1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. Cifra

    Cifra

    Регистрация:
    13 авг 2022
    Сообщения:
    135
    В целом тебе как лучше с вкл pnp или выкл? Вклю в биосе аналогичной опции как то влияет?
     
  4. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    Мне больше нравится вариант без PnP, потому что карта сразу занимает правильные ресурсы (220/7/1/330). С PnP бывают сюрпризы, например, в целом хорошую карточку Aztech 2320 мне не удалось заставить использовать IRQ 7 (она занимала любое другое, только не 7). Но выбирая nonPnP, нужно иметь представление, как освобождать эти ресурсы от других устройств, если они тоже туда ломятся. Вариант с PnP в некотором плане легче в настройке под Windows. Под MS-DOS в случае с PnP тоже достаточно просто - нужно лишь запустить ESSCFG, он сам найдёт свободные ресурсы.
     
    Последнее редактирование: 21 сен 2022
    MAN-biker нравится это.
  5. Grue13 Ocelote.12

    Grue13

    Регистрация:
    26 апр 2006
    Сообщения:
    10.064
    У меня вроде карта была только PnP, для неё в DOS была необходима ESSCFG.
     
    Yuriy_X нравится это.
  6. Oleg Krylov

    Oleg Krylov

    Регистрация:
    7 апр 2008
    Сообщения:
    361
    Всем доброго времени суток! Подарили вот такую карту. Все работает, можно сказать даже хорошо, (для нее), если бы не одно но... При загрузке, (перезагрузке), устанавливается на 220/10/300/0/1, что в DOS-е не всегда удобно. Инициализирую CTCM-ом, и приходится каждый раз запускать его утилиту и ставить на 220/5/330/1/1. (С 3 DMA не работает категорически, на разных "матерях" тест не проходит). Кто знает, как и чем ее заставить сидеть хотя бы на этих адресах? Сейчас конфиг такой: AMD K6-2 300/Asus TX-97-E/64Mb/Trio64V+/7.6Gb Samsung. В Win98Se, в ресурсах, поставил адреса принудительно - все работает без вопросов. P.S. Контакты чистил, поврежденных, сколотых элементов нет, электролитов непропаянных нет. 20220921_213414.jpg
     
    Последнее редактирование: 21 сен 2022
  7. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    @Oleg Krylov, у меня эта карта по умолчанию использовала порт 220, IRQ 5 и два DMA - 1 и 3. Соответственно, переменная SET BLASTER имела значение A220 I5 D1 H3 T6. Я бы попробовал в биосе отключить всё неиспользуемое (COM, LPT), потом обновить ESCD и посмотреть, куда она встанет.
     
  8. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Чего неудобно? ОДИН РАЗ прописать в автоэкзеке одну строку?
     
  9. Oleg Krylov

    Oleg Krylov

    Регистрация:
    7 апр 2008
    Сообщения:
    361
    To Yuriy_X Пробовал, (написал же, что и на разных материнках). И на этой отключал и LPT, и Com, (кроме первого, и меня на нем "мышь"). В PnP сетапе 10 IRQ биндил... - бесполезно. Такое впечатление, что у карты собственный CMOS съехал на эти значения и приходится каждый раз ее переинитить.
    To MAN-biker Многие, (особенно старые DOS игры), не воспринимают такие настройки. Им нужно 220-240, 5-7, 1. В autoexec-е у меня нормально прописано - A220 I5 D1 H1 P330 H6. Старые игры, особенно без настроек звука, ориентируются именно на эти настройки. При 0 DMA и 10 Irq либо виснут, либо уходят на перезагрузку, либо идут без звука.
    --- добавлено 21 сен 2022, предыдущее сообщение размещено: 21 сен 2022 ---
    Поскольку материнка Intel, может попробовать ICU ?
     
    Последнее редактирование: 21 сен 2022
  10. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    @Oleg Krylov, Вы писали "Инициализирую CTCM-ом, и приходится каждый раз запускать его утилиту и ставить на 220/5/330/1/1." То есть после иницициализации CTCM-ом карта занимает правильные ресурсы и работает без проблем?
    --- добавлено 22 сен 2022, предыдущее сообщение размещено: 22 сен 2022 ---
    Кто подскажет, почему при использовании EMM386 с любым ключом (NOEMS, RAM) отключается оцифрованный звук в Doom и Duke3D (MIDI есть). Как только отключаю эту строку в конфиге, проблема исчезает. При этом есть игры, также использующие защищённый режим (н-р, Little Big Adventure 2), которые издают оцифрованные звуки вне зависимости от EMM386. Проблема в самих играх или где-то глубже? Звуковая - ESS 1868, 1688, инициализируется стандартной утилитой ESSCFG.
     
  11. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.401
    а разве ей нужен вообще EMM386?

    У меня такой вопрос, кто-нибудь пробовал использовать платы SIS с южником SIS 965 и новее под DOS?
    Я пробовал на 964/964L, карта SOLO-1 работала превосходно.
     
  12. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    Нет, ей не нужен EMM386. Просто интересно, почему наличие EMM386 в конфиге приводит к отключению оцифрованного звука в некоторых играх.
     
  13. TBAPb MIA

    TBAPb

    Хелпер

    Регистрация:
    26 сен 2005
    Сообщения:
    2.009
    @Yuriy_X, включать EMM386 и перебирать все загружаемые драйвера/TSR и прочее.
    Если звуковая не PnP, то убедиться что подразумеваемый конфиг (в т.ч. в SET BLASTER) соотвествует тому, что реально выставлено джамперами.
     
  14. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    @TBAPb, "перебирать все загружаемые драйвера/TSR и прочее" - имеется в виду пробовать другие? То есть цифровой звук в Doom и Duke3D может не воспроизводиться из-за какого-то конфликта EMM386 с драйверами?
     
  15. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.401
    У меня Duke3D не запускался в лучшем качестве, чем 800х600, из-за EMM386
     
    Yuriy_X нравится это.
  16. MAN-biker

    MAN-biker

    Регистрация:
    17 авг 2008
    Сообщения:
    4.171
    Правильно делают.
    Я имел в виду прописать в автоэкзеке значения
    220/7/330/1/1
    которые будет работать всегда и везде.
     
  17. Oleg Krylov

    Oleg Krylov

    Регистрация:
    7 апр 2008
    Сообщения:
    361
    Всем! Проблема решена. Правда немного через ж... Мучился, мучился с установкой на разные матери, в конце концов достал 486 машину, поставил на нее, (Asus 486sp3). Первые несколько запусков все было нормально, потом снова адреса съехали! В конце концов убрал CTCM и проинитил эту карту через дрова SB16, (т.е. как не PnP) - заработала! (на A220 I5 D1 H1 P330 и пока держится, с 3 DMA так и не дружит). Подумал, от добра - добра не ищут и оставил так как есть. Мое мнение - "накрылся" EEPROM, ну не совсем, а так...
     
    Последнее редактирование: 22 сен 2022
  18. Cifra

    Cifra

    Регистрация:
    13 авг 2022
    Сообщения:
    135
    Установил в пк ESS1868F. Есть вопрос. Под вин98 все пашет. ДОС приложения под виндой тоже полный спектр, а вот под чистый ДОС не могу запустить general midi, т.е. если выбирать на эффекты и музыку SB, все норм, а если на эффекты Sb, музыка midi, то пушки бахают, а музыки нет (330 порт). В чем может быть дело?
     
  19. Oleg Krylov

    Oleg Krylov

    Регистрация:
    7 апр 2008
    Сообщения:
    361
    Музыка пошла на внешний порт, на MPU. Так что если у тебя нет синтезатора подключенного к этому порту, (обычно Game Port), музыки не будет.
     
  20. Cifra

    Cifra

    Регистрация:
    13 авг 2022
    Сообщения:
    135
    Эмуляцию как-то можно вкл? Не знаю, гейм порт выключить? CT4810 PCI под досом это умел.
     
  21. Oleg Krylov

    Oleg Krylov

    Регистрация:
    7 апр 2008
    Сообщения:
    361
    Нет. Насколько знаю ESS этого не умеет... :nono:
     
  22. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.333
    У меня CT4170 настраивалась на DMA 1 (Low DMA) и 3 (High DMA). При этом High DMA=3 приходилось вручную прописывать в ini игр, иначе они ругались, что High DMA не может принимать значение 3. Такая вот кривая карта, с этим ничего не поделаешь.
     
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление