1. Друзья, в это тяжёлое и непонятное для всех нас время мы просим вас воздержаться от любых упоминаний политики на форуме, - этим ситуации не поможешь, а только возникнут ненужные ссоры и обиды. Это касается также шуток и юмора на тему конфликта. Пусть войны будут только виртуальными, а политики решают разногласия дипломатическим путём. С уважением, администрация Old-Games.RU.

    Скрыть объявление
  2. Пожалуйста, внимательно прочитайте правила раздела.
  3. Если Вы видите это сообщение, значит, вы ещё не зарегистрировались на нашем форуме.

    Зарегистрируйтесь, если вы хотите принять участие в обсуждениях. Перед регистрацией примите к сведению:
    1. Не регистрируйтесь с никами типа asdfdadhgd, 354621 и тому подобными, не несущими смысловой нагрузки (ник должен быть читаемым!): такие пользователи будут сразу заблокированы!
    2. Не регистрируйте больше одной учётной записи. Если у вас возникли проблемы при регистрации, то вы можете воспользоваться формой обратной связи внизу страницы.
    3. Регистрируйтесь с реально существующими E-mail адресами, иначе вы не сможете завершить регистрацию.
    4. Обязательно ознакомьтесь с правилами поведения на нашем форуме, чтобы избежать дальнейших конфликтов и непонимания.
    С уважением, администрация форума Old-Games.RU
    Скрыть объявление

Hard Звуковые карты для DOS

Тема в разделе "Hard & Soft", создана пользователем easy_john, 21 май 2013.

?

Какие карты у вас есть

  1. Disney Sound Source / Covox / LPT dac

    5,8%
  2. Adlib

    5,5%
  3. IBM Music Feature Card / Tandy / PCjr

    0,3%
  4. Sound Blaster 1.x/2.x/Pro

    13,1%
  5. Sound Blaster 16/Vibra

    39,5%
  6. Sound Blaster awe32/awe64

    48,5%
  7. Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)

    44,7%
  8. Pro Audio Sрectrum, PAS pro, PAS 16

    2,7%
  9. Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)

    8,9%
  10. Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)

    7,9%
  11. Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)

    7,2%
  12. Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)

    6,9%
  13. Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)

    8,6%
  14. Ensoniq Soundscape series

    5,5%
  15. Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)

    19,9%
  16. Terratec AudioSystem EWS64XL

    3,4%
  17. Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )

    5,5%
  18. Sound Blaster Live

    42,6%
  19. Aureal Vortex

    31,3%
  20. DB waveblaster и другие

    7,2%
Можно выбрать сразу несколько вариантов.
  1. easy_john

    easy_john

    Регистрация:
    14 мар 2008
    Сообщения:
    1.708
    Обсуждение всего, что связанно со старыми звуковыми картами в DOS.
    Настройка/характеристики/качество/драйвера/совместимости и т.п.

    Можно обсуждать весь спектр звуковых плат и дочек, которые работают в DOS или в DOS-окне windows 9x.

    Основные элементы звуковых карт периода с середины 80-ых до конца 90-ых:
    1) "Кодек", цифро-аналоговый преобразователь, использовался для воспроизведения звуковых эффектов (выстрелы, взрывы, голос). Требовал большого объема потоковых данных (.snd, .wav, позднее .mp3), так что для музыки, до появления быстрых процессоров, больших дисков и сильной компрессии (.mp3), практически не использовался.
    Игра/программа должна была знать о стандарте кодека, что бы возможно было воспроизводить звуки через него.

    Типичные стандарты кодеков: SoundBlaster (SB ), SoundBlaster 2.0 (SB 2.0), SoundBlaster Pro2 (SB Pro2), SoundBlaster 16 (SB16), Microsoft(он же Windows) Sound System (WSS).


    2) "Синтезатор", использовался для воспроизведения музыки.
    2.a) FM синтезатор - недорогой чип, способный воспроизводить звуковые волны разных частот, музыка получалась не совсем реалистичная, но им были оборудованы даже самые дешевые звуковые карты.

    Плюсы: музыка будет (практически) одинаковая на всех картах.
    Минусы: качество музыки.
    Типичные стандарты FM синтезаторов: Yamaha OPL2 (mono), OPL3 (stereo)

    2.b) WaveTable синтезаторы - синтезаторы имеют свою память (большинство rom), в которой хранятся записанные семплы с настоящих инструментов. Синтезаторы получают от игры/программы только название инструмента и ноту и сами воспроизводят звук.

    Плюсы: качество музыки на порядок выше FM синтеза.
    Минусы: звучание инструментов на каждом синтезаторе свое, например музыка написанная для roland могла звучать плохо на синтезаторе yamaha/korg/emu и наоборот.
    Типичные стандарты:
    Технический стандарт используемый в играх:
    - нативный для некоторых карт исключений: GUS, AWE 32/64
    - общий, просто на передачу midi нот: MPU-401
    Стандарт на "формат" midi треков: до 1992 года - Roland LA (mt-32, cm32/64, lapc), после 1992 - GeneralMidi (GM/mpu-401/waveblaster).

    В 199x годах на PC был портирован формат "трекерных модулей" (.mod, .stm, .s3m, .xm и т.п.) представляющий из себя нотные листы как в midi, плюс коротких отрезков потоковых звуков, типа .wav, которыми эти ноты воспроизводились. Позволял в небольшом объеме 0.1-1 мб получать музыкальный трек приличного качества.

    Плюсы: качество музыки сравнимое с wavetable. Идентичное звучание на всех картах, т.к. для вывода звука использовался только кодек.
    Минусы: требовался производительный (от 486) компьютер т.к. нагрузка по проигрыванию ложилась на процессор (или некоторые звуковые карты, типа GUS/AWE)
    К сожалению, такой формат музыки довольно редко использовался в играх, наиболее известные примеры: Epic Pinball, OneMustFall, Crusader, Unreal.


    Список классов звуковых карт для примера и привлечения внимания:
    - PC Speaker
    - Disney Sound Source / Covox / LPT dac
    Характеристики
    - Adlib
    Характеристики
    - Tandy / PCjr
    - IBM Music Feature Card / Yamaha FB-01
    - Sound Blaster 1.x/2.x/Pro
    Характеристики
    - Sound Blaster 16/Vibra
    Характеристики
    - Sound Blaster awe32/awe64
    Характеристики
    - Sound Blaster compatible/clone (Ess, Opti, Crystal, ...)
    - Pro Audio Sрectrum 16
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound GF1 (Classic/Max/Extreme/Ace/clones)
    Характеристики
    - Gravis Ultrasound Amd (PnP/PnP Pro)
    - Roland MT-32 series (LAPC, MT-32, CM-32, ...)
    - Roland Sound Canvas series (SCC-1, SCB-55, RAP10, ...)
    - Turtle Beach Series (Maui, Rio, Tropez, +, Pinnacle, ...)
    Характеристики
    - Ensoniq Soundscape series
    - Yamaha XG series (db50xg, sw60xg, ...)
    Характеристики
    - Terratec AudioSystem EWS64XL
    - Other Wavetable based (Aztech WaveRider 32+, ... )
    Характеристики
    - Sound Blaster Live
    - Aureal Vortex
    - DB waveblaster и другие

    Звуковые карты работающие в DOS с цифровым выходом s/p-diff
    Табличка

    Работа PCI звуковых карт в DOS:
    Подробности
    + DOS Sound Blaster compatibility: PCI sound cards vs. PCI chipsets

    Фак, по звуковым картам из конференций fido: http://faqs.org.ru/hardw/media/sndhwfaq.htm
    Отдельные факи по:
    - Gravis Ultrasound - http://faqs.org.ru/hardw/media/gusfaq.htm
    - SB AWE32/64 - http://faqs.org.ru/hardw/media/awefaq.htm
    - SB Live - http://faqs.org.ru/hardw/media/sblive.htm
    - Aureal Vortex - http://faqs.org.ru/hardw/media/vortex.htm

    Звуковые карты на wiki.old-games.ru - http://www.old-games.ru/wiki/Категория:Звуковые_карты
    Поиск игр, поддерживающих определенную звуковую карту на сайте MobyGames:

    Драйвера для старых звуковых карт:
    Коллекция сайта vogons: http://vogonsdrivers.com/index.php?catid=3
    Мое ftp: ftp://ftp.amiwiki.spb.ru/Dos/Distrib/Sound/
     
    Последнее редактирование: 11 янв 2018
    bl00dshot, unp, HotChip и 17 другим нравится это.
  2.  
  3. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.400
    А где взять драйверы под DOS для MM PRO 16IIB FP-6L (OD)?
    AZT2316R
    Карта похожа на эту, только кварц под большим чипом распаян и нет "3D" в названии.
    И кодек (большой чип) не от AD, а Crystal
    ямаховский OPL чип



    карта не pnp, unisound не видит
    если просто прописать SET BLASTER, то OPL играет, но звука FX нет

    UPD
    вот эти вроде подошли

    UPD2
    добавил еще драйвер под винду

    кстати, моя карточка играет FM много приятнее, чем там на видео, видимо, в кодеке дело
     

    Вложения:

    Последнее редактирование: 18 дек 2022
  4. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.331
    Имеется PnP-версия ESS 1688. Проблема в том, что мне не удаётся услышать звук, направленный со спикера на PC SPK IN (на фото слева вверху). Некоторые версии микшера ESSVOL позволяют регулировать громкость спикера через параметр /p:xx, по умолчанию он равен 4 (максимум - 7). Для подключения использую трёхконтактный кабель для соединения CD-ROM со звуковой картой. Может кто-нибудь сталкивался с подобной ситуацией и подскажет, в чём может быть проблема?

    upload_2022-12-28_22-23-30.png
     
  5. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    @Yuriy_X, если здесь волшебным образом не больше двух слоёв меди, то пин SPK идёт в никуда (судя по фото обратной стороны платы в интернете).
     
  6. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.331
    @TheMadLynx, то есть он здесь выполняет исключительно декоративную функцию? Зачем тогда делали разъём?
     
  7. TheMadLynx

    TheMadLynx

    Хелпер

    Регистрация:
    9 июн 2015
    Сообщения:
    6.725
    @Yuriy_X, так живая карта то у вас на руках, а не у меня - значит сами можете взять мультиметр, прозвонить все штырьки и ответить на поставленный вопрос намного точнее моих гаданий по фотографиям)
     
    MAN-biker нравится это.
  8. STOCK

    STOCK

    Регистрация:
    13 янв 2007
    Сообщения:
    684
    Сдох левый канал на AWE64 CT4520. Дело не в разъёме, потому как что через LINE OUT, что через SPEAKER OUT картина одинакова. Не подскажете как мне её прозвонить чтобы докопаться до корня проблемы?
     
  9. Tigoro AI General

    Tigoro

    Регистрация:
    4 фев 2010
    Сообщения:
    3.137
    Yuriy_X и MAN-biker нравится это.
  10. STOCK

    STOCK

    Регистрация:
    13 янв 2007
    Сообщения:
    684
    Имеется вот такая карта, но у неё какой-то странный WT-разъём, отсутствуют 25 и 26 пины. Думал может отломаны, но они вообще не распаяны. По распиновке это вроде как земля и некий RESET. Это зачем оно здесь так? И будет ли тут работать дочка?
    IMG_20230121_115607.jpg IMG_20230121_115613.jpg IMG_20230121_115623.jpg
     
  11. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.331
    @STOCK, загуглите название своей карты (A111-A20), и Вы увидите, что на её фотографиях есть все контакты. Почему на этом экземпляре два контакта отсутствуют, непонятно. Я бы не вставлял в неё дочку, оно того не стоит.
    --- добавлено 31 янв 2023, предыдущее сообщение размещено: 31 янв 2023 ---
    Коллеги, подскажите, есть ли какие преимущества у ISA звуковых карт Genius в сравнении с многочисленными безымянными аналогами? Речь в основном про ESS 1868/1869 и Yamaha YMF724. И почему у таких карт Genius названия некоторых моделей совпадают с Labway? Это одно и то же?
     
  12. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.400
    Потому, что их сделали в Labway, очевидно же.
    Надо смотреть конкретную карту. Карты от Labway, наверное, лучше безымянных. Хотя ихняя ямаха 724 с включенным усилком шумит совсем уж непотребно. А так, на джениусах тоже немало видел нераспаянных из экономии деталей, особенно на дешевых, вроде с-медии.
     
  13. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.331
    Ясно. Для меня было очевидно, что Labway делает эти карты для Genius, либо наоборот, либо это один условный завод, который выпускает карточки под обеими марками.
    У меня лежат две Ямахи 724 от Genius (A301-G50), так без усилка был вполне чистый звук, даже когда он с ретро-компа направлялся на дешёвую звуковушку-микшер SB Live! 24bit основного компа. Про шумность с усилком не могу ничего сказать, потому что даже не задавался вопросом, как он включается.

    Что касается Genius/Labway для ISA, то возьмём, например, A111-860 (ES1868). Она выглядит абсолютно просто, даже нет разделения Line-Out и Speaker.

    upload_2023-1-31_13-40-48.png

    Конкретно она чем-то выигрывает у безымянных собратьев такого же размера (с тремя разъёмами 3.5mm jack) или один фиг?
     
    Последнее редактирование: 31 янв 2023
  14. radical1010

    radical1010

    Регистрация:
    3 сен 2018
    Сообщения:
    3.400
    У меня есть похожая (даже цвет платы совпадает) лабвеевская ямаха 719 с нашлепкой от джениуса и друга ноунейм 719 ямаха. Лабвеевская однозначно выглядит более прилично, ну а качество звука на мой слух примерно одинаково. По разводке плат еще отличие в том, что на джениусе не распаян IDE порт и разведены, но не распаяны RAM и ROM для табличного синтезатора.
     
    Yuriy_X нравится это.
  15. loveburn

    loveburn

    Регистрация:
    20 июн 2010
    Сообщения:
    39
    Добрый день, ретрогуру, подскажите пожалуйста, в чем проблема, имеем аве64 валью, и проблемы в виде нету выбора 44кгц в дос играх типа дюк3д , шэдов варриор итд, максимум 22кгц и даже воспроизведение миди (620h) немного кривое, точнее с первого раза могут не все инструменты отигрывать, со второго играют все, заранее спасибо
     
    Последнее редактирование: 1 фев 2023
  16. dizzydevil

    dizzydevil

    Регистрация:
    17 фев 2009
    Сообщения:
    208
    Привет, покажи свои autoexec.bat и config.sys
    напиши точную конфигурацию пк
    Возможно идет конфликт прерывания (irq) с каким-либо из устройств в пк.
    В windows со звуком есть какие-нибудь проблемы?
     
    MAN-biker нравится это.
  17. loveburn

    loveburn

    Регистрация:
    20 июн 2010
    Сообщения:
    39
    @dizzydevil, В windows 98 se , нет проблем, в autoexec.bat всё по стандарту
    SET CTCM=C:\AWE32
    SET MIDI=SYNTH:1 MAP:E MODE:0
    SET BLASTER=A220 I5 D1 H5 P330 E620 T6
    В config.sys вообще всё по стандарту 3 строчки от самой ОС
    Пробовал унисаунд результат такой же.
    Мать Gigabyte GA-6VTXE-A в биосе рубанул всё по встроенному аудио эмуляции и мпу401
    Процессор п3 туалатин эс 1266мгц
    512мб ОЗУ, GPU Asus GeForce 4 ti4200 64mb 4x
    Diamond voodoo 2 12mb pci
    3com 100mb fast PCI Ethernet
    Если оставить только видео и звук в мат плате ничего не меняется...это к слову об irq

    UPD: проблемы были на стороне самих игр, старые версии не могут 44кгц, поставил новую есть в настройках и работают, теперь есть ещё проблема в чистом досе, в дум1 и дум2 на ФМ есть музыка а авешкин ему музыку не играет, может есть какие-то алгоритмы?

    UPD2: Короче отбой, разобрался в дебрях креатива с его ублюдской эмуляцией GM и TSR которая иной раз вешает всю систему, в целом заставил играть в думе2 и некоторых остальных играх, аве32 которые её знают нативно, но игры которые умеют играть музыку только ФМ либо General Midi без TSR GM просто не играют, а с тср иногда играют, но система виснет... Буду такие игры по возможности запускать из под вин98 там не нужна эмуляция и все general midi спокойно так играют в 330 а дрова делают редирект в 620 порт.... Не понимаю в чем была сложность креативу сделать нормальный тср для чистого дос, но уже даже не сильно интересно!
     
    Последнее редактирование: 2 фев 2023
  18. dizzydevil

    dizzydevil

    Регистрация:
    17 фев 2009
    Сообщения:
    208
    @loveburn,
    Привет, сорян, давно не заходил на форум.
    Проверь ресурсы карты в 98ой, они совпадают с теми что в autoexec A220 I5 D1 H5 P330 E620 T6 ?
    В биос попробуй поставить PnP OS - NO.
    В том же разделе выдели под isa шину irq5 и dma1 и 5.
    Я согласен что у креатива дрова все писались через жопу,
    так же как и сами карты далеки от совершенства, но при
    правильной настройке awe64 должна работать стабильно и без проблем,
    хоть на родных дровах, хоть через unisound.
     
  19. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.331
    Соглашусь с @loveburn насчёт кривой эмуляции GM и MT-32 в DOS. Года три назад на собственных ошибках понял, что Creative и General MIDI - несовместимые понятия. Если требуется General MIDI под чистым DOS, то проще найти какую-нибудь дочку и приличную ISA звуковуху с WT гребёнкой.

    Я перепробовал немало бюджетных карт, больше всего понравились на чипах ESS ES1688/1868/1869, Yamaha YMF718/719 и Aztech AZT2320. В наибольшей степени меня устроила ESS ES1868/1869, имеющая отличную совместимость с играми для DOS. Единственный нюанс - они нечасто встречаются в приличном исполнении, в основном мелькают самые дешёвые и шумные экземпляры. А почти всегда качественные ES688 не умеют использовать MPU401 в защищённом режиме.

    Ещё понравилась Aztech AZT2320, но у неё тоже есть пара существенных минусов: невозможно использовать IRQ 7 (возможно, это проблема моего экземпляра) и нет фильтра низких частот.

    Меньше всего из перечисленных понравилась Yamaha YMF718/719. Во-первых, при её использовании с быстрыми процессорами пропадают звуки (в WarCraft, например), во-вторых, у неё тоже нет фильтра низких частот и в-третьих, к ней больше вопросов по части совместимости, чем к ESS ES1688/1868/1869 и Aztech AZT2320.
     
  20. loveburn

    loveburn

    Регистрация:
    20 июн 2010
    Сообщения:
    39
    Что в винде что в унисоунд 220 5 1 5.... а вот если в биос поставить резерв для исы, то аве сдвигается нафиг))) биосы тоже в те года не оч писали, хотя и сейчас иной раз от новых матерей открыть аспи и почитать асемблерный код и офигеть от тупости и криворукости)
     
  21. Yuriy_X

    Yuriy_X

    Регистрация:
    27 авг 2018
    Сообщения:
    3.331
    Случайно наткнулся на "DOS32AWE - DOS/4G compatible DOS Extender with Sound Blaster AWEUTIL MIDI synthesizer support for Protected mode,VIASB", на вогонсах целая тема. Кто-нибудь пробовал это? Я так понял, софтина позволяет использовать под чистым DOS General MIDI для AWE32/64.
     
    MAZterXP нравится это.
  22. Gamecollector

    Gamecollector

    Регистрация:
    23 сен 2016
    Сообщения:
    2.410
    Не совсем так.
    Криватива под DOS забабахала перенаправление MIDI на свой синтезатор (упрощая, с 330-го порта на 620-й). Аж в 3 вариантах эмуляции (если памяти на SB достаточный объём): general midi, general standard и MT-32. Но оно жрало базовую память, требовало EMM386 и работало только в играх, использующих реальный режим процессора.
    И да, именно поэтому на AWE выпилили MIDI гребёнку. Типа -- пользуйтесь нашим кривым говном и не смейте вспоминать о стандартных решениях!

    Вышеупомянутый проект пытается заставить это самое перенаправление работать в играх, использующих DOS Extender.
     
    MAZterXP нравится это.
  1. На этом сайте используются файлы cookie, чтобы персонализировать содержимое, хранить Ваши предпочтения и держать Вас авторизованным в системе, если Вы зарегистрировались.
    Продолжая пользоваться данным сайтом, Вы соглашаетесь на использование нами Ваших файлов cookie.
    Скрыть объявление