS1868 PnP,
    в DOS прописал в autoexec.bat пункты меню для выбора загрузки определенной звуковой карты
    (конфликтов нет если инициализирую только одну карту, ресурсы обеим даю одни и те же),
    в Windows 3.11 не стал драйвер на неё ставить, работает ESS
    в Windows 95 отключил ESS, работает Opus

    в итоге получил еще один вариант MIDI и FM, там где он не подходит просто включаю ES1868
    photo_2022-06-16_00-58-09.jpg
    photo_2022-06-16_00-58-19.jpg
    записал пару примеров, во вложении
     

    Вложения:

    Последнее редактирование: 19 июн 2022
    MAN-biker, Uka, Колючий и 2 другим нравится это.
  6. Gamecollector

    Gamecollector

    Регистрация:
    23 сен 2016
    Сообщения:
    2.410
    Вопрос возник. Насколько безопасно напрямую подключать старые джойстики и геймпады к разъёму Game/MIDI звуковых карт?
    Я к тому, что, помнится, у Gameport без поддержки MIDI +5 В на контактах 1, 8, 9 и 15. То есть в джойстике у них вполне может быть общая цепь. А у звуковой карты на 15-м контакте вход MIDI.
    Звуковой от +5 В на входе MIDI не поплохеет?
     
  7. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Я подозреваю, что пады под игровой порт делали с пониманием, что с большей вероятностью их включать будут в звуковые карты, а не в отдельные Gameport контроллеры.
    --- добавлено 19 июн 2022, предыдущее сообщение размещено: 19 июн 2022 ---
    Сказать что-то конкретнее - надо брать пады и прозванивать.
    ЗЫ. Гляну сейчас на стенде, а что там на 12 и 15 у включённой ISA заглушки на Crystal CX4235
     
  8. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.401
    Интерфейс настроек у энсоника прикольный. Я такой видел у Turbo Pascal карт ALS
     
    1q2w3e и MAN-biker нравится это.
  9. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    На включённой системе на 12 и 15 пинах этой карты +5В.
    ХЗ, нормальный там MIDI интерфейс, или только игровой порт.
     
    MAN-biker нравится это.
  10. 1q2w3e

    1q2w3e

    Регистрация:
    5 ноя 2019
    Сообщения:
    122
    Подключал, все живы здоровы :D
     
  11. MaxCreator78

    MaxCreator78

    Регистрация:
    24 янв 2022
    Сообщения:
    91
    А можно под дос организовать одновременную работу двух "креативов"? awe64 + vibra16(noname не pnp, но с opl3)? Идея соединить их "джеками" и с последней только брать midi?
     
  12. 1q2w3e

    1q2w3e

    Регистрация:
    5 ноя 2019
    Сообщения:
    122
    в теории это умеет UNISOUND, нашел в документации:
    "Example: I have a separate MPU card and I want to free the MPU IRQ of
    my ADI PnP card. Solution: Set U0 in the BLASTER variable before running
    Unisound and that IRQ will not be used by the card. Use with caution! Do not
    set essential ports to zero, because the card could behave erraticaly."
     
    MAN-biker нравится это.
  13. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.401
    Что за карта, стоящая?
     

    Вложения:

  14. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    @radical1010, у меня такая стоит в конфигурации с 386DX40, в целом нравится. Использую и как звуковую карту, и как IDE-контроллер для привода. Моя шумит несильно, не требует инициализации (достаточно SET BLASTER в autoexec.bat), совместимость с SB Pro отличная.
     
    MAN-biker, radical1010 и 1q2w3e нравится это.
  15. 1q2w3e

    1q2w3e

    Регистрация:
    5 ноя 2019
    Сообщения:
    122
    MAN-biker и radical1010 нравится это.
  16. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.401
    На этой плате вроде как DSP44Q, это замена не распаянного рядом YMF262?
     
  17. 1q2w3e

    1q2w3e

    Регистрация:
    5 ноя 2019
    Сообщения:
    122
    аналог "идентичный натуральному" =)
     

    Вложения:

  18. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Обычная ESS688, но в хорошем исполнении.
    --- добавлено 4 июл 2022, предыдущее сообщение размещено: 4 июл 2022 ---
    DSP44Q - это клон, который в себя включает не только YMF262, но и идущий с ним в комплекте ЦАП YAC512.
     
  19. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.401
    "более лучший мех", значит
    ямаха просто дороже, надо думать, из-за лицензии, а смекалистые китайцы паяют либо DSP44Q, либо YMF262+YAC512 (под которые есть пустые места)
    хитрО!

    Обнаружил, кстати, такой же чип (DSP44Q) на другой своей карте с FM тюнером, на чипе Vibra
     
    Последнее редактирование: 4 июл 2022
  20. 1q2w3e

    1q2w3e

    Регистрация:
    5 ноя 2019
    Сообщения:
    122
    UPD по Ensoniq Soundscape:
    купил себе комп на 286-12, и как известно, SoftMPU на таком не завести, а поиграть с MT32-pi охота
    вообще у этой звуковой в требованиях 386, но в DOS заработало.
    Вот Opus и переехал в 286, так как ему SoftMPU не нужен для инициализации MT-32 =)
    забавно но в этом системнике у Prince of Persia проснулись звуки на Opus, не понял этот момент
    Второй звуковой стоит Crystal CX-4235, в основном для PC Speaker в наушники и аппаратной замены AdLib (FMPLAY через Opus слушать невозможно)

    На Windows 3.1 родные драйвера не ставятся, какая-то ошибка даже гуглить не стал,
    зато работают драйвера SB 1.5 и Roland MPU-401 (те что в комплекте с виндой), если карту инициализировать до запуска Windows.
     
    Последнее редактирование: 5 июл 2022
    MAN-biker нравится это.
  21. vorob

    vorob

    Регистрация:
    9 мар 2003
    Сообщения:
    1.688
    Господа, кому-нибудь знакома такая AC97 звуковуха? Поставил 98ю винду, поставил дрова, но в дос играх звука нет. Я почему-то думал что это чуть ли не на уровне винды включается эмуляция для доса. Нет?
     

    Вложения:

  22. BolenB

    BolenB

    Регистрация:
    8 июл 2007
    Сообщения:
    351
    MAN-biker и vorob нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление