1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    @radical1010, ради цели получить породистый экземпляр на базе ESS 1688/1868/1869 оно того не стоит. Тем более, карта кастрирована не только в этом - у неё ещё и отсутствует Gameport.
     
  4. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.401
    Сам никак не соберусь добавить WT гребенку на соло-1. Есть, правда, другая, уже с гребенкой, но без sb-link.
    А какие карты вообще можно считать "породистыми"?
     
  5. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    @radical1010, например, Terratec и Turtle Beach.
     
  6. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.401
    Turtle Beach в наших краях редкость сама по себе, хотя я Santa Cruz как-то прикупил ихний.
    А Terratec мне почему-то одни Solo-1 попадались.
    А Labway хорошая контора? Ямахи есть ихние.
     
  7. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    В те времена, когда было всё это актуально, их было у нас тут полно.
    В Мультимедиа Клабе на Ленинградке частенько бывал, там у них этим добром было завалено всё.
     
  8. Oleg Krylov

    Oleg Krylov

    Регистрация:
    7 апр 2008
    Сообщения:
    361
    Привет всем! Попался мне вот такой экземпляр. Порылся в Инете, нашел и диск и мануал, воткнул в комп - работает! Проблема в том, что миди музыку она выводит как Adlib. А в мануале написано: "The Ad Lib Wave Table General MIDI’s Background GM was originally intended to expand the market for MIDI “song files” distributed on floppy disk or CD-ROM. These files consist of MIDI data instead of audio, and usually play back through MIDI-compatible sound modules. These generators receive data over MIDI that tells them what notes to play, and which timbres to use. Typical sound generators contain at least 128 different instrument sounds (called “patches” or “sound programs”), and often more. Although MIDI data can address up to 128 different instrument sounds over 16 different software channels, prior to GM sound assignments were not standardized." То есть она может работать и как WT? (Плюс слева внизу две микросхемы похожие на ПЗУ). В спецификации написано:
    Features:
    - Crystal™ Chip set CS4232-KQ
    - Dream™ Chip set SAM9233 Wave Table Synthesizer
    - Dream™ Chip set SAM8905 Effects Processor (PRO series only)
    - Dream™ Chip set GMS9332 - 32 Mbit Sample Set (ASB 64 Wave PRO only)
    - Dream™ Chip set GMS9308 - 8 Mbit Sample Set (ASB 32 series only)
    - Playback MIDI files with wavetable and FM synthesis simultaneously (это как?)
    - 64X oversampling combined Delta Sigma DAC/ADC
    - 16-bit and 8-bit digital sound in stereo and mono
    - Record and Playback 5.5KHz-48KHz in stereo or mono (для 96 года - не хуже GUS!)
    - ADPCM (m-law/µ-law hardware compression/decompression)
    - Ultra high quality CODEC for ultimate sound performance
    - CODEC capable of signal to noise ratio exceeding 85db
    - Single and Dual DMA support for simultaneous recording and playback
    - Multi-output (line and headphones output)
    - Stereo Microphone (standard or line powered)
    - AMC Ad Lib Media Connector (for CyberComm or CyberISDN)
    - Enhanced IDE Interface - 4D & Surround Sound for 4 Speakers (PRO and 4D series only)
    Может я что-то недопонял, (с английским у меня плоховато), либо тут еще что-то надо...
    20220822_190136.jpg
     
    Последнее редактирование: 22 авг 2022
    1q2w3e и MAN-biker нравится это.
  9. Hustler

    Hustler

    Регистрация:
    30 мар 2013
    Сообщения:
    605
    @Oleg Krylov, в играх в setup ставьте General Midi в устройстве воспроизведения музыки.
     
    Oleg Krylov и MAN-biker нравится это.
  10. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Почему бы и нет? Если у неё имеется и FM-чип, и WT-синт, то что мешает ей гнать МИДИ-команды на оба?
     
    Oleg Krylov нравится это.
  11. Oleg Krylov

    Oleg Krylov

    Регистрация:
    7 апр 2008
    Сообщения:
    361
    Обычно либо-либо или я что-то путаю?
     
  12. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Ну, дык у тебя ж карточка "необычная". Я не знаю, просто подумал, что нет особох проблем отправлять поток одинаковыех данных (коим является набор миди-команд) на несколько устройств.
     
  13. Oleg Krylov

    Oleg Krylov

    Регистрация:
    7 апр 2008
    Сообщения:
    361
    Спасибо! Даже честно говоря не ожидал! Она те только по GM работает, но и по всем Roland-ам, (на Roland LAPC иногда спотыкается), и по MT32. Тему можно считать закрытой. Лишь небольшой вопрос вдогонку, сзади гребенка под специализированный модуль памяти. Это что, если его добавить, то еще в него можно звучки как на GUS или AWE загружать?
     
    Последнее редактирование: 22 авг 2022
  14. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    Товарищи, кто имел дело с Aztech третьего поколения? Если верить этой таблице, речь идёт об Aztech Multimedia Pro 16 ABI/ABO (MMSN850/1996/AZT 2316-S/YMF262-M). Интересует качество звука, как у неё с совместимостью с играми под чистым MS-DOS, нет ли проблем с дочками (зависание нот и т. п.), инициализацией и т. д.?
     
  15. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    А как оно узнает что синт нужно переключить с GM на MT-32 (если вообще это возможно в твоём случае)?!
    Или тебе всё равно, что MT-32 будет пытаться играть на GM-синте?
     
  16. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Вот тут мне видится проблема. DOS игры сами разбираются, чего и куда они отправляют. Для разных синтезаторов у них могут быть совсем разные композиции заготовлены. Плохо понимаю, как их можно заставить одновременно использовать и FM и WT, если их разработчик об этом не подумал заранее.
    Может быть речь о спецсофте каком?
     
    Oleg Krylov нравится это.
  17. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Я имел в виду, к примеру на уровне драйвера винды, как это будут делать игры - без понятия, скорее всего никак. А в винде миди-поток идёт на один порт (стандартный 330, к примеру), а карта гонит их сразу на оба встроенных в неё синтезатора и FM, и WT (т.е. AdLib команды для FM-синтезатор на 388 порту это одно, а GM MIDI на 330 - другое).
    Это всё теоретический бред от меня, я без понятия что и как в этой карте сделано, но в описании выше написано же про ОДНОВРЕМЕННЫЙ вывод. Я просто пытаюсь объяснить как это может быть реализовано и в целом не вижу проблем (со своей делитантской точки зрения).
    В общем, тоже интересно узнать как это на практике реализуется(ли) и где.
     
  18. Cifra

    Cifra

    Регистрация:
    13 авг 2022
    Сообщения:
    135
    Подскажите, ESS1868 = SST1868?
    [​IMG]
     
  19. Колючий

    Колючий

    Регистрация:
    6 май 2008
    Сообщения:
    6.438
    Чип 1868. Блок расширения стереобазы не распаян. Если карта не окажется шумной - то очень хороший и удобный SB Pro II клон, умеющий ESFM
     
    MAN-biker нравится это.
  20. Cifra

    Cifra

    Регистрация:
    13 авг 2022
    Сообщения:
    135
    Подскажите, что за 1869s, что s означает? Смущает большая и не распаянная контактная площадка.

    aixbt.photo_photo_161017_604924e0exp5ACQ_1513816w.jpg

    aixbt.photo_photo_161017_604924e0exp5ACQ_1513815w.jpg
     
  21. legule

    legule

    Регистрация:
    14 ноя 2006
    Сообщения:
    622
    Тип упаковки F- прямоугольник, s -квадрат.
     
    Колючий нравится это.
  22. Gravis Ultrasound

    Gravis Ultrasound

    Регистрация:
    19 июл 2022
    Сообщения:
    31
    "гребенка", что это?
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление