1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Cifra

    Cifra

    Регистрация:
    13 авг 2022
    Сообщения:
    135
    Подскажите, ЦАП в фулл дуплексе и халф дуплексе - в чем разница с точки зрения потребительских свойств? В Edison Gold 16 пишут, что не полный дуплекс, чем это грозит?
     
  4. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.401
    Кстати, в некоторых играх помогало вместо бластера выбрать адлиб, с которым звук был нормальный
     
  5. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    По идее, если звуковая карта используется только для воспроизведения звука/музыки, то разницы никакой. Не смогут работать всякие Скайпы с Вайберами, потому что им нужна возможность одновременной записи и воспроизведения звука.
    --- добавлено 14 сен 2022, предыдущее сообщение размещено: 14 сен 2022 ---
    Кстати, у меня в системнике с SS7 установлена Edison Gold-16 5.0. В отличие от версии 3.3 на базе ES688, она сделана на чипе ES1868 и использует два канала DMA (1 и 3). Кажется, у неё есть полный дуплекс, но в каком-то ограниченном моно-режиме.
     
    Cifra нравится это.
  6. Tigoro AI General

    Tigoro

    Регистрация:
    4 фев 2010
    Сообщения:
    3.137
    "По идее, если звуковая карта используется только для воспроизведения звука/музыки, то разницы никакой. Не смогут работать всякие Скайпы с Вайберами, потому что им нужна возможность одновременной записи и воспроизведения звука." + про монопольное использование устройств приложениями не забывать в до-nt эру (я так понимаю, касалось всех ISA аудиокарт). Для меня так большим сюрпризом стало когда я первый раз не смог одновременно получить звук в двух программах, правда потом успокоили что под 2000 и выше тоже не бесконечное количество доступно, при n-ом запуске копии аудиоприложения вместо звука будет так же тихо, как и под win9x.
     
  7. Cifra

    Cifra

    Регистрация:
    13 авг 2022
    Сообщения:
    135
    Юра, а этой карте под дос действительно никакие драйвера не нужны, только пропись set blaster переменной в autoexec?
     
  8. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    Если речь про Gold-16 v3.3, то она на чипе ES688. Для поддержки Sound Blaster Pro для звука и музыки нужно прописать только SET BLASTER. Больше ничего не нужно.
     
  9. Cifra

    Cifra

    Регистрация:
    13 авг 2022
    Сообщения:
    135
    Понял. А дрова от ESS стандартные, если, к примеру миди нужно?
     
  10. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    На ESS 688 дочки ни разу не проверял. Скорее всего, понадобится дополнительно запустить SoftMPU. От ESS, по идее нужна только программа ESSVOL, позволяющая регулировать громкость каналов.
     
    MAN-biker нравится это.
  11. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.401
    Я пробовал, не работает.
     
  12. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    Дочка не работает? Нигде?
     
  13. 1q2w3e

    1q2w3e

    Регистрация:
    5 ноя 2019
    Сообщения:
    122
    для ESS688 нужен атрибут SBMIDI, вроде
     
  14. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.401
    В досе не работает. Сегодня могу еще раз попробовать.
     
  15. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    Учитывая требование SoftMPU "EMM386 4.46+ (MS-DOS 6.2) or QEMM 7.03+", могу предположить, что возможны проблемы с поздними DOS-играми, использующими защищённый режим памяти. Надо будет тоже попробовать, как доберусь до системы с 386-м процессором, где у меня как раз стоит ESS 688. Пока использовал SoftMPU только на системе SS7 с ESS 1868, чтобы включился Intellegent Mode для CM32L в игре Gods.
     
    Последнее редактирование: 15 сен 2022
  16. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    Попала ко мне в руки звуковушка на базе ES1688, вот такая:

    upload_2022-9-17_23-36-53.png

    Сразу выяснилось, что у неё сломано гнездо LINE OUT, поэтому пришлось его перепаять. После этого смог полноценно её проверить. Сначала протестировал её в режиме ENABLE PNP (джампер НЕ установлен). В этом случае по умолчанию карта занимает ресурсы 220/5/3/300, но с помощью ESSCFG можно выставить 222/7/1/330. В большинстве игр звук воспроизводится без проблем, исключение - Doom, где звук слышен буквально пару секунд, потом вырубается

    Потом я воткнул джампер, установив таким образом режим DISABLE PNP. В результате карта по умолчанию ломится на 220/7/1/330 (что, по сути, и надо), при этом ESSCFG не даёт возможности выбрать порт, IRQ и DMA. В Duke3D, Doom и старых играх, использующих только FM, всё в норме, дочку слышно. Одна замеченная проблема - вторая Кирандия, которая при запуске почему-то сообщает "Unable to find sound driver" и в игре не выдаёт ни звука, ни музыки. С полностью PnP-шной ESS 1868 такой проблемы нет. Пока не разобрался с причиной этой проблемы.
     
  17. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Имелось в виду 220?

    И вообще, тесты в чистом DOS проводятся или в винде?

    В смысле? GM-дочка на WAVEBLASTER-коннекторе?
    При чём тут FM тогда?
    И вообще, не велика заслуга - заставить работать FM на 388 ума не надо, вернее, вообще ничего не надо, оно ДОЛЖНО РАБОТАТЬ по любому.
    А вот чтоб у тебя "DIGITAL SOUND" везе без проблем заработал (без обрывов, кваканий и прочего) - вот это и есть первоочередная задача.

    Для второй Кирандии это нормально, было там что-то из этой серии.
    Опять же, ты запускаешь под виндой в ДОС-окне или чистый ДОС?
    Там для винды нужно было файл драйвера кидать в папку системную винды (когда он в папке игры - не помогало). Я про это уже тут писал где-то по памяти, но хрень такая была точно.

    А карточка эта вроде должна быть отличная и беспроблемная.
     
  18. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    Да, 220, только чистый MS-DOS 6.22.
    Да, GM-дочка на WAVEBLASTER коннекторе. Имел в виду, что протестировал несколько разных игр, воспроизводящих звук средствами и FM, и PCM, и General MIDI.
    Про Windows помню, хотя мне это тогда не помогло - сообщение с ошибкой драйвера исчезло, но звук не появился. Вторая Кирандия (CD-версия) весьма привередлива к звуковым картам - у меня это уже второй случай, когда она отказывается под чистым MS-DOS воспроизводить звук. Раньше у меня было то же самое с какой-то ESS, но касалось только оцифрованного звука (в сетапе он называется digitized sounds), музыка воспроизводилась нормально. А сейчас unable to find audio driver и полная тишина.
    Да, она рабочая, в этом я не сомневаюсь, в большинстве игр всё отлично. Думаю, какие-то нюансы, связанные с драйверами. В частности, у неё есть отдельный чип ES968F. Возможно, нужен другой драйвер или же одного ESSCFG недостаточно.
     
  19. Cifra

    Cifra

    Регистрация:
    13 авг 2022
    Сообщения:
    135
    Комрады помогите. Есть звуковуха SB 128 PCI (CT4810), все работало под досом через SBINIT. Обновил биос материнки (№1 в подписи) с модом (патчер AWD64GB, исходный биос на год новее моего) для поддержки винтов до 128 гб (штатно не видит более 32гб). Все норм, но внезапно отвалилась звуковуха. Сначала под win98 не было звука (хотя все ставилось), под дос в играх какой-то дробный мусор (как буд-то конфликтует что), sbtest вешалась вообще. Ковырял настройки биос в части прерываний, переставил дрова под вин98, по итогу звук в вин98 есть, а под досом ни в какую. Сейчас под дос звука нет вообще, sbinit все грузится, sbcfg все показывает, но при запуске sbtest пишет, что не может инициализировать SB16. Я так подозреваю, что-то в настройках биоса надо крутить. Что надо сделать, чтобы звук под досом появился?
     
  20. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.401
    самое простое - clear CMOS для начала, не помогло - попробовать карту в другой слот переставить, поотключать в биосе резервирование прерываний для USB и VGA
     
    MAN-biker, bvedargh и Cifra нравится это.
  21. Cifra

    Cifra

    Регистрация:
    13 авг 2022
    Сообщения:
    135
    Помогло перестановка pci звучка в другой слот (не понятно почему). Без этого один раз заработало под досом, ctrl+alt+del нажал, все снова не работает, не понятно, ничего же не делал. А как переставил, все вопросы снялись. Не подскажешь почему?
     
    MAN-biker нравится это.
  22. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.401
    конфликт прерываний, сама карта и эмулируемый ею бластер должны занимать разные прерывания и, желательно, не конфликтовать при этом с другими устройствами
     
    MAN-biker нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление