1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    @Cifra, ты можешь в диспетчере устройств Windows 98 посмотреть ресурсы, используемые звуковой картой. И, соответственно, понять, в чём суть конфликта.
     
    MAN-biker нравится это.
  4. Cifra

    Cifra

    Регистрация:
    13 авг 2022
    Сообщения:
    135
    В досе стало работать все стабильно, а вот в вин98 нет, нет, да какие-то проблемы, сейчас звук есть, но нет уверенности, что при следующем включении и перезагрузке не отвалится. Причем никаких конфликтов нет, все драйвера стоят, работают нормально, тока звука нет. Не нравится мне эта конструкция PCI звук - Legacy ISA эмуляция. Заказал на Авито ESS1868F, через пару дней приедет, оно как-то надежнее, я теперь понимаю почему за isa звук все топят.
     
  5. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Нет, не поэтому =)
     
    radical1010 нравится это.
  6. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.401
    Что за карточка, чем-то примечательна?
     

    Вложения:

    • realtek.jpg
      realtek.jpg
      Размер файла:
      175,7 КБ
      Просмотров:
      46
    MAN-biker нравится это.
  7. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.727
    @radical1010, судя по положению входов для осциллятора, это перемаркировка Avance Logic ALS200. Теоретически умеет в SB16, но не везде хорошо - в этом плане похожа на печально известную Vibra 16XV. ФМ пишут тоже, что "свой" и не очень.
     
    radical1010 нравится это.
  8. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.401
    Ищу просто низкопрофильную карточку для слим корпуса, у которой гейм порт на шлейфе отдельно.
    Нашел знакомые мне карты такого вида вроде
    YAMAHA ymf719e-s
    ESS1869

    видел также
    Crystal ASONIC-PRO/4235
    OPTi 82C931
    AvanceLogic ALS120

    Что из этого предпочтительней?
    Пока смотрю на ESS1869, у нее есть WT (как и у ямахи и опти)
     
  9. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.727
    @radical1010, я бы поискал ALS100 (не 100+) - у него клон OPL3 и нормальная поддержка SB16. На второе место поставил бы упомянутые ESS и Yamaha, но там стоит смотреть на важные для кого-то моменты: у Yamaha каноничный OPL, который имеет сложности с инициализацией в некоторых играх в случае слишком быстрого проца. Те же самые проблемы, но в меньшей степени и с инициализацией SB. А ещё у ямахи отсутствует ADPCM малой битности. Ну и небольшой баг микшера SB есть, но он легко решается.
    У ESS по всем этим параметрам дела получше, но сами карты, к сожалению, часто попадаются дерьмовые из-за желания сэкономить копеечку. Ямаховские почти всегда сделаны по референсному дизайну.
     
    Последнее редактирование: 20 сен 2022
    radical1010 и MAN-biker нравится это.
  10. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.401
  11. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.727
    На ямахе не вижу возможности отключить встроенный усилок. Это не значит, что её там нет - просто фото получше нужно.
     
  12. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    Более-менее изучил эту Gold-16 Plus. Оказалось, с Кирандией 2 всё в порядке - я по ошибке недоделанную сборку пытался запустить (забыл её удалить), в которой игра от диска отучена, а файлы в папку с игрой не скопированы. Вот игра и ругалась на это таким неожиданным образом - Unable to find sound driver. Как только запустил правильную версию размером ~300 Мб - сразу всё запустилось без вопросов.

    ESS ES1688+ES968

    Узнал, что эта карта умеет работать и как PnP, и как nonPnP (есть ещё карта на чипе ES1688, но без ES968, так она умеет только nonPnP). За выбор режима отвечает джампер слева внизу. Особенности:
    1. В nonPnP режиме выбрать порт/IRQ/DMA невозможно, потому что на плате не распаяны отвечающие за это перемычки. При любом раскладе она будет ломиться на 220/7/1/330. ESSCFG запускать надо.
    2. Если включить PnP, то карту начинает видеть Windows. В этом режиме ESSCFG позволяет выбирать занимаемые картой ресурсы. В остальном разницы никакой.
    3. При использовании ESSVOL уровни громкости живут своей жизнью - могут сохраниться, а могут сброситься после запуска очередной игры. С SETVOL такой проблемы нет.
    4. Драйвер ES968.COM или его улучшенный аналог от фидошника (кажется, ESS_INIT.COM) запускать не нужно, без него всё работает. Кстати, этот драйвер запускается, только если карта в режиме PnP.
    С Edison Gold 5.0 (ES 1868) по звучанию разницу не почувствовал, обе достаточно хорошо сделаны. Фоновый шум в наушниках вообще не слышу, если на компьютере-микшере стоит громкость 40 из 100, а на компе с ES1688 все уровни выкручены на максимум (15). Громкость при этом вполне достаточная.
     
    Последнее редактирование: 21 сен 2022
  13. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    А что, если не включить, то не видит?
     
  14. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.727
    @MAN-biker, просто если без PnP, то винда обнаружит карту только через специальную процедуру обнаружения для не-PnP, которая запускается из управления оборудованием. Второй вариант - установить драйвера руками, прописав в них нужные ресурсы.
     
  15. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    Да, нужно запускать мастер установки оборудования, соглашаться с предложением поискать не PnP оборудование. Мастер ничего не находит, далее соглашаюсь на предложение указать параметры вручную. Выбираю "Звуковые и игровые устройства" (кажется, так) -> ESS Technology -> ESS 1688 (ещё был вариант ESS 1688 WDM, но его не пробовал). После этого мастер сообщает, что драйвер на оборудование успешно установлен. Интересно, что если все программные ползунки громкости выкручены на максимум (микрофон и линейный вход - 0), то под Windows 98 слышен едва уловимый фоновый шум, а под MS-DOS его вообще нет.
    --- добавлено 21 сен 2022, предыдущее сообщение размещено: 21 сен 2022 ---
    Кто в курсе, зачем нужны драйвера es968.com (ESS 1688) или es1868.com (ESS 1868)? Для ESS 1868 я отключил эту строку в config.sys и у меня вообще ничего не изменилось. Вроде как этот драйвер должен выполнять инициализацию звуковушки, но с этим прекрасно справляется ESSCFG. Я сначала предполагал, что они взаимозаменяемые, но запуска только es1868.com (без ESSCFG) недостаточно - звука не будет. На dosdays в инструкции к ESS 1868 предлагается использовать обе программы вместе.
     
  16. Grue13 Ocelote.12

    Grue13

    Регистрация:
    26 апр 2006
    Сообщения:
    10.064
    По-моему, если у звуковухи есть IDE-разъём на плате, то .com файл включает поддержку IDE разъёма (к нему, например, тогда можно подключить CD-ROM).

    У меня когда-то давно была какая-то ESS, так там вот так вроде работало.
     
    Uka и Yuriy_X нравится это.
  17. Uka

    Uka

    Переводчик

    Регистрация:
    21 окт 2012
    Сообщения:
    27.430
    Для подключения встроенного IDE CD-ROM контроллера.
     
    Yuriy_X и Grue13 нравится это.
  18. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    @Grue13, @Uka, это касается именно 1688 и 1868 или всех ESS для ISA? А то у меня на системе с 386-м процессором CD-ROM, подключенный к ESS 688 (Edison Gold-16 v3.3), прекрасно пашет безо всяких драйверов на звуковуху (только SET BLASTER). Естественно, драйвер CD-ROM в конфиге присутствует (какой-то стандартный типа oak).
     
  19. Grue13 Ocelote.12

    Grue13

    Регистрация:
    26 апр 2006
    Сообщения:
    10.064
    @Yuriy_X, это было так давно, что я даже не помню, какой именно вариант ESS у меня был (вроде 1688, или 688, или 1868 - уже забыл) и какой был конкретный клон-производитель.

    Но без этого файла .com в config.sys CD-ROM (подключённый через звуковую карту) не работал.

    Процессор тогда у меня был 486DX4-100 (100 MHz), шина ISA.
     
    Последнее редактирование: 21 сен 2022
    Yuriy_X нравится это.
  20. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    Ещё интересует момент: на этой карте вверху есть нераспаянная площадка с обозначением PC-SPK. Если туда впаять разъём для подключения PC SPEAKER, то он будет работать? Как это можно сделать красиво?
    --- добавлено 21 сен 2022, предыдущее сообщение размещено: 21 сен 2022 ---
    Есть смутная догадка, что этот драйвер нужен только для PnP. Потому как ess_init.com у меня запустился только в этом режиме.
     
  21. Cifra

    Cifra

    Регистрация:
    13 авг 2022
    Сообщения:
    135
    А если не включать, карту в виндовс нельзя использовать?
     
  22. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    @Cifra, можно, конечно. Просто драйвера ставятся чуть по-другому (сообщение #7133).
     
    Последнее редактирование: 21 сен 2022
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление